Новости
Названы 5 самых популярных б/у автомобилей в Украине В 2018 украинцы купили на 90% больше иномарок с пробегом, чем за 2017. 11.12.2018
Инфляция в Украине за 2018 год выросла до 10% В то же время, за последний месяц замедлились темпы роста потребцен. 11.12.2018
На самом ли деле Землю ждет малый ледниковый период? Ученые спорят, почему погода сошла с ума и что именно нас ждет. 11.12.2018
В Украине утвердили новые строительные нормы для удобств инвалидов Новые нормы начнут действовать с весны 2019 года. 11.12.2018
В феврале придут уже обновленные платежки на тепло и горячую воду НКРЭКУ утвердила новые тарифы на горячую воду и тепло для 18-ти теплокоммунэнерго 11.12.2018
Украинские инженеры создали для армии чрезвычайно легкий внедорожник (ФОТО) Неравнодушные украинские волонтеры скооперировались с участниками антитеррористической операции полка «Азов» и создали... 11.12.2018
Ирак пообещал скорый рост цен на нефть, - Reuters По мнению министра нефти Ирака, в ближайшем будущем ожидается прекращение падения мировых цен на нефть и начало... 11.12.2018
"Желтые жилеты" во Франции требуют выйти из НАТО Участники массовых протестов во Франции, известные как "желтые жилеты", обнародовали список требований к властям... 11.12.2018
В Украине в ближайшие дни значительно ухудшится погода В Украине 12 и 13 декабря ожидается ухудшение погодных условий из-за перемещения на территорию страны южного циклона. 11.12.2018
Дональд Туск решил созвать саммит ЕС из-за Brexit В Брюсселе отреагировали на отмену голосования в британском парламенте относительно соглашения с ЕС об условиях Brexit. 10.12.2018




Магазин сантехники
Предлагаем купить сантехнику в Киеве. Отличная цена!
dushik.com.ua

Курс банковских металлов НБУ Курсы валют Стоимость нефти (ICE)
грн./тр.унциюИзм., %
Золото33970.671-0.317
Серебро403.595+0.875
Платина23487.475+0.062
 ПродажаПокупкаНБУ
USD28.00027.75027.796
EUR32.13031.50031.554
RUB0.4400.3300.423
$/баррельИзм., %Дата
BRENT60.18+2.35Nov
WTI67.49-0.8446Aug
GAS OIL630.25-0.5157Aug
Экономика и финансы / №39(364) 15 ОКТЯБРЯ 2012
Ремонт фонда по гарантии    Печатная версия    в избранное
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
Народный депутат Юрий Полунеев рассказал о том, кому выгодно ограничение оборота наличных денег в стране

В украинском парламенте поборников интересов участников финансового рынка не много. Один из таких «тихих» лоббистов — Юрий Полунеев, попавший в Верховную Раду VI созыва благодаря авторству программы «Украинский прорыв», в 2007 году ставшей основным идеологическим документом Блока Юлии Тимошенко (см. «Между инфляцией и безработицей»). Тем не менее, Полунеев не смог найти общий язык с прежней властью и переметнулся в лагерь фракции Партии регионов, а в качестве благодарности за преданность получил временный патронат над национализированным банком «Киев».

Сейчас госбанк уже не сфера приложения усилий депутата. Полунеев не баллотируется в новый парламент, а потому бóльшую часть времени тратит на разработку законов. В прошлом году по инициативе депутата появилась Федерация потребителей финансовых услуг, которую он и возглавил.

Сейчас Юрий Полунеев — один из главных обвинителей международных платежных систем в монопольном положении в Украине. Кроме того, он поддерживает реформу системы гарантирования депозитов, полагая, что Фонд гарантирования вкладов физлиц следует наделить гораздо более широкими полномочиями, чем это было раньше. Об этом Полунеев рассказал в интервью «Эксперту».

— В сентябре парламент принял резонансный законопроект №10656, серьезно ужесточающий требования к международным платежным системам (МПС), работающим в Украине. Поддерживаете ли вы этот шаг, учитывая неоднократные заявления о том, что у Visa и MasterCard монопольное положение на рынке?

