Новости
В Германии к 2030 году собираются полностью отказаться от угля Баварские союзники канцлера Германии Ангелы Меркель призвали Германию отказаться от угля уже к 2030 году. 25.06.2019
На Днепропетровщине возле полигона ранили 15-летнего подростка Следователи ГБР оперативно выехали на место происшествия 24.06.2019
Принято решение относительно почетного патриарха ПЦУ Филарета Синод Православной церкви Украины 24 июня принял ряд решений в отношении почетного патриарха ПЦУ Филарета. 24.06.2019
Украинцев просят уделять больше внимания своему здоровью Отечественные медики все чаще бьют тревогу, призывая украинцев больше уделять внимания не деньгам и изнурительному... 24.06.2019
В зоне ООС прошли соревнования по уничтожению вражеских танков (ВИДЕО) Украинские бойцы провели соревнования по уничтожению вражеских танков в зоне ООС 24.06.2019
Хоумскулинг в Украине: что это такое и когда его ждать Новый закон разрешит не ходить в школу: что изменится уже в 2019 году 24.06.2019
Стало известно, какие автомобили признаны самыми ненадежными в мире В J.D. Power заявили, что качество автомобилей по сравнению с 2018 годом лучше не стало. 24.06.2019
Уже со следующего месяца оформить загранпаспорт будет стоить дороже Загранпаспорт до 1 июля - 557,32 грн, после 1 июля - 682 грн - подорожание составляет почти 125 гривен. 24.06.2019
По всей территории Украины возможны веерные отключения электричества «Укрэнерго» предупреждает о возможных веерных отключениях электричества из-за жары и недостатка резервных мощностей 24.06.2019
Одно из подразделений ВСУ прошло сертификацию НАТО Украинский центр Сил специальных операций ВСУ впервые прошел сертификацию НАТО 24.06.2019
В Украине оказалось самое доступное в мире мясо курицы Украина заняла первое место в рейтинге стран с наиболее доступным мясом птицы.

24.06.2019
Казахстан отказался от использования ядерного оружия В Парламенте Казахстана ратифицировали договор о запрете ядерного оружия 24.06.2019
Составлен антирейтинг автомобилей, которые слишком быстро после покупки поддаются коррозии Автомобильные эксперты составили рейтинг машин, которые ржавеют уже после нескольких лет эксплуатации 24.06.2019
Епифаний созвал срочный Синод ПЦУ, - о чем будут говорить В Киеве на территории Софии Киевской проходит священный Синод Православной церкви Украины (ПЦУ). 24.06.2019
Отдых для россиян в Крыму оказался дороже, чем в Турции или Греции Отдых в Крыму с учетом транспорта и проживания в трехзвездочном отеле для россиян дороже, чем отпуск на Кипре, в... 24.06.2019




Магазин сантехники
Предлагаем купить сантехнику в Киеве. Отличная цена!
dushik.com.ua

Курс банковских металлов НБУ Курсы валют Стоимость нефти (ICE)
грн./тр.унциюИзм., %
Золото36466.979+0.068
Серебро402.664+2.151
Платина21407.129+1.073
 ПродажаПокупкаНБУ
USD26.35026.05026.266
EUR29.97529.35029.723
RUB0.4240.3150.416
$/баррельИзм., %Дата
BRENT64.62-0.89Jun
WTI67.49-0.8446Aug
GAS OIL630.25-0.5157Aug
Украинский бизнес / №37(362) 01 ОКТЯБРЯ 2012
Козыри Мозыря    Печатная версия    в избранное
НЕФТЕПРОДУКТЫ
«Эксперт» выяснил, в чём секрет успеха Мозырского нефтеперерабатывающего завода

Мозырский нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) — это громадина, расположенная на участке 700 га. При этом нефтепереработчики говорят, что для предприятия такого масштаба это еще скромная площадь. Важность этого завода для украинского рынка сложно переоценить: каждый второй литр дизтоплива, продающийся на отечественном рынке, произведен в Беларуси. По бензину этот показатель составляет около 30%.

Хотя завод построен в 1975 году, всё вокруг блестит как новое. «М-да… а на территории Кременчугского НПЗ помидоры растут», — с завистью замечает кто-то из коллег.

Велогонка и перегонка

С 2001 года в модернизацию украинских НПЗ (без учета эко- и энергосберегающих программ) инвесторы реально вложили всего около 80 млн долларов, тогда как в Мозырский НПЗ — свыше миллиарда

Из соображений безопасности журналистов по территории Мозырского НПЗ катали на автобусе, изредка выпуская фотографировать. Впрочем, основное транспортное средство никакого отношения к продукции предприятия не имеет. Перед аппаратной завода есть большая стоянка для велосипедов. Именно этот экологически чистый транспорт является здесь основным средством передвижения персонала.

