Новости
Украинских водителей ждут множество нововведений от МВД Министерство внутренних дел разработало законопроект, предусматривающий множество нововведений для украинских водителей 21.03.2019
Украинцы утром 21 марта смогут наблюдать «червячную» Луну Завтра перед рассветом в небе над Украиной можно будет наблюдать «червячную» Луну. Предстоящее мартовское полнолуние... 21.03.2019
Компания Apple показала прототип первого iPhone (ФОТО) Внешне прототип первого iPhone выглядит громадным и практически не похож на обычный карманный гаджет. 21.03.2019
Госдеп США принял решение вывести Ирак из-под антииранских санкций Вашингтон уже принимал аналогичное решение в отношении Багдада 21 декабря прошлого года 20.03.2019
МВД реформирует работу своих сервисных центров, - что изменится? Блатные номера тоже вырастут в цене, а в водительских правах будут делать новые пометки. 20.03.2019
Румыния стала крупнейшим импортером украинского шоколада в 2018 году В прошлом году Украина увеличила экспорт продукции с содержанием какао в ЕС на 22,6% и поставила товаров на 41,2 млн... 20.03.2019
В столице Турции открыли самый большой в Европе парк развлечений (ФОТО) В столице Турции - Анкаре - открыли новый парк развлечений Wonderland Eurasia (Ankapark), который по своим размерам... 20.03.2019
В Китае начали продавать универсальный пульт ДУ Xiaomi за 12 долларов Xiaomi расширяет свое портфолио устройств для умного дома, представив универсальный пульт дистанционного управления под... 20.03.2019
Бывший глава Евросовета уверен, что Британия вернется в ЕС Герман ван Ромпей считает, что если Великобритания выйдет из ЕС, то однажды она снова станет членом блока 20.03.2019
Трамп готов отдать свою годовую зарплату государственным ведомствам Трамп отдаст годовую зарплату ведомствам 20.03.2019
«Укрзализныця» собирается сама устанавливать пассажирские тарифы Компания не намерена индексировать пассажирские тарифы в 2019-м 20.03.2019
Составлен рейтинг самых счастливых стран мира - Украина на 133-м месте Украина заняла 133 место в рейтинге самых счастливых стран мира (World Happiness Report), который ежегодно представляет... 20.03.2019
Евросоюз наложил на интернет-гигант Google огромный штраф Интернет-корпорацию признали виновной в нарушении европейских норм по конкуренции с 2006 по 2016 год 20.03.2019
В Украине собираются модернизировать ПТУ Министерство образования разработало законопроект о реформе ПТУ, который направлен не только на модернизацию... 20.03.2019
На данный момент украинцы не готовы к легализации оружия в стране, - мнение эксперта На сегодняшний день украинцы не готовы к легализации оружия в стране. Проблема не только в его применении, а и в... 20.03.2019




Магазин сантехники
Предлагаем купить сантехнику в Киеве. Отличная цена!
dushik.com.ua

Курс банковских металлов НБУ Курсы валют Стоимость нефти (ICE)
грн./тр.унциюИзм., %
Золото35535.872+0.337
Серебро417.734+0.270
Платина22570.650+0.107
 ПродажаПокупкаНБУ
USD27.42527.10527.161
EUR31.17530.60030.849
RUB0.4420.3310.422
$/баррельИзм., %Дата
BRENT68.39+1.15Mar
WTI67.49-0.8446Aug
GAS OIL630.25-0.5157Aug
Экономика и финансы / №6(336) 20 ФЕВРАЛЯ 2012
Хилый мотор не повезет    Печатная версия    в избранное
СТРАХОВАНИЕ
Генеральный директор МТСБУ Вадим Загребной о том, как собирается наводить порядок на рынке «автогражданки» и почему до его прихода в бюро на нарушения смотрели сквозь пальцы

Назначение Вадима Загребного на должность генерального директора Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ) стало неожиданностью как для всего страхового рынка, так и для него самого. Некоторые участники рынка предполагают, что назначению Загребного способствовало его личное знакомство с Виталием Хомутынником, председателем профильного парламентского комитета, а также лобби братьев-бизнесменов Сергея и Александра Буряков, контролирующих Брокбизнесбанк и страховую компанию (СК) «Брокбизнес». В последней Загребной председательствовал до назначения в бюро.

