Новости
В Украине могут разрешить сдавать на права без учебы в автошколе Авторы закона считают, что допуск к сдаче теоретического и практического экзаменов исключительно при наличии... 18.10.2019
В России на борту самолета скончался годовалый ребенок Годовалый ребенок скончался на борту самолета Airbus A330 российской компании "Аэрофлот" рейсом "Пхукет-Москва". 18.10.2019
Башар Асад уверен, что Сирия имеет право ответить на турецкую агрессию Президент Сирии отметил, что на текущем этапе следует сосредоточиться на прекращении "агрессии и выводе всех турецких,... 18.10.2019
Китайская экономика терпит стремительный крах Отток капитала из КНР достиг исторического рекорда. 18.10.2019
Bentley запускает производство седана нового поколения: подробности о новинке Известный британский бренд запустил производство седана Bentley Flying Spur нового поколения. 18.10.2019
Европейский центробанк получил нового главу Главы государств и правительств ЕС на заседании в Брюсселе утвердили Кристин Лагард на посту президента Европейского... 18.10.2019
Почему угрозы Эрдогана наводнить Европу беженцами заслуживают пристального внимания Турецкие угрозы отправить миллионы сирийских беженцев в Европу, если Анкара будет наказана за военное вмешательство в... 18.10.2019
Украина и Беларусь договорились соединить Черное море с Балтийским до 1 мая 2020 года Украина хочет соединить Черное море с Балтийским 18.10.2019
Стало известно, сколько дней будут отдыхать украинцы на Новый год Сколько украинцы будут отдыхать на Новый год и Рождество 18.10.2019
Назван самый дорогой автомобильный бренд 2019 года Самым дорогим автомобильным брендом в 2019 году, по данным консалтингового агентства Interbrand, в очередной раз стала... 18.10.2019
Ford Motor объединится с Volkswagen и Amazon для оборудования 12 тысяч зарядных станций для электрокаров А компания Amazon займется установкой домашних зарядных устройств. 18.10.2019
Госдеп США раскрыл некоторые подробности аварии на военном полигоне в Архангельской области Авария около военного полигона Нёнокса в Архангельской области России могла случиться не из-за неудачных ракетных... 18.10.2019
В Херсонской области в следующем году появится Служба счастья: какими будут ее функции В Украине появится служба, которая будет «управлять» счастьем людей 18.10.2019
В Польше хотят украинцев на руководящих должностях Число работающих в промышленности заробитчан за год увеличилось вдвое
18.10.2019
200 млн в месяц: В Украине предложили, как сделать легализацию игорного бизнеса выгодной и украинцам, и бизнесу Ассоциация операторов игорного и лотерейного бизнеса готова выступить экспертами и оказать помощь и содействие... 18.10.2019




Магазин сантехники
Предлагаем купить сантехнику в Киеве. Отличная цена!
dushik.com.ua

Курс банковских металлов НБУ Курсы валют Стоимость нефти (ICE)
грн./тр.унциюИзм., %
Золото37239.668+1.426
Серебро436.862+2.362
Платина22181.073+0.990
 ПродажаПокупкаНБУ
USD25.25024.72525.144
EUR28.02527.27527.749
RUB0.3970.3050.378
$/баррельИзм., %Дата
BRENT59.42-0.92Oct
WTI67.49-0.8446Aug
GAS OIL630.25-0.5157Aug
Регионы / №15(388) 22 АПРЕЛЯ 2013
Блеск и нищета слобожанского края    Печатная версия    в избранное
ХАРЬКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
Харьковские власти вознамерились вернуть региону статус научно-промышленного центра. Начинать решили с аграрного сектора и свободных экономических зон для IT-технологий

Обычный будний день. Станция метро им. Академика Барабашова. Толпа подхватывает зазевавшегося пассажира и выносит его на поверхность — огромную торговую площадку, где находится рынок, который харьковчане прозвали «Барабашкой». Это самый крупный рынок в Восточной Европе. Он находится в черте города и занимает примерно 75 га.

