Новости
Реформе — труба: общественники выразили недоверие директору ГБР По результатам исследований аналитическо-консультативной компании Gallup, проведенных в 2018 году, только 9% украинцев... 20.04.2019
Что изменится в оплате коммуналки уже с 1 мая? Украинцы всегда с нетерпением ждут окончание отопительного сезона, когда цифры в платежках значительно уменьшатся.... 19.04.2019
Европейские депутаты присоединились к акции "День вышиванки - день солидарности с Украиной" Европейские депутаты, надев вышиванки, записали короткие видеообращения в поддержку Украины. Таким образом они... 19.04.2019
В Instagram могут убрать счетчик лайков Instagram готовит радикальные изменения для платформы для поддержания здоровой атмосферы 19.04.2019
У Национального банка Украины может появиться собственный интернет-магазин Будет торговать монетами и рулонами денег 19.04.2019
Состояние Билла Гейтса перевалило за отметку в 100 млрд долларов Богатство основателя компании Microsoft Билла Гейтса превысило отметку в 100 миллиардов долларов, что произошло впервые... 19.04.2019
В России начали массово утилизировать атомные подводные лодки Россия пустит на металлолом еще четыре стратегические подлодки 19.04.2019
Школы в Украине подвергнутся серьезным проверкам. Что будут проверять? В украинских школах пройдут проверки. Соответствующий механизм уже утвердили в профильном министерстве 19.04.2019
Почетный Патриарх ПЦУ обратился к верующим украинцам Патриарх Филарет поделился мнением о предстоящих выборах Президента и рассказал о попытках опорочить память Героев... 19.04.2019
В Нью-Йорке на автосалоне объявили лучший автомобиль года Стало известно, какой автомобиль признан лучшим в этом году 19.04.2019
Киберполиция поймала преступника, взломавшего крупный интернет-магазин Злоумышленник использовал криптовалюту, чтобы не попасться 19.04.2019
Украинскую военную технику будут модернизировать согласно стандартам НАТО На Центральной артиллерийской базе вооружения впервые в Вооруженных Силах Украины начата модернизация комплекса машин... 19.04.2019
Украинским водителям следует готовиться к очередному подорожанию бензина Бензин в Украине может снова подорожать 19.04.2019
В Украине собираются строить «умные дороги», используя технологию 5G Vodafone и Nokia создадут в Украине «умную дорогу» на основе 5G и технологий «Интернета вещей» 19.04.2019
Китай разработал первый в мире невидимый беспилотный корабль Китай похвастался созданием уникального корабля-амфибии для войны в Южно-Китайском море 19.04.2019




Магазин сантехники
Предлагаем купить сантехнику в Киеве. Отличная цена!
dushik.com.ua

Курс банковских металлов НБУ Курсы валют Стоимость нефти (ICE)
грн./тр.унциюИзм., %
Золото34257.610-0.002
Серебро401.601-0.239
Платина23900.033+0.513
 ПродажаПокупкаНБУ
USD27.15026.87526.854
EUR30.60030.10030.211
RUB0.4310.3300.420
$/баррельИзм., %Дата
BRENT71.97+0.52Apr
WTI67.49-0.8446Aug
GAS OIL630.25-0.5157Aug
Тема недели / №17(345) 07 МАЯ 2012
Обратный эффект    Печатная версия    в избранное
НАВСТРЕЧУ ЕВРО
Чемпионат Европы по футболу не оправдает возложенных на него надежд, тем не менее он заставил власти существенно улучшить постсоциалистическую инфраструктуру в Украине и Польше

«Украина по количеству частных стадионов выйдет на первое место в Восточной Европе. Эффективное сотрудничество бизнеса и государства налицо», — заявил недавно вице-премьер-министр, министр инфраструктуры Борис Колесников, который в украинском правительстве отвечает за подготовку к Евро-2012. К такому выводу он пришел после появления в стране современных футбольных стадионов в Донецке, Харькове, Одессе, Днепропетровске, построенных при участии частных инвесторов. Кроме того, за четыре года подготовки к футбольному чемпионату в принимающих городах (Донецк, Киев, Львов, Харьков) построили не только стадионы, но и новые воздушные терминалы. В Донецке сооружено новое здание железнодорожного вокзала.