Новоиспеченному гендиректору предстоит решить немало вопросов: начиная с полной перестройки системы контроля над финансовым состоянием страховщиков-членов бюро, борьбы с демпингом и заканчивая судьбой тех компаний, которые находятся сейчас, по сути, в бездыханном состоянии, но продолжают продавать полисы «автогражданки». О своих планах на новом посту Загребной рассказал в эксклюзивном интервью «Эксперту».

Многие участники страхового рынка неоднозначно восприняли ваше назначение на должность гендиректора МТСБУ. Говорят, что вы сами выдвинули свою кандидатуру. Это так?

— Могу заверить, что я по поводу своего назначения руководителем бюро инициативу не проявлял. Хотя в прошлом вопрос о том, не усилить ли дирекцию МТСБУ и не направить ли меня в бюро, поднимался не раз. Тем не менее я всегда отказывался.

Едва ли… Ведь МТСБУ — влиятельная организация, контролирующая целый сегмент финансового рынка, и руководить этой организацией более престижно, нежели страховой компанией. Разве нет?

— Я страховщик-практик, и мне всегда было интересно создавать бизнес с нуля, формировать команду, развивать компанию. А, придя в бюро, я попал в устоявшуюся организацию, которая существует уже 17 лет, имеет какие-то достижения, сложности и проблемы. Это совершенно новое для меня направление.

Одна из ключевых задач, которую поставил перед вами председатель Комитета ВР по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики Виталий Хомутынник при назначении, разработать некий антикризисный план, направленный на стабилизацию рынка обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств (ОСГПО). Готов ли этот план сегодня, спустя месяц?

— Да. Основная идея борьба с демпингом, улучшение ликвидности активов и финансового состояния страховщиков, а также решение вопросов, касающихся скорости урегулирования убытков. Это наиболее насущные проблемы как на рынке внутреннего ОСГПО, так и на рынке страхования «Зеленая карта».

На больной мозоль

В ноябре 2011 года были применены санкции к некоторым страховым компаниям. Среди них «Инвестсервис» и УЭСК, которым бюро ограничило выдачу полисов. Каков сейчас объем долгов этих страховщиков?

— В МТСБУ есть три фонда — Фонд защиты потерпевших, Фонд страховых гарантий и Фонд упреждающих мероприятий. Именно Фонд страховых гарантий и покрывает обязательства СК, продающих полисы «Зеленой карты». Так вот, эти две компании принесли, по предварительной оценке, убытков фонду более чем на 23 миллиона гривен. Хотя эта цифра неокончательная. Ведь урегулирование страховых случаев по «Зеленой карте» растягивается во времени и может длиться более двух лет. Что касается внутреннего ОСГПО, то оценить долги компаний в пределах Украины еще сложнее. Сбор заявлений от пострадавших — очень долгий и сложный процесс. Я думаю, что размер долгов в этом случае может исчисляться 30–40 миллионами гривен.

Неужели в бюро не видели такого накопления убытков, которое происходило достаточно долго?

«Даже ведущие страховые компании — с иностранным капиталом в том числе — предлагают незаконные скидки и чрезмерно высокие комиссии агентам»

— Мне сложно сказать. Вероятно, причина в том, что меры, которые применялись к страховщикам-нарушителям, оказались недостаточно эффективны.

Вот пример. На собрании членов бюро 21 ноября 2011 года было принято решение подписать дополнительные соглашения о сотрудничестве между СК и МТСБУ. Эти договоры предусматривают применение санкций к нарушителям. Среди таких санкций, в частности, — ограничение права на заключение международных договоров по «Зеленой карте». В январе я выхожу на работу в бюро и узнаю, что только половина компаний подписала соглашения. Хотя было оговорено, что те страховщики, которые в течение месяца не поставят свои подписи под документом, будут ограничены в получении бланков полисов «Зеленой карты».

