Новости
Законопроект об «удаленке»: В Раде хотят законодательно урегулировать дистанционную работу (ВИДЕО) Народный депутат от партии «Слуга народа» Галина Третьякова рассказала о том, как в новом законопроекте № 4051 узаконят... 18.09.2020
Южная Корея займется разработкой дронов, которые могли бы заменить солдат в бою Южная Корея начала масштабную программу разработки БПЛА, способных выполнять самые разные задачи. На некоторые из них... 18.09.2020
Знаменитый электрокар Tesla Model 3 ожидает серьезный рестайлинг: что изменится Электрокар обновят как снаружи, так и внутри 18.09.2020
ЕС требует остановить строительство "Северного потока-2" Европа требует остановить строительство "Северного потока-2" 18.09.2020
Количество штрафов выросло вдвое: ТОП-5 нарушителей на украинских дорогах В Украине за прошедшую неделю на дорогах оштрафовали вдвое больше водителей перегруженных фур, чем неделей ранее. 18.09.2020
В ОПЕК рассказали о будущем нефти ОПЕК ухудшила прогноз мирового спроса на нефть в ближайшие годы 18.09.2020
Китай испытал новую боевую систему, которая объединит бронетехнику и рой дронов Стаи дронов могут использоваться для наземных войск, участвуя в разведке, воздушной поддержке с близкого расстояния и... 18.09.2020
С 2021 года ВНО по украинской литературе перестанет быть обязательным тестом Со следующего года можно будет самостоятельно выбрать, какой из тестов сдавать. 18.09.2020
Вторая волна будет стремительной: когда украинцам ждать резкого всплеска числа инфицированных COVID-19 Вторая волна заболевания коронавирусом может быть стремительной, подчеркнул Виктор Ляшко.
18.09.2020
В Швейцарии открыли самый большой музей шоколада (ФОТО) 13 сентября на территории швейцарской фабрики Lindt & Sprüngli открылся «Дом шоколада Lindt» — самый большой в... 17.09.2020
В Китае из-за двух заболевших COVID-19 закрыли город на карантин В Китае на карантин закрыли город Жуйли, находящийся на границе с Мьянмой. 17.09.2020
Арабский шейх похвастался огромным Dodge Ram 4500 с пятиметровым бассейном (ФОТО) Эксклюзивный пикап Dodge Ram 4500 пополнил коллекцию музея истории ОАЭ 17.09.2020
Ким Чен Ын рассказал Трампу, как расстрелял своего дядю из пулемета 15 сентября в Америке выйдет книга известнейшего журналиста и писателя Боба Вудворда. Основанная на 18-ти интервью с... 17.09.2020
Когда карантин - вдохновляет: художник создает иллюстрации, используя медицинские маски для лица (ФОТО) Парень превратил пугающую вещь в занимательные рисунки 17.09.2020
Билл Гейтс рассказал о сроках получения вакцины от COVID-19 в США Основатель корпорации Microsoft Билл Гейтс считает, что США не получат вакцину от коронавируса до конца октября, а к... 17.09.2020




Магазин сантехники
Предлагаем купить сантехнику в Киеве. Отличная цена!
dushik.com.ua

Курс банковских металлов НБУ Курсы валют Стоимость нефти (ICE)
грн./тр.унциюИзм., %
Золото34625.613-0.205
Серебро399.427-0.005
Платина21727.344-0.667
 ПродажаПокупкаНБУ
USD28.30027.95025.144
EUR33.65032.81027.749
RUB0.3890.3100.378
$/баррельИзм., %Дата
BRENT43.15-0.51Sep
WTI40.98+0.02Sep
GAS OIL339.75-0.07Sep
Тема недели / №24–25(395) 24 ИЮНЯ 2013
Безпортошный бизнес    Печатная версия    в избранное
РЕДАКЦИОННАЯ СТАТЬЯ
Сейчас начинается реформа, якобы призванная помочь частному капиталу зайти в украинские порты с гордо поднятой головой и в белых одеждах. Но он уже там сидит — и не какой попало, а приближенный к власти, то есть полностью отвечающий понятию «олигархия», где корень «арх» означает «власть»

