В ожидании удачных реформ
МНЕНИЕ
Мы ожидаем невысокий рост украинской экономики в 2013 году, который составит около одного процента, и улучшение динамики реального ВВП до трех процентов в 2014-м
Если говорить о тенденциях нынешнего года, то в его первой половине экономические показатели будут расти медленно вследствие слабого внешнего спроса на украинскую экспортную продукцию и неопределенности шагов украинской власти в экономической политике. Во втором полугодии мы прогнозируем некоторое оживление экономики в связи с улучшением внешних факторов — хорошим урожаем и низкой статистической базой. Что касается 2014 года, ускорение экономического роста может быть достигнуто в случае дальнейшего укрепления глобальной экономики, а также осуществления структурных реформ.
Восстановление глобальных рынков будет способствовать не только повышению спроса на украинский экспорт, но и улучшит доступ к рынкам капитала. При этом очень важно понимать, что само по себе улучшение экономической ситуации в мире не решит проблем с макроэкономическими и структурными дисбалансами в украинской экономике. Их размер в данный момент требует решительных мер со стороны украинских властей.
Для возобновления макроэкономического равновесия необходимо ужесточить налогово-бюджетную политику и ускорить переход к гибкому валютному курсу, а также принять меры по развитию частного сектора экономики. В частности, консолидация бюджета даст возможность уменьшить присутствие государства в экономике, создать эффективное фискальное пространство, сформировать резервы для финансирования приоритетных сфер экономики. Мировая практика показала, что политика гибкого валютного курса способствует независимости кредитно-денежной системы, а также ускоряет адаптацию экономики к внешним вызовам.
При проведении структурных реформ важную роль играют меры по усилению эффективности государственных расходов. Одна из них — повышение тарифов на газ и тепло с целью сокращения бюджетных дотаций, которые сегодня получают и те украинцы, которые в них не нуждаются. Такие меры дадут возможность сформировать правильные ценовые сигналы для экономики страны, акцентируют внимание на энергосбережении, а также высвободят ограниченные бюджетные ресурсы. Пересмотр и повышение тарифов на электро- и теплоэнергию наряду со снижением неэффективного субсидирования необходимо совместить с реформированием системы социальной защиты, чтобы защитить семьи с низкими доходами от роста цен.
Украинскому правительству стоит также уделять больше внимания повышению эффективности государственных инвестиционных расходов, чтобы завершить стратегические инфраструктурные проекты, не выходя за пределы установленных сроков и бюджетных издержек.
В целом Всемирный банк полагает, что структурные реформы имеют решающее значение для ускорения и сохранения устойчивого экономического роста, улучшают конкурентную среду, способствуют совершенствованию рынка труда и гибкости цен, а также стимулируют инновации, что в конечном итоге увеличивает объемы инвестиций, занятости, производительности и, следовательно, активизирует экономику. Кроме того, структурные реформы позволяют усилить рыночную ориентацию экономики и облегчают ее либерализацию.
Начав процесс структурных реформ, очень важно сохранять инерцию и не давать обратного хода. Украина уже сделала много удачных результативных шагов. Среди них — изменения, внесенные в Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок», которые приблизили правовую базу Украины к стандартам Евросоюза. Требования к публикации, установленные для каждой закупки, соответствуют и даже превосходят международные стандарты. Отныне планы государственных закупок, возможности участия в торгах, протоколы вскрытия конвертов, отчеты об оценке, заключение контрактов и данные по рассмотрению жалоб, связанных с закупками, стали общедоступными. Хорошо организован механизм рассмотрения жалоб, в рамках которого Антимонопольный комитет работает как самостоятельный орган.
Между тем в законодательном поле есть и много недоработок, которые допускают возможность государственных закупок на неконкурентных условиях. Кроме того, частота и фрагментарность законодательных изменений в сфере госзакупок негативно влияют на эффективность и прозрачность условий их проведения. Поэтому общая эффективность системы закупок всё еще оставляет желать лучшего.
Примером простых мер, которые могут быть приняты с целью улучшить условий для бизнеса, могут стать рационализация и ускорение автоматического возмещения налога на добавленную стоимость (НДС). Это можно сделать, удалив все критерии автоматического возмещения, которые не связаны с администрированием НДС, в частности, критерий, согласно которому средняя заработная плата в компании должна превышать официальную минимальную зарплату на 250% (74% заявок, представленных в июне 2012 года, были исключены из автоматической процедуры на основе этого критерия).
Существенным достижением украинских законодателей мы считаем коренную перестройку института банкротства, связанную со вступлением в силу новой редакции Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» и сопутствующих подзаконных актов. Также были проведены другие реформы (изменения в законодательство о лицензировании и реформирование системы проверок), но они не повлияли на состояние экономики.
Автор: Лалита Мурти, координатор сектора борьбы с бедностью и макроэкономической политики, ведущий экономист представительства Всемирного банка в Украине, Беларуси и Молдове
|