Новости
Россия утроила численность своих войск в аннексированном Крыму Об этом сообщает Washington Examiner. 22.08.2019
Работа в Германии. С какими трудностями сталкиваются украинцы и с чем готовы мириться Из тех, кто не собирается возвращаться в Украину, 76% - люди с высшим образованием
22.08.2019
В Украине тратят на дороги вдвое больше, чем в Словакии Эксперты объяснили, как более эффективно тратить деньги на дорожную отрасль
22.08.2019
В Украине дополнили списки вредных профессий для получения льготной пенсии В Украине обновили списки вредных профессий для получения льготной пенсии 22.08.2019
Опубликовано расписание школьных каникул на новый учебный год Как школьники в этом году учиться будут - расписание каникул 22.08.2019
Украине остро не хватает рабочих рук - статистика За год количество незанятых вакансий выросло на 13%
22.08.2019
В акватории Черного моря найдены опасные крабы В акватории Черного моря выловили очень опасных крабов: экологи бьют тревогу 21.08.2019
В Украине утвердили новые формы индивидуального обучения Родители получат больше возможностей для обучения детей дома - утверждены новые формы индивидуальной учебы, -... 21.08.2019
"Золотой сюрприз": Сколько киевляне заплатят за воду Киевводоканал намерен поднять тариф на водоснабжение и водоотвод для киевлян на 6% – до 21,593 грн за куб воды.
21.08.2019
Европа даст денег на украинское образование Хьюг Мингарелли высоко оценил проведенные реформы в Украине
21.08.2019
Дания озвучила условие продажи Гренландии В королевском доме страны назвали предложение Трампа комплиментом 21.08.2019
В Украине хотят отказаться от наличных денег Украина планирует отказаться от наличных денег 21.08.2019
ТОП-5 лучших школ Украины по результатам ВНО По итогам ВНО 2019 был составлен рейтинг лучших школ Украины 21.08.2019
Пенсионер из Украины самостоятельно собрал электромобиль(ВИДЕО) Украинский пенсионер создал стильный электромобиль за 1300 евро 21.08.2019
Стал известен размер премий военнослужащим ВСУ «Не 100 и не 300»: стало известно, по сколько получат военные за отмену парада ко Дню Независимости 21.08.2019




Магазин сантехники
Предлагаем купить сантехнику в Киеве. Отличная цена!
dushik.com.ua

Курс банковских металлов НБУ Курсы валют Стоимость нефти (ICE)
грн./тр.унциюИзм., %
Золото37531.490-0.705
Серебро428.481-0.116
Платина21361.421+0.062
 ПродажаПокупкаНБУ
USD25.22524.90025.043
EUR28.12527.57527.755
RUB0.3970.3050.382
$/баррельИзм., %Дата
BRENT58.65-2.12Aug
WTI67.49-0.8446Aug
GAS OIL630.25-0.5157Aug
Украинский бизнес / №14(300) 18 АПРЕЛЯ 2011
Казаки и смысл жизни    Печатная версия    в избранное
КАК СТАТЬ БОГАТЫМ / ГРИГОРОВИЧ
Сергей Григорович сделал бизнес на пристрастии человечества к компьютерным играм

Кризис среднего возраста, который мужчины переживают после сорока, молодого миллионера посетил, когда тому было всего 23 года. В двадцать с небольшим у Сергея Григоровича было всё: любимое занятие, приносящее баснословный доход, жена, ребенок и даже заработанный собственными силами миллион долларов. «У меня уже все сложилось. Я знал, что дальше всё будет хорошо. И было понятно, как проживу жизнь: никакой борьбы. Безвыходная тупиковая ситуация и постоянная грусть», — вспоминает он о том времени, как об одном из самых невеселых периодов своей жизни.