Само по себе появление всех этих объектов, безусловно, плюс. Однако есть и обратная сторона медали — с «эффективным сотрудничеством» далеко не всё так гладко. Вопреки планам правительства инвесторы минимально вложились в проект «Евро-2012», почти все инфраструктурные работы финансировались из госбюджета. Если тщательно посчитать все затраты, то проведенный в Украине футбольный форум никогда не окупится, а это может усугубить долговые и экономические проблемы государства.

18 апреля 2007 года. Президенты Футбольной ассоциации Польши Михал Листкевич (слева) и Федерации футбола Украины Григорий Суркис ликуют после оглашения известия о победе украино-польской заявки

Ролевые игры

«Самое большое преступление власти в том, что она не привлекла инвесторов к подготовке к чемпионату. Когда приближался кризис, я предлагал продать всю территорию вокруг НСК Олимпийский”. И Дмитрий Фирташ (глава Group DF.Эксперт), и Вадим Новинский (владелец Смарт-Холдинга”.Эксперт) были готовы участвовать в подготовке к Евро-2012», — рассказывает бывший глава Государственного агентства по подготовке и проведению европейского чемпионата по футболу 2012 года в Украине Евгений Червоненко.

Если тщательно посчитать все затраты, то проведенный в Украине футбольный форум никогда не окупится, а это может усугубить долговые и экономические проблемы государства

Однако представители правительства Тимошенко, ответственные в 2008–2009 годах за подготовку к чемпионату, вице-премьер Иван Васюник и министр по делам семьи, молодежи и спорта Юрий Павленко, как утверждает Червоненко, по каким-то только им известным причинам решили не отдавать эти объекты в частные руки. Вместо этого подряд на строительство львовского стадиона был отдан компании «Азовинтекс», которая связана с братьями Сергеем и Александром Тарутами, политическими союзниками Тимошенко.

С приходом к власти правительства Азарова под предлогом упрощения тендерного законодательства Кабинет министров разрешил осуществлять госзакупки в рамках подготовки к Евро-2012 без тендеров. И почти сразу подряды компании «Азовинтекс» перешли в руки донецкой компании «Альтком», аффилированной с ответственным за проведение европейского футбольного чемпионата Борисом Колесниковым. Эта же компания является генподрядчиком строительства донецкого аэропорта и более десятка шоссейных дорог.

По словам Колесникова, выбор Кабмина пал на «Альтком» из-за отсутствия времени на проведение конкурсного отбора. «То, что все подряды достались одному исполнителю, — признак банальной коррупции. При этом стоимость всех объектов Евро-2012 была искусственно завышена в два с половиной–четыре раза», — подчеркнул член Комитета Верховной Рады по вопросам бюджета Кирилл Куликов (партия «Вперед, Украина!», блок НУНС). По подсчетам министра оппозиционного правительства по делам молодежи, спорта, туризма и Евро-2012 Остапа Семерака (фракция «БЮТ-Батьківщина»), в процессе подготовки к финальной части чемпионата Европы из государственного бюджета страны украдено не менее 25–30 млрд гривен.

Что нам стоит всё построить

Подготовка к Евро-2012 превратилась в аттракцион невиданной щедрости со стороны государства. В апреле 2010 года Кабмин утвердил госпрограмму подготовки к чемпионату стоимостью 142,4 млрд гривен. При этом расходы государства были запланированы в объеме 65 млрд гривен, местных бюджетов — шесть миллиардов, других источников — 71 млрд гривен. К марту 2012 года программа подешевела до 105,9 млрд гривен. В частности, доля государства уменьшилась до 51,4 млрд, местных бюджетов — до 3,7 млрд, иных источников — до 50,7 млрд гривен. По мнению экспертов, расходы сократились, поскольку государство не выполнило того, что наметило. «О дорогах забыли. Если разобраться, построили всего 100–150 километров новых дорог. Повсюду сделали лишь ямочный ремонт», — отметил активист общественной организации «Евро-патруль» Вячеслав Коновалов. «Или наспех перестелили полотно», — добавляет главный редактор проекта Doroga.UA Андрей Тычина.

