Как Европа может оказаться в выигрыше от притока мигрантов
Интеграция - беспроигрышная стратегия в решении иммиграционного кризиса
По крайней мере, одна из причин, по которой кризис беженцев 2015 и 2016 годов, возможно, был полезен для Европы: он заставил власти серьезно задуматься о давно назревших политических и социальных проблемах и искать альтернативные решения.
В этом месяце Брейгель, аналитический центр в Брюсселе, опубликовал 188-страничный документ, в котором кратко излагаются самые последние данные о перемещениях населения в Европейском союзе и предлагаются решения проблем, связанных с миграцией. Возможно, самой большой загвоздкой для решения проблем миграции является полное отсутствие согласованной политики интеграции. Учитывая отсутствие естественного прироста населения Европы, интеграция иммигрантов должна стать гораздо более приоритетной, чем она была.
В первой половине 1960-х годов население сегодняшнего ЕС увеличивалось на 0,8 процента в год. Хотя люди сейчас живут дольше, на сегодня в Европе рождается значительно меньше малышей, а в 2015 году - в год, когда вспыхнул кризис беженцев - население Европы столкнулось с естественным спадом. “Альтернатива для Германии”, правая партия, выпускала плакаты с изображением беременной женщины и лозунгом «Новые немцы? Давайте сделаем их сами!» Правда в том, что европейцы не принимают идею «Давайте сделаем их сами!».
Между тем, европейская экономика постоянно растет, и в действительности существует нехватка рабочей силы. Эта тенденция ярче всего выражена в Польше. Нет никаких сомнений в том, что Европа на самом деле нуждается в притоке населения. Однако у европейцев есть причины отрицать эту истину. Первая - это убеждения в том, что иммигранты берут больше, чем они дают, как с точки зрения занятости, так и социальной поддержки. Из всех европейцев только шведы и эстонцы не согласны с этим утверждением.

Интеграция - беспроигрышная стратегия. Фотограф: PATRICIA DE MELO MOREIRA / AFP / Getty Images
Из доклада Брейгеля можно сделать один интересный вывод: чистые финансовые и рыночные последствия иммиграции, будь то положительные или отрицательные, ничтожно малы. В самом худшем случае, например, в Германии, финансовые издержки, связанные с привлечением более миллиона беженцев, оцениваются в 0,5 процента от объема производства в год, пока они не интегрируются на рынке труда.
По данным Международной организации по миграции, в Европе наибольшая доля жителей - 48%, по сравнению с 39%в Северной Америке, которые выступают против притока мигрантов в их страны.
Второй причиной является то, что европейцы не верят в способность мигрантов интегрироваться. Сила этого восприятия варьируются от страны к стране. Например, в прошлом году только Германия, Австрия и Швеция приняли больше позитивных решений о предоставлении убежища. Согласно докладу Брейгеля, 22% мигрантов в Европу имеют квалификацию для работы, которую они выполняют, по сравнению с 13% местных. В Великобритании 35% мигрантов являются образованными; в Португалии эта доля достигает 47%
Хотя страны Западной Европы испытывают нехватку квалифицированных рабочих, мигранты все еще сталкиваются с серьезными проблемами в признании их квалификации. Вероятно, это второй по значимости фактор разрыва в занятости между мигрантами и местными жителями.
Самым значительным фактором является знание языка. Европа, в отличие от США, разговаривает на множестве языков. Некоторые из них действительно трудно выучить. Есть причина, почему именно румыны непропорционально приезжают в Испанию и Италию: им легче выучить другой романский язык.
Кроме того, в некоторых странах существуют длительные периоды ожидания до выдачи разрешения на официальное трудоустройство - 12 месяцев в Чешской Республике и в США, 9 месяцев во Франции.
В то время как детям иммигрантов и иммигрантам второго поколения легко выучить язык, школьные системы в большинстве европейских стран не предназначены для интеграции иностранцев. В Испании и Италии 35% детей из семей мигрантов бросают школу; в Германии, Франции, Австрии, Бельгии эта цифра составляет 20- 25%.
В докладе Брейгеля предлагаются полезные меры по усилению контроля за миграцией, такие как общеевропейская база данных просителей убежища с централизованной выдачей удостоверений личности и более активное сотрудничество со странами, не входящими в ЕС. Но гораздо эффективней было бы сосредоточиться на создании рабочей системы интеграции для мигрантов.
|