Теория жадности

Первую попытку жить самостоятельно, отдельно от родителей, он предпринял в 15 лет. Но мать уговорила вернуться. Однако через год юноша всё-таки выпорхнул из родительского гнезда. Говорит, проблема отцов и детей стояла очень остро: ему страстно хотелось независимости. Уже тогда, в середине 1990-х, восьмиклассник Сергей Григорович зарабатывал достаточно, чтобы ежемесячно платить 130 долларов за двухкомнатную квартиру на Оболони, оплачивать свои бытовые расходы, купить компьютер, нанять нескольких репетиторов для подготовки к поступлению в вуз. Был и кэш: миллиард купонов (около 6,5 тыс. долларов). Деньги предприимчивый школьник тоже скопил самостоятельно. Сначала сдавал в аренду одноклассникам электронную игру, затем торговал на радиорынке, и его дневной заработок превышал месячную зарплату инженера.

«Мой бизнес, которым я владею на сто процентов, — это выражение моих личных амбиций»

Предпринимательская жилка была заложена у Григоровича в генах. В конце 1980-х годов мама, журналист по профессии, стала частным предпринимателем, и вся семья занялась плетением макраме. Изделия сдавались на реализацию в киевский ЦУМ, где пользовались спросом, поскольку прилавки были пусты.

«Если есть хотя бы малейшая возможность в жизни начать свою настоящую войну, мужскую, надо начинать и доводить ее до конца», — говорил Григорович-отец своим сыновьям. Первую свою мужскую войну Сергей развязал за право жить самостоятельной жизнью. И выиграл ее. В то время, когда страна еле-еле сводила концы с концами, он продолжал зарабатывать хорошие деньги. Паял АОНы, записывал диски, закупал технику, искал новые продукты, вышедшие на рынок. При этом еще успевал торговать на радиорынке и ходить в школу, брать платные уроки для поступления в политехнический институт.

А как-то за ночь он взломал и перевел игрушку Duke Nukem на русский язык. В то время у большинства жителей распавшегося Союза были серьезные проблемы даже с базовым знанием английского. Поэтому русифицированные версии компьютерных игр пользовались повышенным спросом. Вот Сергей Григорович и задумал поехать в Москву, чтобы найти тех, кто сможет растиражировать игру. Благо, на радиорынке можно было узнать контакты любого «нужного человечка».

«У меня жесткая бизнес-позиция: все затраты должны быть максимально ужаты, независимо от того, на что и зачем. Иначе бизнес не работает», — считает Григорович. Основная задача — вначале потратить самый минимум. Даже если это грозит недополучением прибыли. Если всё получится, всегда можно дОтратить, чтобы дОзаработать. «Это некая жадность, она всегда была у меня лет до двадцати пяти. Потом хотелось расслабиться, но я всё равно тренировал ее в себе. Это важно», — уверяет Григорович. И приводит свои доводы. Часто удачливые бизнесмены зарабатывают всё больше и больше, а затем в какой-то момент расслабляются и в лучшем случае застывают на одном уровне, в худшем — падают. Поэтому молодому украинскому миллионеру симпатичен образ жизни владельца IKEA Ингвара Кампрада. Самый богатый человек Швеции, состояние которого в 2010 году оценивалось в 23 млрд долларов, занимает одиннадцатую ступеньку рейтинга богатейших людей мира по версии Forbes. Но он при этом ведет самый скромный образ жизни: 84-летний миллиардер ездит на авто 15-летней давности, летает экономклассом, а мебель в его доме исключительно из собственных магазинов IKEA, дешевая и практичная, которая больше подходит для меблировки недорогих загородных домов.

Аскетизм помогает ему поддерживать хорошую бизнес-форму, ведь смена стиля жизни способна негативно сказаться на бизнесе. «Правда, у Кампрада это качество утрировано. Если его не ”парит”, на чем он ездит, то меня — ”парит”», — тут же находит он отличия между шведом и собой. Григорович владеет автопарком эксклюзивных машин общей стоимостью свыше миллиона долларов и сегодня может себе позволить купить любое авто. В его коллекции есть Ferrari F450 Spider, Porsche Cayenne Turbo, MiniCooper S, Hummer и др. Но в далекие 1990-е было не до шика. И чтобы найти себе бизнес-партнеров, до Москвы он добирался на поезде, купив самый дешевый билет.

Москва

Златоглавая приготовила украинцу хороший прием. Григорович сразу с вокзала направился к самому известному дисковому пирату. Им оказался парень лет 25 в дешевой футболке и джинсах. Он вышел из неказистого «Опеля» и сам стал перетаскивать какие-то ящики. Им хватило пяти минут, чтобы договориться о сотрудничестве. Юный компьютерщик, который может и взломать, и перевести игру на русский язык, понравился пирату. Так Григорович приобрел партнера на долгие годы.

