Новости
Реформе — труба: общественники выразили недоверие директору ГБР По результатам исследований аналитическо-консультативной компании Gallup, проведенных в 2018 году, только 9% украинцев... 20.04.2019
Что изменится в оплате коммуналки уже с 1 мая? Украинцы всегда с нетерпением ждут окончание отопительного сезона, когда цифры в платежках значительно уменьшатся.... 19.04.2019
Европейские депутаты присоединились к акции "День вышиванки - день солидарности с Украиной" Европейские депутаты, надев вышиванки, записали короткие видеообращения в поддержку Украины. Таким образом они... 19.04.2019
В Instagram могут убрать счетчик лайков Instagram готовит радикальные изменения для платформы для поддержания здоровой атмосферы 19.04.2019
У Национального банка Украины может появиться собственный интернет-магазин Будет торговать монетами и рулонами денег 19.04.2019
Состояние Билла Гейтса перевалило за отметку в 100 млрд долларов Богатство основателя компании Microsoft Билла Гейтса превысило отметку в 100 миллиардов долларов, что произошло впервые... 19.04.2019
В России начали массово утилизировать атомные подводные лодки Россия пустит на металлолом еще четыре стратегические подлодки 19.04.2019
Школы в Украине подвергнутся серьезным проверкам. Что будут проверять? В украинских школах пройдут проверки. Соответствующий механизм уже утвердили в профильном министерстве 19.04.2019
Почетный Патриарх ПЦУ обратился к верующим украинцам Патриарх Филарет поделился мнением о предстоящих выборах Президента и рассказал о попытках опорочить память Героев... 19.04.2019
В Нью-Йорке на автосалоне объявили лучший автомобиль года Стало известно, какой автомобиль признан лучшим в этом году 19.04.2019
Киберполиция поймала преступника, взломавшего крупный интернет-магазин Злоумышленник использовал криптовалюту, чтобы не попасться 19.04.2019
Украинскую военную технику будут модернизировать согласно стандартам НАТО На Центральной артиллерийской базе вооружения впервые в Вооруженных Силах Украины начата модернизация комплекса машин... 19.04.2019
Украинским водителям следует готовиться к очередному подорожанию бензина Бензин в Украине может снова подорожать 19.04.2019
В Украине собираются строить «умные дороги», используя технологию 5G Vodafone и Nokia создадут в Украине «умную дорогу» на основе 5G и технологий «Интернета вещей» 19.04.2019
Китай разработал первый в мире невидимый беспилотный корабль Китай похвастался созданием уникального корабля-амфибии для войны в Южно-Китайском море 19.04.2019




Магазин сантехники
Предлагаем купить сантехнику в Киеве. Отличная цена!
dushik.com.ua

Курс банковских металлов НБУ Курсы валют Стоимость нефти (ICE)
грн./тр.унциюИзм., %
Золото34257.610-0.002
Серебро401.601-0.239
Платина23900.033+0.513
 ПродажаПокупкаНБУ
USD27.15026.87526.854
EUR30.60030.10030.211
RUB0.4310.3300.420
$/баррельИзм., %Дата
BRENT71.97+0.52Apr
WTI67.49-0.8446Aug
GAS OIL630.25-0.5157Aug
Экономика и финансы / №27(354) 16 ИЮЛЯ 2012
Налоговая возьмет авансом    Печатная версия    в избранное
НАЛОГИ
Новые поправки в Налоговый кодекс позволят налоговикам легально взимать авансовые платежи

Правительство продолжает менять недавно принятый Налоговый кодекс. Весомую порцию правок депутаты с подачи Кабинета министров внесли на прошлой неделе. Под шумок закона о языках Рада проголосовала за законопроект №10224 с неприметным названием «О внесении изменений в Налоговый кодекс (относительно государственной налоговой службы и в связи с проведением административной реформы в Украине)». На этапе между первым и вторым чтениями в документ попали нормы, не имеющие ничего общего с админреформой, главная из которых — усиление полномочий Государственной налоговой службы (ГНС) Украины. Цель — ужесточить контроль над уплатой налогов.