И чем закончилась эта история?

— Мне пришлось лично давать указание разослать письма остальным 50 процентам компаний, благодаря чему к 2 февраля — дню проведения очередного собрания членов бюро — все СК подписали дополнительное соглашение с МТСБУ.

Давайте вернемся к упомянутым выше двум компаниям: какова их дальнейшая судьба?

— Ситуацию в «Инвестсервисе» и УЭСК можно описать двумя словами — хуже некуда. На собрании 2 февраля мы заслушивали представителей обоих страховщиков. Собственники «Инвестсервиса» сообщили, что намерены реанимировать компанию и уже готовят план по ее оздоровлению, который будет утверждаться в Нацкомфинуслуг. Представители УЭСК тоже заверили, что компания нашла инвестора, который в ближайшее время должен принять решение о ее покупке. Если говорить откровенно, «Инвестсервис» и УЭСК «пусты», то есть денег, чтобы рассчитаться по своим обязательствам, у них нет. Поэтому, если обещанные планы оздоровления не будут выполнены, им придется начать процедуру банкротства.

Кроме упомянутых компаний, кто еще среди страховщиков-членов бюро вызывает обеспокоенность?

— Необходимо более тщательно оценить финансовое состояние СК «Остра». Усиленного внимания требуют также компании «Добробут» (Нацкомфинуслуг остановила действие лицензии на осуществление ОСГПО. — «Эксперт») и «Лафорт», которые имеют высокие темпы роста по портфелю ОСГПО, что было обеспечено за счет демпинга и чрезмерных агентских комиссий.

Что значит чрезмерных?

— Достигающих 50–70 процентов!

Кроме того, имеются и вовсе беспрецедентные случаи. Один из них связан с СК «Граве Украина», которая на протяжении семи лет не выполняла свои обязательства по страховому событию, намеренно затягивая разбирательства по делу и осуществила выплату лишь в конце января нынешнего года.

Компанию оштрафовали?

— Уволен заместитель председателя правления «Граве Украина», в компетенции которого находилось дело на протяжении всех этих лет.

А насколько велики долги рынка перед фондами бюро? Ведь деньги фондов это фактически выплаты пострадавшим.

— Если говорить о Фонде защиты потерпевших, из которого проводятся регламентные выплаты и выполняются гарантийные обязательства (пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии. «Эксперт»), то по сравнению с задолженностью «Инвестсервиса» и УЭСК долги других компаний — мизер. Тем не менее у нас были вопросы по отчислениям в фонды к «Универсальной» и UTICO, но после моего прихода в бюро эти страховщики полностью погасили долги перед МТСБУ.

Радикальный метод

Многие ли страховщики прибегают к недобросовестным методам работы в «автогражданке»?

— Правила на рынке ОСГПО нарушает подавляющее большинство страховых компаний. Это как замкнутый круг: в хаос беззакония втягиваются все страховщики, попадают в большие убытки, но вынуждены снова и снова нарушать, ведь рынок диктует нецивилизованные правила игры. В итоге даже ведущие СК — с иностранным капиталом в том числе — предлагают незаконные скидки и чрезмерно высокие комиссии агентам. В результате сроки выплаты убытков затягиваются до пяти-шести месяцев. Денег на качественное и быстрое урегулирование попросту не хватает.

Как бюро намерено бороться с этим?

— Рецепт очень прост. Его суть в том, чтобы законодательно предоставить МТСБУ контроль над финансами СК путем акцептирования платежей, которые проводят все компании, работающие в сегменте ОСГПО. Причем эта идея была неоднократно обнародована в среде страховщиков и принципиальных возражений не вызвала.

Расскажите подробнее, как будет происходить такое акцептирование?

