Новости
В Украине утвердили новые формы индивидуального обучения Родители получат больше возможностей для обучения детей дома - утверждены новые формы индивидуальной учебы, -... 21.08.2019
"Золотой сюрприз": Сколько киевляне заплатят за воду Киевводоканал намерен поднять тариф на водоснабжение и водоотвод для киевлян на 6% – до 21,593 грн за куб воды.
21.08.2019
Европа даст денег на украинское образование Хьюг Мингарелли высоко оценил проведенные реформы в Украине
21.08.2019
Дания озвучила условие продажи Гренландии В королевском доме страны назвали предложение Трампа комплиментом 21.08.2019
В Украине хотят отказаться от наличных денег Украина планирует отказаться от наличных денег 21.08.2019
ТОП-5 лучших школ Украины по результатам ВНО По итогам ВНО 2019 был составлен рейтинг лучших школ Украины 21.08.2019
Пенсионер из Украины самостоятельно собрал электромобиль(ВИДЕО) Украинский пенсионер создал стильный электромобиль за 1300 евро 21.08.2019
Стал известен размер премий военнослужащим ВСУ «Не 100 и не 300»: стало известно, по сколько получат военные за отмену парада ко Дню Независимости 21.08.2019
В Северной Корее детей готовят к службе в армии с четырех лет Большинство северокорейских детей растут с верой в то, что они обязательно будут служить в армии 21.08.2019
Опубликован список самых востребованных профессий в Украине Названы самые востребованные профессии в Украин 21.08.2019
Китайские ракеты могут уничтожить базы США в Азии за пару часов - исследование В отчете австралийских аналитиков содержится призыв к союзникам США, таким как Австралия и Япония, пересмотреть свои... 21.08.2019
В «Укроборонпроме» показали ударный тяжелый беспилотник нового поколения «Укроборонпром» показал ударный тяжелый беспилотник нового поколения Akinci, созданный совместно с турецкой компанией... 21.08.2019
Нефть опустилась ниже заложенной в российский бюджет Как это отразится на экономике России?

21.08.2019
В Украину едет глава Всемирного банка Президент Группы Всемирного банка Дэвид Малпасс намерен посетить Украину. В Киев он приедет в четверг, 22 августа. 21.08.2019
Эксперт: Китай переподчинил себе военные округа РФ к востоку от Урала Как происходит новый этап экспансии Поднебесной в России.

21.08.2019




Магазин сантехники
Предлагаем купить сантехнику в Киеве. Отличная цена!
dushik.com.ua

Курс банковских металлов НБУ Курсы валют Стоимость нефти (ICE)
грн./тр.унциюИзм., %
Золото37763.548+0.043
Серебро425.347-1.543
Платина21235.949+1.262
 ПродажаПокупкаНБУ
USD25.31025.07525.131
EUR28.22527.72527.835
RUB0.3960.3050.376
$/баррельИзм., %Дата
BRENT60.80+1.28Aug
WTI67.49-0.8446Aug
GAS OIL630.25-0.5157Aug
Украинский бизнес / №6(379) 18 ФЕВРАЛЯ 2013
Каждому шлагбауму — свои деньги    Печатная версия    в избранное
АВИАПЕРЕВОЗКИ
Украинские аэропорты получили право самостоятельно формировать аэропортовые сборы. Это шанс для рынка авиаперевозок

Министерство инфраструктуры Украины своим приказом разрешило воздушным воротам устанавливать скидки к аэропортовым сборам до 80%. Авиаперевозчики давно жаловались на то, что аэропорты в стране берут дорого. Это, мол, не способствует развитию маршрутной сети, особенно внутренних перевозок. И поэтому-де билеты стоят дорого, а иностранные лоукостеры в страну не спешат.

Аэропортовые сборы — основной доход украинских аэропортов. Они взимаются за обслуживание воздушных судов (5–15 долларов за тонну максимальной взлетной массы, МВМ) и пассажиров (4,50–20 долларов за человека) в зависимости от рейса. Дополнительные деньги могут начисляться за сверхнормативную (более трех часов) стоянку пассажирского самолета — от 0,40 доллара в час за каждую тонну МВМ. У среднемагистрального Boeing 737 она составляет 53 тонны, перевозит он 103–122 пассажира в зависимости от модификации. То есть с одного такого рейса аэропорт взимает 1,5–3 тыс. долларов.

Аэропортовые сборы в Украине сопоставимы с американскими и всего на три-пять процентов выше, чем в странах ЕС (за исключением Великобритании). Однако в США и большинстве городов Евросоюза действует гибкая система скидок — чем больше авиакомпания осуществляет рейсов и привозит пассажиров, тем бОльшую финансовую поблажку получает.