Если президент подпишет закон, у налоговой вновь появится право требовать от предпринимателей уплату авансового платежа с налога на прибыль. Это требование коснется предприятий с годовым доходом более десяти миллионов гривен, а сумма аванса — не менее одной двенадцатой от начисленных сумм налога за предыдущий год. Причем декларацию компании будут подавать не ежеквартально, как это происходит сейчас, а раз в год.

По сути, Рада пытается узаконить уже сложившуюся в Украине практику авансовых платежей, когда налоговики в добровольно-принудительном порядке предлагают предпринимателям заплатить аванс по налогу на прибыль. «Аргументация фискалов — надо наполнять государственный бюджет. А что получается? Мало того, что отсутствует нормальное кредитование для пополнения оборотных средств, так еще и государство, чтобы наполнить бюджет, будет требовать платить налоги авансом», — возмущается руководитель секретариата Совета предпринимателей при Кабинете министров Андрей Забловский.

Если закон вступит в силу, то через полгода в Украине может появиться еще две категории плательщиков единого налога — пятая и шестая группы (см. «Солянка для малого бизнеса»). В пятую группу попадут предприниматели-физические лица с доходом не более 20 млн гривен (и до 20 наемных сотрудников). Для того чтобы работать в шестой категории упрощенцев, доход юридического лица не должен превышать те же 20 млн гривен, а вот штат работников может быть от 20 до 50 человек.

Ставка единого налога для упрощенцев этих групп составит десять процентов (если они не являются плательщиками НДС) или семь процентов (если являются). При этом ювелирам предоставят право работать в двух группах — третьей и пятой (сейчас можно только в третьей, а до недавнего времени ювелиры вообще не могли работать по упрощенной системе). Такое нововведение опрошенные «Экспертом» предприниматели называют реверансом тем представителям малого и среднего бизнеса, которые продолжают критиковать новый налоговый режим, установленный для «упрощенцев». «Учитывая условия налогообложения данных категорий, предприятия фактически будут платить налог с оборота. Думаю, введение двух дополнительных категорий “единщиков” — первый тест перед пошаговым введением налога с оборота. Такой налог намного легче администрировать», — считает управляющий партнер аудиторской фирмы «Аксёнова и партнеры» Елена Макеева. (Кстати, в распоряжении «Эксперта» оказался проект концепции с очередными правками в Налоговый кодекс, где действительно предлагается внедрить налог с оборота в размере 2,5%.)

Принятый парламентом закон затронул и критерии автоматического возмещения НДС. Теперь НДС «автоматом» (то есть по ускоренной процедуре) не вернут убыточным компаниям. По информации «Эксперта», сегодня в Министерстве финансов готовится проект закона о пересмотре существующих критериев и требований к предприятиям-претендентам на получение ускоренного НДС. В частности, коррекции могут подвергнуть требования к средней зарплате компаний, получающих быстрый возврат НДС (сейчас она должна составлять два с половиной размера минимальной зарплаты).

Но и это не всё. Принятый закон вновь изменит правила работы сотрудников налоговой службы. Все функции и полномочия фискального органа будут прописаны в Налоговом кодексе, а не в отдельном Законе «О Государственной налоговой службе в Украине». Произойдет это по примеру Таможенного кодекса, в котором также прописали обязанности таможенников: большинство из них в рамках административной реформы перешли из подчинения таможенного ведомства к Министерству финансов.

Например, налоговики могут лишиться права формировать и утверждать план-график проведения документальных проверок. Кроме того, министерство, а не налоговая будет устанавливать порядок рассрочки налогового долга и его списания. Ведение Единого реестра налоговых накладных в электронном виде тоже станет обязанностью министерства, а не службы.

В рамках недавно проведенной админреформы ГНС окончательно лишилась права утверждать формы налоговой декларации, отчетов о предоставлении данных по ввозу на таможенную территорию импортных товаров, а также отсрочки обязательств или налоговых долгов предпринимателей.

Взамен депутаты озаботились социальными гарантиями налоговиков. Так, предлагается ввести обязательное государственное личное страхование сотрудников Государственной налоговой службы Украины. На случай гибели или смерти — на сумму десятилетней зарплаты, а при ранении, контузии, травме, заболевании или инвалидности на службе — от шестимесячной до пятигодичной заработной платы. По словам источника «Эксперта» в налоговой, под этот план «подтягиваются» две дружественные страховые компании, деятельность которых негласно будет патронировать председатель парламентского комитета по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики Виталий Хомутынник.

