Новости
General Motors собирается запустить производство нового кроссовера, потратив на это $36 млн GM объявила, что инвестирует 36 миллионов долларов в свое предприятие Lansing Delta Township в Мичигане, которое в... 21.02.2019
Автопроизводитель Honda зарегистрировал новый товарный знак для будущего электрокара Японский автопроизводитель подал заявку в патентное ведомство на регистрацию товарного знака Honda e. 21.02.2019
Ryanair откроет новый маршрут из Киева в Мадрид Крупнейший европейский лоукостер Ryanair рассказал о новом маршруте из Киева в Мадрид, который собираются запустить в... 21.02.2019
Повышение тарифов "Укрзализныци" может привести к снижению объемов экспорта Экспортеры озабочены повышением тарифов на перевозки 21.02.2019
США сделали жесткое предупреждение всему миру из-за Huawei Госсекретарь Помпео предупредил, что США не собираются рисковать своей информацией из-за риска похищения Китаем 21.02.2019
В Украине могут реформировать Пенсионный фонд Для нужд администрирования Пенсионный фонд тратит около 4 миллиарда 700 миллионов гривен. 21.02.2019
Компания PepsiCo собирается лишить рабочих мест тысячи американцев Компания хочет экономить деньги на развитие бизнеса 21.02.2019
В Украине запустят ресурс для детей YouTube Kids Корпорация Google объявила о запуске ресурса YouTube Kids в Украине. Детская версия популярного видеохостинга будет... 21.02.2019
Экспедиция на Галапагосских островах обнаружила черепаху, которую не видели более 100 лет (ФОТО) Гигантскую черепаху, которая предполагалась вымершей более 100 лет, вновь обнаружили на одном из Галапагосских островов. 21.02.2019
В Ривненской области запретили посещать школы и сады детям, не имеющим прививки от кори В Ривненской области с 21 февраля запрещен допуск в детские сады и школы детям, не привитым против кори. 21.02.2019
Американский штат Монтана может быть продан Канаде В США предложили продать штат Монтана Канаде за $1 трлн, чтобы уменьшить американский государственный долг, пишет New... 21.02.2019
Geon и Electromoto создали первый украинский электромотоцикл Украинские компании Geon и Electromoto вскоре презентуют электромотоцикл. 21.02.2019
Высокие тарифы за вывоз мусора можно обойти, - Евгений Леськив С 1 апреля киевлян ожидает очередное повышение тарифов на вывоз бытовых отходов. Но если правильно отнестись к вопросу,... 21.02.2019
Выяснилась причина случайного запуска испанской ракеты над Эстонией в 2018 году Министерство обороны страны также заявило, что ни выпущенную ракету, ни ее осколки до сих пор не удалось найти. 21.02.2019
У Нептуна обнаружили еще один спутник (ФОТО) Ученые обнаружили, что вокруг Нептуна вращается еще один, уже четырнадцатый по счету, спутник. 21.02.2019




Магазин сантехники
Предлагаем купить сантехнику в Киеве. Отличная цена!
dushik.com.ua

Курс банковских металлов НБУ Курсы валют Стоимость нефти (ICE)
грн./тр.унциюИзм., %
Золото36453.088+0.899
Серебро427.442-0.220
Платина21968.014+0.055
 ПродажаПокупкаНБУ
USD27.17026.79527.088
EUR30.90530.46530.723
RUB0.4340.3260.411
$/баррельИзм., %Дата
BRENT66.92-0.24Feb
WTI67.49-0.8446Aug
GAS OIL630.25-0.5157Aug
Украинский бизнес / №20(348) 28 МАЯ 2012
Искра для нефтянки    Печатная версия    в избранное
НЕФТЕПЕРЕРАБОТКА
Игорь Еремеев пояснил, зачем планирует возродить Херсонский нефтеперерабатывающий завод, почему борется с мини-НПЗ, как можно избежать сезонных скачков цен на нефтепродукты и почему предпочитает строить крупные торговые центры в небольших городах

Украинские автолюбители голосуют против отечественного топлива. По крайней мере, многие владельцы инжекторных бензиновых и современных дизельных автомобилей отдают предпочтение импортному продукту. При этом в Украине есть шесть мощных нефтеперерабатывающих заводов, которые сворачивают производство один за другим. О том, почему это происходит и как способствовать развитию нефтепереработки в стране, в эксклюзивном интервью «Эксперту» рассказал совладелец группы компаний «Континиум» Игорь Еремеев.

