Новости
В следующем году в Украине планируют ликвидировать более 40 банков В Фонде гарантирования вкладов сообщили о намерении ликвидации более 40 украинских банков 19.12.2018
Израиль похвастался новой противокорабельной ракетой (ВИДЕО) В ролике, выложенном на YouTube и освещающем визит премьер-министра и министра обороны Израиля Биньямина Нетаньяху в... 19.12.2018
Робот-пингвин поможет родителям в воспитании детей (ФОТО) В Японии разработали робота, внешне напоминающего пингвина. Этот железный зверек умеет воспитывать детей. 19.12.2018
NASA бьет тревогу: Сатурн может потерять все свои кольца (ВИДЕО) Причиной разрушения колец Сатурна являются гравитация и магнитное поле. 19.12.2018
В Китае построили шикарный общественный туалет (ФОТО) Китайцы решили развенчать все стереотипы об общественных туалетах. В годе Чунцин построили роскошную люксовую... 18.12.2018
Известный американский актер назвал Трампа "карой американцам за их грехи" «Трамп — кара нам за грехи». Популярный актер назвал президента проклятием для США 18.12.2018
Volkswagen кардинально пересмотрит свои планы по развитию электромобилей Германский автомобилестроительный концерн Volkswagen AG (VW) намерен пересмотреть свои планы по развитию технологий для... 18.12.2018
Президент Румынии просит защитить права румынских граждан, которые проживают в Великобритании Президент Румынии Клаус Йоханнис во вторник обратился к премьеру страны Виорике Данчилэ и попросил включить в повестку... 18.12.2018
Чернобыльская зона становится все более популярной для посещений Министерство экологии и природных ресурсов Украины констатирует значительный рост численности посетителей зоны... 18.12.2018
Старший дизайнер Tesla перешел на работу в Apple Эндрю Ким покинул свой пост старшего дизайнера в автокомпании Tesla и присоединился к известному производителю... 18.12.2018




Магазин сантехники
Предлагаем купить сантехнику в Киеве. Отличная цена!
dushik.com.ua

Курс банковских металлов НБУ Курсы валют Стоимость нефти (ICE)
грн./тр.унциюИзм., %
Золото33970.671-0.317
Серебро403.595+0.875
Платина23487.475+0.062
 ПродажаПокупкаНБУ
USD28.07527.79527.796
EUR31.95531.31031.554
RUB0.4400.3300.423
$/баррельИзм., %Дата
BRENT60.18+2.35Nov
WTI67.49-0.8446Aug
GAS OIL630.25-0.5157Aug
Украинский бизнес / №32(357) 27 АВГУСТА 2012
Шашечки наголо    Печатная версия    в избранное
ТАКСОМОТОРНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ
Чиновники решили взяться за легализацию такси в крупных городах Украины, что неминуемо приведет к переделу рынка таксомоторных перевозок и подорожанию поездок

«Голосующий» у обочины — привычное дело для всего постсоветского пространства. Стоит поднять руку, стоя на тротуаре у проезжей части, и через минуту-другую возле тебя остановится машина. С «шашечками» или без, старый «жигуль» или престижная иномарка. Понятие «грачевать» известно каждому взрослому гражданину нашей страны, но его смысл приходится долго объяснять многим жителям Западной Европы.

Пристальное внимание на рынок таксомоторных перевозок украинская власть обратила примерно за полгода до начала Евро-2012 в Украине. «Нам нужно отработать собственный стандарт частных перевозок для Киева. Ведь есть существенная разница между работой такси, например, в областном центре и в столице. Такси должно быть, прежде всего, безопасным и удобным. Мы должны установить правила для водителей относительно их квалификации и состояния здоровья», — подчеркнул глава Киевской городской государственной администрации (КГГА) Александр Попов на одном из совещаний в мэрии. Аналогичные заявления последовали от властей Донецка, Львова и Харькова. Городские чиновники подсчитали: более 90% рынка такси находится в тени. Только в Киеве нелегальный оборот от деятельности автомобилей с шашечками составляет примерно 1,2 млрд гривен в год, а в стране, по самым скромным подсчетам, — около 18 млрд.