Больше чем для половины харьковчан — это основное место для покупок. И как минимум для пятой части семей города — источник рабочих мест. Не менее десяти процентов жителей первой столицы УССР трудятся на этом рынке — реализуют товар, охраняют, убирают, обеспечивают логистику и хранение. А цеховое производство по пошиву одежды достигло впечатляющих масштабов. Сегодня за покупками в Харьков съезжаются со всех уголков не только Украины, но и других стран СНГ.

Промышленная недозагрузка

Рынок Барабашова — это сегодня наиболее частая ассоциация для многих украинцев, связанная с упоминанием Харькова. Разве что любители политики могут возразить, указывая на яркий дуэт Михаила Добкина (главы Харьковской областной госадминистрации) и Геннадия Кернеса (мэра Харькова).

Однако еще два десятилетия тому назад город-миллионник прежде всего имел статус научно-промышленного центра. На территории первой столицы работало свыше 60 производственных объединений, важнейшими из которых были Харьковский тракторный завод (ХТЗ), «Электротяжмаш», моторостроительное предприятие «Серп и молот», авиационный завод, предприятие по производству турбин «Турбоатом», производственное объединение по выпуску агрегатных станков. Машиностроительные заводы Харькова тогда давали 40% продукции Украины и шесть процентов — всего Советского Союза, а в целом продукция харьковских предприятий поставлялась в более чем 50 стран мира.

В середине 1990-х годов промышленность замерла, заводы и предприятия остановились, работникам месяцами не выплачивали зарплату. Именно тогда многие заводчане и научные работники пошли работать на рынки — это давало возможность прокормить себя и свою семью.

Город стал купеческим. Помимо Барабашова, на выезде из Харькова появился огромный авторынок «Лоск», открылся радиорынок, большой книжный рынок в центре города. Всего в Харькове находится десять крупных рынков разной направленности. Сейчас они уже мало похожи на классические базары — тот же рынок Барабашова представляет собой город в миниатюре с торговыми улицами, на которых расположены небольшие павильоны и крупные гипермаркеты, аптеки, кафе, медицинский центр. Кварталы «рынка-города», как водится, делятся на престижные (где продаются товары известных брендов), ориентированные на масс-маркет (турецкие, китайские и местные товары неплохого качества) и китайско-вьетнамские, где можно купить вещи незатейливого качества по бросовым ценам.

На севере Харьковской области лесозаготовки — частый пейзаж

За точку на рынке и сами торговые площади предприниматели готовы воевать, кажется, всегда. Так, до сих пор бизнесмены и власти города борются за Сумской рынок, расположенный в центральной части города. Мэрия настаивает на его закрытии — формально с 2006 года рынок находится на реконструкции, но предприниматели всё равно ведут там активную торговлю: для большинства харьковчан, проживающих в центре, это по-прежнему главное место, где можно купить свежие продукты или букет цветов.

А вот ярко выраженного интереса к харьковским предприятиям бизнес уже не проявляет — самые лакомые объекты бизнесмены успели отвоевать в середине 1990-х годов. Правда, мало что из отвоеванного им удалось сохранить. Не преуспело в этом и государство. Сейчас от былой производственной мощности города почти ничего не осталось.

Так, завод «Серп и молот» в 2005 году был признан банкротом, его территорию планируют застроить офисными, жилыми, производственными, складскими, торговыми и развлекательными объектами. А Харьковский авиационный завод в былые времена производивший по несколько самолетов в месяц, сейчас выпускает только части фюзеляжа для самолетов Ан-148 и Ан-140, которые собираются на территории России. Чтобы справиться с такими объемами, заводу достаточно одного небольшого цеха.

Город стал купеческим. Помимо Барабашова, на выезде из Харькова появился огромный авторынок «Лоск», открылся радиорынок, большой книжный рынок в центре города. Всего в Харькове находится десять крупных рынков разной направленности. Сейчас они уже мало похожи на классические базары — это «рынки-города»

Не более пятой части своих производственных мощностей задействует и танковый завод им. Малышева. «Те контракты, над которыми работает предприятие сейчас, не дают ему возможности полностью использовать свой потенциал. Ведь завод строился с расчетом на куда бóльшие объемы заказов», — отметил Сергей Авершин, директор департамента экономики и международных отношений Харьковской облгосадминистрации. Сейчас задолженность танкового завода исчисляется десятками миллионов гривен. Только компании «Харьковоблэнерго» предприятие задолжало свыше полутора миллиона гривен, а задолженность по заработной плате достигает десяти миллионов гривен.

