Арабская весна не должна вернуться в Алжир и Марокко
Восстание в Алжире имеет значение для соседей по нации, но это не значит, что страна находится на пути к региональной революции.
Акции протеста на городской площади в Алжире и меньшие парады протестующих в столице Марокко Рабате привели некоторых иностранных наблюдателей к выводу, что новая «арабская весна» вскоре свергнет правительства в Алжире и Марокко.
В действительности, Алжир и Марокко более отличаются, чем можно предположить по их банальному сходству - соседние страны Северной Африки, которые когда-то управлялись французскими колониалами, исповедующими суфийские или «умеренные» формы ислама. За более чем полувековой период после окончания колониализма эти страны провели совершенно разные политические выборы, создали различные институты и совершенно по-разному отреагировали на двойной кризис городских и сельских беспорядков.
Нынешняя «революция» в Алжире является продуктом первой революции 1960-х годов и ее непосредственных последствий в 1962 году. Первоначальные революционные лидеры, Рамдан Абане, Крым Белкасем и многие другие, пришли из горячего интерьера Алжира. Они стремились к гражданскому контролю над вооруженными силами и сосредоточились на борьбе с сельской бедностью из-за иностранных дел. Как только французы согласились уйти в 1962 году, армия приступила к работе по захвату власти от имени городских и прибрежных общин и других городских интересов. Сегодняшние демонстранты ясно говорят об этом в своих знаках и речах: они хотят, чтобы ими управляли демократические, избранные гражданские лица и вернуться к первоначальному революционному видению, которое было сосредоточено на рабочих местах и развитии.
В течение долгого времени Алжир мог покупать мир внутри страны, продавая природный газ в Европу (в конечном итоге став одним из трех его крупнейших поставщиков) и используя средства для субсидирования потребительских товаров, в основном топлива и продуктов питания. С падением цен на газ в 1980-х годах Алжир был вынужден открыть политику партиям, не связанным с правящей кликой. На выборах 1992 года явно победили исламисты Исламского фронта спасения (ФИС). Армия прекратила подсчет голосов, что привело к десятилетней гражданской войне, в результате которой погибло около 150 000 человек. На самом деле правящей хунте было дано невозможное: принять демократию и позволить радикалам иранского стиля захватить власть или отложить выборы, чтобы начать жестокую гражданскую войну, которая оказалась гораздо более смертоносной, чем война, которую вели французские войска в 1950-х годах, и начале 1960-х годов. Гражданская война разделила страну и оставила малое количество людей, искренне поддерживающих армию. Когда «арабская весна» потрясла близлежащие страны, Алжир оставался в значительной степени незатронутым из-за массовых репрессий и детальной памяти о готовности армии вести жестокую войну против мирных жителей.
Теперь, в 2019 году, эта стена страха, наконец, рухнула. В конечном счете, краткосрочное отчаяние подавляет долгосрочные страхи перед наказанием или смертью.
Протесты были вызваны предложением Бутефлики стать лидером на пятый срок. Старый лидер болен и, как сообщается, частично парализован. Он не посещал заседания правительства с 2016 года. Все знали, что он был всего лишь маской для клики, чья поддержка в основном лежит в столице и нескольких приморских городах. Между тем, более 60 процентов населения в возрасте до сорока лет, и многим трудно создавать семьи из-за нехватки рабочих мест.
Но существуют и другие объективные причины. С начала 1960-х до конца 1980-х годов Алжир смог использовать свои продажи полезных ископаемых для субсидирования экономики. С тех пор Алжир использовал приватизацию как прикрытие для создания картелизированной мафиозной экономики. Вскоре лица, принимающие решения, потребовали массивных взяток, чтобы позволить совершать обычные бизнес-операции.
Таким образом, инсайдеры стали намного богаче.
Сегодня миллионы алжирцев требуют положить конец кумовству и коррупции. Они заметили, что у стран северной части Средиземного моря гораздо меньше коррупции и гораздо больше богатства, и что выгоды от развития распределяются гораздо более равномерно. По их словам, то, что возможно во Франции, Испании и Италии, должно быть возможно в Алжире.
Очевидно, что события в Алжире важны для всего региона. Но те, кто беспокоится о распространении инфекции в Марокко, не учитывают множество различий в траектории.
В отличие от Алжира, в Марокко произошли масштабные уличные демонстрации во время арабской весны. Это движение требовало реформ, а не ухода режима. Ответом стала новая конституция 2011 года и выборы, которые привели исламистов к власти в коалиционном правительстве. Это удалось, потому что в Марокко началась либерализация и местные выборы при короле Мухаммеде VI. Был открыт четкий демократический канал для социальных перемен, что сделало насилие и хаос относительно менее желательными.
Во-вторых, легитимность марокканского короля не оспаривается. Монархия имеет вековую историю, прослеживает свою линию на пророка Мухаммеда, и король явно заинтересован в решении социальных проблем и бедственного положения. Это не значит, что нет социального протеста. Нехватка воды и коммунальных услуг, социальной справедливости, территориального равенства - частые жалобы протестующих. Но это не имеет ничего общего с алжирской ситуацией, которая ставит под сомнение легитимность правящих сил.
Вместе Алжир и Марокко имеют важное значение для борьбы с терроризмом, который возникает в их сельских районах и слишком часто приносит жертвы в европейских столицах. Без эффективной разведывательной, военной и полицейской инфраструктуры в Северной Африке будет предотвращено все меньше нападений, меньше террористов будет арестовано и больше сердец и умов привлечено к радикальным голосам.
Именно в этом контексте необходимо пересмотреть позиции по вопросу о Западной Сахаре. Западная Сахара - длительный кипящий территориальный спор между Алжиром и Марокко, в котором первые претендуют на земли, которые составляют большую часть южного Марокко. Алжир финансирует сепаратистские движения на спорных землях с 1970-х годов и проводит однопартийную диктатуру повстанцев возле своего аванпоста в Тиндуфе. Соединенные Штаты должны поддержать политическое решение, которое положит конец территориальным претензиям, позволит повстанцам получить амнистию в Марокко и позволит обеспечить экономический рост по всей Сахаре.
Если мы ничего не сделаем, тогда турбулентность Сахеля достигнет западного мира.
|