В советское время мощность предприятия составляла 16 млн тонн нефти в год, технологическая схема завода предполагала небольшую глубину переработки нефти. Большая потребность в мазуте энергетического комплекса Белорусской ССР и низкие затраты на переработку обеспечивали устойчивую экономику Мозырского НПЗ. Но к середине 1990-х годов объем производства упал в четыре раза. Нечто подобное произошло почти со всеми нефтеперерабатывающими заводами бывшего Союза.

Мозырским НПЗ владеют белорусское и российское государства

Затем предприятие было акционировано — появилась российско-белорусская «Нефтегазовая компания ”Славнефть”» (Госкомимуществу России в ней принадлежит 86,3%, Министерству госимущества Республики Беларусь — 7,2%). Сегодня 42,58% уставного капитала завода контролирует «Славнефть». Правительство Беларуси через концерн «Белнефтехим» владеет 42,76% акций, еще 12,25% акций принадлежит белорусскому ООО «МНПЗ плюс», которое полностью контролируется государством. Держатели 2,41% акций завода — физические лица. Так что налицо постсоветский межгосударственный капитализм.

Приход россиян обеспечил стабильное поступление на завод сырья (переработка в прошлом году превысила десять миллионов тонн) и получение ссуд от зарубежных банков. Как вспоминает генеральный директор ОАО «Мозырский нефтеперерабатывающий завод» Анатолий Куприянов, в 1994 году акционеры предприятия приняли решение вложить деньги в модернизацию. Тогда под государственные гарантии взяли взаймы 99,5 млн немецких марок и начали потихоньку технически переоснащать завод. С тех пор здесь проведена реконструкция одного из двух базовых технологических комплексов ЛК-6У, построены установки вакуумной перегонки мазута, висбрекинга гудрона, гидроконверсии вакуумного газойля, каталитического крекинга, комплекс по производству бензола и другие промышленные объекты. В 2010 году завод завершил строительство установки гидрообессеривания бензина каталитического крекинга мощностью 1,08 млн тонн в год, а в 2011-м — ввел в эксплуатацию установку гидроочистки дизельного топлива.

Но больше всего белорусы хвастают перед украинскими журналистами новой установкой гидроочистки дизтоплива (ДТ) мощностью три миллиона тонн в год. Она стоит 250 млн долларов.

И сырье, и полуфабрикаты по территории завода транспортируют по трубам, поэтому воздух нефтью не пахнет. Пахнет сероводородом

По словам Куприянова, всего в модернизацию вложено около 1,2 млрд долларов, из которых около миллиарда потрачено на покупку и освоение новых технологий переработки нефтепродуктов. На энергосбережение и экологию уходило немного. Прибыль тоже вкладывали в модернизацию производства.

Для сравнения: с 2001 года в модернизацию Лисичанского НПЗ компания ТНК-ВР вложила около 650 млн долларов. Но, по словам экспертов рынка, бóльшая часть инвестиций пошла на энергосберегающие и экологические проекты. По оценке генерального директора «Консалтинговой группы А-95» Сергея Куюна, с 2001 года в модернизацию украинских НПЗ (без учета эко- и энергосберегающих программ) инвесторы реально вложили всего около 80 млн долларов.

Глава Мозырского НПЗ Анатолий Куприянов (в центре) уверяет: на модернизацию завода ушло 1,2 млрд долларов и пойдет еще 1,4 млрд

Дружба и пошлины

Плотная дружба с россиянами оказала благотворное влияние на развитие Мозырского НПЗ. Кроме доступа к сырью и западным кредитам ведь еще были льготные пошлины на экспорт нефти. Хотя и без трений не обошлось — когда Москва вознамерилась по полной облагать пошлиной поставки своей нефти в республику (см. «Круговорот в трубах»). Потом они сторговались.

Сегодня в структуре украинского бензинового рынка продукция из этой страны занимает более 30%, рынка дизтоплива — около 50%

Сегодня поставки сырья из России в Беларусь не облагаются российской экспортной пошлиной. Но белорусские нефтепродукты (кроме бензина), если продаются за пределы Таможенного союза, облагаются пошлиной, ставка которой равна 66% от нефтяной. Раньше так облагался и бензин, но в апреле текущего года Москва подняла размер ставки на него с 66 до 90% от пошлины на нефть, дабы избежать повторения дефицита 2011 года. И пошлины, собранные при экспорте белорусского топлива, изготовленного из российского сырья, поступают в российский бюджет. Так, за первое полугодие 2012 года Минск по соответствующей статье перечислил в российскую казну 2218,7 млн долларов.