Поставить на счетчик

Реформу отрасли чиновники решили начать с организации контроля над частью рынка. «Пилотом» можно считать службу Sky Taxi, созданную в структуре госпредприятия «Международный аэропорт “Борисполь”». Еще в конце 2011 года вице-премьер — министр инфраструктуры Борис Колесников представил общественности автомобили марки Hyundai Sonata, на базе которых и была создана служба. Сейчас парк Sky Taxi состоит из 110 таких машин (корейские модели были приобретены в лизинг). Таким обширным и современным собственным парком авто ныне не обладает ни одно таксомоторное бюро в нашей стране.

Городские власти Киева, Харькова, Донецка и Львова, по всей видимости, столь большой симпатии к корейскому производителю не испытывают, да и денег на закупку собственного парка у них, скорее всего, не нашлось бы. Поэтому к делу они подошли просто — решили взять под свой контроль существующих перевозчиков. Например, в Киеве предполагалось втрое сократить количество таксистов, для чего власти даже обещали провести особый конкурс. Машины таких таксистов собирались оборудовать таксометрами (за счет владельцев авто). «Все они будут работать по лицензии, придерживаясь норм безопасности и комфорта. Машины такси в городе будут одинаковыми, пусть не одного цвета, но на них будет отличительный знак, чтобы авто можно было идентифицировать издали», — обещал весной глава транспортной комиссии Киевсовета Дмитрий Олийник. Примечательно, что и право формировать тарифы на перевозку чиновники тоже оставляли за собой.

«В Киеве осуществляют перевозки свыше 20 тысяч авто с символикой такси. В масштабах страны, по разным оценкам, работает 200–300 тысяч машин»

По предварительным расчетам экспертов из КГГА, тариф должен быть никак не меньше пяти гривен за один километр (сейчас средний тариф по Киеву составляет три-три с половиной гривни). А чтобы не было у нелегалов желания продолжать свою незаконную деятельность, на дороги пообещали направить милицейские рейды.

План действий местные власти огласили в начале весны. А за месяц до этого Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) сообщил о начале масштабного расследования на столичном рынке таксомоторных перевозок. Сотрудники АМКУ заподозрили наличие «антиконкурентных согласованных действий» участников рынка по переделу парковок и наиболее выгодных точек в городе, а также заинтересовались их «необоснованно завышенными тарифами». Как сообщил первый заместитель председателя АМКУ Рафаэль Кузьмин в интервью журналу «Эксперт» (см. «Рефери монополий»), в рамках расследования его ведомству удалось раскрыть некий тайный картель компаний, которые работают на рынке таксомоторных перевозок. Однако о каких именно компаниях шла речь и какие меры были предприняты, он, сославшись на тайну следствия, не уточнил.

Серьезный удар по рынку такси нанесли и правоохранительные органы — в мае этого года сотрудники Управления по борьбе с экономическими преступлениями (УБЭП) изъяли у частных компаний, отвечающих за рассылку информации о заказах таксистам, 23 компьютерных сервера. Изъятие отразилось на работе перевозчиков в Киеве, Харькове, Полтаве и Львове — несколько дней вызвать такси в этих городах было очень сложно. Из общего числа «арестованных» компьютеров 12 обслуживали исключительно столицу: это так называемые транзитные серверы (получают информацию от информационно-диспетчерских служб — ИДС) и один главный сервер, куда стекались с «транзитеров» все данные о заказах. «Завели уголовное дело, скорее всего, по “левому” фактажу. Нужна была причина, чтобы это сделать. Я думаю, что это заказ со стороны власти, попытка переделить и монополизировать рынок такси», — считает руководитель общественной организации «Такси столицы» Альберт Кара.

Распространенный путь заказа такси в Киеве

Занесло на повороте

Но, как показало время, ни «зачистить под своих», ни легализовать, ни даже упорядочить этот рынок чиновникам не удалось. «Здесь множество мелких игроков, есть просто колл-центры (они же ИДС. — “Эксперт”), которые принимают заказы и сбрасывают их на общий сервер. И эти колл-центры через день меняют название, исчезают одни и появляются другие. Есть так называемые службы такси, у которых нет парка — они нанимают таксистов со своими авто. Есть таксомоторные бюро — у них свои машины. Последних, к слову, меньше всего, около двадцати на весь Киев, притом что в столице осуществляют перевозки свыше 20 тысяч авто с символикой такси. А в масштабах страны, по разным оценкам, работает от 200 до 300 тысяч авто. Поэтому этот бизнес невозможно централизованно подмять под себя», — уверяет один из владельцев службы столичного такси.