В нашей стране до последнего времени уровень аэропортовых тарифов определяло Министерство инфраструктуры. Теоретически аэропорт мог добиться скидки для авиакомпании, но решение принималось после согласования в профильном министерстве и Минэкономразвития. На бумажную волокиту уходило от трех месяцев до полугода, причем без гарантии, что «наверху» дисконт утвердят. Зато если аэропорт не получал запланированных доходов, ему могли приказать «сверху» увеличить сбор за пассажира. Естественно, это не стимулировало перевозчиков развивать маршруты и увеличивать частоту рейсов, а все дополнительные расходы авиакомпаний ложились на плечи клиентов.

Навстречу пассажирам

Готовясь к Евро-2012, страна вложила в развитие аэропортовой инфраструктуры свыше десяти миллиардов гривен: модернизировались взлетно-посадочные полосы, строились новые терминалы. В Донецке и Львове — за госсредства. В Харькове — на деньги ООО «Нью Системс АМ» (компания, получившая воздушные ворота бывшей столицы в аренду на 49 лет; формально входит в группу DCH Александра Ярославского, но на рынке говорят, что аэропорт подконтролен российскому бизнесмену Олегу Дерипаске). В международном аэропорту (МА) «Борисполь» терминал строили на заемные и собственные средства аэропорта; в аэропорту «Киев» (Жуляны) — за счет инвестора ООО «Мастер-Авиа» (СМИ связывают эту фирму с народным депутатом Юрием Иванющенко и киевскими предпринимателями Андреем Ивановым и Василием Хмельницким).

В итоге пропускная способность пяти аэровокзалов увеличилась более чем в пятнадцать раз. Например, у львовского аэропорта она нынче составляет около двух тысяч пассажиров в час, у донецкого — 3,1 тыс., у харьковского — 650 пассажиров в час. При этом пассажиропоток воздушных ворот Львова и Донецка ничтожно мал: по итогам минувшего года он составил почти 580 тыс. и 950 тыс. пассажиров соответственно. При этом почти 60% общего украинского пассажиропотока приходится на «Борисполь».

В Европе лоукостеры добиваются от аэропортов скидок в размере 50–70%, но приводят миллионы новых пассажиров

И хотя объемы перевозок авиационным транспортом страны выросли с 1,77 млн человек в 2000 году до 8,1 млн пассажиров в 2012-м, а пассажиропоток через украинские аэропорты — с 3,3 млн до 14,1 млн человек, это очень мало. В ЕС годовой пассажиропоток каждой страны-члена даже превышает численность ее населения.

Негосударственные инвестиции присутствуют и в других аэропортах страны. Например, в управлении частного капитала находятся аэропорты в Севастополе, Днепропетровске, Ивано-Франковске, Одессе. Возможно, в ближайшее время к списку присоединится и Симферополь (см. «Прилетучие голландцы»).

Нынешний год для воздушных ворот обещает быть не очень перспективным — в том числе из-за проблем альянса «Украинская авиационная группа», главной компанией которого выступает «АероСвіт» (см. «Как фанера над Украиной»). Так, по словам генерального директора аэропорта «Борисполь» Антона Волова, по итогам декабря 2012-го «АероСвіт» обслужил приблизительно на 23% меньше пассажиров, чем годом ранее, а общее падение перевозок через аэропорт в январе нынешнего года составило около 15%.

Заложники обстоятельств

В зарубежных аэропортах действует в общем и целом та же система сборов, что и в Украине. Но они зарабатывают еще и на неавиционной деятельности — например, сдавая в аренду коммерческие площади. В структуре выручки европейских аэропортов такой побочный доход может достигать 70%.

В Украине аэропорты не научились зарабатывать на непрофильной деятельности. Так, в общем заработке МА «Борисполь» неавиационные доходы занимают около 20% — примерно 300 млн гривен в год.

Если из-за скидок пассажиропоток вырастет, то, теоретически, должна увеличиться неавиационная составляющая. Именно на это и делали ставку европейские аэропорты, предоставляя скидки ведущим лоукостерам. Например, в феврале 2002 года, когда ирландская компания Ryanair начала базироваться во Франкфурт-Хане (Германия), тамошний годовой пассажиропоток составлял около 500 тыс. человек, спустя год он увеличился до полутора миллионов пассажиров, а в 2007-м достиг четырех миллионов человек. В 2003 году пропускная способность аэропорта польского городка Катовице составляла всего 250 тыс. пассажиров в год, а спустя четыре года, после того как туда пришла WizzAir, пассажиропоток составлял уже 1,7 млн пассажиров.

О каком размере скидки идет речь в вышеперечисленных примерах, точно неизвестно. Но обычно эти две авиакомпании просят 50–70%.

Летные условия

В авиакомпаниях поддерживают решение Мининфраструктуры. Например, коммерческий директор WizzAir Ukraine Наталья Артемова считает, что в результате нововведений возникнет конкуренция между аэропортами страны, а следовательно, и децентрализация воздушного трафика.

Поддерживают идею и в аэропортах. «Новация очень своевременная и положительная, поскольку реально расширяет возможности развития новых направлений. Начальный этап "раскрутки" рейсов всегда сложен для авиаперевозчиков в силу высоких стартовых затрат. В свою очередь, аэропорты заинтересованы в максимально широкой географии полетов», — сообщила «Эксперту» пресс-служба МА «Харьков».