Авершин признался «Эксперту», что по итогам минувшего года задолженность по зарплате в Харькове составляла почти 90 млн гривен. Из них более 65% приходится на госпредприятия. Помимо завода им. Малышева самыми крупными должниками являются Харьковский приборостроительный завод им. Шевченко и Харьковский завод электроаппаратуры.

Из гигантов советского машиностроения, которые остались на плаву и всё еще находятся в государственной собственности, можно отметить «Турбоатом» и «Электротяжмаш». Это одни из крупнейших налогоплательщиков региона. И заказами они обеспечены как минимум на три года вперед.

Относительно стабильны дела на Харьковском подшипниковом заводе (ХАРП), входящем в индустриальную группу УПЭК Анатолия Гиршфельда. Сейчас ХАРП производит более 30 млн подшипников в год, его продукцию покупают десятки стран мира. Кстати, этот завод — одно из немногих предприятий Украины, продолжающих со времен СССР развивать в своей структуре научные центры для разработок новой продукции. Так, недавно УПЭК завершил создание испытательного центра для проведения сертификационных испытаний железнодорожных подшипников и исследовательских работ.

Пять лет назад, когда на Харьковский тракторный завод пришел новый собственник (в 2007 году 65% акций предприятия приобрели структуры, подконтрольные российскому олигарху Олегу Дерипаске), в областном центре заговорили о возрождении легендарного предприятия. Ведь приход мощного собственника открывал тракторам харьковского производства емкий российский рынок. Но в планы российского предпринимателя вмешался кризис: в 2009 году на заводе уволили 2,5 тыс. человек (более 40% сотрудников). В 2010-м ХТЗ произвел около четырех тысяч тракторов, тогда как в советский период ежегодно выпускал до 50 тыс. машин. «В 2011 году предприятие произвело в два с половиной раза больше продукции в денежном выражении, чем в 2010-м. Увы, в прошлом году в связи с сокращением спроса на харьковские тракторы со стороны России, чье правительство ведет активную политику по замещению импорта, производство на ХТЗ пошло на спад. Сейчас завод ищет новые рынки сбыта», — рассказал Сергей Авершин.

Всего по итогам прошлого года объемы промышленного производства на Харьковщине сократились на 2,4%. «Почти каждое третье предприятие в 2012-м работало в убыток», — отметил председатель Объединения профсоюзов Харьковской области Сергей Тесленко. В нынешнем году оживления в промышленном секторе также не наблюдается: по итогам первого квартала объем производства по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократился на 8,6%.

Райцентр Волчанск по-прежнему встречает гостей трактором эпохи первых пятилеток

Территория инвестиций

И всё же Харьковщина не выглядит депрессивным регионом. В рейтинге инвестиционной привлекательности регионов, подготовленном весной 2013 года Институтом экономических исследований и политических консультаций, Харьковская область заняла первую позицию. Высокий рейтинг Слобожанщины эксперты объяснили хорошими позициями в категории «жесткие факторы»: индексы природных, трудовых и инфраструктурных ресурсов, изменение которых маловероятно в краткосрочной и среднесрочной перспективах.

По словам Авершина, в области наиболее привлекательным для инвестиций является финансовый сектор (на него приходится до 50% всех инвестиций в регионе). Это неудивительно — в области зарегистрированы штаб-квартиры восьми коммерческих банков, в том числе такого крупного, как УкрСиббанк. Кстати, именно с этим финучреждением и связано сокращение объема прямых иностранных инвестиций в Харьковскую область на полмиллиарда долларов за последний год (кумулятивно на начало 2013 года в область поступило 2170,4 млн долларов прямых инвестиций): чиновники объясняют это изменением структуры капитала УкрСиббанка путем перевода 887,9 млн долларов из уставного в регулятивный капитал.