Принятые поправки — лишь начало второго этапа налоговой реформы действующей власти. По информации «Эксперта», к концу июля Министерство финансов рассчитывает доработать проект закона, вносящий очередную порцию изменений в налоговое законодательство. Среди ключевых обсуждаемых идей — снижение ставки НДС для внутренних производителей и отмена оставшихся налоговых льгот.

 

КОММЕНТАРИЙ

Александр Данковский

Корейский поцелуй

Так уже исторически складывается, что самые громкие случаи предоставления налоговых льгот в Украине связаны с Южной Кореей.

В 1998 году немыслимое количество поблажек получило совместное предприятие «АвтоЗАЗ-Daewoo». Сейчас оно называется иначе, корейской доли в нем нет, да и корпорация Daewoo с тех пор обанкротилась. Но автомобили с корейскими шильдиками по стране бегают, хотя в 1990-х Закон «О стимулировании производства автомобилей в Украине» был синонимом слова «коррупция».

А в начале июля нынешнего года депутаты ввели нулевую ставку НДС на железнодорожные билеты. Не на все, естественно, а только для поездов «Интерсити+» производства южнокорейской компании Hyundai (см., например, «На чешско-корейской границе»). Любопытно, что НДС по билетам на другую новинку — двухэтажные поезда Skoda Vagonka — платить надо!

Способствовать отмене НДС на свое любимое детище вице-премьер-министр — министр инфраструктуры Борис Колесников обещал с весны и говорил, что при этом билеты подешевеют на 16,67%. Правда, подвел Кабмин: соответствующее решение он принял только 4 июля. Но уже на следующий день глава финансового комитета ВР Виталий Хомутынник предложил поддержать правительство и срочно внести соответствующую поправку в Налоговый кодекс. Что депутаты и сделали.

Вообще говоря, когда в стране только-только формировалась налоговая система, знающие люди недоумевали: «Какой налог на добавленную стоимость? Он же был придуман во Франции для борьбы с перепроизводством и вводился дифференцированно, а с чем у нас нужно бороться?» Например, в Германии традиционная ставка НДС — 19%, но книги и продукты облагаются «семерочкой» как товары социально значимые. В Люксембурге общая ставка — 15%, а сниженные — 12, 9, 6 и 3%.

Дифференциация — это, в общем, правильно. Ибо, как говорят теоретики-экономисты, налоги выполняют не только фискальную (у одних деньги забрать — другим отдать), но и регулирующую функцию. Считает, например, государство такую-то деятельность (например, производство фильмов на таком-то языке) социально полезной — дает льготы. Заметим, не конкретной фирме, а отрасли, направлению деятельности. Считает такой-то товар (скажем, табак) общественно вредным — поднимает на него налог. В общем, налогообложение по принципу «кого люблю, того целую», но всё же любовь надо обосновать.

В Украине всё иначе: по НДС только две возможные ставки — 20% и 0%. Наверное, чтобы хоть в чем-то бухгалтерам проще было.

Но давайте вернемся к главному вопросу — за что ж это вице-премьер и 262 депутата так возлюбили корейские поезда? Их ведь никак не назовешь двигателями экономики: они не возят руду, лес, удобрения или, скажем, шахтеров к месту приложения усилий. «Укрзалізниця» постоянно жалуется на убыточность пассажирских перевозок, а тут держава своей рукой дополнительно уменьшает поступления.

Они не являются социально значимым транспортом: врачи, учителя и пенсионеры не станут ездить за 300–500 гривен в один конец. Более того, когда вводились новые экспресс-маршруты, часть дешевых поездов из расписания исчезли. Судя по расписанию, «корейцы» изначально заточены под богатых. Например, на утренний поезд из Киева до Харькова без такси не поспеть (он отправляется в 6.15, а метро открывается за несколько минут до 6.00). Для состоятельных пассажиров цена не является определяющим фактором при выборе вида транспорта, их интересуют скорость и комфорт. Так почему дешевеет дорогой скоростной поезд Киев—Львов, а не, допустим, бюджетный и очень социально важный Львов—Рахов?

