Нам нужно национализировать Google, Facebook и Amazon. И вот почему
У этих монопольных платформ нет конкуренции: они слишком велики, чтобы служить общественным интересам
В марте 2014 года, казалось, что полное доминирование Facebook находится под угрозой. Новая социальная сеть Ello представила себя как альтернативу Facebook. Согласно манифесту, сопровождающему ее публичный запуск, Ello никогда не будет продавать ваши данные третьим лицам, финансировать свое обслуживание через рекламу или требовать от вас использовать свое настоящее имя.
Шумиха быстро утихла, и Facebook все продолжает расширяться. Тем не менее быстрый рост и падение Ello является симптомом нашего современного цифрового мира и монопольной власти новых «платформенных» компаний 21-го века, таких как Facebook, Google и Amazon. Их бизнес-модель позволяет им с невероятной скоростью наращивать доходы, собирать данные своих пользователей и позиционировать себя в качестве новых гигантов экономики.
Платформа, которыми являются вышеуказанные компании это своеобразная инфраструктура, которая соединяет две или более группы и позволяет им взаимодействовать.
Ни одна из них не фокусируется на том, чтобы производить вещи так, как это делали традиционные компании
Вместо этого Facebook соединяет пользователей, рекламодателей и разработчиков; Убер - пассажиров и водителей; Amazon - покупателей и продавцов.
Сетевые эффекты порождают импульс, который не только помогает этим платформам выжить, но и делает невероятным трудным их замену для конкурентов.
В результате мы стали свидетелями роста все более сильных монополий на платформы, практически не имеющих конкурентов. Google, Facebook и Amazon являются самыми важными на западе. (Китай имеет собственную технологическую экосистему.)
Google полностью контролирует поиск, Facebook - абсолютный лидер среди социальных сетей, а Amazon - первый в электронной коммерции
И теперь они захватили власть над не-платформенными компаниями - и эта напряженность, может только усугубиться в ближайшие десятилетия. Возьмем, журналистику: Google и Facebook получают доходы от рекламных объявлений с помощью сложных алгоритмов; Газеты и журналы жалуются, что рекламодатели массово уходят, следуют увольнения сотрудников, и крах крупных печатных изданий, таких как Independent. Подобное явление происходит в розничной торговле, причем доминирование Amazon разрушает традиционные магазины.
Не будет забывать об абсолютной власти этих компаний над нашими данными
Информация быстро становятся такой себе версией нефти 21 века - ресурсом, необходимым для всей мировой экономики, и интенсивная борьба за ее контроль сейчас в центре внимания. Платформы, как пространства, в которых взаимодействуют две или более группы, обеспечивают то, что на самом деле является настоящей нефтяной платформой для данных. Каждое взаимодействие на платформе становится точкой данных, которая может быть захвачена и обработана при помощи специальных алгоритмов. В этом смысле платформы являются единственной бизнес-моделью, ориентированной на данные.
Мы часто рассматриваем платформы как феномен технологического сектора, но правда в том, что они становятся повсеместными в экономике
Убер - самый яркий пример, превративший устарелый бизнес такси в модную бизнес платформу. Siemens и GE, две гиганта 20-го века, борются за разработку облачной системы производства. Монсанто и Джон Дир, две огромные сельскохозяйственные компании, пытаются выяснить, как включить платформы в сельское хозяйство и производство продуктов питания.
И это создает проблемы. В основе платформы лежит стремление извлечь больше данных. Один из способов - заставить людей оставаться на платформе дольше. Facebook - просто мастер в этом деле, использующий всевозможные поведенческие методы для стимулирования зависимостей к своему сервису: сколько из нас рассеянно прокручивают ленту Facebook, едва осознавая это?
Другим способом является расширение
Это помогает объяснить, почему Google, якобы компания поисковой системы, плавно интегрируется в интернет-магазин вещей (Home / Nest), беспилотные автомобили (Waymo), виртуальную реальность (Daydream / Cardboard) и всевозможные другие персональные услуги , Каждый из них является еще одним богатым источником данных для компании и еще одним рычагом воздействия на конкурентов.
Другие платформы просто покупают небольшие компании: Facebook проглотил Instagram ($ 1 млрд), WhatsApp ($ 19 млрд) и Oculus ($ 2 млрд), инвестируя в беспроигрышные интернет-услуги, электронную коммерцию и платежные услуги. Он даже разработал инструмент, который предупреждает, когда стартап становится популярным и представляет собой возможную угрозу.
Картина, которая возникает, - это все более растягивающиеся империи, предназначенные для поглощения и сбора как можно большего количества данных
Но здесь мы добираемся до настоящей "вишенки" - искусственного интеллекта. Некоторым нравится размышлять о диких фьючерсах с использованием Skynet в стиле Терминатора, но более реалистичные проблемы ИИ намного ближе. В последние несколько лет каждая крупная платформа сосредоточила свое внимание на инвестировании в эту сферу.
Вся динамика платформ только усиливается после того, как искусственный интеллект войдет в алгоритмы. И здесь существует цикл: больше данных означает лучшее машинное обучение и как следствие развитие искусственного интеллекта, что означает улучшение обслуживания и большего количества пользователей, что означает больше данных.
В настоящее время Google использует искусственный интеллект для улучшения своей целевой рекламы, а Amazon использует его для улучшения своего высокодоходного бизнеса в облачных вычислениях.
Мы только начали понимать проблему, но в прошлом естественные монополии, такие как коммунальные услуги и железные дороги, которые служат общему благу, были первыми кандидатами на государственную собственность.
Решение нашей проблемы с новоиспеченной монополией заключается в таком же устаревшем решении, как национализация
Это означало бы получение контроля над Интернетом и нашей цифровой инфраструктурой вместо того, чтобы позволить им работать в погоне за прибылью и властью. Если мы не возьмем на себя сегодняшние монопольные платформы, мы рискуем позволить им контролировать базовую инфраструктуру общества 21 века.
• Ник Срничек, преподаватель цифровой экономики Королевского колледжа Лондона
|