Впрочем, некоторое перераспределение сил на рынке чиновникам всё же удалось осуществить. Изъятые УБЭПом серверы восстановили свою работу через три дня после отключения, но затем свою работу техника возобновила под руководством других хозяев. Такую информацию подтвердил «Эксперту» один из программистов, обслуживающих эту технику.

Тем не менее смена владельцев не помогла поднять качество. Как и прежде, в пиковое время или непогоду вызвать машину очень сложно — большинство перевозчиков предпочитают караулить клиентов возле «рыбных» мест: вокзалов, гостиниц, кафе, концертных залов и пр. И здесь тарифы у них выше стандартных в два-три раза.

А в период проведения чемпионата Европы по футболу и сами службы такси массово подняли расценки. Причем это касалось и обычных дней, когда в городе не проходили игры. Например, за месяц до Евро-2012 проехаться в авто с «шашечками» от Центрального железнодорожного вокзала в Киеве до станции метро «Минская» автору этих строк обходилось в 50–57 гривен, а в дни футбольного чемпионата поездка по тому же маршруту стоила уже около 70 гривен.

Разительные перемены произошли и в аэропорту «Борисполь», где тоже выросли цены. Появление там государственного такси Борис Колесников аргументировал борьбой с завышающими цены «бомбилами», которые не гарантируют ни качества, ни безопасности. Машины Sky Taxi действительно выглядят презентабельно: счетчики, кондиционеры, на крыше «шашечки», на самой машине опознавательные рисунки, все водители — со стажем и в униформе, некоторые даже говорят по-английски. Автомобили паркуются на специальной полосе прямо перед терминалом — пройти, не заметив их, невозможно. Но тариф — 6,50 гривни за километр! Примечательно, что назад из Киева в аэропорт машина везет по средней рыночной цене: около трех гривен за километр. В аэропорту это объясняют попыткой хоть как-то окупить возврат машины к аэровокзалу.

Формально с появлением официальной службы такси в аэропорту другие перевозчики не были вытеснены с территории аэровокзала, но тем не менее количество работающих там чужих таксистов поубавилось. Первыми исчезли «нелегалы» — одиночки, не приписанные к какой-либо службе такси, да и остальным стало работать менее выгодно.

После Евро-2012 качество работы городских такси не улучшилось. «Недавно вызывала такси на железнодорожный вокзал через диспетчерскую службу, к услугам которой обращаюсь больше года. По телефону мне сказали, что приедет Ford черного цвета, а позже пришло SMS-сообщение, что будет подана серая Mazda. Обе машины прибыли одновременно, и водители чуть не подрались из-за того, кто меня повезет», — рассказывает киевлянка Светлана Ковалева. На тематических форумах множество подобных жалоб, причем большинство из них появились там недавно.

Реформа с шашками

Такой хаос на рынке такси — не только результат неудачного начала «реформирования» отрасли перевозок. Рано или поздно, считают эксперты, такие проблемы всё равно дали бы о себе знать. «Колл-центры, в которые звонят киевляне, только принимают заказы и выкладывают их на единый сервер, откуда его может взять любой нелегал. Они получают 12 процентов от каждой поездки, а потому привлекают клиентов низкими тарифами. Но колл-центр ни за что не несет ответственности», — говорит сопредседатель рабочей группы КГГА по урегулированию рынка такси Андрей Антонюк. С таксистами ИДС работают по предоплате — деньги отправить можно как с мобильного телефона, так и через специальные терминалы, которые установлены почти во всех супермаркетах, торговых центрах и подземных переходах метро.

