Следующие 5 шагов Америки в Индо-Тихоокеанском регионе
В последние два года Трамп много сделал для усиления влияния США в Индо-Тихоокеанском регионе. Но нужно сделать гораздо больше.
Обама говорил о повороте на Азию. Дональд Трамп сделал Азию центром для Америки.
В последние два года Трамп много сделал для усиления влияния США в Индо-Тихоокеанском регионе. Но нужно сделать гораздо больше. Быстрый старт - это хорошо, но соревнования в Индо-Тихоокеанском регионе - это марафон, а не спринт.
Вашингтон должен серьезно задуматься над тем, как Соединенные Штаты могут поддержать региональную стратегию в долгосрочной перспективе - далеко за пределами 2020 года. Цель проста. Пекин должен уважать Америку как грозную азиатскую державу и признать, что Соединенные Штаты никуда не денутся. И то, что делают Соединенные Штаты, должно быть частью общей стратегии стабилизации ключевых регионов мира и обеспечения свободы общин (воздуха, моря, космоса и киберпространства), которые приносят пользу Соединенным Штатам и всем нациям.
Конечно, команда Трампа выбралась из блоков, что сделало политику США вопросительным знаком для большей части Азии. Многие воспринимают отказ Белого дома по Транстихоокеанскому партнерству (ТТП) как сигнал размежевания. Честно говоря, администрация ТПП уже умерла по прибытии. Во время президентской кампании Хиллари Клинтон заявила, что не поддержит торговое соглашение. И Конгресс дал четкие сигналы, что он не примет благоприятное законодательство. Но в то время как Трамп просто "похоронил труп", он не смог пообещать заменить его лучшей сделкой.
С другой стороны, администрация была предельно ясна в отношении стратегии национальной безопасности США. Вашингтон не собирался уступать пространство в Азии. Позднее Соединенные Штаты присоединились к единомышленникам и одобрили концепцию «свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона». Любая объективная оценка должна была заключить, что Америка находится не в режиме вывода войск.
В первые два года внимание Вашингтона занимало три региональных вопроса: Афганистан, Северная Корея и Китай.
В августе 2017 года президент объявил стратегию по Афганистану. Соединенные Штаты будут и впредь поддерживать афганский народ, преследуя два важных интереса: обеспечить, чтобы страна больше не стала убежищем и платформой для транснационального терроризма, и обеспечить, чтобы конфликт не стал источником региональной нестабильности в Южной Азии. Это был разумный ход действий. Хотя последствия продолжающихся переговоров с талибами и корректировки военного присутствия США еще предстоит выяснить, эти действия предпринимаются в контексте существующей стратегии. Это мудрый курс, которому США, вероятно, будут придерживаться.
У Соединенных Штатов было два основных интереса в отношении Северной Кореи: предотвратить войну в Северо-Восточной Азии и защитить США от ядерного шантажа или нападения КНДР. В целях защиты этих интересов администрация провела кампанию давления - сочетание ядерного и обычного сдерживания, противоракетной обороны и жестких санкций. Кроме того, администрация открыла дипломатический трек, предлагая нормализовать отношения в обмен на денуклеаризацию.
Исход этих переговоров остается открытым вопросом. Пока Соединенные Штаты поддерживают кампанию давления, их интересы защищены. Конечно, на дипломатическом фронте нужно проделать большую работу. Но если будет достигнута «полная и полностью подконтрольная денуклеаризация», это станет значительным достижением мира и безопасности в Северо-Восточной Азии.
Без сомнения, однако, ключевым направлением стратегии США в Индийско-Тихоокеанском регионе стал Китай. Традиционный подход США заключался в том, чтобы, где это возможно, искать места для размещения и сотрудничества с Пекином и избегать конфронтации. Трамп перевернул этот подход с ног на голову. В настоящее время Соединенные Штаты сознательно ищут спорные моменты в военном, военном, дипломатическом и экономическом спектрах. Они провели учения о свободе судоходства в Южно-Китайском море; столкнули Пекин с пошлинами, потребовали серьезных торговых переговоров и раскритиковали главную международную инициативу Китая - инициативу «Одна дорога - один путь». Тем самым, бросая вызов Китаю, администрация стремится заставить Пекин признать интересы Вашингтона и тем самым добиться более стабильных отношений между двумя державами.
Следующая итерация американской стратегии должна пройти там, где она закончились пару лет назад. Не подрывая энергию и упор нынешней стратегии на защиту интересов США в Европе и на Ближнем Востоке, Вашингтону необходимо усилить свою игру в Индо-Тихоокеанском регионе и дать мощный сигнал о том, что Пекин находится в долгосрочной конкуренции, он просто не может победить.
