Договор о РСМД запрещает размещение ядерных ракет средней дальности в Европе. Его почти неизбежная кончина приглушает перспективы продления американо-российского Договора о сокращении стратегических вооружений, который истекает в 2021 году. И без договорных рамок в области ядерного оружия между Россией и США международный договор о нераспространении ядерного оружия не сможет выжить.
Нераспространение зависит от готовности двух ядерных сверхдержав подвергать себя контролю над вооружениями и проверке. Если США и Россия вместо этого начнут наращивать ядерное оружие, меньшие державы последуют их примеру, потому что они считают, что это делает их неуязвимыми. Северная Корея и Иран - только первые примеры этого.
Шансы спасти договор сейчас ничтожны. И США, и Россия хотят освободиться от всех ограничений по ядерному оружию - не для того, чтобы противостоять друг другу, а потому, что теперь они считают Китай своим настоящим ядерным противником. Поскольку Китай не участвовал в международных переговорах по разоружению в конце 1980-х годов, он не является частью какого-либо действующего договора о сокращении вооружений и разоружении. Но сегодня около 80% ядерного арсенала Китая находятся именно на тех средних расстояниях, которые Договор о РСМД запрещает США и России. Несмотря на их публичную словесную войну по поводу реальных или предполагаемых нарушений договоров, США и Россия преследуют главную цель: вооружиться против Китая.
Таким образом, Германия и Европа имеют второстепенное значение для двух ядерных сверхдержав. С точки зрения США и России, новое наращивание ядерного оружия в Европе будет представлять только побочный ущерб. Но для Европы это может привести к внезапному завершению мечты об общей европейской внешней политике и политике безопасности. Если бы НАТО развернуло серьезные дискуссии о возобновлении размещения ядерных ракет средней дальности в Европе, страны Восточной Европы - скептически настроенные по поводу того, что западноевропейцы (особенно немцы и французы) - были бы готовы умереть за свою свободу, почти наверняка поддержали бы лидерство США. Между тем Германия и другие части Западной Европы, вероятно, будут испытывать массовые политические беспорядки.
Столкнувшись с этим сценарием, Европа теперь должна попытаться наложить некоторый тормоз на текущее развитие и выиграть время для переговоров, не раздражая президента США Дональда Трампа и не заставляя его выходить из договора. Дебаты должны начаться в ЕС, который формально не является партнером по переговорам по проблеме ядерного оружия и в настоящее время стоит в стороне. Поскольку Трамп явно не желает информировать членов НАТО, не говоря уже о ЕС, о своих следующих шагах, Европа должна заявить о себе.
В качестве первого шага она должна взять на себя большую ответственность за военную безопасность Восточной Европы, развернув в этих странах больше европейских - и больше немецких - обычных войск. Это должно сопровождаться с самого начала переговорами между Европой и Россией по обычным и ядерным вооружениям. Первым шагом является контроль над вооружениями - инструмент, предназначенный для трудных времен. Меры укрепления доверия, такие как взаимная проверка военного потенциала и развития, могут помочь восстановить доверие, что является необходимым условием для последующего сокращения вооружений и разоружения.
Проверка российской системы крылатых ракет SSC-8 (9M729), которая, как утверждают США, нарушает договор РМСД, является, конечно, одним из главных приоритетов. Хотя США и Россия признали инспекции в соответствии с соглашением только до 2001 года, активизация деятельности Специальной комиссии по проверке договора могла бы предложить путь для продвижения вперед.
Недавно Россия сделала устное предложение открыть свои ядерные арсеналы для проверки - при условии, что США поступят так же. Но согласие США выглядит маловероятным, потому что администрация Трампа, похоже, больше сосредоточена на противодействии ядерному потенциалу Китая, чем России и Европе. Здесь Европа, и особенно Германия в рамках НАТО, должны занять четкую позицию по отношению к США. Даже условное согласие США на проверку со стороны России будет означать прогресс.
Тем временем готовность России к контролю над ядерными вооружениями с Европой будет зависеть не в последнюю очередь от готовности Франции и Великобритании разрешить инспекции своих собственных арсеналов. Франция и другие страны, которые хотят, чтобы европейская политика безопасности и обороны стала более независимой от США, должны быть готовы принять такие меры. Цель должна состоять в том, чтобы вернуться к надежной и заслуживающей доверия архитектуре европейской безопасности, которая перестала существовать, когда Россия вторглась в Крым и способствовала восстанию на востоке Украины.
Умиротворение этого конфликта, вероятно, является ключевым предварительным условием возобновления переговоров с Россией о вооружениях. Германия является непостоянным членом Совета Безопасности ООН в 2019 году. Ее главная задача должна состоять в том, чтобы вытащить из грязи переговоры о миссии ООН в Восточной Украине и довести их до успешного завершения.
Это расчистило бы путь для построения новой архитектуры европейской безопасности и позволило бы Европе играть более важную роль в сдерживании новой гонки ядерных вооружений.