Для развития своего бизнеса ему уже не хватало ни собственного времени, ни мозгов. Он стал нанимать людей, снял еще две трехкомнатные квартиры. К 1998 году штат его компании насчитывал 65 человек. Они занимались локализацией, взломом и переводом зарубежных продуктов, озвучиванием и художественным усовершенствованием, поэтому в компании вместе с программистами работали творческие специалисты, операторы и художники. На рынке пользовались популярностью мультимедийные энциклопедии, детские, обучающие программы, учебники по истории, физике, картинки в электронном виде. Одни сотрудники переводили информацию в цифровой вид, другие занимались взломом игр. Рентабельность бизнеса достигала 900%. За год Григорович зарабатывал миллион долларов, львиную долю которого приносила работа с московским пиратом.

А затем грянул кризис 1998-го, особенно болезненный для россиян. Это перекрыло основной источник поступления денег. Издатель стал платить в разы меньше, ведь и спрос сократился в разы. Бизнес, некогда приносивший баснословную рентабельность, стал работой в ноль. Началась борьба за выживание — но только не для Григоровича.

На вольные хлеба

«Я давно хотел начать разработку собственных проектов, но всё как-то деньги ломились, и я не мог уделить должное время новому направлению», — вспоминает он. Настало время делать собственные разработки на Запад. Так родились проекты Venom, Hoverace, а также будущий хит «Казаки», идея которого принадлежит Григоровичу.

О том, как делается игра, в компании уже имели представление. Одним из проектов было создание WarKraft-2000. Игру от Blizzard Entertainment World взломали. И чтобы попробовать собственные силы в разработке, решили написать свой код под нее. Предварительно вытащили всю графику, поскольку делать ее самим долго и дорого.

В 1999 году две взломанные игрушки с новыми кодами и три собственные разработки повезли на выставку в Канны, где Григорович показал представителям WarKraft Blizzard код, написанный ребятами из GSC-Games, который выглядел гораздо лучше оригинала. Он предложил написать для них WarKraft-III, поскольку в то время компания открывала свои представительства в Питере и Киеве для создания WarKraft Adventure. Но те отказали, обидевшись на парня из малоизвестной Украины. Ведь по европейским законам взлом кода — это преступление. Представителям SoftWare, разработчикам Doom, их игру в стиле экшн Григорович предложил сделать в своем любимом стиле RTS (real time strategy). Но и тех предложение не заинтересовало.

А вот «Казаки», собственная разработка GSC-Games, произвела настоящий фурор. О ней говорили все. У Григоровича появилась уверенность в том, что пять-шесть миллионов долларов за «Казаков» он обязательно получит, и это при самом пессимистичном раскладе. Это был старт большого успеха молодого бизнесмена. И одновременно — начало сложного жизненного периода.

Нужно было искать новые ориентиры и источники вдохновения, чтобы жить и развиваться дальше. Сергей Григорович занялся экстремальными видами спорта — гоночные автомобили, мотоспорт. Сегодня он летает на планере, имеет удостоверение пилота вертолета и титул вице-чемпиона Украины, а также звание мастера спорта по шоссейно-кольцевым гонкам. «Я тренировался: быстрее, быстрее, еще быстрее. Появилась угроза смерти. Первый раз, когда я упал, летел кувырком в шлеме и улыбался. Мне удалось себя встряхнуть, чтобы почувствовать вкус к жизни. Время от времени мужчинам такая встряска нужна», — рассказывает Григорович. К 25 годам он вновь обретает боевую форму.

В это же время бизнесмен решил, что детей у него будет шестеро. Подрастал сын, значит, нужно еще пять дочек. «У меня всегда было ощущение, что смогу воспитать хорошую женщину. В том, что я воспитаю хорошего пацана, положительного героя, не сомневался никогда», — делится Григорович. Сегодня он отец трех сыновей, но по-прежнему мечтает о дочке. Супруги испробовали много методик в надежде, что родится девочка, — безрезультатно. А год назад решили прибегнуть к искусственному оплодотворению. Только природа опередила удачливого бизнесмена, и в марте жена родила Григоровичу третьего сына.

