Новости
Состоялся съезд Оппозиционного блока В субботу, 15 декабря, прошел VIII съезд политической партии "Оппозиционный блок. Глава "оппозиционного правительства"... 15.12.2018
ТОП-5 самых доступных авто в Украине Стало известно, какие новые авто в Украине можно купить дешевле всего. 15.12.2018
Украину примет участие в переговорах по газу В 2019 году должны состоятся трехсторонние переговоры между Европейским союзом, Украиной и Российской Федерацией, где... 15.12.2018
Роботы помогут докторам в акушерском деле В ближайшем будущем кесарево сечение будут делать роботы 14.12.2018
В ООН отметили, что поток иностранных террористов в Ирак, Ливию и Сирию замедлился Многие боевики вернулись домой или выехали в другие страны. 14.12.2018
Германия официально признала третий пол Германский бундестаг принял поправки к законодательству в целях защиты интерсексуалов. 14.12.2018
"Ощадбанк" предупреждает об участившихся случаях мошенничества Государственный "Ощадбанк" предупреждает клиентов о мошенниках, которые рассылают СМС-сообщения для выманивания личных... 14.12.2018
Ученые обнаружили экзопланету, которая быстро теряет свою атмосферу Речь идет об открытии экзопланеты Gliese 3470 b — атмосфера которой, как выяснили ученые, испаряется с рекордно высокой... 14.12.2018
15 декабря Францию снова охватят акции протеста Французские протестующие готовятся к новым массовым акциям 15 декабря. 14.12.2018
Американская боевая машина станет неуязвимой для ракет Американскую Bradley хотят сделать «неуязвимой» для снарядов и ракет 14.12.2018




Магазин сантехники
Предлагаем купить сантехнику в Киеве. Отличная цена!
dushik.com.ua

Курс банковских металлов НБУ Курсы валют Стоимость нефти (ICE)
грн./тр.унциюИзм., %
Золото33970.671-0.317
Серебро403.595+0.875
Платина23487.475+0.062
 ПродажаПокупкаНБУ
USD28.02527.77527.796
EUR31.99031.31531.554
RUB0.4400.3300.423
$/баррельИзм., %Дата
BRENT60.18+2.35Nov
WTI67.49-0.8446Aug
GAS OIL630.25-0.5157Aug
Тема недели / №24–25(395) 24 ИЮНЯ 2013
Безпортошный бизнес    Печатная версия    в избранное
РЕДАКЦИОННАЯ СТАТЬЯ
Сейчас начинается реформа, якобы призванная помочь частному капиталу зайти в украинские порты с гордо поднятой головой и в белых одеждах. Но он уже там сидит — и не какой попало, а приближенный к власти, то есть полностью отвечающий понятию «олигархия», где корень «арх» означает «власть»

В мировом грузообороте на долю морского транспорта приходится более 60%. В некоторых странах его вклад в обслуживание внешней торговли и вовсе приближается к ста процентам (Япония, Великобритания, США). Ни развитие железных дорог в XIX веке, ни появление грузовой авиации в ХХ столетии не сумели подорвать ведущую роль флота в обеспечении международной торговли — хотя бы потому, что новой машинной цивилизации нужны были нефть и каучук, медь и олово, а также кофе, шоколад и хлопок. А их возить приходилось за три моря.

Дальновидные правители всегда понимали, что сильному государству нужны флот и порты для него (чтоб, если даже своих судов не хватает, с товаром и за товаром захаживали чужие). Ирод I построил Цезарию (Кейсарию) — первый на ближневосточном побережье Средиземного моря глубоководный порт. Петр I заложил Петербург. С благословения Екатерины II появилась Одесса. Все три, выражаясь современным языком, топ-менеджера были весьма противоречивыми людьми (даже кровавыми тиранами) — и все трое при этом удостоились прозвания «Великий (-ая)».

Независимая Украина портов не строила. Она их получила в наследство и, несмотря на все разговоры о транзитном характере страны, не развивала. А частный бизнес на молы и причалы пускала неохотно. Сработала известная ловушка — «это стратегический объект, а стратегическим объектом должно заниматься государство, частник не справится, а то еще и навредит». Казалось бы, на эти грабли держава наступала еще в 1990-е годы, когда немало оставшихся в госсобственности машиностроительных и оборонных предприятий либо полностью умерли, либо захирели. Но нет, на инфраструктурных объектах государство по-прежнему держит лапу. Хотя они постепенно разрушаются, ветшают, будь то железные дороги, трубопроводы или порты. А соседи тем временем в свою инфраструктуру инвестируют — и грузы идут мимо нас.

Крупные капиталы в Украине традиционно делались на экспортных товарах, которые вывозить можно только морем, — на металле и руде, удобрениях и зерне, семечках и подсолнечном масле… Поэтому украинским воротилам приходилось заходить в порты «с заднего крыльца». А это не только риски для инвесторов, но и дополнительное поле для развития коррупции. Чтобы псевдохозяин порта чувствовал себя в нём уверенно, приходилось «прикармливать» огромное количество чиновников. И конкуренция в таких условиях получалась совсем нездоровой.