В мировом грузообороте на долю морского транспорта приходится более 60%. В некоторых странах его вклад в обслуживание внешней торговли и вовсе приближается к ста процентам (Япония, Великобритания, США). Ни развитие железных дорог в XIX веке, ни появление грузовой авиации в ХХ столетии не сумели подорвать ведущую роль флота в обеспечении международной торговли — хотя бы потому, что новой машинной цивилизации нужны были нефть и каучук, медь и олово, а также кофе, шоколад и хлопок. А их возить приходилось за три моря.

Дальновидные правители всегда понимали, что сильному государству нужны флот и порты для него (чтоб, если даже своих судов не хватает, с товаром и за товаром захаживали чужие). Ирод I построил Цезарию (Кейсарию) — первый на ближневосточном побережье Средиземного моря глубоководный порт. Петр I заложил Петербург. С благословения Екатерины II появилась Одесса. Все три, выражаясь современным языком, топ-менеджера были весьма противоречивыми людьми (даже кровавыми тиранами) — и все трое при этом удостоились прозвания «Великий (-ая)».

Независимая Украина портов не строила. Она их получила в наследство и, несмотря на все разговоры о транзитном характере страны, не развивала. А частный бизнес на молы и причалы пускала неохотно. Сработала известная ловушка — «это стратегический объект, а стратегическим объектом должно заниматься государство, частник не справится, а то еще и навредит». Казалось бы, на эти грабли держава наступала еще в 1990-е годы, когда немало оставшихся в госсобственности машиностроительных и оборонных предприятий либо полностью умерли, либо захирели. Но нет, на инфраструктурных объектах государство по-прежнему держит лапу. Хотя они постепенно разрушаются, ветшают, будь то железные дороги, трубопроводы или порты. А соседи тем временем в свою инфраструктуру инвестируют — и грузы идут мимо нас.

Крупные капиталы в Украине традиционно делались на экспортных товарах, которые вывозить можно только морем, — на металле и руде, удобрениях и зерне, семечках и подсолнечном масле… Поэтому украинским воротилам приходилось заходить в порты «с заднего крыльца». А это не только риски для инвесторов, но и дополнительное поле для развития коррупции. Чтобы псевдохозяин порта чувствовал себя в нём уверенно, приходилось «прикармливать» огромное количество чиновников. И конкуренция в таких условиях получалась совсем нездоровой.

Сейчас начинается реформа, якобы призванная помочь частному капиталу зайти в украинские порты с гордо поднятой головой и в белых одеждах. Но он уже там сидит — и не какой попало, а приближенный к власти, то есть полностью отвечающий понятию «олигархия», где корень «арх» означает «власть».

К добру или к худу происходящее ныне в украинских портах? Думается, всё же к добру. Да, лакомые кусочки достанутся (вернее, уже достались) «особам, приближенным к императору». Но эти самые особы, если захотят, смогут продать приобретенное таким специфическим путем портовое имущество другим бизнесменам — хоть местного, хоть зарубежного разлива. То есть ситуация начнет приближаться к цивилизованной.

А не захотят продать — тоже не очень страшно. Ибо по крайней мере некоторые из действующих крупных бизнесменов — Ринат Ахметов или Дмитрий Фирташ, например, — уже показали, что не боятся вкладывать деньги в долгоиграющие и дорогие проекты, если те идут на пользу выстраиваемым ими бизнес-империям.

Да, при этом государственные деньги наверняка будут тратиться на инвестиции в чьи-то личные предприятия — под флагом «государственно-частного партнерства». Но это не самый плохой способ «осваивать» державные средства. Потому что реконструированный или вновь созданный порт, причал или терминал в любом случае останется в стране и сможет работать на ее благо — в отличие от денег, перечисленных в офшор, на покупку зарубежного футбольного клуба или так и не построенную «Больницу будущего».

