Новости
В США хотят создать новую криптовалюту вместо биткоина Новая цифровая валюта сможет обрабатывать до 10 000 транзакций в секунду. 18.01.2019
376 мигрантов сделали подкоп на мексиканской границе и проникли в США Нелегалы тут же сдались американским властям и попросили предоставить им политическое убежище. 18.01.2019
Стало известно, когда Microsoft закроет Windows 10 Mobile Обновления и поддержку операционной системы компания пообещала прекратить после 10 декабря 2019 года. 18.01.2019
В Украине могут разрешить двойное гражданство Министр иностранных дел Украины Павел Климкин поддержал дискуссию о двойном гражданстве в стране. 18.01.2019
Цена на нефть продолжает бить рекорды Черное золото завершает ростом третью неделю подряд 18.01.2019
Что было бы с украинской экономикой, если бы доллар был по 10 грн? Влиятельное издание The Economist составило рейтинг по так называемому рейтингу "Биг Мак", согласно которому украинская... 18.01.2019
Названа новая культурная столица Европы Пловдив считается одним из самых древних городов Европы. 18.01.2019
Украинцы покупают все больше электромобилей После отмены ряда налогов такие машины подешевели в среднем на 20 процентов. 18.01.2019
В Украине появятся европейские остановки общественного траснпорта Удобные бордюры “busbord” сделают среду доступной. 18.01.2019
В миграционной службе рассказали, сколько украинцев оформили биометрические паспорта Спрос на биометрику за последний год вырос еще больше. 18.01.2019
2019 год будет годом технологий - какие изобретения окажут наибольшее влияние? В 2019 году можно ждать технологических прорывов в таких сферах, как здравоохранение и цифровые активы, а также хорошо... 18.01.2019
В Тунисе почти все госслужащие вышли на массовую акцию протеста Госслужащие протестуют против планов Кабмина снизить зарплату бюджетникам 18.01.2019
Кофе может стать новым биткоином? Кофейным зернам осталось расти на планете не более ста лет, потому вскоре они могут стать очень ценными. 18.01.2019
В Шотландии обнаружили самый старый экземпляр таблицы Менделеева (ФОТО) Возраст плаката оценивается примерно в 140 лет и выпущен не позже чем через 20 после открытия периодической системы. 18.01.2019
Украинская молочная продукция продолжает дорожать Также аналитики рынка рассказали, как менялась цена на молочную продукцию в 2018. 18.01.2019




Магазин сантехники
Предлагаем купить сантехнику в Киеве. Отличная цена!
dushik.com.ua

Курс банковских металлов НБУ Курсы валют Стоимость нефти (ICE)
грн./тр.унциюИзм., %
Золото35956.768-0.879
Серебро435.801+0.036
Платина22524.570+0.436
 ПродажаПокупкаНБУ
USD28.11027.75527.981
EUR32.17531.42031.904
RUB0.4380.3300.422
$/баррельИзм., %Дата
BRENT62.700.00Jan
WTI67.49-0.8446Aug
GAS OIL630.25-0.5157Aug
Украинский бизнес / №33(358) 03 СЕНТЯБРЯ 2012
Зенитно-долговой огонь    Печатная версия    в избранное
АВИАПЕРЕВОЗКИ
Ведущие украинские авиаперевозчики воюют с аэропортом «Борисполь». Качество услуг от этого не повышается

«В расписании отправления рейсов авиакомпании ”Международные авиалинии Украины“ (МАУ) из аэропорта “Борисполь” возможны изменения. Учитывая невыполнение перевозчиком финансовых обязательств перед аэропортом, может быть принято решение о приостановлении обслуживания рейсов должника до возобновления финансовой дисциплины», — сообщила администрация аэропорта «Борисполь» на своей страничке в Facebook в конце августа. В МАУ тут же отреагировали на это заявление. «Заявления аэропорта ”Борисполь“, подобные сегодняшнему, наносят ущерб деятельности и репутации МАУ как надежной и социально ответственной авиакомпании, а попытки реализации аэропортом предупреждения о приостановлении обслуживания рейсов МАУ противоречат действующему законодательству Украины и будут оспорены авиакомпанией в судебном порядке», — такую информацию опубликовал авиаперевозчик. И тоже в Facebook. Затем стороны выпустили по пресс-релизу — и… перестали давать официальные комментарии.