Воплощать желания в бизнесе ему удается лучше. Например, идея обыграть в одном из проектов тему Чернобыля появилась еще в детстве. Но коллеги не видели всех ее преимуществ, а Григорович не мог отказаться от шикарной фишки.

Когда произошел взрыв на ЧАЭС, ему было восемь лет. Через четыре года он на две недели по программе обмена попадает во Францию. Как-то за обедом семья, в которой гостил Сергей, вспомнила о ролике, который некоторое время крутили по телевидению. Человек в белом халате, работник ЧАЭС, зачерпывает стаканом воду из охладительного бассейна реактора, пьет ее и говорит: «Всё хорошо». Клип, призванный успокоить мировую общественность, повергал французов в ужас. Советская съемка, советский человек, советские эмоции были чужды европейцам. У них создавалось впечатление, что беднягу заставили это сделать и после съемки он непременно умрет. «Мир напуган этой проблемой, и она может стать идеальным решением для бренда», — заключил Григорович. И не ошибся. Хит S.T.A.L.K.E.R., где реализуется идея Чернобыля, превосходит славу «Казаков». В апреле 2011-го количество проданных копий этих двух игр сравнялось, а у S.T.A.L.K.E.R. еще есть потенциал продаж.

Стадии проекта и необходимые ресурсы — на примере типовой игры класса ААА

Потери

Своими основными личными качествами Сергей Григорович считает честность и твердолобость. «Твердолобость — это способность долго давить в одну точку и добиваться желаемого», — объясняет он несколько необычную формулировку одной из главных черт своего характера. Что же касается честности, то самым сложным он считает быть честным с самим собой. Честность с самим собой позволяет докопаться до сути и делать правильные выводы, а не жить в мире иллюзий. «Меня жестко ”кидают” по бизнесу примерно раз в два года. Да так, что ни на какую голову не налазит», — рассказывает Григорович.

«Меня жестко ”кидают” по бизнесу примерно раз в два года. Да так, что ни на какую голову не налазит»

Правда, 2011-й едва начался, а его «нагрели» уже два раза. В начале года он купил магазин, в котором прежний владелец провел реконструкцию, перерегистрировал в БТИ, а затем взял в банке кредит под залог этого магазина. Но факт залога нигде не числился. Мошенник, как водится, испарился, хотя при сделке с Григоровичем по продаже магазина продумал всё до мелочей, разыграв настоящий театр. Сделка заключалась в офисе компании, где работали люди, присутствовали директор, бухгалтер, юрист и сам владелец компании. Правда, еще до сделки Григорович знал, что в 2005–2006 годах этот человек привлекался к ответственности по факту мошенничества. Но это частая история в жизни людей, обремененных статусом депутата районного совета.

Второй сюрприз преподнесла собственная сотрудница, которая во время подготовки нового проекта исчезла, прихватив с собой 431 тыс. долларов. Оформив несколько паспортов, она улетела сначала в Россию, а оттуда на ПМЖ в Грецию. После того как взломали электронную почту и прочли ее переписку, поняли, что был разработан целый сценарий. Схема была расписана четко по срокам и ролям. Расследование и размышления позволили Григоровичу сделать заключение: «Она обитает в неком мире, где есть небольшой круг людей, которые живут по человеческим законам, а всё, что находится вне этого мира, — вражеская территория, и там нужно вести войну».

Полный комплект

«Мой бизнес, которым я владею на 100 процентов, — это выражение моих личных амбиций», — утверждает Сергей Григорович, состояние которого в прошлом году оценивалось изданием «Фокус» в 32 млн долларов. Он вынашивает идею выпустить одновременно кино, книгу и игру и уверен, что это станет культурным событием в украинском обществе. Так работает Голливуд. Один из наиболее удачных проектов мировой киноиндустрии, сделанный по такой схеме, — фильм «Матрица». А Disney зарабатывает исключительно на сувенирах, сопутствующих товарах, одежде. Кассовые сборы от мультфильмов часто не перекрывают затраты на их производство.