С момента принятия госпрограммы изменения в нее вносились с завидной регулярностью. В основном они касались повышения стоимости основных объектов — стадионов и аэропортов. В последний раз Кабмин 18 апреля принял постановление об увеличении расходов государства на подготовку к Евро-2012. В частности, правительство решило выделить из госбюджета на 417 млн гривен больше на строительство стадиона во Львове, на 157 млн гривен — на реконструкцию львовского аэропорта и на 270 млн гривен — на развитие донецкого аэропорта.

Эксперты отмечают, что в результате увеличения смет многих объектов государство потратило на подготовку к проведению финальной части футбольного первенства на 30 млрд больше, чем предполагалось изначально. По словам председателя подкомитета Верховной Рады по вопросам подготовки и проведения финальной части европейского чемпионата Александра Заца (Партия регионов), из общей суммы, необходимой на реализацию национальной программы, приблизительно 80% (более 80 млрд гривен. — «Эксперт») — государственные средства.

За один месяц до старта чемпионата Европы по футболу строительные работы возле главной арены турнира продолжаются

Вклад частного сектора в подготовку спортивной инфраструктуры к Евро-2012 ограничился строительством, реконструкцией и ремонтом некоторых объектов в Харькове, а также стадиона в Донецке.

Так, генеральным инвестором и координатором подготовки Харькова к европейскому чемпионатуявляется владелец футбольного клуба «Металлист» и компании Development Construction Holding (DCH) Александр Ярославский. «Два проекта — стадион (“Металлист”. — “Эксперт”) и аэропорт — финансирую совместно с государством. В стадион государство вложило 70 процентов, я — 30 процентов, в аэропорт — почти паритетно. А гостиницу построил полностью сам. Детскую футбольную академию построил, стадион “Динамо” реконструировал тоже на сто процентов за свои деньги, государственных инвестиций там нет», — рассказал Ярославский об условиях сотрудничества с государством одному из украинских СМИ. По информации DCH, компания вложила в подготовку инфраструктуры к чемпионату 298,9 млн долларов. Больше всего Ярославский потратил на строительство пятизвездочного отеля Kharkiv Palace (126 млн долларов) и международного аэропорта «Харьков» (107,2 млн долларов).

На его фоне альтруистом выглядит владелец СКМ Ринат Ахметов, который за свой счет построил стадион «Донбасс Арена» в Донецке (400 млн долларов). Именно появление этого спортивного комплекса стало одной из весомых причин, по которой угольная столица была включена в список принимающих городов.

У Львова тоже были шансы построить стадион за деньги инвестора. Поначалу сделать это предложил президент футбольного клуба «Карпаты» Петр Дыминский. Однако ему не удалось договориться с львовским мэром Андреем Садовым об условиях сотрудничества. И сначала город самостоятельно начал строить стадион, а затем к финансированию подключилось государство.

Фактически оплачивать подготовку ряда объектов к Евро-2012 решились лишь несколько отечественных представителей крупного капитала, выстроивших хорошие отношения с действующей властью. В то время как другие частные инвесторы в процессе подготовки городов к чемпионату не участвовали. По мнению директора аналитического департамента информационно-аналитического центра Trends & Markets Андрея Шеверева, они отказались вкладывать свои средства в непривлекательные с инвестиционной точки зрения объекты.

Евро-2012 позволило реконструировать ряд украинских автомагистралей…

…только дорог с плохим покрытием всё равно у нас больше

По следам Эллады

Украине подготовка к Евро-2012 обошлась гораздо дороже, чем другим европейским странам. По данным Trends & Markets, футбольный чемпионат Евро-2008, который прошел в Австрии и Швейцарии, посетили около одного миллиона футбольных фанатов, а страны получили 470 млн евро чистой прибыли, вложив в его проведение около 750 млн евро. В 2004-м Португалия потратила на подготовку к чемпионату четыре миллиарда евро, и УЕФА назвал Евро-2004 одним из лучших турниров. Хотя в страну тогда приехало более миллиона болельщиков и туристов, вернуть вложенные деньги государству не удалось.

