Новости
Ученые раскрыли механизм, как COVID-19 проникает в клетки человека Группа ученых из Англии открыла механизм, с помощью которого вирус SARS-CoV-2 проникает в клетки человека. 22.10.2020
В Tesla признались, что во время дождя у Model 3 отпадает задний бампер Автопроизводитель подтвердил наличие дефекта и обещает исправить производственную ошибку. 22.10.2020
Ученые выяснили, какой гормон может помочь при коронавирусе В США медики наблюдали за 800 пациентами с тяжелой формой Covid-19 и обнаружили, что на течение болезни влияет мелатонин 22.10.2020
В Исландии землетрясение прервало интервью премьер-министра страны (ВИДЕО) Необычный казус произошел в Исландии - во время онлайн интервью премьер-министра страны с журналистом издания... 22.10.2020
Названы европейские города с самым грязным воздухом Лондон лидирует среди европейских городов с самой высокой загрязненностью атмосферы и плохое качество воздуха обходится... 22.10.2020
В Китае пятилетний ребенок распознал следы редкого динозавра Пятилетний ребенок стал первым, кто идентифицировал следы присутствия тероподов на севере провинции Сычуань. 22.10.2020
Политические процессы не останавливаются: с февраля 2020 года выборы провели 56 стран мира Пандемия коронавируса повлияла не только на мировую экономику и систему здравоохранения, но и на политические процессы. 22.10.2020
Ученые разработали экспресс-тест для диагностики COVID-19 Ученые из Оксфордского университета создали диагностический тест, который находит и идентифицирует коронавирус менее... 22.10.2020
ВОЗ предостерегает от введения жесткого карантина по COVID-19, - Associated Press Доктор Дэвид Набарро сказал, что к жестким ограничительным мерам следует относиться только как к крайнему средству. 21.10.2020
Американец заснял преследующую его пуму и стал звездой сети (ВИДЕО) Американец заснял преследующую его пуму и от пережитых эмоций стал звездой. 21.10.2020
МВФ прогнозирует значительное падение темпа роста мировой экономики, - Associated Press МВФ прогнозирует падение темпа роста мировой экономики на 4,4% в 2020 году 21.10.2020
В Италии презентовали концепт летающего гиперкара (ФОТО) В Италии презентовали концепт летающего гиперкара Firenze Lanciare 21.10.2020
Эсминец Type 055 ВМС Китая оборудовали защитой от стелс-истребителей Китайские государственные СМИ недавно сообщили, что военно-морской эсминец с управляемыми ракетами Type 055 обладает... 21.10.2020
"Они приносят несчастье": туристка, укравшая артефакты из Помпей, вернула их спустя 15 лет Туристка вернула украденные из Помпей артефакты, подумав, что они приносят ей несчастья, сообщает The Guardian. 21.10.2020
В Украине могут изменить порядок оформления автономеров: что предлагают В МВД разработали новый порядок оформления и выдачи автомобильных номеров. Теперь его должна утвердить Верховная Рада. 21.10.2020




Магазин сантехники
Предлагаем купить сантехнику в Киеве. Отличная цена!
dushik.com.ua

Курс банковских металлов НБУ Курсы валют Стоимость нефти (ICE)
грн./тр.унциюИзм., %
Золото34625.613-0.205
Серебро399.427-0.005
Платина21727.344-0.667
 ПродажаПокупкаНБУ
USD28.42028.11025.144
EUR33.87533.05527.749
RUB0.3830.3060.378
$/баррельИзм., %Дата
BRENT41.81+0.19Oct
WTI40.11+0.20Oct
GAS OIL333.75+0.68Oct
Тема недели / №34(401) 09 СЕНТЯБРЯ 2013
Передел перевалки    Печатная версия    в избранное
МОРСКИЕ ЗЕРНОВЫЕ ТЕРМИНАЛЫ
В стране открываются новые портовые терминалы по перевалке зерна. Да, Украину снова ждет немалый его урожай, но существующие перевалочные мощности недозагружены. Однако и гавани, и инвесторы на что-то рассчитывают

Уже больше месяца жители улиц Железнодорожной и Космонавтов, ведущих в погрузочный район Николаевского морского торгового порта (МТП), обозревают из своих окон застывшую под солнцем длинную вереницу фур с зерном. Машины по трое-четверо суток стоят на дорогах, и пешеходам приходится лавировать между ними, поскольку тротуаров в этом районе нет.