Кому и за что

Администрация «Борисполя» не информирует, за какие услуги авиаперевозчик задолжал аэропорту и сколько именно. Участники рынка говорят, что цена вопроса может достигать десятков миллионов гривен, а речь, очевидно, идет об обслуживании аэропортом пассажиров. Косвенно это подтверждает и сама авиакомпания. «Аэропорт “Борисполь” систематически игнорирует пункт 2.2 приказа Министерства транспорта и связи Украины №337 от 26 апреля 2008 года о применении специальной ставки сбора за обслуживание трансферных пассажиров, выставляя авиакомпании счета по ставке за обслуживание прямых пассажиров, размер которой вдвое выше (10–17 долларов за обслуживание пассажира прямого рейса. — “Эксперт”). По этой причине формируется искусственный долг», — пояснили в пресс-службе авиакомпании.

По словам президента МАУ Юрия Мирошникова, нынешний конфликт возник после того как компания уведомила аэропорт, что теперь будет перечислять ему средства с учетом этой скидки, однако «Борисполь» проигнорировал это сообщение.

В аэропорту «Борисполь» утверждают, что долг МАУ не имеет отношения к сбору за трансферных пассажиров. И добавляют, что соответствующая информация зафиксирована в акте сверки с авиакомпанией от 1 августа 2012 года и аэропорт готов при согласии МАУ опубликовать подписанные обеими сторонами акты сверки и предоставить сведения о задолженности уполномоченным государственным органам или независимым аудиторам.

Эту информацию действительно легко проверить: в соответствии со стандартным договором между аэропортом и авиаперевозчиком, последний берет на себя обязательства вносить стопроцентную предоплату заказываемых услуг. Компании МАУ было бы достаточно обнародовать выставленные аэропортом счета и свои платежные документы. Тем не менее авиаперевозчик от такого шага решил воздержаться. «Эксперт» обратился в авиакомпанию с официальным запросом, однако ответа так и не получил.

Рычаг управления

Прецеденты, когда аэропорт обвинял авиакомпании в накоплении задолженностей, уже были. Так, 14 марта этого года «Борисполь» приостановил обслуживание около 20 рейсов перевозчика «АероСвіт» из-за несвоевременной оплаты услуг аэропорта. По этой же причине вовремя не сумели вылететь из «Борисполя» пассажиры код-шеринговых партнеров перевозчика, в том числе «Днеправиа», Georgian Airlines, «Аэрофлота». На следующий день администрация главных воздушных ворот страны предупредила общественность, что может приостановить обслуживание рейсов и других авиакомпаний-должников. «Аэропорт исчерпал внутренние возможности кредитования базовых авиакомпаний и рассматривает вопрос о применении хозяйственных санкций к тем из них, которые не выполняют условий договоров», — такую информацию распространила пресс-служба аэропорта, уточнив, что долги перевозчиков составляют несколько десятков миллионов гривен.

Среди должников оказался не только «АероСвіт», но и МАУ. Тогда компания «Международные авиалинии Украины» заверила, что повода у пассажиров для переживаний нет: авиаперевозчик утвердил график погашения долгов.

Ведущие отечественные перевозчики декларируют убытки: по итогам 2011-го «АероСвіт» показал минус 1,456 млрд гривен, а чистый убыток МАУ составил 418,2 млн гривен. И это на фоне роста пассажирских перевозок: МАУ — на 18%, «АероСвіт» — на 63%

Скорее всего, большие финансовые траты, связанные с Евро-2012, вынудили администрацию воздушных ворот столицы более тщательно учитывать свои доходы. Общие затраты на подготовку «Борисполя» к чемпионату оцениваются примерно в пять миллиардов гривен. Только пополнение парка собственной службы такси обошлось почти в 50 млн гривен (см. «Шашечки наголо»).

