Частное БТИ Лавриновича и Акимовой
МНЕНИЕ
Когда БТИ находится в коммунальной собственности и пребывает под контролем городских властей, последние отвечают за то, чтобы не упала стена. А вы представляете, что будет, если все эти вопросы перейдут в руки частных БТИ? Заплатил пять копеек частной конторе и снес две стены, либо достроил балкон, который однажды упадет кому-то на голову. А если здание рухнет, кто будет за это отвечать? Выходит, местные власти, хотя они уже ничего не контролируют
До сих пор в стране заморожен рынок купли-продажи недвижимости — нормально зарегистрировать сделку невозможно. Всё это — результат попытки отдельных чиновников разрушить монополию Бюро технической инвентаризации (БТИ) на предоставление услуги населению, связанной с процедурой проведения технической экспертизы (см. «Упростили до ”дыр”»).
Как известно, с 1 января 2013 года вступил в силу Закон Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений». На практике это привело к огромному количеству проблем, что еще с конца 2012-го вызывает гнев и возмущение среди населения.
Как и предполагалось, этот правильный и необходимый для населения страны закон не заработал, и главной причиной, по которой остановилась регистрация сделок, является то, что следом за ним не вступил в силу второй, сопутствующий Закон «О технической инвентаризации». На этот документ, принятый Верховной Радой в ноябре 2012 года, наложил вето президент. Произошло такое событие по инициативе министра юстиции Александра Лавриновича и первого заместителя главы администрации президента Ирины Акимовой, курирующей этот вопрос в канцелярии главы государства.
Я давно занимаюсь этой темой и поэтому не могу не знать, кто за этим стоит. Более двух лет министр и заместитель руководителя администрации пытаются лоббировать свой законопроект, согласно которому функции технической инвентаризации передаются от коммунальных предприятий БТИ частным компаниям, в том числе и частным предпринимателям. На мой взгляд, это пагубная идея, влекущая за собой множество негативных последствий.
Во-первых, подобное нововведение приведет к тому, что органы местного самоуправления потеряют право доступа к достоверной информации обо всех объектах недвижимости, находящихся на территории громады. Во-вторых, в результате такой реорганизации БТИ в каждом населенном пункте будет отсутствовать информационная база об объектах недвижимого имущества и их территориальном расположении (до нового года в стране работало 380 БТИ. — «Эксперт»).
Важно понимать, что сегодня только в БТИ есть такая информация, которая там накапливалась с 1920-х годов. Кроме того, денежные средства, ранее поступавшие через БТИ в местные бюджеты, уйдут в частные руки. И речь идет о немалых деньгах.
Сложившаяся ситуация приведет к тому, что возрастет количество споров по границам земельных участков, объектов строений. Многие захотят решить эти споры незаконным путем через частные БТИ. При этом местные советы по-прежнему будут отвечать за качество домостроений и аварии с ними, но потеряют возможность контролировать и не допускать незаконное строительство и нарушение правил при строительстве и перестройке жилых и нежилых помещений. Следствием этого могут стать техногенные катастрофы.
Когда БТИ находится в коммунальной собственности и пребывает под контролем городских властей, последние отвечают за то, чтобы не упала стена. А вы представляете, что будет, если все эти вопросы перейдут в руки частных БТИ? Заплатил пять копеек частной конторе и снес две стены, либо достроил балкон, который однажды упадет кому-то на голову. А если здание рухнет, кто будет за это отвечать? Выходит, местные власти, хотя они уже ничего не контролируют.
Отдельные областные, городские, районные советы понимали возможные негативные последствия этой реформы и на протяжении последних двух лет на своих сессиях пытались преградить путь подобным новациям вышеуказанных чиновников — таких решений в общей сложности свыше трех десятков. Вплоть до того, что в октябре 2012 года мэры городов Украины приняли решение обратиться к президенту и не допустить принятие законопроекта.
Этим противостоянием чиновников решило воспользоваться руководство Государственного агентства по земельным ресурсам и возвратить себе право регистрации смены собственника или арендатора земельного участка, которое агентство потеряло с 1 января 2013 года. В частности, областные управления Госземагентства разослали соответствующее разъяснение.
На мой взгляд, оно не соответствует действующему законодательству. В соответствии с переходными положениями Закона №5245-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты о размежевании земель государственной и коммунальной собственности» утратил силу Закон «О размежевании земель государственной и коммунальной собственности». Согласно пункту 7 Закона №5245-VI, все земли государственной и коммунальной собственности считаются размежеванными. Закон обязал как государство, так и территориальные громады в течение года выдать государственные документы на право собственности предприятиям и учреждениям, имеющим земельные участки с правом постоянного пользования. Государственное агентство по земельным ресурсам пытается остановить эту работу на неопределенный срок.
Чтобы решить возникшую проблему, необходимо совершить два важных действия. Первое — прекратить борьбу с местными советами и мэрами и сохранить техническую инвентаризацию в их собственности, поправив законодательство. И второе — этим же законом нужно урегулировать вопрос взаимоотношений между Государственной регистрационной службой и органами БТИ по обмену информацией и созданию Единого государственного реестра недвижимости.
Автор: Юрий Воропаев, председатель Комитета Верховной Рады по вопросам промышленной и инвестиционной политики, народный депутат Украины (фракция Партии регионов)
|