К слову, у Григоровича уже есть опыт сотрудничества с Голливудом. За год до выхода фильма Оливера Стоуна «Александр» он купил за 500 тыс. евро право на производство одноименной игры и выпустил ее день в день с выходом кинокартины в прокат. В первые месяцы продажи были сумасшедшие, но когда пошли негативные отзывы о картине, они превратились в ноль. Это обстоятельство не помешало неплохо заработать на «Александре». Рентабельность игры превысила 1500%. Ведь затраты оказались мизерными, а сроки выполнения — рекордные, всего одиннадцать месяцев.

А недавно Григорович попробовал силы в производстве фильмов. На вопрос, каковы успехи, отвечает не задумываясь: «Пока плохо, но это нормально». На полке пылится пилотный проект сериала, который никогда не выйдет на экраны. Выпустить кассовый фильм или хотя бы частично окупить затраты на его создание не входит в его планы. Проба пера обходилась в 50 тыс. долларов в сутки — именно столько стоил один съемочный день. Теперь у Григоровича есть собственное видение и список успехов и ошибок в кинопроизводстве. Ему нужно было разобраться, как устроена эта индустрия, но снимать фильмы самостоятельно он не собирается. Это может сделать для него кто-то другой. «Но под моим контролем. Чтобы в конечном итоге я смог создать разносторонний бренд», — подчеркивает он. Такой подход дает возможность закрепить имя компании в сознании потребителя, создав настроение, эмоцию.

…Сейчас в офисе компании GSC-Games полно манекенов. Возле них хлопочут швеи прямо в рабочих кабинетах, где программисты пишут игры. На столах расположились планшеты с образцами тканей — компания занялась моделированием одежды. Разрабатывает линейку милитари. Причем продавать будут рваные брюки и потрепанную куртку с лейблом S.T.A.L.K.E.R., что позволит покупателю ощутить себя героем нашумевшей игры. То есть Григорович верен себе: предлагает купить эмоцию.

Сегодня бизнесмен всецело поглощен этой задачей — научиться создавать настроение, предложив рынку сопутствующие товары. Решив ее, он будет готов встретить еще один вызов. Амбиции Григоровича лежат в области создания тренда, движения, культуры. Компания Porsche, например, в свое время активно диверсифицировала свою производственную деятельность и помимо элитных автомобилей стала выпускать водную, двухколесную технику и даже разрабатывала танки. Свое слово как производитель техники она сказала и теперь занимается архитектурой, культурой, формированием образа жизни людей. По похожему сценарию развивается и совсем другая корпорация — Apple. Эти мировые бренды доказали, что способны изменить мир.

Сергей Григорович строит свой мир. Но для того чтобы его построить, нужно развязать новую войну, настоящую, мужскую, и довести ее до конца. «Нужно ввязаться в сражение, а там посмотрим», — часто повторяет он. Григорович не боится поражений.

Сергей Григорович

1978 — родился в Киеве
1990 — поездка во Францию по программе обмена. Привозит электронную игру, которую начинает предоставлять одноклассникам в пользование за 25 копеек в день
1990 — придумал название и логотип своей будущей компании 
1991 — начинает торговать на радиорынке
1993 — первая попытка уйти из семьи и начать жить самостоятельно
1995 — поступление в КПИ на радиотехнический факультет, откуда был отчислен после несдачи первой сессии
1996 — поступает в Международный научно-технический университет (МНТУ) на факультет менеджмента и маркетинга. Там он познакомился со своей будущей женой
1997 — отчислен из МНТУ
1999 — впервые посещает профильную международную выставку в Каннах, куда привозит одну из первых версий «Казаков»
1999 — рождение сына Александра
2000 — выход игры «Казаки»
2001 — увлечение автогонками, полетами на вертолете, шоссейно-кольцевыми гонками на мотоцикле
2004 — создание издательства GSC World Publishing.
2005 — рождение сына Евгения
2007 — выход игры S.T.A.L.K.E.R.
2011 — рождение сына Андрея



Идея — ничто

От идеи до ее реализации в игровой индустрии проходит от нескольких месяцев до нескольких лет. А результаты могут быть самыми неожиданными: от получения шестизначных прибылей до убытков, когда выручка от продажи даже не покрывает вложенные в производство игры средства. О том, как из идеи рождается мировой хит, Сергей Григорович рассказал в интервью «Эксперту».