Шум, пыль, неприятный запах (водители используют кусты на обочине в качестве туалета) будут сопровождать горожан минимум до середины осени. Ведь сейчас зерно только свозится к элеваторам в морских гаванях.

Мощности в рост

Осень для многих украинских портовых элеваторов — время работы на пределе. Свыше 90% зерновых из Украины уходит на морских судах (насыпью или в контейнерах). В большинстве случаев для формирования экспортных партий используются портовые зерновые терминалы. Основной поток зерна (более 60%) через зерновые терминалы в портах проходит с июня по декабрь, а пик приходится на ноябрь-декабрь, когда мощности загружены на 90%.

В Украине перевалка зерна на портовом терминале может стоить 15–20 долларов за тонну против шести евро в Европе

Прогноз урожая зерновых в этом году более чем оптимистичен. Например, консалтинговое агентство ААА ожидает, что страна соберет рекордные 62,15 млн тонн при экспорте не менее 30,6 млн тонн. По данным Министерства аграрной политики и продовольствия, по состоянию на 30 августа страна обмолотила зерновые и зернобобовые культуры на 10,6 млн га, собрав 32,7 млн тонн.

Такие цифры вселяют во владельцев перевалочных мощностей оптимизм, а представителей аграрного бизнеса заставляют задуматься о строительстве собственных зерновых терминалов. Ведь самый важный вопрос после сбора урожая — его сохранение и экспорт. Эксперты оценивают внутренние потребности Украины в 26–27 млн тонн, а значит, учитывая урожаи последних лет, 23–27 млн тонн подлежит вывозу.

Правда, по оценкам информационно-консалтингового центра «Центр транспортных стратегий» (ЦТС), мощности по перевалке зерновых в украинских портах составляют около 44,1 млн тонн в год с возможностью единовременного хранения почти 2,4 млн тонн. В информационно-аналитическом агентстве «АПК-Информ» мощности по перевалке зерновых в морских портах оценивают в 50,9 млн тонн, единовременного хранения — 2,2 млн тонн. То есть, если сопоставить годовые мощности с годовым экспортом, то дефицита вроде бы нет.

Но, судя по анонсированным планам, инвесторы и порты намерены в ближайшие годы минимум удвоить существующие мощности. Так, стивидорная компания «Бруклин-Киев» строит на территории Одесского морского торгового порта зерновой терминал общей мощностью четыре миллиона тонн в год. Весь проект (две очереди) оценивается в 125 млн долларов, из которых почти 90 млн — деньги стивидора, еще 35 млн — средства порта. Стоимость сооружения первой очереди, по словам директора «Бруклин-Киев порт» Юрия Губанкова, составила 38 млн долларов. Этот терминал станет четвертым по счету зерновым перегрузочным комплексом Одесского порта.

Строит зерновой терминал в своем порту «Ника-Тера» и Дмитрий Фирташ (см. «Фирт-порт»). В его планах  — возвести зерновой склад мощностью около шести миллионов тонн в год. Объем инвестиций составит примерно 150 млн долларов, но это с учетом строительства в порту склада для карбамида.

О масштабных задачах заявил и украинский бизнесмен Олег Бахматюк. Принадлежащий ему агрохолдинг  «Укрлэндфарминг» намерен к 2016 году построить в районе порта «Южный» зерновой терминал мощностью пять миллионов тонн в год (см. «Нужны амбары»). По словам Бахматюка, для реализации поставленной задачи ему будет необходимо свыше 700 млн долларов.

Анонсировала свой проект также компания Cargill (4,5 млн тонн в год по перевалке зерна и масличных в Ильичевском МТП).

Есть планы по развитию мощностей у стивидорной компании «Авлита» (Севастополь, нынешний объем единовременного хранения зернового терминала — 170 тыс. тонн, годовая мощность перевалки — 3500 млн тонн), входящей в структуру холдинга «Портинвест» Рината Ахметова. Этот же холдинг ведет предпроектные изыскания по созданию кластера в порту «Южный» на принадлежащем ему земельном участке (см. «Пирсинг и причалинг»).

Об аналогичных задачах в апреле этого года заявляли в американской корпорации Bunge — речь шла о расширении элеватора компании на территории Николаевского МТП.