В конце концов, и Петр, и Ирод строили порты тоже на деньги налогоплательщиков.



 печать  отправить ссылку другу  в избранное
КОММЕНТАРИИ


Нет комментариев.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ



ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ В РУБРИКЕ "ТЕМА НЕДЕЛИ"
Битва за Москву
Выборы мЭра москвы
Настоящие итоги выборов мэра российской столицы прямо противоположны официальным
Демократия с двойным дном
Редакционная статья
«Всему свое время. Мы развиваемся и скоро сможем позволить себе роскошь быть демократическими», — эти слова Альфредо Стресснера, диктатора Парагвая, по справедливости должны стать девизом украинских политиков. Фраза латиноамериканского генералиссимуса точно характеризует истинное нутро сегодняшних политиков постсоветского пространства, в частности, российских и украинских
Передел перевалки
Морские зерновые терминалы
В стране открываются новые портовые терминалы по перевалке зерна. Да, Украину снова ждет немалый его урожай, но существующие перевалочные мощности недозагружены. Однако и гавани, и инвесторы на что-то рассчитывают
Зерноплатежный терминал
Редакционная статья
Украинские олигархи активно строят элементы экспортной инфраструктуры — зерновые терминалы в морских портах
От редакции
Редакция журнала «Эксперт Украина» решила подвести еще один промежуточный итог. Номер под четырехсотым порядковым номером стал отличным поводом выдать второй том нашей антологии лучших публикаций
Стандарт — дело добровольное?
Торговые войны
Эксперты Евросоюза рассказывают об эффективной регуляторной политике и перспективах строительства открытой экономики в Украине
Контргамбит Глазьева
Торговые войны
Сергей Глазьев рассказал «Эксперту» о будущем украино-российской торговли
Таможенный аншлюс
Торговые войны
Основные статьи украинской торговли с Россией — отнюдь не конфеты и сыры. Ключевой вопрос по итогам недельной торговой войны — будущее поставок металла и продукции машиностроения
Соревнование полутора систем
Редакционная статья
Говорят, политика — продолжение экономики. Но на одной шестой части суши политика как была ранее в жестких контрах с экономикой, так и продолжает быть по сей день
Тройская унция самообмана
Золото
Впервые в новом тысячелетии золото продолжительное время дешевеет. Инвесторы и центральные банки терпят колоссальные убытки, но отказываться от инвестиций в этот актив не торопятся, поскольку не верят в медвежий долгосрочный тренд







Размещение пресс-релизов
Популярные новости
Спустя 80 лет у берегов Норвегии обнаружили обломки важного военного корабля Обломки немецкого военного корабля Karlsruhe, пораженного британской торпедой в 1940 году, были обнаружены у берегов... 14.09.2020
Boeing выявил новый производственный дефект в 787 Dreamliner Компания Boeing сообщила, что обнаружила производственные дефекты в самолетах 787 Dreamliner. 14.09.2020
В ГП Антонов озвучили число выпущенных за десять лет самолетов На предприятии отметили, что работу компании нужно условно разделять - до 2014 года и после 2014 года. 14.09.2020
Британская армия успешно провела испытания боевой бронированной машины AJAX AFV AJAX AFV - это полностью цифровая, полностью интегрированная разведывательная машина с новейшими технологиями стрельбы... 17.09.2020
Кабмин изменил правила въезда иностранцев в Украину: кого будут пускать Теперь будут пускать только студентов вузов и родственников граждан Украины. 16.09.2020





Публикации
Партия Вакарчука «Голос» отказалась играть в «схемы» на выборах в Днепре 18.09.2020
Официальное заявление Правления ОАО «Кривбассжелезрудком» 16.09.2020









Главная Реклама на сайте
Материалы помеченные значком имеют ограниченный доступ. Использование материалов Эксперт.in.UA разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на expert.in.ua
©2018-2020 Эксперт.in.ua   Реклама на сайте