Вторым по популярности направлением для инвесторов стало сельское хозяйство. В данный момент на территории области реализуется частно-государственный проект «Деревня будущего». Это будет огромный комплекс, в рамках которого планируется построить молочные фермы, наладить производство мясной продукции и создать тепличное хозяйство. В нём будет задействовано около двух тысяч сельских жителей. Общая стоимость проекта оценивается примерно в 1,1 млрд гривен, из которых средства госбюджета составят 780 млн гривен. По данным Сергея Авершина, инвесторами выступили канадские и израильские компании.

Еще один проект — строительство грандиозного свинокомплекса. Губернатор Добкин оценивает инвестиции в проект в размере 700 млн долларов. Это уже четвертый крупный свинокомплекс, который строится на территории Слобожанщины. В данный момент, по информации департамента агропромышленного развития Харьковской облгосадминистрации, еще в трех районах области строятся комплексы замкнутого цикла, рассчитанные на откорм примерно 24–25 тыс. свиней в год.

Несмотря на научно-промышленную мощь областного центра, сам регион в значительной мере остается аграрным. По данным Государственной службы статистики, Харьковская область в прошлом году вошла в топ-пятерку украинских регионов по сбору зерновых и зернобобовых — 2,72 млн тонн. Годом ранее благоприятные погодные условия позволили собрать рекордные 3,47 млн тонн.

35-тысячный стадион «Металист» принял матчи Евро-2012 и теперь будет продан компании ВЕТЭК Сергея Курченко

Технологичный подход

Впрочем, несмотря на сложившуюся структуру интересов инвесторов, харьковские власти не теряют надежды вернуть региону статус научно-промышленного центра. «В области множество научных разработок, и их нужно коммерциализировать, в них необходимо вкладывать средства. Поэтому мы хотим создать на территории Харькова свободные экономические зоны (СЭЗ) для компаний, которым будут интересны научные разработки. Со своей стороны, мы даже специальный законопроект подготовили. Дело теперь за народными депутатами-харьковчанами. Всё будет зависеть от того, как они консолидируют усилия по данному вопросу», — рассказал «Эксперту» Сергей Авершин.

Из гигантов советского машиностроения, которые остались на плаву и всё еще находятся в государственной собственности, можно отметить «Турбоатом» и «Электротяжмаш». Это одни из крупнейших налогоплательщиков региона. И заказами они обеспечены как минимум на три года вперед

Одной из таких СЭЗ может стать технополис «Пятихатки», который власти собираются создать в одном из одноименных микрорайонов Харькова. Место выбрано неспроста — там уже есть центр ядерной физики, национальный научный центр «Харьковский физико-технический институт». Одним из потенциальных инвесторов чиновники называют структуры бизнесмена Дмитрия Фирташа. По оценкам директора госпредприятия «Национальный проект ”Город будущего”» Андрея Стефановича, на реализацию проекта необходимо 250–300 млн долларов. Городские власти убеждены, что инвестора можно заинтересовать только налоговыми и таможенными преференциями.

Из уже реализуемых проектов в секторе высоких технологий можно отметить технопарк «Слобожанщина». Два года назад на территории харьковского машиностроительного завода ФЭД открылось ООО «Украинско-российский технопарк ”Слобожанщина”». Соучредителями технопарка стали Харьковский национальный университет им. В. Н. Каразина, Харьковский национальный университет радиоэлектроники, Научный парк ФЭД и Белгородский государственный национальный исследовательский университет. По словам вице-губернатора Харьковской области Юрия Сапронова, наличие российских учредителей даст возможность не только привлечь к проектам инвесторов из России, но и обеспечить для ноу-хау технопарка выход на этот емкий рынок.

Вернуть статус наукограда Харькову пытались и предыдущие власти. Так, например, бывший губернатор Арсен Аваков планировал создать индустриально-промышленную зону «Рогань». Проект обещал быть грандиозным и масштабным: в него должно было включиться свыше сотни предприятий — от базовых промышленных до мощных IT-фирм из Италии, Швейцарии, Китая, Германии. Но идее так и не суждено было реализоваться, а «Рогань» остался обычным обветшалым микрорайоном на окраине Харькова. Единственное, что осталось от индустриально-промышленного проекта Авакова — коммунальное предприятие «Рогань», в распоряжении которого находится несколько десятков гектаров земли. Но чем оно будет заниматься и что построит на своей территории, пока неизвестно. Сам Арсен Аваков после избрания президентом Виктора Януковича долгое время скрывался за границей, пока в 2012 году не стал народным депутатом по списку партии «Батьківщина». Сегодня он главный оппонент местных властей в регионе.