«Сейчас на рынок таксомоторных перевозок может выйти любой водитель на любом авто. Для этого он должен получить всего лишь доступ к информации сервера, на который сбрасываются заявки», — рассказывает глава правления Всеукраинской общественной организации «Украинская таксомоторная ассоциация» Анатолий Галазюк. «С одной стороны, ИДС и сервер — это очень удобно, ты всегда можешь подработать, когда нет заказов у твоей службы такси. К тому же простой доступ к осуществлению перевозок всех желающих означает конкуренцию, что приятно клиенту. С другой стороны — безопасность нулевая. Сюда приходят разные люди, не всегда с хорошим здоровьем и опытом вождения, причем некоторые, желая заработать больше, работают без отдыха по 10–15 часов», — поясняет таксист Юрий Бубенчиков. «”Левые” перевозчики “валят” рынок таксомоторных перевозок. Вот, например, решил какой-то офисный менеджер утром подзаработать — у него разовый заказ, взял на сервере. Такой “перевозчик” не думает об амортизации своего авто, если ему по пути с пассажиром. Он готов демпинговать и “подсаживает” клиента на низкий тариф, а с нами потом никто уже ездить не хочет», — жалуется таксист с десятилетним стажем Илья Баринов.

Опытные перевозчики признают: ужесточать выход на рынок нужно. Наличие счетчиков, обязательная аттестация водителей, соблюдаемый перечень требований к техническому и санитарному состоянию машины — всё это поможет сделать сервис более качественным, а услугу более понятной для клиента. Сейчас, например, в каждом городе у таксистов свои негласные правила. Так, в Харькове большинство перевозчиков, если все вещи пассажира не помещаются в багажное отделение машины, стандартный тариф умножают на полтора. Причем таксисты часто лукавят — загружают багажники наполовину собственным «добром»: «запасками», сумками, газовыми баллонами и пр. Если бы услуга такси была легальной, «харьковское правило» можно было бы оспорить в законном порядке.

Все таксисты с длительным стажем работы, которых опросил «Эксперт», не против легализации своей деятельности. «Всего налоговых отчислений у чепэшника — около 600 гривен в месяц. Еще около трех тысяч нужно, чтобы купить таксометр, опознавательные знаки таксиста, получить лицензию. Для того, кто пришел в этот бизнес надолго и всерьез, это подъемная сумма», — считает Илья Баринов. Правда, старожил рынка отмечает, что в случае таких инвестиций минимальный тариф вырастет примерно на 30%. То есть дешевле, чем за 40–50 гривен в машину не сядешь, а средний тариф по городу подскочит на десять процентов. Получается еще один аргумент в пользу нелегалов.

«Если рынок легализируется, то большой потребности в посредниках — серверах и ИДС — не будет, ведь в основном они кормятся с нелегалов», — рассуждает Юрий Бубенчиков. Механизм таков: в среднем из 12% от суммы заказа, которые получает ИДС, заполучившая перевозчика, половина идет собственнику центрального сервера. Он, в свою очередь, оставляет себе один процент, а еще пять процентов передает в диспетчерскую службу, которая приняла заказ от пассажира. И хотя львиная доля дохода от перевозки остается в кармане таксиста, это звено в данной цепи работает с наименьшей рентабельностью, так как именно на перевозчике лежат все расходы на топливо (а это не менее трети дневного заработка таксиста), техобслуживание и амортизацию транспортного средства. Таксисты признаются, что после восьмичасовой смены на жизнь им остается до 200 гривен. Правда, при работе круглые сутки (есть и такие) таксист может заработать около сотни долларов. В среднем месячный чистый заработок большинства таксистов не превышает четырех-пяти тысяч гривен. И не дай бог ДТП или здоровье подведет…

Совсем иные доходы у посредников: рентабельность ИДС, по подсчетам общественной организации «Украинская таксомоторная ассоциация», достигает ста процентов, а центрального сервера — почти тысячи процентов. По словам Анатолия Галазюка, только доход собственников центрального сервера составляет около одного миллиона гривен в месяц. Еще около 11 миллионов делят между собой собственники ИДС (коих только в Киеве около трехсот). У последних из всех затрат — зарплата диспетчеров (по 2,5 тыс. гривен) плюс расходы на телефонные переговоры и интернет-сопровождение — до двух тысяч в месяц. В среднем, как правило, требуется два-три сотрудника. При этом офисом респектабельной таксомоторной компании может стать собственная кухня. Так что не удивляйтесь, если, заказывая такси, услышите в трубке, как шкварчит масло на сковородке.

