Новости
В США хотят создать новую криптовалюту вместо биткоина Новая цифровая валюта сможет обрабатывать до 10 000 транзакций в секунду. 18.01.2019
376 мигрантов сделали подкоп на мексиканской границе и проникли в США Нелегалы тут же сдались американским властям и попросили предоставить им политическое убежище. 18.01.2019
Стало известно, когда Microsoft закроет Windows 10 Mobile Обновления и поддержку операционной системы компания пообещала прекратить после 10 декабря 2019 года. 18.01.2019
В Украине могут разрешить двойное гражданство Министр иностранных дел Украины Павел Климкин поддержал дискуссию о двойном гражданстве в стране. 18.01.2019
Цена на нефть продолжает бить рекорды Черное золото завершает ростом третью неделю подряд 18.01.2019
Что было бы с украинской экономикой, если бы доллар был по 10 грн? Влиятельное издание The Economist составило рейтинг по так называемому рейтингу "Биг Мак", согласно которому украинская... 18.01.2019
Названа новая культурная столица Европы Пловдив считается одним из самых древних городов Европы. 18.01.2019
Украинцы покупают все больше электромобилей После отмены ряда налогов такие машины подешевели в среднем на 20 процентов. 18.01.2019
В Украине появятся европейские остановки общественного траснпорта Удобные бордюры “busbord” сделают среду доступной. 18.01.2019
В миграционной службе рассказали, сколько украинцев оформили биометрические паспорта Спрос на биометрику за последний год вырос еще больше. 18.01.2019
2019 год будет годом технологий - какие изобретения окажут наибольшее влияние? В 2019 году можно ждать технологических прорывов в таких сферах, как здравоохранение и цифровые активы, а также хорошо... 18.01.2019
В Тунисе почти все госслужащие вышли на массовую акцию протеста Госслужащие протестуют против планов Кабмина снизить зарплату бюджетникам 18.01.2019
Кофе может стать новым биткоином? Кофейным зернам осталось расти на планете не более ста лет, потому вскоре они могут стать очень ценными. 18.01.2019
В Шотландии обнаружили самый старый экземпляр таблицы Менделеева (ФОТО) Возраст плаката оценивается примерно в 140 лет и выпущен не позже чем через 20 после открытия периодической системы. 18.01.2019
Украинская молочная продукция продолжает дорожать Также аналитики рынка рассказали, как менялась цена на молочную продукцию в 2018. 18.01.2019




Магазин сантехники
Предлагаем купить сантехнику в Киеве. Отличная цена!
dushik.com.ua

Курс банковских металлов НБУ Курсы валют Стоимость нефти (ICE)
грн./тр.унциюИзм., %
Золото36275.490+0.361
Серебро435.642-0.295
Платина22426.887-0.160
 ПродажаПокупкаНБУ
USD28.15027.77528.034
EUR32.19531.44531.947
RUB0.4400.3300.422
$/баррельИзм., %Дата
BRENT62.65+2.40Jan
WTI67.49-0.8446Aug
GAS OIL630.25-0.5157Aug
Тема недели / №13(342) 09 АПРЕЛЯ 2012
Их паровоз вперед летит    Печатная версия    в избранное
РЕДАКЦИОННАЯ СТАТЬЯ
Государство в очередной раз доказывает свою неэффективность как менеджера: официальные структуры вроде Антимонопольного комитета на появление специальных экспедиторов-посредников никак не реагируют. А частные компании — клиенты железнодорожников — решают свои противоречия с державным монополистом не в судах, а в высоких кабинетах или при помощи журналистов

Богатейшие фамилии США, такие, как Морган, Вандербильт и Рокфеллер, немалую часть своих капиталов сделали на железных дорогах. Именно железнодорожные акции были основным предметом спекуляции перед первым в новейшей истории мировым финансовым кризисом 1857–1858 годов, то есть играли примерно ту же роль, что ценные бумаги IT-компаний сегодня. И так же, как сейчас мир активно опутывает себя проводами для передачи данных, тогда он обрастал рельсами, связывающими воедино страны и континенты. Кто не успевал, тот проигрывал. Одна из причин поражения Российской империи в Крымской войне — слабость железнодорожного сообщения. Англичанам и французам оказалось проще подвозить к Севастополю войска, снаряжение и боеприпасы, нежели русским — по суше на далекий от центра полуостров.

Но бум доткомов и IT-коммуникаций не снижает значимость железных дорог. Сегодня железнодорожный бум вновь переживают и США (несмотря на существование сети хайвеев), и Китай. Ибо информация информацией, а физический товар, как и прежде, нужно возить.

На этом фоне как-то странно выглядят стенания украинского ведомства железнодорожного транспорта о неблагополучном финансовом положении. Еще лет десять-двенадцать назад «Укрзалізниця» чувствовала себя настолько неплохо, что собиралась выходить в смежные сферы деятельности (вплоть до авиаперевозок) за счет грузовых тарифов. Был период, когда металлургам выгоднее было возить продукцию автомобилями, а не вагонами. Правда, тогда топливо стоило гораздо меньше.

Надо отдать должное Георгию Кирпе — при нем отечественные железные дороги стали зарабатывать, появились принципиально новые поезда (например, дневные пассажирские экспрессы). Причем происходило это вопреки распространенному тогда мнению, что перевозки пассажиров в Украине убыточны. Перестраивались вокзалы, иногда по три раза за пять лет — вот где дружественные строители могли заработать! Закупались подшипники и плитка, постельное белье и подстаканники… В общем, реализовывался принцип «вся Одесса воровала, слава Богу, всем хватало».