В «Борисполе» также одобряют инициативу и считают, что это позволит аэропортам увеличить неавиационную структуру доходов.

С большей долей уверенности можно предположить, что навстречу авиаперевозчикам в первую очередь пойдут аэропорты, получившие частные инвестиции.

А вот воздушные ворота, находящиеся в коммунальном и государственном управлении, могут стать заложниками коррупционно-бюрократической системы. Ведь на директора такого предприятия проще надавить, требуя скидку «нужному» перевозчику, чем на частника. В неофициальных беседах некоторые эксперты и участники рынка перевозок опасаются, что новый скидочный механизм может превратиться в обычную систему откатов: авиакомпании станут неофициально платить «наверх», оттуда к директору пойдет указание «снижай тариф своим решением». Таким образом, новых рейсов и новых пассажиров перевозчик не приведет, а государство и местные власти будут из бюджета оплачивать убытки аэропортов. Кстати, пока четких критериев, по которым аэропорт может определять размер скидки, нет.

Наконец, у каждого аэропорта есть риск стать зависимым от одной компании, сконцентрировавшей у себя львиную долю авиаперевозок. Обладая серьезным лоббистским ресурсом, такой перевозчик может выбить для себя большие скидки и не допустить, чтобы аналогичный дисконт получили его конкуренты.



 печать  отправить ссылку другу  в избранное
КОММЕНТАРИИ


Нет комментариев.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ



ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ В РУБРИКЕ "УКРАИНСКИЙ БИЗНЕС"
Проигрыш «чертовой дюжины»
Лотереи
О том, как Кабмин продлил срок действия лицензий всех операторов лотерей на 13 лет без их ведома и согласия
Кукурузник по-кубински
Корпорация кубинской авиации создает на острове Свободы производственную базу для модернизации собственного парка самолетов Ан-2
Семиголовое «Гидро…»
На минувшей неделе был обнародован приказ Министерства энергетики и угольной промышленности от 5 сентября, согласно которому стоимость основных средств энергетической компании «Укргидроэнерго» составляет 12,488 млрд гривен
На машинах под горой
Машиностроение
На что Ринат Ахметов делает ставки в своем бизнесе по производству горнодобывающей техники
Операция «компенсация»
Автопром
Кабинет министров разрабатывает процедуру денежной компенсации для тех покупателей украинских легковушек, которые сдали на утилизацию старые авто. Такой шаг даст краткосрочный положительный эффект, но вызовет проблемы в среднесрочной перспективе
Адреналин за свой счет
Туризм
Активный туризм в Украине становится модным увлечением. Но соответствующий сегмент всё еще остается нишевым и диковатым: не хватает квалифицированных специалистов и правил игры
Родник для фотона
Репортажи
Менее чем за год в Крыму построено около 30 МВт солнечных мощностей. В ближайшие несколько лет они увеличатся в десятки раз
Берут на снежную пушку
Репортажи
Владельцы горнолыжных трасс в Украинских Карпатах прилагают большие усилия, чтобы составить конкуренцию европейским горнолыжным курортам. Однако во многих местах создание необходимой инфраструктуры находится в зачаточном состоянии. Таковы основные результаты пробега «Лыжный патруль-2010»
Крюковать или хюндаить?
Расследования
Прежде чем решать, у кого закупать скоростные поезда для украинских железных дорог, чиновникам не мешало бы выяснить, где такую технику у нас применить
Киев-гор-строй-мой-твой-стой
Расследования
Переход «Киевгорстроя» в частные руки вызовет удорожание жилья в столице






Размещение пресс-релизов
Новости компаний
Обзор игрового клуба LotoBar Современные азартные игры позволяют ощутить необъяснимые эмоции, получить порцию адреналина и провести время с... 24.06.2019
Новостройки в Броварах «Квартал Аллей» — современное качественное жильё нового уровня комфорта Красота природы, свежий воздух и тишина — то, в чём нуждается каждый из нас. В современном крупном мегаполисе, каким... 16.05.2019
Спорт в жизни каждого Спорт ушел на последний план у большинства людей. Всё меньше люди уделяют своему здоровью хотя бы немного времени. Без... 15.05.2019
Выбираем матрас для всей семьи по скидкам Многие так долго и тщательно подбирают кровать, что сил на поиски идеального матраса уже не остается. Вместе с тем... 06.05.2019
Главные качества наушников — ТОП-5 параметров 01.03.2019





Публикации
Рынок земли: Иностранцы или олигархи? Кому достанется украинская земля (Часть вторая) 08.07.2019
Рынок земли: Иностранцы или олигархи? Кто приберет к рукам украинскую землю (Часть первая) 08.07.2019









Главная Реклама на сайте
Материалы помеченные значком имеют ограниченный доступ. Использование материалов Эксперт.in.UA разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на expert.in.ua
©2018-2019 Эксперт.in.ua   Реклама на сайте