19 декабря 2018 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций проголосовала за принятие Глобального договора о безопасной, упорядоченной и регулярной миграции: 152 голоса за, пять голосов против и 12 воздержавшихся. Сторонники приветствовали Соглашение как шаг к более гуманному и упорядоченному управлению миграцией, однако противодействие остается огромным.
Договор не является юридически обязывающим договором и не гарантирует новые права для мигрантов. Фактически, 23 цели Соглашения были составлены на основе двухлетних всеобъемлющих дискуссий и шести раундов переговоров, направленных конкретно на создание основы для международного сотрудничества, которая не будет чрезмерно вмешиваться во внутренние дела стран.
Из-за недопонимания по поводу Соглашения стоит более внимательно взглянуть на проблему миграции - и на огромные преимущества, которые хорошо управляемая система может принести как принимающим, так и родным странам.
Миграция мотивируется, в первую очередь, отсутствием экономических возможностей дома. Учитывая, что средний уровень дохода в странах с высоким уровнем дохода более чем в 70 раз выше, чем в странах с низким уровнем дохода, неудивительно, что многие в развивающихся странах чувствуют себя вынужденными попытать счастья в других местах.
Эта тенденция усиливается демографическими сдвигами. Поскольку страны с высоким уровнем дохода сталкиваются со старением населения, во многих странах с низким уровнем дохода наблюдается рост трудоспособного и молодежного населения. Технологические нарушения также оказывают давление на рынки труда. Кроме того, изменение климата, о чем свидетельствует недавний доклад Всемирного банка, ускорит эту тенденцию, изгнав примерно 140 миллионов человек из их домов в ближайшие десятилетия.
Но, вопреки распространенному мнению, почти половина всех мигрантов не переезжают из развивающихся стран в развитые. Скорее они мигрируют между развивающимися странами, часто в пределах одного соседства.
Более того, возвратная миграция увеличивается, и этот факт часто упускают из виду, часто потому, что мигрантам было отказано в доступе на рынок труда или их трудовые договоры были расторгнуты. Например, за последние два года число вновь зарегистрированных работников из стран Южной Азии в странах Персидского залива значительно сократилось - от 12% до 41%. В период с 2011 по 2017 год число потенциальных возвращенцев в Европе - лиц, ищущих убежища, чьи заявления были отклонены или которые были признаны недокументированными - увеличилось в четыре раза, достигнув 5,5 миллиона. За тот же период число потенциальных репатриантов в Соединенных Штатах увеличилось более чем вдвое - до трех миллионов. Возвратная миграция из Саудовской Аравии и Южной Африки также увеличилась.
Те мигранты, которые остаются в принимающих странах, вносят существенный вклад. Хотя в мире, по оценкам, 266 миллионов мигрантов составляют лишь около 3,4% мирового населения, они дают более 9% ВВП.
Чтобы достичь этого, мигранты должны преодолеть высокие барьеры для экономического успеха. Например, неквалифицированные рабочие, особенно из бедных стран, часто платят очень высокую плату - которая может превышать годовой доход трудящегося-мигранта в некоторых странах назначения - недобросовестным агентам по трудоустройству, чтобы найти работу за пределами своих стран. Вот почему Цели в области устойчивого развития (ЦУР) включают в себя цель по снижению затрат на набор персонала.
Миграция также приносит значительные экономические выгоды странам происхождения. В то время как мигранты тратят большую часть своей заработной платы в принимающих странах - что повышает спрос там - они также склонны отправлять деньги на поддержку семей на родине. Известно, что такие денежные переводы превышают официальную помощь в целях развития. В прошлом году денежные переводы в страны с низким и средним уровнем дохода увеличились на 11%, достигнув 528 млрд. Долл. США, превысив в этих странах приток прямых иностранных инвестиций.
Во всем мире крупнейшим получателем денежных переводов является Индия (80 миллиардов долларов), за ней следуют Китай, Филиппины, Мексика и Египет. Как доля ВВП, крупнейшими получателями были Тонга, Кыргызстан, Таджикистан и Непал. Увеличение денежных переводов в течение 2018 года было связано с улучшением рынка труда в США и восстановлением потоков из России и стран Персидского залива.
Но потенциал денежных переводов для поддержки устойчивого развития не реализуется. Основным препятствием является высокая стоимость перевода денег.
Мигранты, отправляющие деньги домой, платят, в среднем, 7% от общей суммы самого перевода из-за слабой конкуренции на рынке услуг по денежным переводам - в результате жестких правил, направленных на борьбу с финансовыми преступлениями, такими как отмывание денег, - а также из-за неэффективности технологии. Достижение цели ЦУР по сокращению трансфертных расходов ниже 3%, что будет способствовать прогрессу в достижении цели увеличения общего объема денежных переводов, потребует от стран устранения этих недостатков.
Мы внимательно следим за этими часто упускаемыми из виду способами миграции, которые могут поддержать развитие благодаря их связи с показателями ЦУР. Но недавние исследования также разрушают другие мифы о миграции, показывая, например, что мигранты не создают значительного фискального бремени для принимающих стран и не снижают заработную плату для местных работников с низкой квалификацией.
Миграционные потоки растут, и эта тенденция будет продолжаться. Фрагментированная миграционная политика, сформированная популярными мифами, не может эффективно управлять этим процессом, тем более использовать возможности для стимулирования развития, создаваемого миграцией. Только скоординированный подход, как предусмотрено в Глобальном договоре, может сделать это.