Что должна сделать Европа для своей защиты?
Столкнувшись с растущими геополитическими вызовами со стороны России, Китая и США, Европа должна взять свое будущее в свои руки, защищая свои интересы и ценности. В противном случае Европейский Союз и его государства-члены станут добычей других в новом глобальном порядке.
Геополитическая шахматная доска возвращается. После перерыва в 1989 году, когда казалось, что направление истории склоняется к мирному либеральному международному порядку, мы стали свидетелями усиления конкуренции великих держав, поисков гегемонии и квазиимперской экспансии.
Россия нагло нарушает международное право и заявляет о своем региональном влиянии. Китай участвует в стратегической конкуренции по всем направлениям и продвигает альтернативную международную модель. А Соединенные Штаты решили защищать свои интересы односторонними действиями и давлением.
Перед лицом этого насильственного геополитического пробуждения Европа должна взять свое будущее в свои руки. Если мы не будем выступать и защищать свои интересы и ценности, Европейский Союз и его государства-члены станут добычей других в новом глобальном (дез) порядке. Пришло время для европейцев коллективно укреплять свой суверенитет во всех областях, где они хотят быть субъектами, а не зрителями: внешняя политика и оборона, экономика и торговля, цифровые технологии и экологическая устойчивость.
Под руководством президента Европейского совета Дональда Туска и президента Европейской комиссии Жан-Клода Юнкера ЕС предпринял значительные шаги в этом направлении. Мы заострили нашу торговую политику в ответ на перспективу торговых войн и сделали нашу экономику менее уязвимой для иностранных захватов стратегических активов. Кроме того, мы вложили средства в обеспечение устойчивости критических сетей и инфраструктуры от кибератак.
Возможно, что самое удивительное, мы добились больших успехов в объединении наших оборонительных усилий. Когда-то защита стала политическим приоритетом для Комиссии. Например, Европейский оборонный фонд в размере 13 млрд. Евро откроет новые возможности в совместном планировании и закупках общего оборудования.
Но Европа может и должна сделать больше в этой области. Аутсорсинг европейской безопасности больше не вариант. И хотя увеличение расходов сделает нас сильнее, их недостаточно. Европа нуждается в плане - политическом компасе - и наши граждане ожидают его тоже.
В Глобальной стратегии ЕС - возглавляемом Могерини, Высоким представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности и вице-президенту Комиссии - нужно было установить новый коллективный уровень амбиций внешних действий европейских стран еще в 2016 году. Но теперь эту стратегию необходимо обновить и перевести на внешнюю политику и оборонное планирование.
Поэтому настало время для стратегического оборонного обзора, состоящего из совместной оценки основных угроз, с которыми Европа столкнется в период до 2030 года; стратегическое руководство по общим приоритетам для ЕС и его государств-членов; и перевод этого в совместное оборудование и институциональные структуры.
Подтверждая ключевую роль НАТО в коллективной обороне, этот Стратегический оборонный обзор должен развить возможности Европы и повысить нашу готовность к общим внешним действиям. Нам нужны единые возможности для решения новых асимметричных проблем, таких как терроризм; киберпреступность; дезинформационные кампании; и химические, биологические, радиологические и ядерные угрозы. Кибер, в частности, является областью, в которой наши гражданские и военные возможности должны быть расширены для соответствия будущим вызовам. Кроме того, такой обзор должен служить ориентиром для европейской оборонной промышленности как ключевого компонента нашей безопасности.
Чтобы поддержать эти усилия и добиться новых амбиций, мы также должны создать наш Союз внешней политики и обороны. Институты ЕС и государства-члены формируют одну команду. Цель состоит не в том, чтобы разрушить суверенитет государств-членов, а в том, чтобы сделать всех - и каждого - каждого из нас сильнее.
Общая внешняя и оборонная политика использует преимущества разведывательных служб, вооруженных сил, техники и боевого опыта, а также различные региональные перспективы - в отношении Африки, Ближнего Востока, Западных Балкан и восточного фланга Европы.
В этих рамках желающие и способные государства-члены должны также выступать в качестве послов или ведущих стран в различных областях. Это обеспечит гибкость и последовательность в региональных форматах или инициативах, а также позволит государствам-членам использовать свое влияние для поддержки как национальных, так и европейских интересов.
Параллельно следует должным образом институционализировать оборону на уровне ЕС: Совет обороны, чтобы обеспечить платформу для координации между министрами обороны, Оперативный штаб для планирования и проведения Общей политики безопасности и обороны ЕС , отзывчивую и эффективную систему командования, и полноценная оборонная академия.
Эти практические шаги помогут сформировать общую европейскую стратегическую культуру и превратить европейскую оборону в реальность. Они также лучше подготовят ЕС к взаимодействию со стратегическими партнерами, в первую очередь с Соединенным Королевством, которое останется ключевым союзником и сильным партнером после его ухода из блока.
Однако слишком долго внутренние вопросы, такие как Brexit, монополизировали повестку дня европейских лидеров за счет насущных вызовов безопасности. Стабильность в Африке, мирный процесс в Сирии, кризис в Ливии, Западные Балканы, Восточное соседство и Арктика также заслуживают большего нашего внимания в дополнение к нашей способности взаимодействовать со стратегическими партнерами.
Общие проблемы безопасности должны быть в повестке дня Европейского Совета каждые три или шесть месяцев. Посредством регулярных структурированных дискуссий лидеры будут рассматривать стратегические тенденции и определять общий курс действий, используя полный набор инструментов внешней политики ЕС.
В то же время ЕС должен использовать свои внешнеполитические инструменты - дипломатию, торговлю, помощь в целях развития и оборону - более согласованным образом. Чтобы справиться с предстоящими вызовами мира, в котором Африка и Азия будут играть все более важную роль, Европа должна вырваться из своих сил и выровнять свои внешние инструменты. Например, в марте Туск инициировал дискуссию между лидерами ЕС об отношениях ЕС и Китая. Это должно стать главным приоритетом на ближайшие годы.
Но ключ к успешной внешней политике - сила, способная поддержать ее. Европа по-прежнему обладает значительной мягкой силой, но мы по-прежнему должны проявлять жесткую силу. Возвращение политики великой державы означает, что этот дисбаланс больше не является устойчивым. Европе нужен второй шаг, чтобы стоять на нем - и наши граждане ожидают, что союз, который защитит, будет более дееспособным и суверенным. Мы можем достичь этого только в том случае, если государства-члены и институты ЕС объединят свои усилия.
Мишель Барнье - бывший вице-президент Европейской комиссии и министр иностранных дел Франции. В настоящее время он является главным переговорщиком ЕС по Brexit.
|