— Монополия это плохо, так как она ставит в невыгодные условия других участников рынка и потребителей. Причем то, что происходит в Украине на законодательном уровне, связано с общемировой тенденцией, так как центральные банки многих стран стали делать системные шаги, чтобы ограничить или урегулировать монопольную роль МПС на рынке.

Более того, даже на родном для них американском рынке подаются групповые иски, которые связаны со злоупотреблением платежных систем, например, в части размеров устанавливаемых комиссий и тарифов. Там принимаются законы, ставящие эти системы в более управляемое русло.

— Но ведь нужно отдавать себе отчет в том, что та же Национальная система массовых электронных платежей (НСМЭП), которую продвигает Национальный банк, не сможет составить конкуренцию МПС…

— Сегодня нужно говорить о реальной конкуренции МПС в Украине, а не выбирать между НСМЭП и дуополией. Принятый закон должен создать почву для развития национальных операторов, заинтересовать инвесторов и сформировать справедливую стоимость их услуг. Например, почему потребитель должен платить комиссионные в размере одного процентат или пяти гривен, или 20 гривен? Почему не одну гривню или не 50 гривен? Все эти вопросы сейчас находятся за пределами компетенции Национального банка.

Еще одна проблема заключается в том, что все операции с платежными картами, их процессинг и клиринг осуществляются на серверах, находящихся за пределами Украины. А теперь на минуточку представим себе, что сервер «падает» или на него осуществляется хакерская атака, и деньги украинцев ничем не защищены. Поэтому и требование НБУ, чтобы все технические процессы с национальными платежами проходили только на территории нашей страны, резонно.

— Вам не кажется, что этот аргумент слаб, так как хакеры запросто могут атаковать и серверы, находящиеся в Украине?

— В любом случае эти риски здесь значительно ниже, чем в США и Европе. Кроме того, статистика утверждает: более 90 процентов карточных операций в Украине — внутренние расчеты. В связи с этим непонятно, почему деньги с моего гривневого счета на гривневый счет другого украинца должны идти через Нью-Йорк или Лондон, а плата за саму транзакцию должна взиматься в долларах?

«Почему деньги с моего гривневого счета на гривневый счет другого украинца должны идти через Нью-Йорк или Лондон, а плата за саму транзакцию должна взиматься в долларах?»

Отдельный вопрос о так называемых страховых резервах, которые вносит коммерческий банк на счета МПС. Так, во время последнего финансово-экономического кризиса платежные системы потребовали увеличить эти страховые резервы, а банкам, которые не смогли это сделать в установленный срок, грозила остановка карточных операций. При всём этом у Нацбанка нет рычага влияния на платежные системы. Разве это не потенциальная угроза национальной финансовой стабильности?

— Тогда возникает вопрос, как обеспечить развитие национальных платежных систем?

— Можно, конечно, сделать это административными методами, заставив всех пользоваться тем или иным продуктом, сервисом (например, в 2007–2008 годах НБУ «силком» загонял банки в НСМЭП. — «Эксперт»). Но это тупиковый путь. В идеале необходимо создать конкурентную и привлекательную среду для инвестиций в эту сферу.

— Соседняя Россия, так же как и наша, давно борется с монополизмом МПС, но ей это не удается…

— Почему же? Россияне тоже приняли похожий закон.

— Очень либеральный документ.

— Согласен, он по-прежнему позволяет международным платежным системам осуществлять процессинговые операции за пределами страны.

Кэш — это рудимент?

— Законопроект №10656 сильно ограничивает оборот наличных денег. Это болезненный удар как по бизнесу, так и по рядовым потребителям. Да и, будем откровенными, задевает интересы многих людей при власти, передающих деньги за различные услуги чемоданами. Зачем сейчас такая революция?

— А толку от эволюции, если мы уже лет двадцать пытаемся ограничить оборот наличных, снизить долю «теневых» доходов, а воз — и ныне там. Так что надо отдать должное политической воле Нацбанка. Другой вопрос: очень многое сейчас зависит от того, как закон применят на практике после того, как его подпишет президент. Мы знаем массу примеров, когда хорошие законодательные инициативы были практикой загублены на корню.