В целом беглое изучение инвестиционных программ украинских морских портов показало, что морские ворота Украины к 2016 году предполагают увеличить рост перевалки более чем на 41 млн тонн.

Избыток, но не того

Если посмотреть на реальные показатели по обработке зерна в портах, становится ясно: в морских гаванях имеется избыток перевалочных мощностей.

По данным ЦТС, коэффициент средней загрузки зерновых терминалов в прошлом году составил 76% (с учетом транзита). Наиболее загруженными оказались три порта Большой Одессы (Одесский МТП — 88%, «Южный» — 84%, Ильичевский МТП — 53%), Николаевский МТП (135%) и терминалы компаний «Нибулон» (127%) и «Авлита» (60%). У остальных показатели намного ниже: в среднем около 35–45%.

Иными словами, сейчас относительно хорошо обеспечены работой лишь терминалы, расположенные на территориях глубоководных портов. Именно сюда стекаются основные грузы, создавая в пиковые месяцы недостаток мощностей по перевалке, из-за чего зерно на некоторых объектах отгружается из вагонов прямо на суда. А это неудобно: дефицитные транспортные средства превращаются в склады на колесах, график формирования и движения составов приходится «подвязывать» к срокам прихода корабля, да и при погрузке много зерна теряется. По оценкам Геннадия Скворцова, бывшего президента Ассоциации морских портов Украины, сегодня таким образом перегружается до шести миллионов тонн зерновых, то есть примерно четверть всего объема их экспорта.

Вероятно, именно такое положение вещей дает некоторым участникам рынка основания говорить о недостатке зерновых терминалов. Но вывоз зерна очередного урожая прекращается в конце зимы, а потом большинство терминалов простаивает. «Острого дефицита перевалочных мощностей по зерновым нет. Почти каждый крупный морской терминал по перевалке зерна интегрирован в структуру одного собственника — это производитель-экспортер или зернотрейдер. Требуемую мощность определяет владелец терминала, руководствуясь планируемыми объемами. Инжиниринговая компания, проектирующая любой терминал, в определении мощности всегда учитывает неравномерность прибытия груза или морских судов. Поэтому используется коэффициент запаса производительности оборудования по отношению к планируемому объему перевалки. Он может достигать 30 процентов», — говорит генеральный директор компании «Портинвест» Александр Смирнов.

Интерес к массовым инвестициям в эту сферу он объясняет ростом объемов по перевалке кукурузы: почти все новые терминалы будут возведены со специальным оборудованием для обработки этой культуры. А нынешние мощности больше ориентированы на пшеницу.

Есть и другие факторы, например, плохая транспортная инфраструктура и отсутствие современного оборудования по перегрузке зерновых. Чтобы погрузочные машины на причалах работали в полную силу, необходима бесперебойная подача на них с элеваторов, но существующих мощностей по единоразовому хранению в 2,2–2,4 млн тонн для этого недостаточно. Эксперты считают, что такие емкости должны быть как минимум на 30% больше.

По-прежнему актуален вопрос железнодорожного подъезда к портам и терминалам. Источники «Эксперта» в портовой отрасли сетуют: после прихода на пост министра инфраструктуры железнодорожника Владимира Козака на надеждах строительства путей к морским гаваням можно ставить крест. Такие переговоры с железнодорожным ведомством ранее вел почти каждый порт. По словам знающих людей, даже были достигнуты предварительные договоренности об участии железных дорог в строительных работах «из половинного интереса»: 50% работ оплачивал бы либо сам порт, либо инвестор. Сегодня в Мининфраструктуры предлагают инвесторам и портам строить целиком за свой счет. Стоимость сооружения одного километра железнодорожного пути — 3–3,5 млн долларов.

Простые сложности

Есть и иные объяснения интереса портовиков и инвесторов к зерновой теме. Вывоз других традиционных грузов — металла, удобрений — из страны в последнее время падает. А зерна — растет. Портам, например, растущие объемы вывоза зерновых помогли почти полностью восстановить потери от сокращения объемов перевалки других грузов.

