Более того, год назад экономика и рынки США, Европы и Китая были в стадии роста. Сейчас на финансовых рынках наблюдается глубокая нестабильность, с замедлением роста в Китае и Европе, а также повышением процентных ставок в Америке. Неопределенность относительно будущего северокорейских ядерных переговоров также омрачает картину.
Итак, каковы перспективы американо-китайских отношений в 2019 году? Вероятно, к марту будет достигнуто соглашение о сокращении дефицита двусторонней торговли и решениях об импорте, которые Китай примет, чтобы довести это до конца. Соглашение о снижении тарифов к тому времени также возможно, хотя его сложность может удлинить сроки. Тарифный подход может занять год. Но если китайские экономические реформаторы выберут более драматичный подход, взяв на себя обязательство со временем обнулить тарифы и призвав американцев ответить взаимностью, это можно будет сделать быстрее. Но это противоречило бы десятилетиям обучения китайских торговых бюрократов, чтобы отдавать мало, не говоря уже о том, чтобы отдавать все сразу.
Реформа так называемой принудительной передачи технологии должна быть относительно простой. Тем не менее реформа отличается от того, как договорные соглашения могут толковаться на практике, даже в отсутствие каких-либо конкретных положений о передаче технологии.
Защита интеллектуальной собственности, однако, очень проблематична. Предыдущие договоренности, достигнутые при администрации президента Барака Обамы, могут быть восстановлены. Но юрисдикционное правоприменение нарушений все еще безнадежно. Одним из возможных механизмов является передача соответствующих контрактов между китайскими и иностранными фирмами международным коммерческим арбитражным органам, расположенным в Сингапуре или Швейцарии, специально предназначенным для обеспечения защиты прав ИС.
Если Китай возразит, возможно, удастся разработать собственную международную систему коммерческого арбитража, основанную в Китае. Но страна должна будет назначить квалифицированных иностранцев в свою группу арбитров, чтобы завоевать международное доверие. Никто не доверяет коммерческим судам Китая. Для удовлетворения своих внутренних потребностей в реформировании Китай должен перейти к полностью независимому коммерческому и гражданскому разделению своей судебной системы, даже если преступное разделение остается под политическим контролем.
Обеспокоенность Америки по поводу государственных субсидий Китая в рамках стратегии страны «Сделано в Китае 2025» будет практически невозможно разрешить. Реальность такова, что все страны используют степень государственной поддержки для своих местных технологических отраслей, хотя Китай использует ее больше всего. Даже если указать максимальный уровень государственной поддержки для той или иной компании, соблюдение было бы трудно измерить. Америке, возможно, просто нужно победить Китай, увеличив государственные инвестиции в исследования и разработки в секторах информационных технологий и биотехнологий.
Также нельзя исключать возможность передачи Китаем тарифных реформ и более широкому международному сообществу. Например, Китай может с течением времени принять на себя обязательства по нулевым тарифам не только для США, но и для всех стран-членов Всемирной торговой организации. Это станет для Китая почти неотразимой возможностью отстоять глобальную свободную торговлю и остановить тенденцию к протекционизму.
Такой поворот со стороны Китая может включать обращение стран-членов Транстихоокеанского партнерства (из которого Трамп вышел сразу после вступления в должность) к вступлению в ироническую попытку обойти США в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Переговоры были бы трудными, но оговорки Японии относительно присоединения Китая к ТЭС смягчились после недавнего визита премьер-министра Синдзо Абэ в Пекин.
На более широком фронте внешней политики и безопасности Китай в 2019 году, скорее всего, сам «разоружится» в своих отношениях с другими странами, учитывая основные стратегические проблемы, поставленные США. В отношениях с Японией уже есть некоторая нормализация. Последние данные японской береговой охраны указывают на резкое сокращение китайских вторжений в район Сенкаку / Дяоюйдай в Восточно-Китайском море.
Китай также хочет ослабить напряженность в отношениях с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии по Южно-Китайскому морю путем ускоренных переговоров по «кодексу поведения». Вероятно, Китай также будет иметь более спокойные отношения с Индией после двустороннего саммита в Ухане в апреле. И Китай может начать смягчать свою позицию в отношении Тайваня, учитывая неудовлетворительные результаты провозглашения Демократической прогрессивной партии президента Тайваня Цай Ин-вена на выборах в местные органы власти в прошлом месяце. Это, конечно, изменится радикально, если США продолжат дальнейшие значительные продажи оружия Тайваню, что вполне вероятно. Морские инциденты с США в Южно-Китайском море продолжаются, и конфликт может обостриться, если в следующем году США будут более энергично проводить свою программу «Свобода навигации».
Кроме того, Китай, скорее всего, будет консолидировать и расширять свою роль в рамках существующих учреждений Организации Объединенных Наций и бреттон-вудских учреждений, а не придавать особое значение новым институтам международного управления. Скорее всего, он продолжит оставаться новым поборником ВТО и сохранит свою позицию в отношении глобального изменения климата, как это было согласовано в Парижском климатическом соглашении 2015 года. Более трезвому уму во внешнеполитическом истеблишменте Китая лучше сосредоточиться на существующем механизме глобальной системы, основанной на правилах, особенно когда США демонстрируют систематическое презрение к нему.
Поскольку Китай стремится восстановить свои отношения с США и ослабить напряженность в отношениях за пределами США, его лидеры, вероятно, будут использовать 2019 год для формирования более глубокого суждения о будущем американской политики: влияние расследования Мюллера на Трампа и его администрацию, и то, изменит ли новый президент в 2020 году (или раньше) каким-либо образом новую стратегию США. Хотя они уже пришли к выводу, что произошел глубокий сдвиг в отношении американцев к Китаю, они по-прежнему не уверены в том, какую точную форму принимает этот сдвиг и оправдан ли фундаментальный сдвиг в их стратегии (в отличие от тактики).