А метод публичных угроз аэропорт, вероятно, позаимствовал у госпредприятия «Украерорух», в ведении которого находится диспетчерская служба. Оно неоднократно обещало компании «АероСвіт» отказать в своих услугах. А нынешней весной официально уведомило авиакомпанию о намерении приостановить обслуживание ее воздушных судов из-за накопившейся задолженности почти в 30 млн гривен. Буквально через несколько дней «АероСвіт» составил график погашения задолженности, и решение вопроса перешло в мирную стадию.

Интересно, что МАУ тогда же задолжала предприятию «Украерорух», по его данным, почти вдвое больше, однако публичных угроз в ее адрес не поступало. Госпредприятие лишь ограничилось информацией, что главный перевозчик в Украине перестал платить по счетам после продажи его госпакета акций частным лицам (см. «Полеты в темноте»). Возможно, именно новые собственники и стали причиной такого иммунитета авиакомпании: одним из новых совладельцев МАУ массмедиа тогда называли вице-премьера — министра инфраструктуры Бориса Колесникова.

Сейчас некоторые участники рынка говорят, что интерес министра к авиационной деятельности немного угас. Тому есть и косвенные подтверждения. По некоторым направлениям компанию МАУ стали теснить лоу-костеры, а из меню пассажиров перевозчика исчезло печенье производства кондитерской фабрики «Конти», принадлежащей Колесникову. Поэтому, видимо, «Борисполь» так открыто и давит на МАУ сегодня.

В подобных историях последнее слово всегда остается за монополистом, будь то «Украерорух» или воздушные ворота страны. «Бывает, что авиакомпании, имеющие задолженность, не желают ее погашать. Тогда аэропорт направляет им претензию, где указывает срок погашения задолженности, сумму долга и пояснение, как образовалась задолженность. В очень редких случаях злостным неплательщикам в тексте претензии указывается дата, с которой аэропорт приостанавливает оказание услуг для этой компании. Чаще всего после такого уведомления перевозчик оплачивает долг и вносит предоплату», — говорит Павел Прусак, коммерческий директор компании «Нью Системс АМ» (компания-оператор Международного аэропорта «Харьков», входит в группу DCH).

Дуэт испортился

Аэропортам невыгодно отказывать ведущим авиакомпаниям в обслуживании. На долю перевозчиков «Международные авиалинии Украины» и «АероСвіт» приходится свыше 75% всех пассажирских рейсов в Украине. То есть они же приносят львиную долю заработков аэропортам. Например, по данным «Борисполя», на МАУ приходится 25% всего пассажиропотока аэропорта.

Это означает, что и аэропорт, и авиакомпании заинтересованы в скорейшем разрешении конфликта. В конце минувшей недели они вроде бы договорились. Но финансовое состояние авиакомпаний не дает повода для дальнейшего оптимизма. Так, недавно Генеральная прокуратура Украины предъявила два иска о взыскании с авиакомпаний «АероСвіт» и МАУ суммарно более 22 млн гривен задолженности перед Государственной авиационной службой.

Удивительное дело, но ведущие отечественные перевозчики декларируют убытки: по итогам 2011-го «АероСвіт» показал минус 1,456 млрд гривен, а чистый убыток МАУ составил 418,2 млн гривен. И это на фоне роста пассажирских перевозок: МАУ — на 18%, «АероСвіт» — на 63%. Такие печальные финансовые результаты авиакомпании объясняют открытием новых маршрутов, ростом цен на топливо, плохой конъюнктурой рынка (например, обострением ситуации в Египте, из-за чего зимой пришлось резко сократить количество чартеров в эту страну), а также дополнительными расходами на аэронавигацию и обслуживание в аэропортах.