— Есть опасения, что «оверсайт» Национального банка над платежными системами создаст государственную монополию. Вы этого не боитесь?

— Глобальная тенденция, которая охватывает многие страны, говорит о том, что, столкнувшись с финансовым кризисом и различными моделями регулирования, многие страны приходят к выводу, что децентрализация этих моделей показала себя не с лучшей стороны. Кроме того, в большинстве стран на банковский сектор приходится 50–70 процентов всех финансовых операций в стране. Поэтому гораздо эффективнее концентрировать регулирование финансового сектора под одной «крышей». Например, в Великобритании до недавнего времени монетарная политика, банковский надзор и надзор за другими участниками финрынка были разделены. В итоге там проведена реформа, и все эти функции передаются постепенно Банку Англии.

— Вы приводите пример о создании мегарегулятора, а тут получается так, что НБУ просто расширяет сферу своего влияния на отдельные секторы финансового рынка.

— Мне сложно сказать, хорошо это или плохо, что происходит такая концентрация полномочий. Повторюсь, очень многое будет зависеть от имплементации норм. И если эти реформы будут внедряться не в соответствии с лучшей мировой практикой, а в духе так называемого российско-украинского феномена «хотели как лучше, а вышло всё равно по-нашему», на положительный результат от всех этих новшеств мы вряд ли сможем рассчитывать.

Гарантии для отдельных лиц

— Верховная Рада приняла еще один законопроект (№10520), вносящий изменения в Закон «О системе гарантирования вкладов физических лиц». Поправками, кроме прочего, повышается сумма гарантирования вкладов физических лиц в банках до 200 тысяч гривен. Зачем, если свыше 95 процентов депозитов покрывались прежним лимитом в 150 тысяч гривен, а ресурсы фонда едва позволяют справиться с банкротством одного крупного банка?

— Основная цель создания новой системы гарантирования вкладов физлиц — возмещение полной суммы вкладов, включая проценты. В свою очередь, ключевая идея законопроекта №10520 — на уровне закона установить минимальную сумму предельного размера возмещения вкладов в 200 тысяч гривен. При условии, что эта сумма может быть увеличена без права ее уменьшения административным советом фонда. Чем выше уровень защиты, тем лучше.

— Получается, новый размер гарантии касается интересов тех вкладчиков, которые относятся к VIP-прослойке.

— Да, повышенный гарантированный лимит возмещения ориентирован на состоятельного человека. В этом нет ничего плохого. В конце концов, средний класс, как и класс «капиталистов», тоже является двигателем развития.

— В банковской среде бытует мнение, что повышение суммы возмещения пролоббировал член Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Константин Кривенко, которого называют «кумом» главы НБУ Сергея Арбузова. Прокомментируйте, пожалуйста, этот слух.

— Об этом человеке я вообще первый раз слышу. Идея закона о фонде гарантирования «вынашивалась» лет пять. Его готовили международные специалисты, Всемирный банк с ним всюду носился. Потом дорабатывали мы с коллегами-депутатами и очень долго согласовывали с представителями центрального банка. Когда процесс работы над документом вышел на финишную прямую, оказалось, что многое делалось в спешке, и мы упустили важный момент: из текста пропала статья об установлении предельного размера возмещения вкладов на уровне 150 тысяч гривен. Это вызвало бурную реакцию экспертов и общественных организаций.

Вот и возникла необходимость сделать поправки. Тем более что к тому времени административный совет Фонда гарантирования вкладов физлиц уже принял решение увеличить планку до 200 тысяч гривен.

Согласно одной из норм закона, сумма возмещения увеличивается и для банков, которые были объявлены банкротами раньше. Но разве закон может иметь обратную силу?

— Откровенно говоря, я не знаю, откуда там появилась эта норма. Но, по большому счету, я не вижу ничего плохого в том, что люди, которые пострадали от банкротства банков в прошлые годы, смогут вернуть свои вклады в полном объеме. Другой вопрос, что мы не говорим о банках, которые грешили «схемами» и были умышленно доведены до разорения. Они действительно не должны попадать в сферу действия закона. Впрочем, это прерогатива правоохранительных органов.