Рынок полон слухами о том, что в ближайшие несколько лет россияне увеличат экспортную пошлину до 90% и пошлины на мазут. Это может выйти белорусам боком. Но к такому сценарию Мозырский НПЗ уже начал готовиться. Во втором квартале 2013 года он намерен ввести в эксплуатацию установку по вакуумной дистилляции мазута, что позволит на выходе получать из нефти не 30% мазута, а только семь. «Директор мечтал об этой установке 15 лет», — с восторгом рассказывает один из сотрудников завода. В целом программа по модернизации завода на 2012–2015 года предполагает освоение еще 1,4 млрд долларов, из которых, по словам Куприянова, полмиллиарда будет оформлено в виде кредита под десять процентов годовых.

Сегодня глубина переработки нефти на Мозырском НПЗ составляет 69%, при этом отбор светлых нефтепродуктов составляет 59%. После реализации программы модернизации глубина переработки увеличится до 89–92%, отбор светлых нефтепродуктов возрастет до 72% (на Кременчугской «Укртатнафте» сегодня около 72 и 57% соответственно).

В сентябре собрание акционеров Мозырского НПЗ увеличило его уставный фонд в две тысячи раз — до 3,954 трлн белорусских рублей

Украина выбирает…

Беларусь является активным игроком на украинском рынке нефтепродуктов. На продукцию Мозырского НПЗ приходится девять десятых от общего объема белорусских поставок в нашу страну. Второй поставщик — ОАО «Нафтан» из Новополоцка. Но это предприятие, в отличие от расположенного в Гомельской области Мозыря, находится далеко от украинской границы.

По данным Куюна, общий импорт нефтепродуктов из Беларуси в Украину в 2009–2011 годах вырос на 64,8%. В прошлом году в нашу страну ввезено 2,8 млн тонн. В первом полугодии текущего года импорт стал расти еще быстрее — на 72,7%. Импорт постепенно вытесняет внутреннего производителя. «Если в 2009 году доля продукции отечественных производителей составляла 61 процент, то в 2011-м уже импорт занял 62 процента рынка», — жаловался в свое время президент и главный управляющий директор ООО «ТНК-ВР Коммерс» Дидье Казимиро. Его компания в марте остановила Лисичанский НПЗ. Официально — на год, на ремонт (см. «Еще один застыл»).

Сегодня в Украине из шести НПЗ работает только один — «Укртатнафта» (контролируется Игорем Коломойским). Украинские переработчики активно лоббируют введение пошлин на импортные нефтепродукты, поскольку они якобы оказываются дешевле в силу того, что нефть в странах Таможенного союза облагается льготной экспортной пошлиной.

В июне текущего года премьер-министр Украины Николай Азаров поручил Министерству экономического развития и торговли и Министерству энергетики и угольной промышленности изучить возможность проведения специального расследования относительно импорта нефтепродуктов в Украину. В 2011-м аналогичное спецрасследование Межведомственной комиссии по международной торговле завершилось без применения специальных мер. На прошлой неделе министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко в ходе рабочего визита в Лисичанск заявил, что правительство приняло решение вновь начать спецрасследование и с 1 декабря текущего года ввести пошлины на импортные нефтепродукты (заявление странное потому что итогов расследования еще нет, а решение уже якобы принято). «Введение пошлин обеспечит работой наши НПЗ, в первую очередь Лисичанский. Я считаю, что в период с 15 ноября по 15 декабря завод начнет работать», — пообещал министр. К слову, сейчас Дмитрий Фирташ ведет переговоры о возможной покупке Херсонского и Лисичанского нефтеперерабатывающих заводов у прежних хозяев.

При этом своей нефти стране не хватит. Украина надеялась убедить Россию отменить экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты (см. «Восточный ветер»). Однако заместитель министра экономического развития РФ Андрей Клепач уже заявил, что Украине на это рассчитывать не приходится. «Согласно Договору о Зоне свободной торговли, согласован список, по которому во взаимной торговле Россия сохраняет экспортную пошлину на энергоресурсы. Это вопрос наших отношений не с Украиной, а с внешним миром: не может для Украины быть один режим, а для Германии — другой», — сказал Клепач.

Виталий Павлов уверен, что российский рынок способен поглотить почти всё производимое Мозырским НПЗ

Сами же белорусы к инициативам украинских чиновников относятся спокойно. Или делают вид, что спокойно. «Мы начали поставки на российский рынок, и результаты превзошли все наши ожидания», — заметил «Эксперту» заместитель генерального директора по обеспечению сырьем и сбыту нефтепродуктов ОАО «Мозырский нефтеперерабатывающий завод» Виталий Павлов. Правда, переход на российский рынок связан с определенными трудностями. Тамошние игроки рынка недружелюбно относятся к чужакам, да и логистика дороже. Поэтому белорусам украинский рынок всё же предпочтительнее.