Автор: Светлана Рябова

 печать  отправить ссылку другу  в избранное
КОММЕНТАРИИ


Нет комментариев.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ



ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ В РУБРИКЕ "РЕГИОНЫ"
Труба безысходности
Репортажи
Пока кандидаты в президенты усиленно агитировали украинцев, маленький шахтерский городок Родинское тихо замерзал. Алчевская катастрофа повторилась через четыре года с меньшим пафосом — к масштабным жилищно-коммунальным авариям мы начинаем привыкать, а провинции остается надеяться только на себя
Вклад в ответственность
Харьковская область
Корпоративная социальная ответственность (КСО) медленно входит в систему ведения бизнеса харьковских предпринимателей. Правда, пока к такой формулировке они еще не привыкли, свои КСО-проекты предприниматели предпочитают называть «шефством», «заботой» и «социальными решениями»
Напоить Украину
Харьковская область
Молока в стране хватит и взрослым, и детям, если только государство будет стимулировать строительство новых крупнотоварных ферм и потребление молочных продуктов, считает руководитель молочного направления PepsiСo в Украине, председатель правления компании «Вимм-Билль-Данн Украина» Андрей Наумов
Газ, вода и дороги
Харьковская область
Вице-президент Shell по Украине рассказывает о технологии гидроразрыва, социальной ответственности и непредсказуемости цен на нефть
Риторика и логика Добкина
Харьковская область
Глава Харьковской областной государственной администрации рассказал о наиболее значимых проектах в области — от добычи нетрадиционного газа из песчаников до строительства мощнейшего свиноводческого комплекса и продажи стадиона «Металлист»
ХАРЬКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
Зерно и оливки, дети и море
Киевская область
Киевщина и остров Крит расширяют сотрудничество в рамках договоренности двух губернаторов
Детишкам на молочишко
Киевская область
Ниша кисломолочного детского питания в Украине остается незаполненной из-за высоких требований к качеству продукции. Поэтому у национального производства такой продукции большие перспективы
Инвестиции — это отношения
Киевская область
Губернатор Киевщины Анатолий Присяжнюк рассказал, почему не перепоручает общение с инвесторами своим заместителям и где он видит центр Киевской области
Земля Чернобыля
Киевская область
Использование заброшенных земель вокруг 30-километровой зоны отчуждения может стать одним из инструментов привлечения инвестиций в Киевскую область






Размещение пресс-релизов
Новости компаний
Обзор игрового клуба LotoBar Современные азартные игры позволяют ощутить необъяснимые эмоции, получить порцию адреналина и провести время с... 24.06.2019
Новостройки в Броварах «Квартал Аллей» — современное качественное жильё нового уровня комфорта Красота природы, свежий воздух и тишина — то, в чём нуждается каждый из нас. В современном крупном мегаполисе, каким... 16.05.2019
Спорт в жизни каждого Спорт ушел на последний план у большинства людей. Всё меньше люди уделяют своему здоровью хотя бы немного времени. Без... 15.05.2019
Выбираем матрас для всей семьи по скидкам Многие так долго и тщательно подбирают кровать, что сил на поиски идеального матраса уже не остается. Вместе с тем... 06.05.2019
Главные качества наушников — ТОП-5 параметров 01.03.2019





Публикации
Кондрашов Станислав Дмитриевич: криминальный след Дениса Вороненкова задел невиновного 26.08.2019
Рынок земли: Иностранцы или олигархи? Кому достанется украинская земля (Часть вторая) 08.07.2019









Главная Реклама на сайте
Материалы помеченные значком имеют ограниченный доступ. Использование материалов Эксперт.in.UA разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на expert.in.ua
©2018-2019 Эксперт.in.ua   Реклама на сайте