Конфликт с Китаем не является неизбежным
Достижение баланса сил в Восточной Азии не требует обширных гарантий безопасности, ядерных зонтов и воинственной риторики, направленной на сдерживание Китая в любой точке.
По мере того, как растет Китай и американские интервенции на Ближнем Востоке исчезают, поток прокламаций из внешнеполитического комментария объявил о возвращении к конкуренции великих держав. Если не считать краха, подобного советскому, самый важный вопрос международной безопасности XXI века будет состоять в том, могут ли и как Соединенные Штаты и Китай сосуществовать в мире. Хорошие шансы, что они выполнят это, если Вашингтон будет сосредоточен на своих строгих интересах национальной безопасности.
Многие из самых ярких умов в международной политике уже все взвесили, и их выводы заслуживают краткого обзора. Г. Джон Икенберри утверждал, что Соединенные Штаты должны работать «для того, чтобы приспособиться к растущему Китаю, предлагая ему статус и позицию в рамках регионального порядка в обмен на то, что Пекин принимает и учитывает основные стратегические интересы Вашингтона, которые включают сохранение доминирующего поставщика безопасности в Восточной Азии».
Естественно, менее оптимистичный в отношении способности институтов смягчать конфликты, Джон Мирсхаймер в своем заключении к «Трагедии великой державной политики» утверждал, что, если экономика Китая продолжит расти, «результатом будет жесткая конкуренция в сфере безопасности со значительным военным потенциалом. Короче говоря, подъем Китая вряд ли будет мирным». Точно так же Грэм Аллисон заявил, что Соединенные Штаты и Китай предназначены для войны и трагически неспособны избежать «ловушки Фукидида».
В дискуссии между институциональным оптимизмом Икенберри и пессимизмом Мирсхаймера упускаются из виду другие ученые, в том числе Дженнифер Линд, Чарльз Глейзер и Майкл Бекли, представившие ряд резких аргументов, которые в совокупности обрисовывают в общих чертах основу - Восточная Азия, где дилемма безопасности будет существовать под поверхностью, а не превращаться в разрушительное насилие.
Несомненно, существует целый ряд тревожных признаков, касающихся будущего отношений дяди Сэма со Средним Королевством, в частности об эскалационной торговой войне, решении администрации Трампа объявить Китай «стратегическим конкурентом» в Стратегии национальной обороны 2018 года и о милитаристской политике Китая в подходе к Южно-Китайскому морю. Но, к счастью, несколько факторов - география, технологии и широкий спектр вариантов политики, доступных Соединенным Штатам, - позволяют сделать вывод о том, что конфликта вполне можно избежать. США и Китай не предназначены для войны. Тем не менее, держаться в стороне от пути к конфликту во многом будет зависеть от внешнеполитического ведомства США - тревожное признание, учитывая недавние неудачи этого истеблишмента.
География означает, что вторжение США в материковый Китай практически немыслимо, равно как и вторжение Китая в Соединенные Штаты. Сегодняшний Тихоокеанский регион гораздо более обеспечен, чем Центральная Европа в 1914 или 1939 годах. Там, враг, захвативший и удерживавший важную территорию, был законным страхом. Конечно, корни страхов пессимистов не уходят в страх широкомасштабного вторжения США или Китая против другой великой державы. Скорее всего, существует три арены, где конфликт между США и Китаем наиболее вероятен: Южно-Китайское море, острова Сенкаку и Тайвань.
Китай считает себя законной державой первого порядка в Восточной Азии. Предполагая, что возможности Китая продолжают расти, он, вероятно, будет использовать свою мощь для формирования региона в соответствии со своими интересами. Не секрет, что суверенитет КНР уже давно беспокоит Коммунистическую партию Китая. Китайская Народная Республика, вероятно, использует некоторую комбинацию дипломатической, экономической и политической власти для подрыва Тайваня.
Если будущие лидеры США решат, что суверенитет Тайваня входит в сферу строгих национальных интересов Америки, то конфликта будет трудно избежать. Однако если Соединенные Штаты признают Тайвань таким, какой он есть - маленький отдаленный остров, не имеющий прямого влияния на способность Америки обеспечивать национальную безопасность для себя, - тогда можно избежать конфликта, по крайней мере, из-за Тайваня. Даже завоевание Тайваня не сделает Китай региональным гегемоном и не предоставит возможность проецировать значительную власть в Америку. Воссоединенный Китай не собирается оказывать военную мощь на Гавайях, в Мексике или Перу в ближайшее время.
Япония, Южная Корея, Индия, Вьетнам и Австралия заинтересованы в предотвращении доминирования Китая в Азии. Америка разделяет этот интерес, но достижение баланса сил в Восточной Азии не требует обширных гарантий безопасности, ядерных зонтов и воинственной риторики, направленной на сдерживание Китая в любой точке.
Возможно, нелогично, что лучший путь к региональному балансу сил - это уход США. Отказ предоставил бы азиатским «средним державам» стимул противостоять Китаю путем наращивания их военного потенциала, что может включать преследование ядерного потенциала. Вместо того, чтобы уступать региональную гегемонию Китаю, сокращение будет способствовать тому, что, как утверждает Майкл Бекли, является уже возникающим балансом сил в регионе. Агрессивные претензии Китая на море и распространение систем запрета доступа в зону (A2/AD) соседям Китая дают основания сомневаться в том, что Китай сможет установить полный контроль над морями Южного или Восточного Китая. Средние державы могут помешать Китаю воспользоваться такими предпосылками для региональной гегемонии.
Отступление от Восточной Азии также устранит потенциальные горячие точки, где конфликт между США и Китаем наиболее вероятен. Как отметил Чарльз Глейзер, «для того, чтобы связать союзников США в Азии, может потребоваться, чтобы Соединенные Штаты вступили в политические стычки и военную конкуренцию, что обострит их политические отношения с Китаем».
Некоторая степень незащищенности между самыми влиятельными участниками международной системы неизбежна. Намерения непостижимы, и государства часто должны бояться худшего друг в друге. Тем не менее, неизбежность дилеммы безопасности не должна быть связана с неизбежностью интенсивного конфликта или прямой войны. Даже самые закоренелые неореалисты признают, что есть возможность выбора в отношении того, как государства думают и обеспечивают безопасность. Каждая потенциальная точка воспламенения в американо-китайских отношениях находится в Восточной Азии. Это означает, что в каждой точке вспышки Америка будет иметь возможность отступить. Соединенные Штаты и Китай находятся на пути к напряженности, но будущая администрация США должна ответственно справиться с этой напряженностью.
Хорошей новостью является то, что Соединенные Штаты являются невероятно безопасной страной - возможно, самой безопасной страной в мировой истории. Они окружены двумя огромными океанами и слабыми соседями. Хотя подъем Китая может поставить под угрозу ценности, которые Соединенные Штаты приписывают себе, и даже может угрожать либеральному международному порядку, возглавляемому США, он не угрожает строгой национальной безопасности Соединенных Штатов.
Если политики преодолеют свою близорукую одержимость переделкой мира по образу Америки, нет никаких оснований полагать, что напряженность должна перерасти в полномасштабный военный конфликт. Выбор между войной и миром может зависеть от осмотрительности тех, кто принимает решения по внешней политике США.
|