Насколько важна хорошая идея в игровой индустрии?

— В наше время идея сама по себе не стоит ничего. Очень высока вероятность того, что она появится одновременно в нескольких головах. Часто идея, которая кажется тебе уникальной и новой, до этого приходила в другие светлые головы, но не была реализована по многим причинам.

— Можно ли понять на ранних этапах, насколько хороша задумка?

— Когда ты занимаешься реализацией какой-то конкретной идеи, быстро понять, выстрелит она или нет, ты не можешь. Но идти до конца надо. Просто потому, что даже если конъюнктура поменялась, часть бюджета потрачена и тебе как минимум нужно его отбить. И сохранение идеи в первоначальном виде уже не имеет никакой ценности. Ты начинаешь задумываться, а не поменять ли рынок сбыта или концепцию сбыта.

— Приведите пример из практики вашей компании.

— Решение о создании издательства мы приняли в тот момент, когда традиционные издательские формы начали умирать. Они вытеснялись цифровой дистрибуцией.

Интернет давал такую возможность давно, но электронные продажи всё равно равнялись нулю. А в середине 2000-х все стало меняться стихийно. Вдруг начала умирать дистрибуция в магазинах. Полки стали короче, а цифровая дистрибуция росла. В 2010 году только Steam (сервис цифровой дистрибуции одного из крупнейших разработчиков компьютерных игр компании Valve) принес миллиард долларов. Это столько, сколько приносила вся игровая индустрия, когда мой бизнес стартовал.

— С чем была связана такая перемена?

— Поменялась психология потребителя: ему уже не было так важно подержать покупку в руках. Более дорогой коробочный продукт всё меньше интересовал покупателя, ведь электронная версия намного дешевле, и приобрести ее можно за считанные минуты, не выходя из дома.

— Можете привести пример воплощения идей для разработки игры?

— От первоначальной идеи «Сталкера», например, почти ничего не осталось.

Вначале мы вообще разрабатывали игру, сюжетом которой была война роботов и инопланетян в антураже природы и ацтекских пирамид. Но на каждом собрании постоянно звучала фраза: «То, что мы делаем, — полный бред». И предлагались всё новые и новые идеи. Так продолжалось почти год. У разработчика всегда есть желание скатиться к массовости, чтобы угодить всем. И война роботов с инопланетянами как раз из разряда идей, рассчитанных на всех. Но у нас за плечами был успешный опыт «Казаков». Когда мы их делали, вообще не думали о массовой аудитории. Просто сделали то, что нам нравилось. И оно выстрелило.

У нас было мнение, что если мы опять сделаем что-то свое, это принесет успех. А в основе игры, над которой мы работали, лежала некая философия. Она заключалась в том, что один человек попадает в очень страшную атмосферу, он не может разобраться и всё время находится в состоянии неопределенности. Потом появилась идея Чернобыля, а затем — желание делать игру фотографического качества.

— Что значит фотографическое качество?

— Обычно в играх небо передается одной светящейся точкой, тогда получается мультяшное изображение. В движке игры S.T.A.L.K.E.R., ее технологии появилась возможность делать небо как купол, состоящий из огромного количества источников света. В результате получалась картинка фотографического качества. Тогда возникла идея, что текстуру, саму картинку, нам нужно не рисовать, а фотографировать. Мы купили очень дорогую фототехнику. Не помню точно, сколько заплатили, но сумма была огромная. Только один планшет стоил полторы тысячи долларов. В штате десять человек занимались исключительно текстурой. В разработке видеокарт был некоторый скачок, который вкупе с софтом приводил к эффекту реалистичной графики, и это кардинально отличалось от того, что предлагал рынок. Тут стала очевидна нелепость инопланетян и ацтекских пирамид: требовалось что-то естественное. Так появился советский антураж. В поездку в Чернобыль, уже вторую по счету, мы отправились с новой техникой. Облазили там все вдоль и поперек, сделали безумное количество снимков. А еще год спустя решили, что игру нужно делать по мотивам книги братьев Стругацких «Пикник на обочине».