— С начала года из-за подорожания нефти цены на бензин взлетели почти на гривню за литр. Для стабилизации ситуации на рынке чиновники хотят внедрить плавающий акциз на нефтепродукты (см. «Плавающая нефть»). Как вы относитесь к этой инициативе?

— Надо принимать во внимание два ключевых момента. Первый — бензин получается в результате переработки нефти. Второй — пока человечество до конца не понимает, на сколько лет еще хватит ее запасов и как их восполнить. При этом внятной альтернативы нефти пока не существует. Так что процесс подорожания «черного золота» неизбежен.

На протяжении последних нескольких лет мы воспринимаем рост цен на нефть как коллапс. Каждую весну она, а затем бензин, дорожает, и это воспринимается как катастрофа. У нас если что-то растет в цене, то сразу — ЧП государственного масштаба. Бензин подорожал — ЧП, гречка подорожала — ЧП. Как будто это нельзя спрогнозировать. И сразу короткий путь, который выбирают чиновники, — обвинить торговцев нефтепродуктами в сговоре.

— Но это работает. Они снижают цены.

— Работает (улыбается). Есть несколько ключевых точек, которые важны для любого государства: посевная и сбор урожая. И очень хотелось бы, чтобы в этот период не было ценовых скачков.

«Я не продавал и не собираюсь продавать заправки WOG. Это всё слухи, которые не имеют под собой никаких оснований»

Чтобы предупредить рост цен, сегодня на законодательном уровне хотят внедрить такую систему: когда нефть дешевеет, акциз растет. И наоборот. Это правильный шаг, но в таком виде закон работать не будет. С 2008 года цена на нефть росла и достигла в 2011-м отметки сто долларов за баррель. В нынешнем году она доросла примерно до 120 долларов. Конечно, бывает, что нефтепродукты ситуативно дешевеют, но в целом за год фиксируется рост цен. Отсюда и вопрос в отношении предлагаемого плавающего акциза: в какой точке он должен вернуться и куда? Нужны реперные точки, которые определяют, когда акциз должен возвращаться в предыдущее положение. Например, цена нефтепродуктов поднялась на сто долларов за тонну, значит, акциз должен уменьшиться. Затем в течение полугода цены на нефтепродукты остаются неизменными, и акциз должен постепенно восстанавливаться.

Проблема в том, что нефтепродукты дорожают и экономика не готова к такому росту, поэтому нужен какой-то адаптационный период. Но надо понимать, что один закон о поднятии или снятии акцизов не решит задачу комплексно.

— Тогда какие шаги нужно еще предпринять для стабилизации в пиковые периоды?

— Самый простой способ, который работал еще в советское время, — это создание резерва. В период пиков потребления он должен гасить увеличение спроса на топливо, например, направляться непосредственно аграрным хозяйствам.

— Но такая практика уже существует…

— Не может в стране, где население составляет около 46 миллионов человек, государственный резерв нефтепродуктов состоять из 30 тысяч тонн дизтоплива. И нужно еще подсчитать, есть ли это топливо на самом деле и какого оно качества.

— А сколько может составлять резерв?

— В год мы потребляем примерно 12 миллионов тонн нефтепродуктов. В резерве должно быть около 300–350 тысяч тонн.

— Но в прошлом году аграрии не выбрали даже существующие объемы резервного топлива.

— Думаю, если бы действовали понятные и прозрачные правила игры, то использовали бы весь резерв.

Получается, что только плавающий акциз и создание резерва могут помочь рынку?

— Не только. Я считаю, что сегодня очень большая проблема в отрасли нефтепродуктов — правильный подход к сбору акцизов и налогов. Есть много различных законодательных дыр. Если бы эти деньги были в бюджете, то надо было бы не выдумывать велосипед и отменять налог на добавленную стоимость (НДС) на один миллион тонн нефти, а просто купить ее. (Кабмин рассматривает возможность временной отмены налога на добавленную стоимость на импорт нефтяного сырья в Украину для стабилизации рынка нефтепродуктов. — «Эксперт».)

— Можете привести примеры законодательных дыр, которые позволяют не платить акциз?

— Например, согласно действующему законодательству, если к нефтепродукту добавить 30 процентов экодобавки или этанола, то акциз равен нулю. Таким образом власти хотят простимулировать производство экобензина. Идея хороша, но она не работает. Если к бензину добавить 30 процентов этанола, то получившуюся жидкость использовать как топливо вообще нельзя. В итоге ситуация выглядит следующим образом: в документах указывается, что в бензине содержится 30 процентов этанола, но результаты лабораторных исследований фиксируют отличное топливо без примесей спирта. В бюджет не доходят десятки, а то и сотни миллионов гривен акциза.