Инвесторам, а это прежде всего аграрии и зернотрейдеры, терминалы нужны, чтобы управлять своими грузами и сэкономить на логистике. Хранить зерно в «складах на колесах» с учетом дефицита зерновозов и роста урожая будет все сложнее (см. «Поперек дороги»). К тому же аграрии встретили в лице Владимира Козака ярого борца с такими «складами»: он как никто другой знает все нюансы реальной оборачиваемости вагонов. И обхитрить опытного железнодорожника будет очень непросто. Ведь пока «Укрзалізниця» — основной поставщик зерновозов, собственным подвижным составом отечественные аграрии, даже крупные, в большинстве своем только собираются обзаводиться.

Есть и еще один нюанс: в пиковые месяцы некоторые владельцы терминалов повышают расценки (на 15–30%) на перевалку.

Важен аспект технического состояния действующих терминалов — участники рынка сетуют на качество элеваторных линий по приемке и отгрузке зерновых. По их словам, там теряется до десяти процентов урожая. По оценкам предприятия «Зерно.Уа», из-за несовершенства системы хранения в целом по стране потери урожая достигают 25–30%, что в денежном выражении составляет почти шесть миллиардов долларов в год.

Наконец, крупные трейдеры, уже обладающие собственными элеваторами в портах, очень неохотно пускают туда чужаков. По словам Шота Хаджишвили, СЕО группы агропромышленных компаний Risoil S.A., например, такие предприятия, как «Нибулон», Glencore или Alfred C.Toepfer International, с рынком не работают.

«Есть определенный порог, зависящий от внутренней логистики терминала, выше которого рост числа грузовых партий уже вредит производительности. Для большого терминала — это сотрудничество с четырьмя-пятью трейдерами, шесть-семь — уже много. Для небольшого  — оптимально два-три трейдера», — уверяет бывший директор контейнерного терминала стивидорной компании «ТИС» Андрей Кузьменко. Большими терминалами обычно считают объекты годовой мощностью более двух миллионов тонн в год, небольшими — менее миллиона.

Есть еще одно обстоятельство, из-за которого возможная недозагрузка терминалов не смущает их владельцев. «Высокая стоимость перевалки (около 15–20 долларов за тонну против шести евро в Европе. — «Эксперт») и маржа заставляют трейдеров искать возможности входа в этот рынок для максимизации собственной прибыли», — говорит Кузьменко.

Свое зерно против чужого

Наиболее интересны для строительства зерновых терминалов, по мнению экспертов, будут порты северо-западного побережья Черного моря (Одесская, Николаевская, Херсонская области). Причины две: глубоководность соответствующих портов и логистика, в частности, возможность доставки зерновых по рекам.

Внутренние потребности Украины в зерне — 26–27 млн тонн, поэтому с учетом урожаев последних лет 23–27 млн тонн подлежит вывозу

Впрочем, оптимизм инвесторов оправдан только при динамичном росте объемов экспорта местных зерновых. Ведь на транзит из России и Казахстана не стоит особо рассчитывать. В РФ принята «Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года», суть которой можно свести к одному предложению: российские грузы должны идти через российские порты. Это не просто лозунг. В последние годы грузооборот портов РФ показывает устойчивую положительную динамику, а транзит через Украину и страны Балтии постоянно сокращается.

Валовой сбор зерновых в России по итогам 2011/2012-го составил 94 млн тонн, на экспорт ушло около 28 млн тонн, из которых через собственные порты отправлено почти 25 млн тонн, через страны Балтии — чуть менее миллиона тонн, через украинские порты — 377 тыс. тонн.

В минувшем году в южном бассейне РФ зерновые мощности портов работали с загрузкой, превышающей нормативную (106%). Было перевалено более 22 млн тонн зерна. Для сравнения: в 2011 году они были загружены только на 84%.

Намерен снизить зависимость от украинских портов и Казахстан — он организовывает выход зерна через свой каспийский порт Актау (бывший Шевченко) в Азербайджан и далее по железной дороге в Грузию и Турцию. Помимо этого, страна ведет переговоры с рядом прибалтийских морских гаваней. К тому же по сравнению с предыдущими годами объемы казахстанского транзита через украинские порты упали почти в два раза: в 2012-м зерновые терминалы в украинских портах обработали около 70 тыс. тонн.

Возможно, украинские инвесторы делают ставку на отраслевую программу Минагропрода Украины «Зерно-2015» — этим документом к 2015 году предусмотрено увеличение производства зерновых до 70–80 млн тонн, объемы экспорта должны составить 45–55 млн тонн. По расчетам «Зерно.УА», для вывоза за границу такого урожая мощности элеваторов должны будут составлять 84–96 млн тонн в год.