Сейчас начинается реформа, якобы призванная помочь частному капиталу зайти в украинские порты с гордо поднятой головой и в белых одеждах. Но он уже там сидит — и не какой попало, а приближенный к власти, то есть полностью отвечающий понятию «олигархия», где корень «арх» означает «власть».

К добру или к худу происходящее ныне в украинских портах? Думается, всё же к добру. Да, лакомые кусочки достанутся (вернее, уже достались) «особам, приближенным к императору». Но эти самые особы, если захотят, смогут продать приобретенное таким специфическим путем портовое имущество другим бизнесменам — хоть местного, хоть зарубежного разлива. То есть ситуация начнет приближаться к цивилизованной.

А не захотят продать — тоже не очень страшно. Ибо по крайней мере некоторые из действующих крупных бизнесменов — Ринат Ахметов или Дмитрий Фирташ, например, — уже показали, что не боятся вкладывать деньги в долгоиграющие и дорогие проекты, если те идут на пользу выстраиваемым ими бизнес-империям.

Да, при этом государственные деньги наверняка будут тратиться на инвестиции в чьи-то личные предприятия — под флагом «государственно-частного партнерства». Но это не самый плохой способ «осваивать» державные средства. Потому что реконструированный или вновь созданный порт, причал или терминал в любом случае останется в стране и сможет работать на ее благо — в отличие от денег, перечисленных в офшор, на покупку зарубежного футбольного клуба или так и не построенную «Больницу будущего».

В конце концов, и Петр, и Ирод строили порты тоже на деньги налогоплательщиков.



 печать  отправить ссылку другу  в избранное
КОММЕНТАРИИ


Нет комментариев.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ



ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ В РУБРИКЕ "ТЕМА НЕДЕЛИ"
Битва за Москву
Выборы мЭра москвы
Настоящие итоги выборов мэра российской столицы прямо противоположны официальным
Демократия с двойным дном
Редакционная статья
«Всему свое время. Мы развиваемся и скоро сможем позволить себе роскошь быть демократическими», — эти слова Альфредо Стресснера, диктатора Парагвая, по справедливости должны стать девизом украинских политиков. Фраза латиноамериканского генералиссимуса точно характеризует истинное нутро сегодняшних политиков постсоветского пространства, в частности, российских и украинских
Передел перевалки
Морские зерновые терминалы
В стране открываются новые портовые терминалы по перевалке зерна. Да, Украину снова ждет немалый его урожай, но существующие перевалочные мощности недозагружены. Однако и гавани, и инвесторы на что-то рассчитывают
Зерноплатежный терминал
Редакционная статья
Украинские олигархи активно строят элементы экспортной инфраструктуры — зерновые терминалы в морских портах
От редакции
Редакция журнала «Эксперт Украина» решила подвести еще один промежуточный итог. Номер под четырехсотым порядковым номером стал отличным поводом выдать второй том нашей антологии лучших публикаций
Стандарт — дело добровольное?
Торговые войны
Эксперты Евросоюза рассказывают об эффективной регуляторной политике и перспективах строительства открытой экономики в Украине
Контргамбит Глазьева
Торговые войны
Сергей Глазьев рассказал «Эксперту» о будущем украино-российской торговли
Таможенный аншлюс
Торговые войны
Основные статьи украинской торговли с Россией — отнюдь не конфеты и сыры. Ключевой вопрос по итогам недельной торговой войны — будущее поставок металла и продукции машиностроения
Соревнование полутора систем
Редакционная статья
Говорят, политика — продолжение экономики. Но на одной шестой части суши политика как была ранее в жестких контрах с экономикой, так и продолжает быть по сей день
Тройская унция самообмана
Золото
Впервые в новом тысячелетии золото продолжительное время дешевеет. Инвесторы и центральные банки терпят колоссальные убытки, но отказываться от инвестиций в этот актив не торопятся, поскольку не верят в медвежий долгосрочный тренд





   карта сайта


Новости компаний
Вся правда о портативных зарядных устройствах Power Bank В новых моделях гаджетов все заметнее и заметнее улучшается качество экранов, мощность камер, устройства обрастают... 04.12.2018
Как провести выходные? Сидеть дома на выходные не очень хочется. Разве что после того, как вся рабочая неделя прошла под невероятным... 28.11.2018
Эффективное оборудование для ресторанов и бара На прибыльность любого предприятия общественного питания, влияет и привлекательный дизайн помещения, и оригинальность... 20.11.2018
Что лучше: онлайн кредит на карту или деньги в долг от частного лица
Кредит онлайн на любую карту считается наиболее распространенным видом займов. Они настолько популярны, обходят... 15.11.2018
Онлайн игровые клубы Украины 10.11.2018


Публикации
Большая стирка с Александром Клименко, Максимом Слуцким и Артуром Золотаревским 14.12.2018
Новая партия Бродского и Насирова: за «банкет» платит госбюджет Украины 15.11.2018









Главная Реклама на сайте
Материалы помеченные значком имеют ограниченный доступ. Использование материалов Эксперт.UA разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на expert.in.ua
©2004-2018 Эксперт.in.ua   Реклама на сайте