— Поэтому на некоторых заправках бензин дешевле на 20–30 копеек, а то и гривню по сравнению с рынком?

— «Континиум» завозит в Украину бензин А-95. Это продукт стандарта Евро-5 или Евро-4. Если честно заплатить все налоги и акцизы, то цена топлива ниже, чем у нас на заправках, быть не может. Мы работаем при минимальной рентабельности. Если же цена на гривню меньше, то есть два логичных ответа: или не уплачены налоги, или на АЗС торгуют не бензином, а бодягой.

Как вы знаете, в Украине существует шесть НПЗ, из которых действует только один — Кременчугский (контролируется структурами группы «Приват». — «Эксперт»). При этом мы часто слышим от некоторых нефепереработчиков, что они работают в убыток. В то же время за последние четыре года количество мини-НПЗ выросло до сотни (см. «Война мальцам»). У таких НПЗ нет вторичных процессов, это самая примитивная форма переработки, в результате которой можно получить только прямогонный бензин. Это не топливо, а сырье. Оно должно еще пройти процесс вторичной перегонки. Но на мини-НПЗ в прямогонный бензин добавляют 15–20 процентов этанола и получают горючее, отдаленно напоминающее А-95. Затем такой продукт приходит на некоторые АЗС и продается эта бодяга принципиально дешевле рыночной цены. Если сказать одним предложением: мини-НПЗ не могут сегодня функционировать в принципе. Или у них не уплачены налоги, или сырье, на котором они работают, — ворованное.

О роли мини-НПЗ

— Чиновники попытались закрыть мини-НПЗ и отменили технические условия (ТУ) для нефтепродуктов (см. «Не в ТУ степь»).

«Мини-НПЗ не могут сегодня функционировать в принципе. Или у них не уплачены налоги, или сырье, на котором они работают, — ворованное. Бодяги на рынке — около ста тысяч тонн в месяц»

— Как говорил известный политик современности Виктор Черномырдин, «хотели как лучше, а получилось как всегда». В рамках борьбы с мини-НПЗ решили отменить все ТУ на нефтепродукты. Но ведь ТУ бывают разные! Например, у WOG по ТУ реализуется «Mustang 95» — бензин класса Евро-5, который в Украине не производится. Это топливо премиум-класса — и на него тоже отменили ТУ. Где логика?

— Что вы теперь будете делать?

— В суд подали, получили постановление, которое приостановило отмену ТУ, и на основании этого продолжаем продавать «Mustang 95». Поймите, отмена ТУ не решает проблему мини-НПЗ, потому что все эти производства работают на нелегальном положении — им ТУ и не надо.

— Вы можете оценить объем бодяги на рынке?

— Думаю, около ста тысяч тонн в месяц. Если остановить мини-НПЗ, я уверен, что государство получит около 10–15 процентов роста отечественной добычи нефти, а это около 300 тысяч тонн нефти и газового конденсата. По большому счету, в деятельности мини-НПЗ есть два уязвимых места: сырье и работа на нелегальной основе. Они работают на дармовом сырье, которое воруют с государственных и неучтенных скважин.

— Что такое «неучтенные скважины»?

— Некоторые компании в рамках минимизации расходов ставят на учет не все скважины, которые разрабатывают. Если закрыть мини-НПЗ доступ к этим скважинам, то у них не будет сырья для производства.

— А как бороться с нелегальным положением таких НПЗ? Ведь их банально крышуют: мини-НПЗ есть и успешно работает, но по документам его уже нет…

— Нужно провести комплекс мероприятий: утвердить постановлением Кабмина перечень нефтеперерабатывающих заводов, которые имеют полный цикл производства, принять решение о создании налоговых постов на всех мини-НПЗ, отменить ТУ на стандарты Евро-2 и Евро-3, поскольку именно под эти стандарты такие НПЗ подгоняют свою продукцию.

Но ведь разговоры об отмене стандартов Евро-2 и Евро-3 ведутся уже несколько лет. И их действие опять продлено до лета нынешнего года. Якобы ради двух западноукраинских заводов…

— Такое положение вещей выгодно тем, кто защищает мини-НПЗ, тем, кто имеет к их деятельности непосредственное отношение. Тем, кому выгодно не проводить реконструкцию на заводах, реализовывать низкокачественное топливо и просить ввести импортные пошлины на ввоз нефтепродуктов.