Эксперты считают, что шансы на выполнение поставленной задачи в госпрограмме велики. «В ближайшие пять лет производство (среднегодовое. ”Эксперт”) зерна вырастет на 20 миллионов тонн, в том числе кукурузы — на семь миллионов тонн, пшеницы — на 9,6 миллиона тонн, ячменя — на 4,5 миллиона тонн (за базу принят урожай 2012-го). Прирост потребления составит до 11 процентов. Основная часть прироста производства будет направлена на экспорт: плюс 60 процентов», — резюмирует в своем докладе Андрей Товстопят, аналитик аграрного сектора ЦТС.

Киев—Одесса



Автор: Светлана Рябова

 печать  отправить ссылку другу  в избранное
КОММЕНТАРИИ


Нет комментариев.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ



ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ В РУБРИКЕ "ТЕМА НЕДЕЛИ"
Битва за Москву
Выборы мЭра москвы
Настоящие итоги выборов мэра российской столицы прямо противоположны официальным
Демократия с двойным дном
Редакционная статья
«Всему свое время. Мы развиваемся и скоро сможем позволить себе роскошь быть демократическими», — эти слова Альфредо Стресснера, диктатора Парагвая, по справедливости должны стать девизом украинских политиков. Фраза латиноамериканского генералиссимуса точно характеризует истинное нутро сегодняшних политиков постсоветского пространства, в частности, российских и украинских
Зерноплатежный терминал
Редакционная статья
Украинские олигархи активно строят элементы экспортной инфраструктуры — зерновые терминалы в морских портах
От редакции
Редакция журнала «Эксперт Украина» решила подвести еще один промежуточный итог. Номер под четырехсотым порядковым номером стал отличным поводом выдать второй том нашей антологии лучших публикаций
Стандарт — дело добровольное?
Торговые войны
Эксперты Евросоюза рассказывают об эффективной регуляторной политике и перспективах строительства открытой экономики в Украине
Контргамбит Глазьева
Торговые войны
Сергей Глазьев рассказал «Эксперту» о будущем украино-российской торговли
Таможенный аншлюс
Торговые войны
Основные статьи украинской торговли с Россией — отнюдь не конфеты и сыры. Ключевой вопрос по итогам недельной торговой войны — будущее поставок металла и продукции машиностроения
Соревнование полутора систем
Редакционная статья
Говорят, политика — продолжение экономики. Но на одной шестой части суши политика как была ранее в жестких контрах с экономикой, так и продолжает быть по сей день
Тройская унция самообмана
Золото
Впервые в новом тысячелетии золото продолжительное время дешевеет. Инвесторы и центральные банки терпят колоссальные убытки, но отказываться от инвестиций в этот актив не торопятся, поскольку не верят в медвежий долгосрочный тренд
Зачахшие над златом
Редакционная статья
Последние события на золотом рынке преломили устоявшуюся догму, что драгметалл всегда растет, когда другие активы находятся на спаде







Размещение пресс-релизов
Популярные новости
Обновление водительских прав и техпаспорта в Украине: что делать со старыми документами Власти Украины приняли решение обновить вид техпаспорта и водительского удостоверения. Обновленные документы будут... 19.10.2020
США собрались выдавить Россию с европейского газового рынка Американские производители сжиженного природного газа приготовились заполнить Европу топливом на фоне восстановления... 20.10.2020
ВМС получили катер "Голая Пристань" (ФОТО) ВМС Украины получили катер "Голая Пристань" после ремонта 18.10.2020
12-летний школьник собрал дома ядерный реактор, заказав детали в интернете 12-летний подросток из города Мемфиса (штат Теннесси, США) Джексон Освальт самостоятельно собрал функционирующий... 19.10.2020
Цены на черноморскую пшеницу побили рекорд Котировки на тонну черноморской пшеницы превысили $240
18.10.2020




Публикации
Что будет с доходами от контент-услуг? 13.10.2020
Михаил Волынец и его профсоюзный бизнес 08.10.2020









Главная Реклама на сайте
Материалы помеченные значком имеют ограниченный доступ. Использование материалов Эксперт.in.UA разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на expert.in.ua
©2018-2020 Эксперт.in.ua   Реклама на сайте