Тринадцать из шестнадцати футбольных сборных наотрез отказались базироваться в Украине. Сборные команды Голландии, Германии и Англии, проводящие встречи в Украине, будут прилетать из Польши на игры в своей группе за сутки до матча. Из-за этого сюда не доедут десятки тысяч болельщиков

Впрочем, некоторые эксперты допускают, что Украина скорее повторит судьбу Греции, чем Швейцарии с Австрией или Португалии. В 2004 году Греция на организацию Олимпиады потратила 11 млрд евро, бóльшая часть которых была взята в кредит. Вернуть удалось только два миллиарда. Понесенные убытки и гигантские займы положили начало бюджетным и долговым проблемам страны.

Чтобы подготовиться к Евро-2012, Украина тоже влезла в долги. Львиная доля потраченных на инфраструктуру госсредств, а это, по подсчетам бывшего министра финансов Игоря Уманского, около 65 млрд гривен, привлечена за счет осуществления внутренних заимствований или же кредитов, взятых под государственные гарантии. «Около десяти процентов этой суммы — валютные заимствования. В 2009 году рынок был мертвым. Облигации размещались с доходностью 17–18 процентов годовых», — вспоминает Уманский. Кроме того, осенью 2009-го Минфин организовал четыре выпуска так называемых футбольных облигаций — вырученные от их размещения средства направлялись на финансирование подготовки к Евро-2012. Они принесли Кабмину всего 395 млн гривен из предполагаемых двух миллиардов. В рамках аукционов по размещению облигаций к Евро-2012 были проданы трехлетние бумаги с доходностью 20% и сроком погашения в сентябре этого года.

Остальные средства взяты в кредит у иностранных банков. «Если взять годовую процентную ставку в размере пяти процентов, то на обслуживание привлеченных под Евро-2012 займов Украина будет вынуждена направлять ежегодно минимум 200 миллионов долларов», — подсчитал управляющий партнер инвестиционной компании «Капитал Таймс» Эрик Найман.

Борис Колесников, взявший на себя бремя ответственности за Евро-2012, неплохо на нем заработал

Несбыточные ожидания

Украинские чиновники возлагают на Евро-2012 большие надежды, ожидая увеличение потока иностранных туристов в нашу страну на 30–40%. Согласно официальным прогнозам, на чемпионат приедут от 600 тыс. до одного миллиона человек. По подсчетам Национального банка, туристы должны оставить в стране не менее миллиарда долларов. Власти также надеются, что обрадованные нашим гостеприимством иностранцы опровергнут все «страшилки» об украинской коррупции, низком уровне сервиса, восточноевропейском захолустье и так далее. Так что после проведения чемпионата в нашу страну должен хлынуть поток туристов.

Между тем не исключено, что всё произойдет с точностью до наоборот.

Во-первых, 13 из 16 футбольных сборных наотрез отказались базироваться в нашей стране. Так, сборные команды Голландии, Германии и Англии, проводящие встречи в Украине, будут прилетать из Польши на игры в своей группе за сутки до матча. Из-за этого сюда не доедут десятки тысяч болельщиков. По неофициальным прогнозам, нашу страну посетят от силы 500 тыс. человек. В связи с этим, считает Найман, доходы от проведения Евро-2012 в Украине составят 300–500 млн долларов.

Во-вторых, произойдет замедление темпов развития некоторых отраслей. Например, рост строительства в 2011 году на уровне 11%, о котором так браво отрапортовал премьер Николай Азаров, связан с возведением объектов Евро-2012. Уже сейчас экономика находится на грани рецессии — футбол более не подпитывает экономический рост. К тому же завершение строительства инфраструктурных объектов сократит количество рабочих мест в стране. Так что перед правительством стоит непростой выбор — либо искать новый стимул для экономики, либо возвращаться к практике затягивания поясов.

Киеву грозит транспортный тромбоз

Евгений Червоненко, бывший глава Государственного агентства по подготовке и проведению Евро-2012 в Украине:

— Проводить у нас чемпионат по футболу имело бы смысл, во-первых, при участии частных инвесторов, во-вторых, при правильном расположении инфраструктурных объектов. Однако о том, как привлечь инвесторов, никто не думал. Будучи главой Нацагентства по подготовке к Евро-2012, я стал заложником борьбы за подготовку к чемпионату между президентом Виктором Ющенко и премьером Юлией Тимошенко. В 2007 году Ющенко возглавил созданный тогда Координационный совет по подготовке к Евро, а в 2008-м Тимошенко встала у руля оргкомитета с аналогичным названием. И там, и там процветал популизм. В итоге время было упущено, сроки сорваны.

