Новости
В Эстонии создали необычный аттракцион (ВИДЕО) В Эстонии создали необычный аттракцион посреди Балтийского моря 28.02.2021
В Украине проверят качество бытовой техники В Украине проверят качество бытовой техники, представленной на потребительском рынке 28.02.2021
В Великобритании путешественникам из стран "красного списка" грозит 10 лет тюрьмы, - Fox News В Великобритании, согласно новым правилам, путешественникам грозит до 10 лет тюрьмы 28.02.2021
Стало известно, какие документы нужны на вакцинацию от COVID-19 в Украине Если есть декларация с семейным врачом, то только паспорт, а если нет, то понадобится еще и ИНН. 28.02.2021
Названы самые популярные профессии в Украине с начала 2021 года В январе и феврале чаще всего требовались специалисты со своим инструментом
28.02.2021
Стало известно, сколько в Украине участников боевых действий Статус участника боевых действий в Украине больше 405 500 человек. Среди них 19,4 тысячи — женщины. 27.02.2021
В Черном море начались учения НАТО Международные учения НАТО «Poseidon 21» начались в Черном море 27.02.2021
В НАТО заявили о готовности новых уникальных дронов за 1,3 млрд. евро Новые беспилотники способны беспрерывно находиться в воздухе более 30 часов и идентифицировать различные объекты, в... 27.02.2021
В Европе рекордно подешевел газ. Как это повлияет на Украину? В Европе спотовая цена газа упала ниже $200 за тысячу кубометров на фоне сильной оттепели. После морозного фронта... 27.02.2021
Топ-5 самых бюджетных кроссоверов Названы пять самых экономичных кроссоверов 27.02.2021
Ученые дали прогноз по COVID-19 для Украины Ученые Национальной академии наук Украины дали прогноз по коронавирусу для страны на начало весны.
27.02.2021
У украинцев генетическая воля к свободе, - Данилов Секретарь Совета нацбезопасности и обороны Украины Алексей Данилов заявил, что украинцы не боятся возможной реакции... 27.02.2021
В Украине начнут собирать электрокары В Украине станет проще зарядить электрокар не только в больших населенных пунктах 27.02.2021
Аксенов рассказал о недвижимости жены Зеленского в Крыму Аксенов заметил, что Зеленский даже может попросить гражданство России как владелец имущества в Крыму. Об этом сообщил... 27.02.2021
Бесплатных денег не бывает, - Олег Пендзин 27.02.2021




Магазин сантехники
Предлагаем купить сантехнику в Киеве. Отличная цена!
dushik.com.ua

Рейтинг игровых клубов
Здесь

Курс банковских металлов НБУ Курсы валют Стоимость нефти (ICE)
грн./тр.унциюИзм., %
Золото34625.613-0.205
Серебро399.427-0.005
Платина21727.344-0.667
 ПродажаПокупкаНБУ
USD28.05027.73525.144
EUR34.30033.52527.749
RUB0.4120.2820.378
$/баррельИзм., %Дата
BRENT64.42-1.65Feb
WTI61.66-2.94Feb
GAS OIL532.75-1.89Feb
Тема недели / №24–25(395) 24 ИЮНЯ 2013
Безпортошный бизнес    Печатная версия    в избранное
РЕДАКЦИОННАЯ СТАТЬЯ
Сейчас начинается реформа, якобы призванная помочь частному капиталу зайти в украинские порты с гордо поднятой головой и в белых одеждах. Но он уже там сидит — и не какой попало, а приближенный к власти, то есть полностью отвечающий понятию «олигархия», где корень «арх» означает «власть»

В мировом грузообороте на долю морского транспорта приходится более 60%. В некоторых странах его вклад в обслуживание внешней торговли и вовсе приближается к ста процентам (Япония, Великобритания, США). Ни развитие железных дорог в XIX веке, ни появление грузовой авиации в ХХ столетии не сумели подорвать ведущую роль флота в обеспечении международной торговли — хотя бы потому, что новой машинной цивилизации нужны были нефть и каучук, медь и олово, а также кофе, шоколад и хлопок. А их возить приходилось за три моря.

Дальновидные правители всегда понимали, что сильному государству нужны флот и порты для него (чтоб, если даже своих судов не хватает, с товаром и за товаром захаживали чужие). Ирод I построил Цезарию (Кейсарию) — первый на ближневосточном побережье Средиземного моря глубоководный порт. Петр I заложил Петербург. С благословения Екатерины II появилась Одесса. Все три, выражаясь современным языком, топ-менеджера были весьма противоречивыми людьми (даже кровавыми тиранами) — и все трое при этом удостоились прозвания «Великий (-ая)».

Независимая Украина портов не строила. Она их получила в наследство и, несмотря на все разговоры о транзитном характере страны, не развивала. А частный бизнес на молы и причалы пускала неохотно. Сработала известная ловушка — «это стратегический объект, а стратегическим объектом должно заниматься государство, частник не справится, а то еще и навредит». Казалось бы, на эти грабли держава наступала еще в 1990-е годы, когда немало оставшихся в госсобственности машиностроительных и оборонных предприятий либо полностью умерли, либо захирели. Но нет, на инфраструктурных объектах государство по-прежнему держит лапу. Хотя они постепенно разрушаются, ветшают, будь то железные дороги, трубопроводы или порты. А соседи тем временем в свою инфраструктуру инвестируют — и грузы идут мимо нас.

