МВФ разжигает аргентинский кризис - снова
Менее чем за три года правительство президента Аргентины Маурисио Макри уже подписало два соглашения с Международным валютным фондом. А последние события говорят о том, что долгая и неспокойная история страны с Фондом может повториться.
Аргентина должна была заимствовать средства у Международного валютного фонда еще в 1958 году. За шесть десятилетий с тех пор страна подписала 22 соглашения с Фондом. Большинство из них впоследствии были сорваны.
Несмотря на свои деловые полномочия, нынешний президент Аргентины Маурисио Макри присоединился к этому параду разочарований. Менее чем за три года его правительство подписало два соглашения с МВФ. А последние события показывают, что неспокойная история Аргентины с Фондом может повториться.
Последняя глава началась в июне 2018 года, когда в стране был бюджетный дефицит и дефицит по счету текущих операций, эквивалентный совокупным 11% ВВП. Инвесторы стали настороженно относиться к аргентинским облигациям, вынуждая правительство Макри спешить в Фонд за помощью.
Благодаря решительной поддержке Соединенных Штатов Аргентина вскоре получила кредит МВФ в размере 50 миллиардов долларов США для использования в течение следующих трех лет. Правительство сделало вид, что это всего лишь «предупредительная» программа: Аргентина будет держать деньги в своем заднем кармане, чтобы успокоить частных инвесторов.
Однако спустя всего два месяца Макри признал, что Аргентине нужно даже более 50 миллиардов долларов - и сразу. В жаргоне МВФ сделка должна была быть "заранее загруженной".
На этом этапе дружба Макри с президентом США Дональдом Трампом (они знали друг друга по миру недвижимости) окупилась. Фонд согласился - хотя и неохотно - пополнить кредит еще на 7 млрд долларов, доведя его до 57 млрд долларов. Более того, около 90% всей суммы, или 51,2 млрд долларов, будет выплачено до следующих президентских выборов в Аргентине в конце 2019 года.
Это самый крупный за всю историю кредит МВФ для страны, и больная экономика Аргентины остро нуждается в финансовой поддержке. 15 апреля Фонд направил взнос в размере 9,6 млрд. долларов. Но вместо того, чтобы использовать эти деньги для создания своих валютных резервов или выкупа долгов, правительство Макри вместо этого купит аргентинские песо.
Неудивительно, что премия за риск в Аргентине резко возросла. Инвесторы беспокойны, и не только потому, что бывший президент Кристина Фернандес де Киршнер возглавляет избирательные участки. Они знают, что, взяв на себя финансовую поддержку МВФ в его нынешний срок полномочий, Макри также сгруппировал будущие обязательства Аргентины по выплатам в Фонд. И поскольку МВФ имеет статус привилегированного кредитора, он будет первым, чей долг будет погашен. Поэтому, если Аргентине не хватит долларов после 2020 года, чтобы погасить всех своих кредиторов, частные инвесторы могут быть вынуждены реструктурировать свои требования в убыток. Поэтому у инвесторов есть узкое окно возможностей покинуть Аргентину, и они могут использовать его в ближайшее время.
Правительство утверждает, что Казначейству нужно будет продать 9,6 млрд долларов на внутреннем рынке, чтобы покрыть бюджетные расходы в песо. Хотя взятие долларов у Фонда для покупки песо кажется необычным, МВФ согласился. В то же время правительству было разрешено использовать деньги Фонда только в гомеопатических дозах до 60 миллионов долларов в день, через центральный банк и на открытых аукционах.
Это не имеет никакого смысла. В соответствии с соглашением с МВФ правительство взяло на себя обязательство поддерживать баланс первичного бюджета с нулевым дефицитом (до уплаты процентов) и переворачивать более 70% всех сроков погашения и выплаты процентов по государственному долгу в песо. Правительство успешно выполняет оба условия и в настоящее время переворачивает более 100% процентов и погашение государственного долга в песо, что превышает целевой показатель этого года.
Поэтому у правительства нет необходимости использовать доллары МВФ для покупки песо. Скорее, власти - с одобрения Фонда - будут использовать деньги для поддержания стабильного обменного курса песо до выборов в конце этого года, тем самым увеличивая шансы Макри на переизбрание.
МВФ не должен поддерживать это по нескольким причинам. Для начала, поддерживая такие глупые и ложные аргументы, МВФ поставит под угрозу усилия по нормализации отношений между Аргентиной и Фондом. Кроме того, доллары, которые правительство продает для поддержки песо в этом году, будут крайне необходимы следующей администрации для обслуживания погашения задолженности и выплаты процентов в 2020 году.
Наличие 9,6 млрд. Долл. США, а не эквивалентной суммы обесцененных песо, поставит следующее правительство в несколько более удобное положение, если, как кажется, неизбежным, ему потребуется пересмотреть действующее соглашение Аргентины с МВФ. А обеспечение стабильного песо может быть даже невозможным, учитывая, что ежедневный аукцион в 60 миллионов долларов не даст правительству достаточно боеприпасов для предотвращения резких скачков на валютном рынке.
Наконец, чем больше задолженностей Аргентины перед привилегированным кредитором, таким как МВФ, тем сложнее будет убедить частных «непривилегированных» инвесторов перевести свои требования и продолжить финансирование страны в 2020 году и в последующий период.
К сожалению, история может повториться. В октябре 2001 года, примерно за 60 дней до дефолта по своим долгам, Аргентина одолжила 8 миллиардов долларов у Фонда. Большая часть этих денег была использована для покупки песо у институциональных инвесторов, покидающих страну. МВФ собирается совершить ту же ошибку снова. Не следует ожидать другого результата.
|