Вот ключевые шаги, которые нужно сделать.
Завести больше друзей
Управление Китаем таким образом, чтобы защищать американские интересы и отстаивать общие ценности, которые должны уважать все страны, невозможно сделать без США. Но они не могут сделать это в одиночку. Им нужны крепкие альянсы и стратегические партнерства в регионе. Им нужно делать больше, и их друзьям нужно делать больше. У них есть пара договоренностей о совместном финансировании с крупнейшими союзниками в регионе - Японией и Южной Кореей. Вашингтон должен подходить к этим переговорам конструктивно. Тогда есть страны (такие как Бангладеш), которые не будут их партнерами, но хотели бы, чтобы больше присутствия Соединенных Штатов и союзников уравновешивали Пекин. Некоторые из этих государств, такие как тихоокеанские островные государства - довольно маленькие, но стратегически важные. Также необходимо привлечь силы из-за пределов региона, например, европейцев, которые имеют достаточное количество присутствия, но мало стратегии для достижения очевидных общих целей.
Создать свободную и открытую индо-тихоокеанскую архитектуру
У США никогда не будет тихоокеанского НАТО, и оно им не нужно. Но того, что сейчас существует на месте, недостаточно. Система под руководством АСЕАН в порядке. Но нельзя полностью рассчитывать на АСЕАН. Quad (Австралия, Индия, Япония и США) предоставляет важную всеобъемлющую неформальную сеть. Это следует рассматривать как краеугольный камень матрицы трехсторонних рамок и двусторонних отношений 2 + 2 (дискуссии министра обороны и иностранных дел). Этого достаточно для достижения необходимого синергизма, такого как формирование общей ситуационной осведомленности на море.
Содействие экономической свободе
Соединенные Штаты должны быть впереди, поощряя экономическую либерализацию в регионе во всех секторах - товары, услуги и инвестиции. Они могут сделать это путем двусторонних договоренностей, если администрация и Конгресс предпочитают идти по этому пути. Это придает первостепенное значение продвижению вперед между соглашением между США и Японией и соглашением с Тайванем, а также поиску других партнеров. Это также делает взаимодействие и реформу ВТО первоочередной задачей. Такие вопросы, как «5G» Китая или его инициатива «Одна дорога - один путь», создают законные риски для интересов США и национальной обороны. Но при решении этих вопросов американцы должны быть осторожны, чтобы не ограничивать экономическую свободу сверх того, что узко требуется для их же безопасности.
Создать особые отношения
В Индо-Тихоокеанском регионе их должно быть два - Тайвань и Индия. Это необходимо для того, чтобы отправить очень четкое сообщение в Китай. Тайвань является канарейкой в угольной шахте. За последние несколько лет усилилась угроза, с которой он сталкивается из Китая в разных сферах - в сфере безопасности, в дипломатической и экономической сферах. В этот сороковой год Тайваньского акта об отношениях США должны помочь ему защитить себя и иметь возможность принимать собственные решения о будущем. Это означает продажу Тайваню оружия, необходимого для обороны, и дипломатическую поддержку. Если Тайвань не может зависеть от Соединенных Штатов, никто не может. Индия является наиболее важным долгосрочным союзником в регионе. С Индией дела идут медленно, но, принимая во внимание общие интересы и прогнозируя, в отношениях есть огромный плюс для обеих стран и для региональной стабильности. Возможно, США никогда не назовут Индию официальным «союзником», но это действительно не относится к делу. Не будет свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона, если Индия и США не будут стратегическими партнерами.
Сделать военное присутствие настоящим
В то время как он был министром обороны, Джим Маттис разработал концепцию, которую он назвал «Динамическое развертывание сил». Цель состояла в том, чтобы разработать более совершенные средства для быстрого перемещения ограниченных сил туда, где они необходимы. Силы США не способныпокрыть необходимый глобальный след, и Китай это знает. Единственный шаг, который поразит Пекин, - это если США будут наращивать свои возможности, чтобы продвигать больше возможностей на арену. Список будет включать: дальнейшее базирование большего количества подводных лодок на Гуаме; инвестирование в атакующие подводные лодки с максимальной скоростью; инвестирование в дальние ударные невидимые беспилотники, которые могут быть запущены с носителя; восстановление присутствия в Таиланде в качестве теплой базы для авиации США. США также должны использовать возможности мобильных противолодочных боевых действий. Развертывание SM-6, LRASM или TACTOM на мобильных наземных пусковых установках также имеет сильное значение.
Если бы Китай просто прочитал этот список и поверил в него, то ему пришлось бы начать переосмысливать, наступает ли рассвет китайского века.
|