— Почему закон приняли именно сейчас? Выборы?

— При чём тут выборы? Ситуацию, в которой сейчас находится экономика, можно назвать предкризисной. И если не укрепить доверие к банковской системе, хотя бы номинально подняв уровень защиты депозитов, то при малейших потрясениях люди могут вновь побежать со своими депозитами из банков.

— В чём именно проявляются кризисные явления? Ведь экономика растет, а инфляция минимальна…

— А как мы можем говорить, что у нас всё хорошо, когда Украина глубоко вовлечена в мировую экономику? Давайте посмотрим на счет текущих операций, который за последние 12 месяцев был сведен с дефицитом на уровне 5,4 процента ВВП.

Кроме того, экономический рост замедляется. И хотя на 2013 год официально этот показатель заложен на уровне 4,5 процента, правительство, похоже, само не верит в свой прогноз, так как в этом году реальный ВВП вряд ли вырастет больше чем на полтора процента.

Немаловажен и тот факт, сможет ли Украина привлекать доступные по ценам внешние заимствования, которые становятся всё более дорогими. Как вообще реальный сектор может поддерживать экономический рост, если его кредитование банковской системой фактически «лежит»?

— Однако в июле правительство разместило двухлетние облигации на два миллиарда долларов, и Минфин считает этот выпуск очень удачным. Вы так не считаете?

— Разве это размещение может считаться «удачным» при ставке 9,25 процента годовых? Самые «проблемные» страны еврозоны размещают свои десятилетние долги максимум под 8,3 процента. А Бразилия, у которой соотношение долг/ВВП составляет 66 процентов под 9,7 процента годовых. Это говорит о том, что уровень процентных ставок, под которые вынуждена привлекать деньги Украина, соизмерим с доходностью, которую платят государства, находящиеся в гораздо более неблагоприятном финансовом положении.

— Как раскрутить кредитование, если дешевых источников привлечения денег у банков нет, а Нацбанк умышленно «зажимает» ликвидность, опасаясь девальвации гривни?

— Государству нужно поддерживать внутренний спрос и производство путем контролируемого наращивания внутреннего долга и разумного (то есть жестко контролируемого) незначительного увеличения бюджетного дефицита. Проще говоря, надо проводить жестко контролируемую эмиссию. Это, с одной стороны, должно привести к снижению процентных ставок, стимулировать кредитование и экономику, а с другой — такое увеличение денежной массы при разумной политике не будет нести серьезных инфляционных угроз.

Лишь бы не испортить…

Как концептуально изменится работа Фонда гарантирования вкладов после того, как новый закон заработает?

— Фонд построен по модели финансовой компании, которая имеет безусловную гарантию государства. Это означает, что в случае серьезной проблемы фонд может получить из бюджета кредит на выполнение своих обязательств. Кроме того, одним из источников пополнения ресурсов фонда станет продажа активов ликвидируемых банков.

Фонд как финансовый институт наделен правом иметь собственное казначейство. Это означает, что он может управлять пассивами и собственным капиталом, размещая их в ценных бумагах, то есть получать дополнительный доход, чего до сих пор не было. Кроме того, фонд получил возможность действовать как регулятор выводить неплатежеспособные банки с рынка, тем самым уберегая их от разорения. По сходному принципу работает российское Агентство по страхованию депозитов.

— В чём особенности работы этого механизма в России?

— Это мощнейшая финансовая структура, обладающая широкими полномочиями по выведению банков-банкротов, финансовых учреждений с рынка, продаже их активов, по привлечению средств, в том числе за счет международных займов. Это финансовое учреждение нечто среднее между государственной и негосударственной структурой. Главное, чтобы мы не испохабили эту модель с присущей нам способностью портить всё хорошее.

А чем ее можно «испохабить»?

— Да хотя бы подбором кадров. Например, в российское агентство были привлечены лучшие на рынке кадры финансисты, банкиры, иностранные специалисты. Причем на основе конкурсного отбора.