КОММЕНТАРИЙ

Александр Данковский

Кривое зеркало таксомотора

С сервисом у нас в стране не складывается давно. С таксомоторным — в частности.

В середине 1970-х на телеэкраны вышел фильм «Люди и манекены» с Аркадием Райкиным в главной роли. Отдельные сценки в нем нанизываются, как на нить, на рассказ об одном дне таксиста, которого и играет Аркадий Исаакович. Его герой — мудрый, немолодой, скромный и вообще вызывающий симпатию человек. Он и потерявшихся детишек до дома довезет, причем бесплатно, и роженицу домчит до роддома, не обращая внимания ни на светофоры, ни на свистящих инспекторов ГАИ, да еще и щедро поделится со зрителем житейскими наблюдениями.

В бессмертных «Трех тополях на Плющихе» главный герой — тоже таксист. И тоже душевный, интеллигентный человек в исполнении Олега Ефремова.

Можно вспомнить «Бриллиантовую руку» с тамошним таксистом-милиционером Михал Иванычем и легендарной фразой «Наши люди в булочную на такси не ездят» да еще с полдесятка советских фильмов, судя по которым, с этой службой в стране всё было замечательно. Ибо так велел социалистический реализм.

У Михаила Жванецкого (а именно он был одним из авторов сценария «Людей и манекенов») в те же времена появилась миниатюра с другим содержанием: «Не хотел я огорчать своим появлением товарища, ведущего такси, когда, сев к нему в салон, сказал, куда мне. Он попросил выйти и сказать. Я вышел и сказал. Он попросил забрать чемодан и сказать. Я забрал чемодан и сказал. Это не было в другом городе. Это было здесь. Он огорчился и не хотел. А я ведь там живу».

Многие сатирики высмеивали «отдельные недостатки в таксомоторном обслуживании» — шоферы то хамят, то сдачи не дают, потому что у них якобы мелочи нет. До сих пор помню фельетон из «Крокодила» начала 1980-х, где рефреном проходил «тихий вежливый частник». Государственные таксисты отказывались везти героя — кто-то ехал в парк, у кого-то смена заканчивалась, а кому-то сумма в три рубля казалась маленькой. А частник (сейчас бы его назвали «грачом» или «бомбилой»), стесняясь, запросил целковый. До сих пор удивляюсь, как эту махровую пропаганду капитализма и рвачества пропустила цензура.

И вот капитализм пришел — с конкуренцией, свободой предпринимательства и прочими опознавательными знаками. Множество людей почти мгновенно остались без работы. Те, у кого были хоть какие-то машины — пускай старые, но крепенькие «жигуленки», «москвичонки» и «запоры», — попытались заработать на жизнь частным извозом. Вместо «шашечек» под лобовое стекло ставилась половинка картонной шахматной доски — и вперед. Естественно, ни о каком качестве сервиса речь не шла. Меня, например, однажды такой киевский «бомбила» вез на проспект Навои, а завез на улицу Шолом-Алейхема. Хорошо, что между этими улицами расстояние относительно небольшое (улицы — не писатели: между теми 400 лет и 4000 километров, но «грачу» ведь необязательно разбираться в мировой литературе?).

Потом появились признаки улучшения. В 2007 году, когда в городах поменьше еще вовсю таксовали на «Жигулях», а в Киеве, как рассказывал водила по дороге в Борисполь, «хозяин берет на работу в таксопарк только на иномарках, потому что клиенты стали капризные, в какую попало машину не сядут». Более того, сам этот таксист подумывал о покупке второго авто — для VIP-заказчиков.

А потом процесс застопорился. С тех пор и по сей день есть в Киеве места, куда такси не очень охотно приезжает. Часто бывает, что таксисты пытаются снять с клиента особую плату, если ждут его у подъезда более пяти минут, при этом сами запросто могут опоздать и на пятнадцать. А в проливной дождь все машинки вдруг оказываются заняты.