— Например, есть расчетная сумма платежа по договорам страхования «автогражданки». От нее в распоряжении компании должны остаться средства, которые в соответствии с законодательством могут быть отнесены на операционные расходы. С учетом налогов это не более 30 процентов страховой премии. Именно столько остается в прямом управлении страховщика. Остальные 70–75 процентов полученной премии вместе с отчетностью направляются в специально созданный фонд бюро, который условно можно назвать фондом обеспечения страховых выплат. Его деньги являются собственностью страховых компаний, но МТСБУ получает право контроля над этими ресурсами. В итоге все платежи, связанные с урегулированием, формированием резервов и так далее, проходят акцептирование через дирекцию бюро.

Но ведь на этапе получения платежа страховщик всё равно сможет демпинговать, разве нет?

— Сможет, но вряд ли захочет. Например, страховая компания заключает договор ОСГПО, страховой платеж по которому составляет 800 гривен. Ориентировочно в фонд бюро должно быть направлено 70 процентов, то есть 560 гривен, а 240 гривен СК имеет право потратить на свое усмотрение. Допустим, компания решила «упасть» в демпинг и получила от клиента 590 гривен, сделав ему значительную скидку. Без проблем — пусть страховщик продает полис хоть за 200 гривен, но в фонд он в любом случае должен перечислить 560 гривен. А где компания возьмет эти деньги — это уже ее проблемы.

Вы сказали, что суммы платежей будут подтверждаться отчетностью. Но все мы хорошо знаем, как компании умеют «подчищать» свои балансы…

— Согласен, проблема стоит остро, поскольку сегодня анализируется отчетность членов МТСБУ с трехмесячным опозданием. Так, годовую отчетность, по которой можно сделать какие-то определенные выводы, удается получить только к концу первого квартала следующего года. Мы считаем, что надо переходить к предоставлению ежемесячной финансовой отчетности, равно как и статистической, в электронной форме. А в случае, если страховщик подает недостоверные данные, не перечисляя при этом в фонды бюро необходимые суммы, моментально вводится ограничение на выдачу бланков договоров. Хотя не исключены и более серьезные санкции. Только тогда на рынке воцарится порядок.

На мой взгляд, такие изменения должны сопровождаться обязательной процедурой перелицензирования всех СК, поскольку будут установлены более жесткие условия по отношению к финансовым показателям. Соответственно, на этапе обновления лицензий часть страховщиков всё равно отсеется. Кроме того, мы намерены вместе с Нацкомфинуслуг внедрить практику стресс-тестов для страховщиков-членов МТСБУ. Она позволит выявлять на ранней стадии компании, финансовое состояние которых ухудшается.

Австрийская схема

— Как вообще родилась идея ввести подобный механизм контроля над финансами страховых компаний-членов бюро?

— Я с этой системой познакомился еще в середине 1990-х в Австрии. К тому же к акцептированию платежей крупные сетевые компании прибегают давно, управляя распределением денежных потоков своих региональных сетей. Например, одной из первой была СК «Гарант-Авто», которая пользовалась акцептированием через Укрэксимбанк. Сегодня почти все банки Украины, входящие в первую десятку, могут предложить соответствующий сервис. В данной же ситуации модель аналогичная, но роль головного офиса будет выполнять дирекция МТСБУ, которая контролирует финансы не одной компании, а всего рынка ОСГПО.

Страховщики и регулятор поддерживают эту инициативу?

— В очередной раз эта идея была обнародована 10 февраля на внеочередном общем собрании полных членов бюро, и возражений не было. Проекты поправок в законы «О страховании» и «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности собственников наземных транспортных средств» прошли общественные слушания и находятся на технической доработке. По сути, они готовы для передачи в парламент.

— Как вы считаете, сколько страховых компаний покинет рынок после того, как МТСБУ начнет применять меры? Например, многие руководители СК признают, что половине компаний в сегменте ОСГПО делать нечего.

