Бенз-ол или бенз-ин?
НЕФТЕПРОДУКТЫ
В Украине введен акциз на вещества, применяемые при производстве топливной «бодяги»
Виктор Янукович подписал законопроект №11395 «О внесении изменений в Налоговый кодекс относительно ставок акцизного сбора налога на вещества, которые используются как компоненты моторных топлив». Документ вводит акцизный сбор на бензол сырой каменноугольный в размере 250 евро/т и метанол технический (метиловый спирт) в размере 400 евро/т при использовании их в качестве компонентов моторных топлив. При этом акцизы на бензины составляют 198 евро/т, на дизельное топливо — 46–98 евро в зависимости от содержания серы.
Согласно тексту документа, при использовании бензола и метанола в химической промышленности они акцизом не облагаются. Соответствующие квоты отгрузки станет устанавливать Кабмин, контролировать поставки — Государственная налоговая служба. «Введение акцизного сбора позволит пресечь деятельность по производству контрафактных моторных топлив с добавлением бензола и метанола и приведет к росту поступлений в государственный бюджет», — пояснила пресс-служба правительства.
По данным Государственной службы статистики, в прошлом году в Украине было произведено около 160 тыс. тонн бензола, и только 34 тыс. тонн было направлено на получение продуктов органического синтеза. Бензол используется, в числе прочего, для повышения октанового числа бензинов. Согласно стандартам Евро-2 и Евро-3, содержание бензола в бензине не должно превышать пять процентов, а по стандартам Евро-4, Евро-5 — одного процента. В «бодяге» оно доходит до 20, а то и до 40%. Рыночная цена бензола — шесть-семь гривен за литр, то есть в полтора-два раза ниже, чем бензина. А вот литр метанола стоит около десяти гривен, и его использование для «бодяги» теперь малопривлекательно.

Бензин из воздуха
По итогам девяти месяцев этого года страна потребила 3,2 млн тонн бензина. По сведениям Госстата, внутреннее производство вместе с импортом этого топлива составило 2,6 млн тонн. То есть 572 тыс. тонн бензина (18%) взялось ниоткуда. В этот объем входит и «бодяга», и контрабанда. Последнюю можно обнаружить, если сравнить данные таможни и железнодорожного ведомства. За январь-сентябрь было растаможено на 334,1 тыс. тонн меньше, чем завезено в страну, по сведениям администрации «Укрзалізниця». Причем 323,3 тыс. тонн поставлено через три железнодорожные станции: «Светловодск», «Мироновка» и «Черноморская».
Игроки рынка говорят еще об одном канале, по которому бензин заходит в Украину без уплаты акцизов и НДС, — это Феодосийская нефтебаза.
Исходя из этих данных, можно посчитать, что около 3,5% потребления (200 тыс. тонн за январь-сентябрь) бензина в Украине — это «бодяга». Эксперты, впрочем, уверены, что некачественные нефтепродукты занимают куда больше — 15–20% рынка, а во времена посевной и уборочной кампаний — до 40%. Потому что часть легально выпущенного товара совсем не блещет качеством.

В основном «бодяга» производится на мини-НПЗ (см. «Война мальцам»), а реализуется несетевыми АЗС. По результатам исследования, проведенного консалтинговой группой «А95» и автомобильным сообществом AutoVisio, только 20% проб топлива на небрендовых АЗС соответствовали госстандартам. По словам директора консалтинговой группы «А95» Сергея Куюна, были зафиксированы антирекорды — превышение содержания серы в 80 раз, бензола — вдесятеро.
Впрочем, и сетевые АЗС не без греха. Госпотребинспекция с января по сентябрь 2012 года проводила проверку качества топлива сетей автозаправок. Некачественные нефтепродукты были обнаружены на АЗС Shell, WOG, ТНК и «ЛУКойл». Всего Госпотребинспекция выписала штрафов на 200 млн гривен. Забракована была пятая часть из 180 образцов. Например, представители сетей говорят, что выводы Госпотребинспекции ошибочны. Дело в том, что в этом году проверки осуществлялись при помощи частных лабораторий, принадлежащих концерну «Галнафтогаз» (сеть заправок ОККО, принадлежит Виталию Антонову). Сети WOG удалось через суд отменить некоторые выводы инспекции.
Вместо бензола
Эксперты считают, что введение акцизов на бензол и метанол вряд ли решит вопрос с фальсификатом. «Толуол и ксилол, которые акцизом не облагаются, тоже активно используются при изготовлении “бодяги”», — говорит заместитель директора по научной работе в научно-техническом центре «Психея» Геннадий Рябцев. Кроме того, по мнению Куюна, обязательное добавление топливного этанола в бензины может создать основания для возникновения «недобросовестной конкуренции». С 2014 года уровень биоэтанола в бензине должен составлять пять процентов (см. «Бензин в пять оборотов»). По идее, государство должно осуществлять регулярный контроль нефтепродуктов на АЗС. Пока же проверки осуществляются точечно. Причина всё та же — отсутствие собственных лабораторий у Госпотребинспекции.
|