В чём секрет агропрорыва?
МНЕНИЕ
За первый квартал 2013 года аграрный сектор Украины как строчка валового внутреннего продукта показал рост на 5,8%, тогда как остальные отрасли упали. Многие наши аграрии внедряют передовые технологии, с успехом привлекают внешние инвестиции, выстраивают эффективную систему управления, однако это относится далеко не к каждому участнику аграрного рынка. Так о ком же конкретно идет речь, когда говорится о росте и развитии?
Четкого определения аграрного сектора, а тем более конкретной классификации его участников, не существует. Потому условно поделим сектор на малые, средние и крупные предприятия. Именно последние и стали наиболее интересными с точки зрения принципов деятельности, финансовых результатов, а также инвестиционной привлекательности.
Всё началось в далеком 2005-м, когда крупный производитель сельскохозяйственной продукции, группа компаний «Укрпродукт» (согласно годовому отчету за 2012 год, мажоритарными акционерами являются Сергей Евланчик и Алексей Слипчук, которым принадлежит 67,52% акций компании) выпустила 42,82 млн акций в свободный оборот на Лондонскую фондовую биржу и привлекла 11,3 млн долларов (см. «Полгода после IPO»).
Следуя ее примеру, украинские аграрные компании стали использовать первичное публичное размещение акций (IPO) в качестве недорогого источника финансирования. К настоящему моменту на зарубежных фондовых площадках торгуются акции 16 отечественных агрохолдингов.
Что же позволило украинским аграрным компаниям стать привлекательными для зарубежных инвесторов? Выделю несколько важнейших критериев.
Во-первых, украинские холдинги стали использовать концепцию «экономии на масштабе». Достигая размеров земельного банка в несколько сотен тысяч гектаров, а также развивая вертикальную интеграцию, холдинги сумели не только значительно повысить производительность работы, сократить затраты, но и минимизировать риски на разных этапах производства.
Во-вторых, украинские аграрные компании сделали то, чего многие другие отечественные холдинги всячески стремились избежать, — открыли свою финансовую отчетность, причем предварительно проведя сертифицированный аудит, чаще всего привлекая компании «большой четверки». Развитие культуры отношений с инвесторами (investor relations), предоставление результатов своей деятельности широкой публике дают понимание о работе компании, ее результатах в прошлом и планах на будущее, о наличии стратегии, миссии, целей. Инвесторы ведь чаще всего не являются специалистами в аграрном секторе в целом, а тем более в агросекторе Украины.
Компании других отраслей не смогли или не захотели этого делать, потому и не получили возможности IPO. А вот украинские аграрные холдинги привлекли с помощью фондовых бирж 1,6–1,7 млрд долларов.
Минувший год в плане поиска инвесторов оказался менее успешным для отечественных агрокомпаний — ни одна из них не привлекла финансирование на бирже. Основным источником притока денег стали товарные кредиты под оборудование и просто на развитие бизнеса. За прошлый год их объем достиг 928,5 млн долларов. Подразумеваются кредиты, предоставляемые иностранными банками на более долгий срок по сравнению с отечественными финучреждениями.
Конечно, не всё так гладко, как кажется на первый взгляд. Так, в 2012–2013 годах как минимум две публичные компании стали жертвами результатов неэффективной работы менеджмента: одна была продана, вторая потеряла 90% рыночной капитализации.
Именно управленческая структура чаще всего задает тон работы всего предприятия. Несмотря на мелкие неудачи, наиболее преуспевающие компании всё еще могут рассчитывать на привлечение средств из-за рубежа. Так, агрохолдинг «Мрія» смог рефинансировать свои облигации в 2013 году, при этом ни один инвестор не захотел обменять его ценные бумаги на денежный эквивалент с надбавкой от компании. В то же время холдинг дополнительно выпустил облигации и тем самым привлек еще больше средств. В апреле 2013-го «Мрія» рефинансировала 71,3% ценных бумаг, выпущенных в 2011 году на сумму 250 млн долларов под 9,75% годовых.
В то время как большие компании имеют возможности расти и развиваться за счет инвестиций и кредитов, у малого и среднего бизнеса не всё так хорошо. Банки предоставляют кредиты по ставкам, практически недоступным средним, а тем более малым предприятиям. К тому же оценка компаний и результатов их деятельности усложняется минимальным количеством информации, поступающей по линии как официальной статистики, так и отчетов самих предприятий. Именно поэтому многие предприятия малого и среднего аграрного бизнеса в Украине выставлены на продажу — с каждым днем конкуренция становится более жесткой. Например, агрохолдинг Kernel купил компанию «Дружба Нова» за 68 млн долларов в апреле этого года (см. «Землю — по дружбе»). И при этом хочу напомнить, что «Дружба Нова» входила в топ-десятку холдингов страны по величине земельного банка.
Рост предложения на рынке увеличивается также из-за слухов об отмене налоговых привилегий для аграрных предприятий.
На мой взгляд, в аграрном секторе Украины будет продолжаться тенденция на укрупнение больших холдингов. Стоимость сельхозпредприятий начнет падать, а финансирование останется труднодоступным, значит, не исключена покупка таких фирм зарубежными компаниями. Ведь отечественный аграрный сектор признан аналитиками одной из наиболее быстроразвивающихся и эффективных отраслей в Украине.
Автор: Алексей Моргун, финансовый аналитик компании «УкрАгроКонсалт»
|