Европа должна принять очевидное решение
После месяцев опросов, спекуляций и скручивания рук в связи с выборами в Европарламент в этом месяце можно подумать, что ничто другое не имеет значения. Но есть гораздо более важный вопрос, чем вопрос о том, кто будет руководить Европейским союзом в течение следующих пяти лет: какова общая стратегическая повестка дня, которая будет определять их решения?
По мере приближения выборов в Европейский парламент Европа гудит от разговоров о том, кто будет руководить основными институтами Европейского союза в течение следующих пяти лет. Среди должностей, которые предстоит выбрать, - это пост президента Европейской комиссии Жан-Клода Юнкера; пост президента Европейского Совета Дональда Туска; Федерика Могерини - Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности; и президент Европейского центрального банка Марио Драги.
Кадровые вопросы вряд ли тривиальны. В политике личность имеет значение, и она часто играет ключевую роль в определении траектории ЕС. Тем не менее, имя лидера не должно быть в центре внимания. Гораздо важнее дебаты по стратегической повестке дня ЕС на 2019-2024 годы.
После неформального саммита в Сибиу, Румыния, в начале этого месяца, европейские лидеры вернутся к этому вопросу всерьез позднее в июне. И при всем том внимании, которое уделяется институтам ЕС, именно главы государств ЕС будут разрабатывать повестку дня блока. Другими словами, правительства стран-членов, действующие через Европейский совет, будут субъектами, которые будут следить за результатами выборов.
Когда Европейское экономическое сообщество, предшественник ЕС, было создано в 1957 году, его основной целью было обеспечение мира между Францией и Германией, начиная с таможенного союза для промышленных товаров (для немцев) и общей сельскохозяйственной политики (для французов).
Эта договоренность закрепила европейскую повестку дня на десятилетия. Затем, когда распался Советский Союз и его империя, страны, оказавшиеся в ловушке за железным занавесом, хотели «вернуться в Европу». За прошедшие годы ЕС подвергся масштабному расширению, чтобы включить их. Его цель была двоякой: помогать новым государствам-членам в их посткоммунистическом экономическом и политическом развитии и поддерживать континентальный мир и стабильность путем вовлечения Центральной и Восточной Европы в пучину институтов ЕС.
Период после окончания холодной войны был временем уверенности в себе и оптимизма для ЕС. Постепенно его стратегическая миссия расширилась не только за сохранение мира, но и за распространение европейской модели общего суверенитета и интеграции за рубежом. Было сказано, что модель ЕС приведет к более стабильному управлению для всего мира.
Однако за последнее десятилетие усилия ЕС по проектированию своей модели наружу потерпели крах. После финансового краха 2008 года, кризиса евро и повторяющихся миграционных проблем ЕС повернул внутрь. В то же время непосредственное соседство ЕС превратилось из круга потенциальных друзей и партнеров в кольцо огня.
Теперь, вместо того, чтобы пытаться экспортировать стабильность, стратегическим приоритетом Европы является защита себя от более широкого мира. Пытаясь вдохнуть новую жизнь в ЕС после многих лет внутреннего кризисного управления, президент Франции Эммануэль Макрон настаивал на «Европе, которая защищает». После призыва Макрона к оружию, опубликованного в марте этого года, руководство ЕС в Брюсселе взялось за эту мантру и объединило различные инициативы под темой защиты Европы в эпоху глобальных потрясений.
Такая защита, несомненно, необходима. Миграционное давление, постоянная угроза терроризма и эскалация экономических споров - все это требует более решительного политического ответа. И хотя решение некоторых из этих проблем оказалось спорным и трудным, в настоящее время осуществляется более широкая программа защиты.
Тем не менее, забегая вперед, становится ясно, что нынешних мер будет недостаточно. ЕС оказывается в мире, в котором доминируют соперничество великих держав, напористость Китая и ревизионистская российская агрессия. Хуже того, противостоя этим угрозам, они больше не могут рассчитывать на Соединенные Штаты как на безусловного друга и союзника.
Теперь ЕС должен сделать выбор между обеспечением своего места на мировой арене и превращением в площадку для других держав. Это стратегическое решение первого порядка - из него будут следовать все другие варианты политики.
Если Европа проигнорирует или откажется от драм, катящих мир от Амритсара в Индии до Агадира в Марокко, она не сможет обеспечить мир по соседству и предать свое обещание своим гражданам защитить их от внешней опасности. Чтобы ЕС выполнил свою первоначальную миссию - мир и стабильность дома - он должен стать глобальным игроком.
Тогда выбор очевиден. Стратегическая миссия Европы в предстоящие годы должна состоять в том, чтобы закрепить свои позиции на мировой арене, а все вопросы политики и кадров должны решаться таким образом, чтобы способствовать достижению этой цели. Очевидно, что сильный президент Европейского Совета, тесно сотрудничающий с сильным высокопоставленным представителем, будет иметь важное значение. И тем, и другим нужно будет мобилизовать ресурсы и таланты всех стран-членов ЕС, чтобы не дать глобальным силам развести составные части ЕС в разные стороны.
Если государства-члены ЕС примут эту миссию, Европа будет действовать в качестве глобального игрока на долгие годы. В противном случае они - и ЕС в целом - окажутся на карусели, которую они не контролируют.
|