Строительство львовского и киевского стадионов тяжелым бременем легло на госбюджет. Когда стало ясно, что инвесторы не придут, удешевить подготовку можно было за счет реконструкции арены «Украина» во Львове. Тем не менее было принято решение построить новый стадион…

Кроме того, я убежден, что Национальный спортивный комплекс «Олимпийский» и фан-зону надо было во избежание транспортного коллапса выносить из центральной части Киева в отдаленные районы, например, поближе к Национальному выставочному центру или окружной дороге. Ведь перед Евро в столице будут перекрыты основные артерии — улицы Крещатик и Красноармейская. Из-за этого Киев ждет транспортный тромбоз — при отсутствии надлежащего количества паркингов на узких улицах по центру столицы передвигаться станет невозможно.

Из всех принимающих городов угроза транспортного коллапса нависла только над Киевом. В Донецке, Харькове и Львове всё построено согласно нормам — стадионы вынесены из центральной части, есть много пространства для рассредоточения граждан. В столице ситуация иная. Например, если кому-то в Киеве станет плохо, то у медиков не будет возможности спасти этого человека даже с помощью вертолета. Всё будет перекрыто людьми — ни одна машина «скорой помощи» не сможет подъехать.



Проблемное наследство

Александр Зац, народный депутат Украины (фракция Партии регионов), председатель подкомитета Верховной Рады по вопросам подготовки и проведения финальной части чемпионата Европы 2012 года по футболу в Украине:

— За 2008–2009 годы по строительству спортивной инфраструктуры почти ничего не было сделано. Предыдущая власть даже проектную документацию передала нам не в полном объеме.

Все обвинения относительно увеличения стоимости объектов в несколько раз не соответствуют действительности. Тогда никто не знал, сколько будут стоить стадионы «Олимпийский» или «Арена Львов». Во время их сооружения проектная документация по данным объектам постоянно корректировалась.

Предыдущие руководители приняли решение реконструировать старую спортарену в центре Киева. Хотя, на мой взгляд, было бы целесообразнее не делать этого, а возвести новый стадион в другом месте, например, за пределами города. За два года подготовки к чемпионату старая арена была полностью разрушена, а строить новую так и не начали. Время было упущено. Те работы, которые должны вестись пять лет, были выполнены за два года. Люди трудились круглосуточно.

Сооружение нового стадиона на окраине могло обойтись значительно дешевле, чем реконструкция «Олимпийского». На демонтажные работы были потрачены немалые средства. По всей Европе, в той же Германии или Нидерландах, такие объекты вынесены из центральной части города.

В условиях финансово-экономического кризиса мирового масштаба в эти проекты было невозможно привлечь крупные инвестиции. Именно поэтому львиная доля расходов пришлась на госбюджет и местные бюджеты принимающих городов. Тем не менее инвесторы всё-таки поучаствовали в подготовке к Евро-2012. Частные инвестиции в гостиничное хозяйство составили 9,1 миллиарда гривен. В строительство тренировочных баз вложено 324 миллиона гривен частного капитала. Это немалые деньги.



Поработали на «троечку»

Павел Костенко, народный депутат Украины (фракция «БЮТ-Батьківщина»), председатель Комитета Верховной Рады по вопросам семьи, молодежной политики, спорта и туризма:

— Состояние подготовки к Евро-2012 можно назвать удовлетворительным. Все проекты к футбольному чемпионату почти завершены. Однако, на мой взгляд, проблемной является ситуация со строительством дорог, паркингов в принимающих городах, а также магистралей общегосударственного значения. Лучше всего с этим дело обстоит в Донецке, ну а остальные города, в том числе и Киев, здесь серьезно отстают.

Особое беспокойство вызывает обеспечение беспрепятственного движения спецтранспорта и транспортных средств в целом в принимающих городах.

Ситуация с общественными туалетами просто катастрофическая. Если наши граждане философски относятся к ней, то для гостей из Западной Европы это неприемлемо. Из-за таких бытовых вопросов значительно пострадает имидж Украины.