Но «бомбил» не победить никакими приказами и указами, потому что работает главный экономический закон: их услуги значительно дешевле солидных, на первый взгляд, автокомпаний. Исходя из теории капитализма, у последних должна наблюдаться экономия на масштабе и оптимизация расходов за счет современных технологий. А раз этого нет — нет и счетчиков, и мало чистеньких машин с опрятно одетыми вежливыми водителями. И киевские улицы и дальше будут заполонять уставшие такси с иногородними номерами, за рулем которых будут сидеть люди, не менее, чем их машины, уставшие от бессонных ночей в чужом городе.



Автор: Светлана Рябова

 печать  отправить ссылку другу  в избранное
КОММЕНТАРИИ


Нет комментариев.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ



ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ В РУБРИКЕ "УКРАИНСКИЙ БИЗНЕС"
Проигрыш «чертовой дюжины»
Лотереи
О том, как Кабмин продлил срок действия лицензий всех операторов лотерей на 13 лет без их ведома и согласия
Кукурузник по-кубински
Корпорация кубинской авиации создает на острове Свободы производственную базу для модернизации собственного парка самолетов Ан-2
Семиголовое «Гидро…»
На минувшей неделе был обнародован приказ Министерства энергетики и угольной промышленности от 5 сентября, согласно которому стоимость основных средств энергетической компании «Укргидроэнерго» составляет 12,488 млрд гривен
На машинах под горой
Машиностроение
На что Ринат Ахметов делает ставки в своем бизнесе по производству горнодобывающей техники
Операция «компенсация»
Автопром
Кабинет министров разрабатывает процедуру денежной компенсации для тех покупателей украинских легковушек, которые сдали на утилизацию старые авто. Такой шаг даст краткосрочный положительный эффект, но вызовет проблемы в среднесрочной перспективе
Адреналин за свой счет
Туризм
Активный туризм в Украине становится модным увлечением. Но соответствующий сегмент всё еще остается нишевым и диковатым: не хватает квалифицированных специалистов и правил игры
Родник для фотона
Репортажи
Менее чем за год в Крыму построено около 30 МВт солнечных мощностей. В ближайшие несколько лет они увеличатся в десятки раз
Берут на снежную пушку
Репортажи
Владельцы горнолыжных трасс в Украинских Карпатах прилагают большие усилия, чтобы составить конкуренцию европейским горнолыжным курортам. Однако во многих местах создание необходимой инфраструктуры находится в зачаточном состоянии. Таковы основные результаты пробега «Лыжный патруль-2010»
Крюковать или хюндаить?
Расследования
Прежде чем решать, у кого закупать скоростные поезда для украинских железных дорог, чиновникам не мешало бы выяснить, где такую технику у нас применить
Киев-гор-строй-мой-твой-стой
Расследования
Переход «Киевгорстроя» в частные руки вызовет удорожание жилья в столице





   карта сайта


Новости компаний
Вся правда о портативных зарядных устройствах Power Bank В новых моделях гаджетов все заметнее и заметнее улучшается качество экранов, мощность камер, устройства обрастают... 04.12.2018
Как провести выходные? Сидеть дома на выходные не очень хочется. Разве что после того, как вся рабочая неделя прошла под невероятным... 28.11.2018
Эффективное оборудование для ресторанов и бара На прибыльность любого предприятия общественного питания, влияет и привлекательный дизайн помещения, и оригинальность... 20.11.2018
Что лучше: онлайн кредит на карту или деньги в долг от частного лица
Кредит онлайн на любую карту считается наиболее распространенным видом займов. Они настолько популярны, обходят... 15.11.2018
Онлайн игровые клубы Украины 10.11.2018


Публикации
Большая стирка с Александром Клименко, Максимом Слуцким и Артуром Золотаревским 14.12.2018
Новая партия Бродского и Насирова: за «банкет» платит госбюджет Украины 15.11.2018









Главная Реклама на сайте
Материалы помеченные значком имеют ограниченный доступ. Использование материалов Эксперт.UA разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на expert.in.ua
©2004-2018 Эксперт.in.ua   Реклама на сайте