Пора серьезно отнестись к Южному Судану
С момента основания Южного Судана прошло уже пять лет. С тех пор для граждан страны на смену краткому моменту взволнованности и обещаний пришла жестокая реальность с межклановым насилием, грабежами и отчаянием.
Лидеры страны потерпели неудачу, а потому Совет Безопасности ООН в очередной раз ищет решение, способное положить конец неистовым убийствам и другим нарушениям. Шаг, который Совет Безопасности мог бы предпринять сразу, – это наложить давно назревшее эмбарго на поставки оружия, особенно для правительственных сил, в значительной степени ответственных в кровопролитии.
Нынешний кризис, в ходе которого погибли, по меньшей мере, 73 мирных жителя, начался в прошлом месяце, когда в столице страны Джубе разгорелись боевые действия. Очередной вспышкой противостояний закончилось последнее в серии кратких прекращений огня в рамках гражданской войны между войсками, верными президенту Салве Кииру, и сторонниками Риека Мачара, бывшего вице-президент страны. Впервые война в Южном Судане вспыхнула в декабре 2013 года.
На прошлой неделе по результатам расследования Верховного комиссара ООН по правам человека Зейда Раада аль-Хусейна большая часть вины за насилие, в том числе за массовые изнасилования, была возложена на силы Салвы Киира. Хусейн заявил, что часть мирных жителей погибла в перестрелке, в то время как другие были казнены правительственными силами, которые определили представителей этнической группы нуэр, лояльных к Мачару. В ходе расследования также удалось выяснить, что эти же силы совершили большинство из 217 случаев сексуального насилия, многие из которых были осуществлены против несовершеннолетних.
13 000 миротворцев и полицейских ООН в Южном Судане оказалось недостаточно, они не могут защитить мирное население даже в тех местах, которые ООН выделила для защиты беженцев. В феврале, во время нападения на один из таких участков в северном городе Малакаль, миротворцы допустили серьезные тактические ошибки, которые привели к бойне, унесшей примерно 30 жизней. Этот инцидент спланировали или, по крайней мере, поддержали правительственные силы. Некоторые из миротворцев в Малакале ушли со своих постов или ждали письменных инструкций из штаб-квартиры, прежде чем действовать в целях защиты гражданского населения.
Эпизод в Малакале стал одним из самых последних подтверждений тому, что миротворческая операция, преследуемая неудачами в Руанде в 1994 году и Сребренице в 1995 году во время боснийской войны, неэффективна и нуждается в полном пересмотре, особенно в части защиты мирных жителей. Даже в обычный день в Южном Судане женщины, которым нужно покинуть лагерь для беженцев, чтобы получить пищу для своих семей на рынке, не могут сделать это без риска быть изнасилованными.
В воскресенье, 7 августа, Соединенные Штаты предложили в проекте резолюции, чтобы Совет Безопасности санкционировал дополнительные 4000 миротворцев для защиты Джубы, аэропорта и других ключевых объектов. Также резолюция призывает ввести эмбарго на поставки оружия, но только в том случае, если правительство не поддержит расширенную миссию миротворческих сил. Совет Безопасности несколько раз в течение последних 18 месяцев грозился заблокировать поставки оружия, так и не решившись реализовать эти угрозы.
Администрация Обамы, видимо, опасаясь потерять рычаги влияния на Киира, отказалась перекрыть поток вооружений. Такой запрет повлияет на обе стороны, но эксперты считают, что более сильным будет влияние на правительство как единственную сторону с тяжелым вооружением, включая боевые вертолеты из Украины.
На самом деле блокирование этой цепочки поставок, а также торговли танками и артиллерией, могло бы привлечь внимание Салвы Киира.
|