Открытым остается также вопрос подготовки персонала аэропортов, сотрудников ГАИ, милиции, медицинского персонала. Они не владеют элементарными навыками общения на английском языке с иностранцами. Нельзя во всём полагаться на волонтеров.

Сегодня трудно оценить финансовые итоги Евро-2012, но, по моему мнению, страна не использовала свой шанс по развитию внутреннего и въездного туризма. И дело не только в завышенных ценах на проживание в некоторых отелях. В доходах от чемпионата главным фактором должна стать не стоимость гостиничных номеров, а те средства, которые иностранцы оставят в наших музеях, театрах, магазинах, ресторанах и так далее. Однако здесь много недоработок.





Расписание матчей



Автор: Галина Калачова

 печать  отправить ссылку другу  в избранное
КОММЕНТАРИИ


Нет комментариев.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ



ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ В РУБРИКЕ "ТЕМА НЕДЕЛИ"
Битва за Москву
Выборы мЭра москвы
Настоящие итоги выборов мэра российской столицы прямо противоположны официальным
Демократия с двойным дном
Редакционная статья
«Всему свое время. Мы развиваемся и скоро сможем позволить себе роскошь быть демократическими», — эти слова Альфредо Стресснера, диктатора Парагвая, по справедливости должны стать девизом украинских политиков. Фраза латиноамериканского генералиссимуса точно характеризует истинное нутро сегодняшних политиков постсоветского пространства, в частности, российских и украинских
Передел перевалки
Морские зерновые терминалы
В стране открываются новые портовые терминалы по перевалке зерна. Да, Украину снова ждет немалый его урожай, но существующие перевалочные мощности недозагружены. Однако и гавани, и инвесторы на что-то рассчитывают
Зерноплатежный терминал
Редакционная статья
Украинские олигархи активно строят элементы экспортной инфраструктуры — зерновые терминалы в морских портах
От редакции
Редакция журнала «Эксперт Украина» решила подвести еще один промежуточный итог. Номер под четырехсотым порядковым номером стал отличным поводом выдать второй том нашей антологии лучших публикаций
Стандарт — дело добровольное?
Торговые войны
Эксперты Евросоюза рассказывают об эффективной регуляторной политике и перспективах строительства открытой экономики в Украине
Контргамбит Глазьева
Торговые войны
Сергей Глазьев рассказал «Эксперту» о будущем украино-российской торговли
Таможенный аншлюс
Торговые войны
Основные статьи украинской торговли с Россией — отнюдь не конфеты и сыры. Ключевой вопрос по итогам недельной торговой войны — будущее поставок металла и продукции машиностроения
Соревнование полутора систем
Редакционная статья
Говорят, политика — продолжение экономики. Но на одной шестой части суши политика как была ранее в жестких контрах с экономикой, так и продолжает быть по сей день
Тройская унция самообмана
Золото
Впервые в новом тысячелетии золото продолжительное время дешевеет. Инвесторы и центральные банки терпят колоссальные убытки, но отказываться от инвестиций в этот актив не торопятся, поскольку не верят в медвежий долгосрочный тренд






Новости компаний
Главные качества наушников — ТОП-5 параметров 01.03.2019
Покупка запчастей Volkswagen Polo в «Рipicar» – выгодно и быстро Найти по-настоящему надежные автозапчасти порой бывает нелегко и это известно каждому опытному автовладельцу. Если ваша... 19.02.2019
«Элит-Такси» анонсировала выход обновленного приложения Web-Cab Дизайн обновленного приложения стал не только интуитивно понятным, но и включил в себя большое количество новых... 01.02.2019
Вся правда о портативных зарядных устройствах Power Bank В новых моделях гаджетов все заметнее и заметнее улучшается качество экранов, мощность камер, устройства обрастают... 04.12.2018
Как провести выходные? Сидеть дома на выходные не очень хочется. Разве что после того, как вся рабочая неделя прошла под невероятным... 28.11.2018





Публикации
Датское королевство перекрыло «Северный поток» 19.04.2019
Солнце на страже трудовых кадров: Украинский гигант стал альтернативой работе за рубежом 19.04.2019









Главная Реклама на сайте
Материалы помеченные значком имеют ограниченный доступ. Использование материалов Эксперт.in.UA разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на expert.in.ua
©2018-2019 Эксперт.in.ua   Реклама на сайте