Президент Макрон и экономические бомбы замедленного действия
Шесть диаграмм отражают самые большие проблемы Франции: от роста долга до безработицы на уровне около 10%.
Сам Эммануэль Макрон уже отметил, что его задача «огромна».
Так недавно избранный французский президент заявил едва неделю назад, в своей победной речи во дворе Лувра. Во время своей кампании Макрон говорил о том, что экономика нуждается в глубоких реформах. Среди многих пунктов своей программы он призывал к снижению налогов на бизнес, большей гибкости в трудовых правилах и более простой пенсионной системе.
Одной из причин в столь необходимых изменениях является то, что ни один из его непосредственных предшественников – ни Франсуа Олланд, ни Николя Саркози – многое не смогли сделать. За последние 10 лет, которые иногда называю «потерянным десятилетием», экономические проблемы Франции продолжали нарастать. Эти графики показывают результаты – и с чем придется столкнуться Макрону, если он не сможет ввести изменения в своей стране.
Национальный долг, например, за последнее десятилетие почти удвоился, приблизившись к тревожному порогу в 100 процентов от валового внутреннего продукта. В прошлом году бремя государственного долга во Франции превысило аналогичный показатель в Германии, экономика которой на одну треть больше.
Долги накапливаются
Долговое бремя Франции превысило аналогичный показатель Германии и приближается к уровню Италии.
Франция Германия Италия Испания

Ключевым фактором этого являются щедрые социальные расходы страны, доля которых в ВВП выше, чем для любой другой крупной развитой экономике
Щедрая система страхования
Удельный вес социальных услуг в ВВП во Франции выше, чем в любой другой стране Организации экономического сотрудничества и развития (на графике отражены данные за 2016 год).

Быстро стареющее население Франции создает проблему с денежным потоком правительства, поскольку все меньше людей трудоспособного возраста платят в систему за каждого пожилого пенсионера, которого они поддерживают. Этот так называемый коэффициент зависимости от старости во Франции опережал средний показатель по ЕС в течение последних 10 лет, но в последнее время разрыв увеличивается.
Элегантное старение?
Удельный вес населения, которое зависит от трудоспособного населения, возрастает (%)
Франция Европейский Союз

По категории тех людей, которые все еще входят в состав рабочей силы, необходимо отметить, что относительно высокие удельные затраты на рабочую силу, которые приходится обеспечивать французским работодателям, давно рассматриваются как один из основных конкурентных недостатков страны.
«Трудозатраты и регулирование – это, наверное, самый неотложный приоритет», – отметил Бруно Кавалье, главный экономист Oddo Securities в Париже. – «Реформы в этой области могут вызвать шок доверия», несмотря на то, что эффект, по его мнению, может проявиться через несколько лет.
В большом почете
Трудоустройство во Франции предусматривает более высокий уровень расходов по сравнению с большинством стран ЕС.
Среднечасовые затраты на оплату труда, евро

Трудности, связанные с приемом на работу и увольнением работников, а также разные связанные с персоналом расходы и налоги, санкционированные правительством, помогают объяснить неизменно высокий уровень безработицы во Франции, который уже несколько лет находится на уровне примерно 10%.
Упрямо высокий уровень безработицы
Безработица во Франции остается на рекордно высоком уровне, в то время как Германии и Великобритании удается обеспечивать прогресс.
Франция Германия Италия Великобритания

Помимо расходов на рабочую силу, у французских компаний есть еще одна серьезная претензия: тяжелое налоговое бремя. Например, в Парижском регионе в 2015 году эффективная корпоративная ставка составляла в среднем около 35 %, по сравнению с 21 % в Лондоне и 27 % в Брюсселе.
«Диагноз Макрона заключается в том, что слишком много преград при приеме на работу и в частном инвестировании, впервые за много лет новый президент обратил внимание на этот экономический сигнал», – отметил Кавалье.
Огромная разница в налоговых ставках
Компании в столице Франции платят налоги по более высоким ставкам по сравнению с соседними странами.
Средняя эффективная ставка корпоративного налога, %
Париж Милан Брюссель Лондон

|