По словам Павлова, за семь месяцев текущего года в Украину было отгружено 36% нефтепродуктов от общих экспортных объемов завода. Павлов уверен, что в случае заградительных мер со стороны Украины белорусские нефтепродукты уйдут на российский рынок.

Отечественные чиновники мечтают, что при введении пошлин возникший дефицит покроется за счет внутреннего производителя. Но в этом случае эксперты прогнозируют увеличение на рынке количества «бодяги» (сейчас ее доля, по разным оценкам, составляет 25–40%) и повышение цен на топливо. «У отечественных заводов глубина переработки небольшая, поэтому они убыточны. Чтобы вывести отечественную нефтепереработку на нулевую рентабельность, придется поднять цены на топливо на 1,20–1,50 гривни за один литр», — считает директор научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев. Не исключено, что начав вводить пошлины против Таможенного союза, Украина столкнется с ответной реакцией, но уже на других рынках (см., например, «Возвращение блудного сыра»). В любом случае, если украинские заводы хотят быть конкурентоспособными, их владельцам придется вложить суммы, сопоставимые с инвестициями в Мозырский НПЗ.

Киев—Мозырь



Автор: Дарья Кутецкая

 печать  отправить ссылку другу  в избранное
КОММЕНТАРИИ


Нет комментариев.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ



ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ В РУБРИКЕ "УКРАИНСКИЙ БИЗНЕС"
Проигрыш «чертовой дюжины»
Лотереи
О том, как Кабмин продлил срок действия лицензий всех операторов лотерей на 13 лет без их ведома и согласия
Кукурузник по-кубински
Корпорация кубинской авиации создает на острове Свободы производственную базу для модернизации собственного парка самолетов Ан-2
Семиголовое «Гидро…»
На минувшей неделе был обнародован приказ Министерства энергетики и угольной промышленности от 5 сентября, согласно которому стоимость основных средств энергетической компании «Укргидроэнерго» составляет 12,488 млрд гривен
На машинах под горой
Машиностроение
На что Ринат Ахметов делает ставки в своем бизнесе по производству горнодобывающей техники
Операция «компенсация»
Автопром
Кабинет министров разрабатывает процедуру денежной компенсации для тех покупателей украинских легковушек, которые сдали на утилизацию старые авто. Такой шаг даст краткосрочный положительный эффект, но вызовет проблемы в среднесрочной перспективе
Адреналин за свой счет
Туризм
Активный туризм в Украине становится модным увлечением. Но соответствующий сегмент всё еще остается нишевым и диковатым: не хватает квалифицированных специалистов и правил игры
Родник для фотона
Репортажи
Менее чем за год в Крыму построено около 30 МВт солнечных мощностей. В ближайшие несколько лет они увеличатся в десятки раз
Берут на снежную пушку
Репортажи
Владельцы горнолыжных трасс в Украинских Карпатах прилагают большие усилия, чтобы составить конкуренцию европейским горнолыжным курортам. Однако во многих местах создание необходимой инфраструктуры находится в зачаточном состоянии. Таковы основные результаты пробега «Лыжный патруль-2010»
Крюковать или хюндаить?
Расследования
Прежде чем решать, у кого закупать скоростные поезда для украинских железных дорог, чиновникам не мешало бы выяснить, где такую технику у нас применить
Киев-гор-строй-мой-твой-стой
Расследования
Переход «Киевгорстроя» в частные руки вызовет удорожание жилья в столице






Новости компаний
Обзор игрового клуба LotoBar Современные азартные игры позволяют ощутить необъяснимые эмоции, получить порцию адреналина и провести время с... 24.06.2019
Новостройки в Броварах «Квартал Аллей» — современное качественное жильё нового уровня комфорта Красота природы, свежий воздух и тишина — то, в чём нуждается каждый из нас. В современном крупном мегаполисе, каким... 16.05.2019
Спорт в жизни каждого Спорт ушел на последний план у большинства людей. Всё меньше люди уделяют своему здоровью хотя бы немного времени. Без... 15.05.2019
Выбираем матрас для всей семьи по скидкам Многие так долго и тщательно подбирают кровать, что сил на поиски идеального матраса уже не остается. Вместе с тем... 06.05.2019
Главные качества наушников — ТОП-5 параметров 01.03.2019





Публикации
Датское королевство перекрыло «Северный поток» 19.04.2019
Солнце на страже трудовых кадров: Украинский гигант стал альтернативой работе за рубежом 19.04.2019









Главная Реклама на сайте
Материалы помеченные значком имеют ограниченный доступ. Использование материалов Эксперт.in.UA разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на expert.in.ua
©2018-2019 Эксперт.in.ua   Реклама на сайте