Зная нашу действительность, едва ли железнодорожное ведомство тщательно исследовало изменчивость спроса на железнодорожные билеты, емкость рынка, его потенциал, покупательскую способность пассажиров. Но что самое любопытное — вносилась эта «хюндаевская» поправка в закон, который в целом закручивает налоговые гайки. Так что билетный реверанс можно объяснить только большой любовью Бориса Колесникова к скоростным железнодорожным перевозкам. Точнее, к своим обещаниям — ведь он говорил, что будет дешевле. А свое слово нынешняя власть старается держать во что бы то ни стало. Пусть если даже это дорого, нелогично и не очень законно.



Автор: Екатерина Сыченко

 печать  отправить ссылку другу  в избранное
КОММЕНТАРИИ


Нет комментариев.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ



ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ В РУБРИКЕ "ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ"
Новый ценнобумажный завет
Фондовый рынок
Что произойдет с украинским фондовым рынком после того как заработает новый закон о депозитарной системе, «Эксперту» рассказал глава совета Ассоциации «Украинские фондовые торговцы» Сергей Антонов
Ловля налоговых блох
Офшоры
Мировое сообщество включилось в борьбу с офшорами и уклонением от уплаты налогов, приносящими мировой экономике 3,1 трлн долларов убытка ежегодно
Стремительная поступь онлайна
Электронная коммерция
На фоне глобальной рецессии рынок электронной коммерции долгие годы показывает рост
Ампутация от купюр
Безналичные расчеты
Ограничив наличные расчеты суммой 150 тыс. гривен, Нацбанк вместе с Миндоходов готовятся к тотальному контролю доходов и расходов украинцев
Центробанк-полицейский
Личности
Самый первый глава Национального банка Украины Владимир Матвиенко рассказал, почему центробанк не способен эффективно регулировать отечественный банковский сектор, и о том, что случилось с Проминвестбанком в 2008 году
Консервативный либерализм
Личности
Лешек Бальцерович рассказал «Эксперту», что именно является непременным условием проведения успешных экономических реформ
Сколько стоит босс?
Мировой порядок
Экономисты подсчитали, каков прок от начальства. Оказалось, что эффект довольно высок, причем в основном он связан с обучением подчиненных, а не с мотивацией, как принято считать
Великая банковская эмиграция
Точки бифуркации
Доля иностранного капитала в банковской системе Украины упала впервые за десять лет, сделав прошлый год отправной точкой бегства иностранных банкиров из нашей страны
Осторожно, фонды закрываются
На украинском фондовом рынке очередное потрясение: о закрытии заявила одна из крупнейших управляющих компаний — «Райффайзен Аваль», принадлежащая одноименному банку, который, в свою очередь, входит с состав австрийской группы Raiffeisen International AG
Своё, карманное
Украинское правительство решило довести до конца идею по созданию государственного банка, который будет пытаться «запустить» украинскую экономику путем вливания дешевых денег






Новости компаний
Главные качества наушников — ТОП-5 параметров 01.03.2019
Покупка запчастей Volkswagen Polo в «Рipicar» – выгодно и быстро Найти по-настоящему надежные автозапчасти порой бывает нелегко и это известно каждому опытному автовладельцу. Если ваша... 19.02.2019
«Элит-Такси» анонсировала выход обновленного приложения Web-Cab Дизайн обновленного приложения стал не только интуитивно понятным, но и включил в себя большое количество новых... 01.02.2019
Вся правда о портативных зарядных устройствах Power Bank В новых моделях гаджетов все заметнее и заметнее улучшается качество экранов, мощность камер, устройства обрастают... 04.12.2018
Как провести выходные? Сидеть дома на выходные не очень хочется. Разве что после того, как вся рабочая неделя прошла под невероятным... 28.11.2018





Публикации
Датское королевство перекрыло «Северный поток» 19.04.2019
Солнце на страже трудовых кадров: Украинский гигант стал альтернативой работе за рубежом 19.04.2019









Главная Реклама на сайте
Материалы помеченные значком имеют ограниченный доступ. Использование материалов Эксперт.in.UA разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на expert.in.ua
©2018-2019 Эксперт.in.ua   Реклама на сайте