— То есть в украинском фонде гарантирования вкладов работают непрофессиональные менеджеры?

— Это слишком категоричное заявление. Но, по моему мнению, к выбору управляющих можно и нужно подходить более тщательно и продуманно. Например, на банковском рынке нынешнего директора–распорядителя фонда (Елену Шарову. — «Эксперт») знают, к сожалению, не очень хорошо — откуда она пришла, чем занималась раньше, какой послужной список, каков ее управленческий опыт. Когда на ключевых должностях стратегически важных для государства структур появляются «темные лошадки», это всегда несет определенные репутационные риски.



Авторы: Павел Харламов, Дарья Кравченко

 печать  отправить ссылку другу  в избранное
КОММЕНТАРИИ


Нет комментариев.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ



ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ В РУБРИКЕ "ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ"
Новый ценнобумажный завет
Фондовый рынок
Что произойдет с украинским фондовым рынком после того как заработает новый закон о депозитарной системе, «Эксперту» рассказал глава совета Ассоциации «Украинские фондовые торговцы» Сергей Антонов
Ловля налоговых блох
Офшоры
Мировое сообщество включилось в борьбу с офшорами и уклонением от уплаты налогов, приносящими мировой экономике 3,1 трлн долларов убытка ежегодно
Стремительная поступь онлайна
Электронная коммерция
На фоне глобальной рецессии рынок электронной коммерции долгие годы показывает рост
Ампутация от купюр
Безналичные расчеты
Ограничив наличные расчеты суммой 150 тыс. гривен, Нацбанк вместе с Миндоходов готовятся к тотальному контролю доходов и расходов украинцев
Центробанк-полицейский
Личности
Самый первый глава Национального банка Украины Владимир Матвиенко рассказал, почему центробанк не способен эффективно регулировать отечественный банковский сектор, и о том, что случилось с Проминвестбанком в 2008 году
Консервативный либерализм
Личности
Лешек Бальцерович рассказал «Эксперту», что именно является непременным условием проведения успешных экономических реформ
Сколько стоит босс?
Мировой порядок
Экономисты подсчитали, каков прок от начальства. Оказалось, что эффект довольно высок, причем в основном он связан с обучением подчиненных, а не с мотивацией, как принято считать
Великая банковская эмиграция
Точки бифуркации
Доля иностранного капитала в банковской системе Украины упала впервые за десять лет, сделав прошлый год отправной точкой бегства иностранных банкиров из нашей страны
Осторожно, фонды закрываются
На украинском фондовом рынке очередное потрясение: о закрытии заявила одна из крупнейших управляющих компаний — «Райффайзен Аваль», принадлежащая одноименному банку, который, в свою очередь, входит с состав австрийской группы Raiffeisen International AG
Своё, карманное
Украинское правительство решило довести до конца идею по созданию государственного банка, который будет пытаться «запустить» украинскую экономику путем вливания дешевых денег





   карта сайта


Новости компаний
Вся правда о портативных зарядных устройствах Power Bank В новых моделях гаджетов все заметнее и заметнее улучшается качество экранов, мощность камер, устройства обрастают... 04.12.2018
Как провести выходные? Сидеть дома на выходные не очень хочется. Разве что после того, как вся рабочая неделя прошла под невероятным... 28.11.2018
Эффективное оборудование для ресторанов и бара На прибыльность любого предприятия общественного питания, влияет и привлекательный дизайн помещения, и оригинальность... 20.11.2018
Что лучше: онлайн кредит на карту или деньги в долг от частного лица
Кредит онлайн на любую карту считается наиболее распространенным видом займов. Они настолько популярны, обходят... 15.11.2018
Онлайн игровые клубы Украины 10.11.2018


Публикации
Новая партия Бродского и Насирова: за «банкет» платит госбюджет Украины 15.11.2018
Как сделать выходные яркими с ivi.ru 11.10.2018









Главная Реклама на сайте
Материалы помеченные значком имеют ограниченный доступ. Использование материалов Эксперт.UA разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на expert.in.ua
©2004-2018 Эксперт.in.ua   Реклама на сайте