— Говорить о том, что должно уйти 20 или 30 компаний, — некорректно. Участники этого сегмента сами определят, кто из них готов работать по новым правилам, а кто — нет. Тем более что сейчас нарушения есть у большинства членов бюро. А заявления о половине компаний звучит потому, что почти как раз 50 процентов членов МТСБУ не имеют того объема активов, который должен обеспечивать покрытие их обязательств перед клиентами. Эти страховщики несут потенциальную угрозу стабильности всего рынка, и целесообразность их присутствия в сегменте ОСГПО действительно под большим вопросом.



Автор: Павел Харламов

 печать  отправить ссылку другу  в избранное
КОММЕНТАРИИ


Нет комментариев.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ



ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ В РУБРИКЕ "ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ"
Новый ценнобумажный завет
Фондовый рынок
Что произойдет с украинским фондовым рынком после того как заработает новый закон о депозитарной системе, «Эксперту» рассказал глава совета Ассоциации «Украинские фондовые торговцы» Сергей Антонов
Ловля налоговых блох
Офшоры
Мировое сообщество включилось в борьбу с офшорами и уклонением от уплаты налогов, приносящими мировой экономике 3,1 трлн долларов убытка ежегодно
Стремительная поступь онлайна
Электронная коммерция
На фоне глобальной рецессии рынок электронной коммерции долгие годы показывает рост
Ампутация от купюр
Безналичные расчеты
Ограничив наличные расчеты суммой 150 тыс. гривен, Нацбанк вместе с Миндоходов готовятся к тотальному контролю доходов и расходов украинцев
Центробанк-полицейский
Личности
Самый первый глава Национального банка Украины Владимир Матвиенко рассказал, почему центробанк не способен эффективно регулировать отечественный банковский сектор, и о том, что случилось с Проминвестбанком в 2008 году
Консервативный либерализм
Личности
Лешек Бальцерович рассказал «Эксперту», что именно является непременным условием проведения успешных экономических реформ
Сколько стоит босс?
Мировой порядок
Экономисты подсчитали, каков прок от начальства. Оказалось, что эффект довольно высок, причем в основном он связан с обучением подчиненных, а не с мотивацией, как принято считать
Великая банковская эмиграция
Точки бифуркации
Доля иностранного капитала в банковской системе Украины упала впервые за десять лет, сделав прошлый год отправной точкой бегства иностранных банкиров из нашей страны
Осторожно, фонды закрываются
На украинском фондовом рынке очередное потрясение: о закрытии заявила одна из крупнейших управляющих компаний — «Райффайзен Аваль», принадлежащая одноименному банку, который, в свою очередь, входит с состав австрийской группы Raiffeisen International AG
Своё, карманное
Украинское правительство решило довести до конца идею по созданию государственного банка, который будет пытаться «запустить» украинскую экономику путем вливания дешевых денег






Новости компаний
Главные качества наушников — ТОП-5 параметров 01.03.2019
Покупка запчастей Volkswagen Polo в «Рipicar» – выгодно и быстро Найти по-настоящему надежные автозапчасти порой бывает нелегко и это известно каждому опытному автовладельцу. Если ваша... 19.02.2019
«Элит-Такси» анонсировала выход обновленного приложения Web-Cab Дизайн обновленного приложения стал не только интуитивно понятным, но и включил в себя большое количество новых... 01.02.2019
Вся правда о портативных зарядных устройствах Power Bank В новых моделях гаджетов все заметнее и заметнее улучшается качество экранов, мощность камер, устройства обрастают... 04.12.2018
Как провести выходные? Сидеть дома на выходные не очень хочется. Разве что после того, как вся рабочая неделя прошла под невероятным... 28.11.2018





Публикации
Золотаревский, Слуцкий и Израилит. Украинская тюрьма приютит немецких проходимцев 18.02.2019
Как сделать выходные яркими с ivi.ru 11.01.2019









Главная Реклама на сайте
Материалы помеченные значком имеют ограниченный доступ. Использование материалов Эксперт.in.UA разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на expert.in.ua
©2018-2019 Эксперт.in.ua   Реклама на сайте