Вместе с финансовыми результатами авиакомпаний падает и качество их сервиса. Пассажиры всё чаще отмечают: за последний год питание стало заметно хуже, в колл-центрах порой дают неверную информацию, бортпроводницы не всегда вежливы (видимо, работодатели экономят на персонале), рейсы авиакомпаний вылетают с опозданием, а в некоторых случаях их и вовсе отменяют без уведомления пассажиров. И самое печальное, что особой альтернативы у недовольных нет, ведь большинство прямых и удобных маршрутов из Украины выполняют пока только эти два авиаперевозчика.



Автор: Светлана Рябова

 печать  отправить ссылку другу  в избранное
КОММЕНТАРИИ


Нет комментариев.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ



ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ В РУБРИКЕ "УКРАИНСКИЙ БИЗНЕС"
Проигрыш «чертовой дюжины»
Лотереи
О том, как Кабмин продлил срок действия лицензий всех операторов лотерей на 13 лет без их ведома и согласия
Кукурузник по-кубински
Корпорация кубинской авиации создает на острове Свободы производственную базу для модернизации собственного парка самолетов Ан-2
Семиголовое «Гидро…»
На минувшей неделе был обнародован приказ Министерства энергетики и угольной промышленности от 5 сентября, согласно которому стоимость основных средств энергетической компании «Укргидроэнерго» составляет 12,488 млрд гривен
На машинах под горой
Машиностроение
На что Ринат Ахметов делает ставки в своем бизнесе по производству горнодобывающей техники
Операция «компенсация»
Автопром
Кабинет министров разрабатывает процедуру денежной компенсации для тех покупателей украинских легковушек, которые сдали на утилизацию старые авто. Такой шаг даст краткосрочный положительный эффект, но вызовет проблемы в среднесрочной перспективе
Адреналин за свой счет
Туризм
Активный туризм в Украине становится модным увлечением. Но соответствующий сегмент всё еще остается нишевым и диковатым: не хватает квалифицированных специалистов и правил игры
Родник для фотона
Репортажи
Менее чем за год в Крыму построено около 30 МВт солнечных мощностей. В ближайшие несколько лет они увеличатся в десятки раз
Берут на снежную пушку
Репортажи
Владельцы горнолыжных трасс в Украинских Карпатах прилагают большие усилия, чтобы составить конкуренцию европейским горнолыжным курортам. Однако во многих местах создание необходимой инфраструктуры находится в зачаточном состоянии. Таковы основные результаты пробега «Лыжный патруль-2010»
Крюковать или хюндаить?
Расследования
Прежде чем решать, у кого закупать скоростные поезда для украинских железных дорог, чиновникам не мешало бы выяснить, где такую технику у нас применить
Киев-гор-строй-мой-твой-стой
Расследования
Переход «Киевгорстроя» в частные руки вызовет удорожание жилья в столице






Новости компаний
Вся правда о портативных зарядных устройствах Power Bank В новых моделях гаджетов все заметнее и заметнее улучшается качество экранов, мощность камер, устройства обрастают... 04.12.2018
Как провести выходные? Сидеть дома на выходные не очень хочется. Разве что после того, как вся рабочая неделя прошла под невероятным... 28.11.2018
Эффективное оборудование для ресторанов и бара На прибыльность любого предприятия общественного питания, влияет и привлекательный дизайн помещения, и оригинальность... 20.11.2018
Что лучше: онлайн кредит на карту или деньги в долг от частного лица
Кредит онлайн на любую карту считается наиболее распространенным видом займов. Они настолько популярны, обходят... 15.11.2018
Онлайн игровые клубы Украины 10.11.2018



Публикации
Большая стирка с Александром Клименко, Максимом Слуцким и Артуром Золотаревским 14.12.2018
Новая партия Бродского и Насирова: за «банкет» платит госбюджет Украины 15.11.2018









Главная Реклама на сайте
Материалы помеченные значком имеют ограниченный доступ. Использование материалов Эксперт.UA разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на expert.in.ua
©2004-2019 Эксперт.in.ua   Реклама на сайте