Сейчас, кажется, в железнодорожном ведомстве «одесское правило» забыли и пытаются реализовать старую, как украинская приватизация, схему: при основном предприятии (например, заводе) создается фирмочка-посредник, которой завод свою продукцию продает «по фиксированным ценам», а та уже торгует по рыночным. Естественно, завод сидит без прибыли, проедая основные средства, теряя в цене. Схема была очень популярна в 1990-х, так многие предприятия готовили к разгосударствлению. Сначала менеджмент через дружественную фирму деньги зарабатывал, потом покупал резко подешевевший завод, порой — на те самые деньги, что удалось добыть через фирмочку.

Позже использовать эту схему стало неприлично, потому что все о ней знали, да и на большинстве заводов появились частные собственники, следившие за тем, чтобы деньги не уходили на сторону. Вот, например, Олег Дубина, ставший впоследствии первым вице-премьером и снискавший от президента Кучмы лавры талантливого госменеджера, зарабатывал репутацию крутого и успешного директора, очищая «Криворожсталь» от фирм-посредников.

Примечательно, что как раз в нынешнем году стартовала корпоратизация Государственной администрации железнодорожного транспорта. Некоторые политики подняли тревогу: мол, грядет теневая приватизация. Но при таких раскладах, может быть, приватизация пошла бы отрасли на пользу? Ибо государство в очередной раз доказывает свою неэффективность как менеджера: официальные структуры вроде Антимонопольного комитета на появление специальных экспедиторов-посредников никак не реагируют. А частные компании — клиенты железнодорожников — решают свои противоречия с державным монополистом не в судах, а в высоких кабинетах или при помощи журналистов. А вот был бы у «железки» частный хозяин, с ним можно было бы и торговаться, и судиться.

Между прочим, монополизм железной дороги — не такой уж несокрушимо естественный. В истории были случаи, когда параллельно прокладывались две ветки, принадлежащие разным хозяевам. И они успешно конкурировали.



 печать  отправить ссылку другу  в избранное
КОММЕНТАРИИ


Нет комментариев.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ



ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ В РУБРИКЕ "ТЕМА НЕДЕЛИ"
Битва за Москву
Выборы мЭра москвы
Настоящие итоги выборов мэра российской столицы прямо противоположны официальным
Демократия с двойным дном
Редакционная статья
«Всему свое время. Мы развиваемся и скоро сможем позволить себе роскошь быть демократическими», — эти слова Альфредо Стресснера, диктатора Парагвая, по справедливости должны стать девизом украинских политиков. Фраза латиноамериканского генералиссимуса точно характеризует истинное нутро сегодняшних политиков постсоветского пространства, в частности, российских и украинских
Передел перевалки
Морские зерновые терминалы
В стране открываются новые портовые терминалы по перевалке зерна. Да, Украину снова ждет немалый его урожай, но существующие перевалочные мощности недозагружены. Однако и гавани, и инвесторы на что-то рассчитывают
Зерноплатежный терминал
Редакционная статья
Украинские олигархи активно строят элементы экспортной инфраструктуры — зерновые терминалы в морских портах
От редакции
Редакция журнала «Эксперт Украина» решила подвести еще один промежуточный итог. Номер под четырехсотым порядковым номером стал отличным поводом выдать второй том нашей антологии лучших публикаций
Стандарт — дело добровольное?
Торговые войны
Эксперты Евросоюза рассказывают об эффективной регуляторной политике и перспективах строительства открытой экономики в Украине
Контргамбит Глазьева
Торговые войны
Сергей Глазьев рассказал «Эксперту» о будущем украино-российской торговли
Таможенный аншлюс
Торговые войны
Основные статьи украинской торговли с Россией — отнюдь не конфеты и сыры. Ключевой вопрос по итогам недельной торговой войны — будущее поставок металла и продукции машиностроения
Соревнование полутора систем
Редакционная статья
Говорят, политика — продолжение экономики. Но на одной шестой части суши политика как была ранее в жестких контрах с экономикой, так и продолжает быть по сей день
Тройская унция самообмана
Золото
Впервые в новом тысячелетии золото продолжительное время дешевеет. Инвесторы и центральные банки терпят колоссальные убытки, но отказываться от инвестиций в этот актив не торопятся, поскольку не верят в медвежий долгосрочный тренд






Новости компаний
Вся правда о портативных зарядных устройствах Power Bank В новых моделях гаджетов все заметнее и заметнее улучшается качество экранов, мощность камер, устройства обрастают... 04.12.2018
Как провести выходные? Сидеть дома на выходные не очень хочется. Разве что после того, как вся рабочая неделя прошла под невероятным... 28.11.2018
Эффективное оборудование для ресторанов и бара На прибыльность любого предприятия общественного питания, влияет и привлекательный дизайн помещения, и оригинальность... 20.11.2018
Что лучше: онлайн кредит на карту или деньги в долг от частного лица
Кредит онлайн на любую карту считается наиболее распространенным видом займов. Они настолько популярны, обходят... 15.11.2018
Онлайн игровые клубы Украины 10.11.2018



Публикации
Большая стирка с Александром Клименко, Максимом Слуцким и Артуром Золотаревским 14.12.2018
Новая партия Бродского и Насирова: за «банкет» платит госбюджет Украины 15.11.2018









Главная Реклама на сайте
Материалы помеченные значком имеют ограниченный доступ. Использование материалов Эксперт.UA разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на expert.in.ua
©2004-2019 Эксперт.in.ua   Реклама на сайте