А чтобы начать воплощение игры под новой идеей, технически понадобилась всего неделя.

— В чем, по-вашему, заключается успех игры S.T.A.L.K.E.R.?

— Нам удалось создать продукт, совершенно отличающийся от других. Менее сочная, но фотографичная картинка больше соответствует нашему менталитету, и рынок хорошо это принял. Когда мы представляли игру на выставке в Москве, экспозиция компании сильно отличалась от огромных по размерам и шикарно оформленных стендов конкурентов. Шесть квадратных метров нашего стенда были стилизованы под кухню советских времен. Там стоял старый холодильник «Донбасс», на видавшем виды табурете, покрытом газеткой, красовалась банка шпрот и другие советские «деликатесы». Старый проигрыватель весь день развлекал посетителей музыкальными композициями в исполнении Аллы Пугачевой и группы Modern Talking. Оформление обошлось нам в несколько сотен долларов. Это был самый дешевый стенд на всей выставке, но самый эффектный.



Сталкер vs казак

У Григоровича сегодня не осталось ни одного человека из тех, с кем он начинал работать. Частое расставание с сотрудниками — обычное дело для основателя украинской игровой индустрии. «Я — эгоцентрист», — лаконично поясняет он высокую текучесть кадров.

Потеря высококлассных специалистов грозит компании пополнением рядов конкурентов и их усилением. Бывшие сотрудники получили хороший опыт и способны производить высококачественный продукт самостоятельно. Так, автор идеи S.T.A.L.K.E.R. Андрей Прохоров, возглавлявший проект по его разработке в GSC-Games, покинул стены компании явно не в лучшем расположении духа: его команда не сошлась с боссом в вопросах оплаты труда. «Люди часто от меня чего-то ждут. Они постоянно хотят прибавки к зарплате, до бесконечности. Но я плачу ровно столько, сколько каждый из них зарабатывает, плюс еще немного», — отрезал Григорович.

Профессиональный программист Прохоров с товарищами создал собственную компанию по разработке компьютерных игр, назвав ее 4A-Games. Весной 2010 года вышла в прокат их первая игра «Метро 2033», продажи которой всего за год достигли почти миллиона копий.

Григорович, кстати, положительно оценил первый опыт «великолепной четверки» — так иронично он называет Прохорова и его команду, работа с которыми в GSC-Games сопровождалась бесконечными войнами и революциями.

О своих отношениях с Григоровичем, а также за счет чего они рассчитывают достичь успеха со следующим своим продуктом, Андрей Прохоров рассказал «Эксперту».

— На что делает ставку ваша компания в продаже игр на мировом рынке?

— Особых вариантов нет. Качество нашего продукта должно соответствовать мировому. И мы умеем создавать игры такого качества. Но, как ни прискорбно, за меньшие деньги. В противном случае западный издатель предпочтет западную команду.

— Как оцениваете конкурентную среду в Украине и мире?

— К сожалению, ее в нашей стране после кризиса почти не осталось. Было бы больше сильных команд и проектов, было бы лучше всем участникам местного игростроя. Ротация людей между фирмами в любом случае происходит, а брать опытного специалиста гораздо выгоднее, чем «недорого» новичка.

А в мире конкуренция очень жесткая. Затрудняюсь сказать, сколько тысяч игр выходит в мире в год. Больших проектов — десятки. В ситуации одновременного выхода игры с грандами новый проект всегда будет в проигрыше: люди купят уже известный бренд и не купят новый продукт. Соответственно, и попытка на этом заработать сойдет на нет.

Когда создавали компанию, сколько человек начинали работать и сколько денег вложили?

— Со старта — около 20 человек. Со стороны 4A-Games вложено более миллиона долларов.

Сколько стоит разработка игры — мирового хита?

— На разработку так называемого инди-проекта может уйти от 100 тысяч и до 100 миллионов долларов. Безусловно, за 100 тысяч не получится большой блокбастер, но есть шанс выпустить небольшую оригинальную игру.

— А продвижение во сколько обходится?

— Мы не занимаемся продажей и продвижением игр. Это вопрос к издателям. Могу сказать ориентировочно — от нуля и до «безобразия много». Насколько мне известно, максимальная цифра была 50 миллионов долларов.

