Мировое Зло или Дитя Прогресса: являются ли Facebook и Google новыми мировыми монополиями?
Количество пользователей Facebook выросло до двух миллиардов человек
Стремительный рост мировых суперзвезд, таких как Amazon, Apple, Facebook и Google, создает новые проблемы для антимонопольных регуляторов. Наряду с Microsoft Corp., эти компании являются пятью самыми дорогими компаниями в США на сегодня. Еще 10 лет назад этот рейтинг включал только Microsoft. Они доминируют на своих рынках, от электронных книг и смартфонов до рекламы и трафика в социальных сетях и на мобильных устройствах. Все это только подпитывает дискуссии о том, настало ли время обуздать эти компании-гиганты.
1. Являются ли эти технологические гиганты монополиями?
Без сомнения, они очень сильны. По данным eMarketer, доля Google в расходах на интернет-рекламу в США составляет около 78%. Google и Facebook Inc. контролируют около 56% рынка мобильных объявлений США. Apple Inc. занимает более 60% продаж смартфонов высокого класса по всему миру. Около 30 процентов всех продаж электронной коммерции в США проходят через Amazon.com Inc. Но в условиях современного антимонопольного законодательства этих процентов недостаточно, чтобы привлечь внимание регулирующих органов в США.
2. Почему беспокоятся регуляторы?
В США антимонопольные регуляторы в основном сосредоточены на потенциальном вреде для потребителей от снижения конкуренции на рынке. Например, когда две компании хотят объединиться, может ли эта сделка привести к повышению цен для потребителей? Но это не проблема для высокотехнологичных компаний, потому что крупные фирмы часто поглощают мелких конкурентов или покупают компании для выхода на новые рынки. И часто, как в случае интернет-поиска или социальных сетей, эти услуги бесплатны для потребителей, поэтому ценовое регулирование не актуально. Таким образом, дискуссия идет о том, приводит ли подобная монополия к другим вредным экономическим эффектам, таким как слабые частные инвестиции, растущее неравенство в оплате труда и меньшее количество новых стартапов.
3. Что такое монополия?
В США нет на этот счет четкой позиции, но если доля на рынке составляет, по меньшей мере, 50 процентов, как правило суды и регуляторы могут обратить на это внимание. Вспомним о начале 20-го века, контролируемом нефтью, железными дорогами и сталью. Доля рынка Standard Oil достигла 88 процентов. Нелегко быть большим и мощным в США. Получение монопольного положения от превосходных продуктов или улучшение управления считается наградой за успех на рынке. В монополии незаконно совершать хищнические шаги, чтобы остановить соперников.
4. Почему ЕС ужесточает законы для технических компаний?
Законодательство ЕС устанавливает более низкую планку для определения монополии. Google является примером: США решили не предъявлять обвинения против Google за то же поведение, которое ЕС признал незаконным. Существуют также культурные различия. В США регулирующие органы в значительной степени давали технологическим гигантам свободу действий для роста и инноваций. В ЕС же более осторожно относятся к крупным компаниям, особенно к тем, кто собирает личные данные потребителей.
5. Как насчет Азии?
Японские и южнокорейские антимонопольные регуляторы наблюдают за сбором и использованием данных Google и Facebook, чтобы узнать, есть ли у них монополия на потребительские данные и данные онлайн-покупок. В Китае цензура и государственный контроль над доступом в Интернет затруднили для американских компаний выход на рынок. Более того в Китае есть свои гиганты, такие как Alibaba, Baidu и Tencent, примерно аналогичные Amazon, Google и Facebook. Китайские компании соревнуются друг с другом, поскольку большинство зарубежных социальных сетей и служб поиска заблокированы.
6. Являются ли эти компании в США действительно “хищническими”?
Технические платформы, такие как Amazon и Facebook, являются посредниками для современных продуктов и услуг, предоставляя рычаги как для производителей, так и для потребителей. Например, Amazon использовал свою власть над книжным рынком в 2014 году, чтобы блокировать предварительные заказы на некоторые книги во время спора с издателем по поводу цен. Технологические гиганты также растут, покупая потенциальных конкурентов, которые могут угрожать рыночной доле. Данные Bloomberg показывают, что большая пятерка - Alphabet, Amazon, Apple, Facebook и Microsoft - за последнее десятилетие сделали 436 такие покупки на сумму 131 миллиард долларов. Компании также контролируют огромное количество данных о своих клиентах, вызывая беспокойство по поводу угроз конфиденциальности.
7. Как конфиденциальность связана с антимонопольным законодательством?
Традиционно этого не было, но регуляторы двигаются в этом направлении. Федеральное управление картеля Германии рассматривает обвинения в том, что Facebook заставляет пользователей соглашаться на свои условия, которые позволяют компании собирать данные.
8. Что говорят компании?
Они утверждают, что их доминирование вряд ли долговечно, поскольку точки входа для новых конкурентов весьма доступны. Компании также говорят, что они успешны из-за качества своих предложений, поэтому зачем наказывать их за успех? Потребители, похоже, согласны с тем, что сложно найти альтернативу набору бесплатных продуктов Google или удобство Amazon. Их доминирование проходит на цифровом рынке, где технические платформы выигрывают от сетевых эффектов: чем больше людей используют их, тем более полезными и доминирующими становятся платформы.
|