Крупные капиталы в Украине традиционно делались на экспортных товарах, которые вывозить можно только морем, — на металле и руде, удобрениях и зерне, семечках и подсолнечном масле… Поэтому украинским воротилам приходилось заходить в порты «с заднего крыльца». А это не только риски для инвесторов, но и дополнительное поле для развития коррупции. Чтобы псевдохозяин порта чувствовал себя в нём уверенно, приходилось «прикармливать» огромное количество чиновников. И конкуренция в таких условиях получалась совсем нездоровой.

Сейчас начинается реформа, якобы призванная помочь частному капиталу зайти в украинские порты с гордо поднятой головой и в белых одеждах. Но он уже там сидит — и не какой попало, а приближенный к власти, то есть полностью отвечающий понятию «олигархия», где корень «арх» означает «власть».

К добру или к худу происходящее ныне в украинских портах? Думается, всё же к добру. Да, лакомые кусочки достанутся (вернее, уже достались) «особам, приближенным к императору». Но эти самые особы, если захотят, смогут продать приобретенное таким специфическим путем портовое имущество другим бизнесменам — хоть местного, хоть зарубежного разлива. То есть ситуация начнет приближаться к цивилизованной.

А не захотят продать — тоже не очень страшно. Ибо по крайней мере некоторые из действующих крупных бизнесменов — Ринат Ахметов или Дмитрий Фирташ, например, — уже показали, что не боятся вкладывать деньги в долгоиграющие и дорогие проекты, если те идут на пользу выстраиваемым ими бизнес-империям.

Да, при этом государственные деньги наверняка будут тратиться на инвестиции в чьи-то личные предприятия — под флагом «государственно-частного партнерства». Но это не самый плохой способ «осваивать» державные средства. Потому что реконструированный или вновь созданный порт, причал или терминал в любом случае останется в стране и сможет работать на ее благо — в отличие от денег, перечисленных в офшор, на покупку зарубежного футбольного клуба или так и не построенную «Больницу будущего».

В конце концов, и Петр, и Ирод строили порты тоже на деньги налогоплательщиков.



 печать  отправить ссылку другу  в избранное
КОММЕНТАРИИ


Нет комментариев.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ



ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ В РУБРИКЕ "ТЕМА НЕДЕЛИ"
Битва за Москву
Выборы мЭра москвы
Настоящие итоги выборов мэра российской столицы прямо противоположны официальным
Демократия с двойным дном
Редакционная статья
«Всему свое время. Мы развиваемся и скоро сможем позволить себе роскошь быть демократическими», — эти слова Альфредо Стресснера, диктатора Парагвая, по справедливости должны стать девизом украинских политиков. Фраза латиноамериканского генералиссимуса точно характеризует истинное нутро сегодняшних политиков постсоветского пространства, в частности, российских и украинских
Передел перевалки
Морские зерновые терминалы
В стране открываются новые портовые терминалы по перевалке зерна. Да, Украину снова ждет немалый его урожай, но существующие перевалочные мощности недозагружены. Однако и гавани, и инвесторы на что-то рассчитывают
Зерноплатежный терминал
Редакционная статья
Украинские олигархи активно строят элементы экспортной инфраструктуры — зерновые терминалы в морских портах
От редакции
Редакция журнала «Эксперт Украина» решила подвести еще один промежуточный итог. Номер под четырехсотым порядковым номером стал отличным поводом выдать второй том нашей антологии лучших публикаций
Стандарт — дело добровольное?
Торговые войны
Эксперты Евросоюза рассказывают об эффективной регуляторной политике и перспективах строительства открытой экономики в Украине
Контргамбит Глазьева
Торговые войны
Сергей Глазьев рассказал «Эксперту» о будущем украино-российской торговли
Таможенный аншлюс
Торговые войны
Основные статьи украинской торговли с Россией — отнюдь не конфеты и сыры. Ключевой вопрос по итогам недельной торговой войны — будущее поставок металла и продукции машиностроения
Соревнование полутора систем
Редакционная статья
Говорят, политика — продолжение экономики. Но на одной шестой части суши политика как была ранее в жестких контрах с экономикой, так и продолжает быть по сей день
Тройская унция самообмана
Золото
Впервые в новом тысячелетии золото продолжительное время дешевеет. Инвесторы и центральные банки терпят колоссальные убытки, но отказываться от инвестиций в этот актив не торопятся, поскольку не верят в медвежий долгосрочный тренд







Популярные новости
В Украине предложили проводить перепись населения раз в десять лет Кабинет министров одобрил законопроект о внесении изменений в законы "О государственной статистике", "Об всеукраинской... 25.02.2021
В США остановили строительство "стены Трампа" Байден остановил строительство "стены Трампа" 21.02.2021
В Африке вспыхнула новая эпидемия опасного вируса В Африке вновь вспыхнула эпидемия вируса Эбола 24.02.2021
Fox News: Ученые ВОЗ оказались под огнем критики из-за результатов расследования по COVID-19 Ученые ВОЗ оказались под огнем критики из-за результатов расследования о происхождении COVID-19 25.02.2021
Индийская армия получила «самый дорогой танк в мире» массой почти в 70 тонн (ФОТО) Индийская армия получила танк Arjun Mk 1A, представляющий собой развитие не слишком удачного Arjun Mk 1. Масса боевой... 25.02.2021




Публикации
Ні кроку без помилки: Як «ефективні» керівники ФДМУ інспектують ефективність Хмельницькобленерго 15.02.2021
Генеральний директор ПФК Денис Шевченко: “Наш комбінат відтепер можна назвати не містоутворюючим, а громадоутворюючим підприємством» 15.02.2021








Главная Реклама на сайте
Материалы помеченные значком имеют ограниченный доступ. Использование материалов Эксперт.in.UA разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на expert.in.ua
©2018-2021 Эксперт.in.ua   Реклама на сайте