— Сколько заработали на сегодняшний день?

— К сожалению, ноль. Совпало много факторов. Мы вышли одновременно с несколькими большими известными брендами. К тому же издатель провел не лучший маркетинг. Он явно побоялся вкладывать много в продвижение нового продукта. Плюс не лучший контракт с издателем по первому проекту. Но особого выбора не было, ведь с чего-то надо начинать. Все издатели ставят жесткие условия новым командам. Из достижений можно назвать то, что в кризисные годы мы не только выжили, но и развились, собрав без преувеличения лучшую команду в СНГ.





Автор: Ирина Государская

 печать  отправить ссылку другу  в избранное
КОММЕНТАРИИ


Нет комментариев.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ



ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ В РУБРИКЕ "УКРАИНСКИЙ БИЗНЕС"
Проигрыш «чертовой дюжины»
Лотереи
О том, как Кабмин продлил срок действия лицензий всех операторов лотерей на 13 лет без их ведома и согласия
Кукурузник по-кубински
Корпорация кубинской авиации создает на острове Свободы производственную базу для модернизации собственного парка самолетов Ан-2
Семиголовое «Гидро…»
На минувшей неделе был обнародован приказ Министерства энергетики и угольной промышленности от 5 сентября, согласно которому стоимость основных средств энергетической компании «Укргидроэнерго» составляет 12,488 млрд гривен
На машинах под горой
Машиностроение
На что Ринат Ахметов делает ставки в своем бизнесе по производству горнодобывающей техники
Операция «компенсация»
Автопром
Кабинет министров разрабатывает процедуру денежной компенсации для тех покупателей украинских легковушек, которые сдали на утилизацию старые авто. Такой шаг даст краткосрочный положительный эффект, но вызовет проблемы в среднесрочной перспективе
Адреналин за свой счет
Туризм
Активный туризм в Украине становится модным увлечением. Но соответствующий сегмент всё еще остается нишевым и диковатым: не хватает квалифицированных специалистов и правил игры
Родник для фотона
Репортажи
Менее чем за год в Крыму построено около 30 МВт солнечных мощностей. В ближайшие несколько лет они увеличатся в десятки раз
Берут на снежную пушку
Репортажи
Владельцы горнолыжных трасс в Украинских Карпатах прилагают большие усилия, чтобы составить конкуренцию европейским горнолыжным курортам. Однако во многих местах создание необходимой инфраструктуры находится в зачаточном состоянии. Таковы основные результаты пробега «Лыжный патруль-2010»
Крюковать или хюндаить?
Расследования
Прежде чем решать, у кого закупать скоростные поезда для украинских железных дорог, чиновникам не мешало бы выяснить, где такую технику у нас применить
Киев-гор-строй-мой-твой-стой
Расследования
Переход «Киевгорстроя» в частные руки вызовет удорожание жилья в столице






Размещение пресс-релизов
Новости компаний
Обзор игрового клуба LotoBar Современные азартные игры позволяют ощутить необъяснимые эмоции, получить порцию адреналина и провести время с... 24.06.2019
Новостройки в Броварах «Квартал Аллей» — современное качественное жильё нового уровня комфорта Красота природы, свежий воздух и тишина — то, в чём нуждается каждый из нас. В современном крупном мегаполисе, каким... 16.05.2019
Спорт в жизни каждого Спорт ушел на последний план у большинства людей. Всё меньше люди уделяют своему здоровью хотя бы немного времени. Без... 15.05.2019
Выбираем матрас для всей семьи по скидкам Многие так долго и тщательно подбирают кровать, что сил на поиски идеального матраса уже не остается. Вместе с тем... 06.05.2019
Главные качества наушников — ТОП-5 параметров 01.03.2019





Публикации
Рынок земли: Иностранцы или олигархи? Кому достанется украинская земля (Часть вторая) 08.07.2019
Рынок земли: Иностранцы или олигархи? Кто приберет к рукам украинскую землю (Часть первая) 08.07.2019









Главная Реклама на сайте
Материалы помеченные значком имеют ограниченный доступ. Использование материалов Эксперт.in.UA разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на expert.in.ua
©2018-2019 Эксперт.in.ua   Реклама на сайте