— Это намек на Лисичанский НПЗ?

— И Лисичанский тоже… Но речь сейчас о мини-НПЗ. Если принять комплексные меры, то большинство производств такого рода закроются. Спросите, почему меня так сильно волнует вопрос мини-НПЗ…

— Почему?

— Группа «Континиум» и заправки WOG исправно платят акциз и НДС. И когда в правительстве говорят: «Мы должны были за первый квартал получить три миллиарда гривен акциза», я начинаю считать в уме и удивляюсь. Сеть WOG занимает 12–14 процентов рынка и заплатила акциза на 800 миллионов гривен за первый квартал. Сеть заправок ОККО (ими управляет концерн «Галнафтогаз». — «Эксперт») уплатила около 600 миллионов гривен. То есть две эти сети погасили акциз почти на полтора миллиарда гривен. Где остальное? Кто не заплатил?

— Получаются неравные условия игры на рынке. Именно поэтому вы хотите продать сеть заправок WOG?

— Неправда. Я не продавал и не собираюсь продавать заправки. Это всё слухи, которые не имеют под собой никаких оснований.

О нефтепереработке

— Давайте вернемся к теме Лисичанского НПЗ. Завод остановился, представители ТНК-ВР говорят, что нефтепереработка как бизнес в нашей стране вообще невыгодна. Согласны ли вы с этим утверждением?

— Лет десять-пятнадцать назад отечественные нефтеперерабатывающие заводы были проданы стратегическим инвесторам по низкой цене. Это было время ваучеров, приватизации. Предприятия отдавали дешево, чтобы покупатели модернизировали производство и тем самым вывели украинскую отрасль нефтепереработки на новый уровень. Были введены импортные пошлины на нефтепродукты, чтобы дать возможность наладить работу НПЗ. Но что произошло? Инвесторы просто стали эксплуатировать заводы, не вкладывая деньги в их модернизацию. А когда пошлины отменили, стало понятно, что на существующем устаревшем оборудовании работать экономически невыгодно. Однако глубина переработки Лисичанского НПЗ составляет 78 процентов (средняя глубина переработки на украинских НПЗ равна 55–75%, в Западной Европе — до 96%. — «Эксперт»), и я сомневаюсь, что нефтепереработка на нем экономически невыгодна.

— Вы хотите сказать, что остановка Лисичанского НПЗ — завуалированное давление на правительство?

— Если бы завод остановился в мае, когда прошла посевная, тогда можно было бы говорить о какой-то экономической составляющей. Но он был остановлен в марте, перед началом сезона.

— Когда заработает третий по величине в Украине (его проектная мощность составляет 7,1 миллиона тонн нефти в год) Херсонский НПЗ, который не эксплуатируется с 2006 года?

— Сегодня есть подписанные документы о сотрудничестве двух компаний по реконструкции Херсонского НПЗ. (По данным СМИ, партнером Еремеева в этом начинании станет Дмитрий Фирташ. — «Эксперт».) Мы предполагаем, что это будет не чисто нефтеперерабатывающий завод, а нефтехимический комбинат. Такой профиль предприятия позволит оперативно реагировать на потребности рынка и даст больше возможностей их удовлетворить. Предполагаемый объем инвестиций составит около двух миллиардов долларов. Планируется, что НПЗ станет производить примерно 4,5 миллиона тонн нефтепродуктов в год и реализовывать их на внутреннем рынке. Это позволит нам занять на нем около 20 процентов. (О причинах, по которым завод столько времени простаивал, Игорь Еремеев говорить отказался. — «Эксперт».)

— И где вы возьмете деньги?

— Придется брать кредит у банков. Примерно 30 процентов составят собственные средства, а 70 процентов — заемные. В Украине станем покупать металл, трубы, а у иностранцев — специальные технологии: электронику, гидрокрекинг. Сейчас идут подготовительные работы к началу строительства. После завершения разработки проекта мы начнем сооружение завода за свои деньги и параллельно будем работать с банкирами для привлечения кредитного ресурса. По нашим подсчетам, строительство завода займет около двух с половиной лет.

Не только нефть

Собираетесь ли вы увеличивать вес пищевой промышленности в вашем бизнесе? Ведь кроме заправок и НПЗ у вас есть Западная молочная группа.

«Самый простой способ, который работал еще в советское время, — создание резерва. В пиковый период потребления он должен гасить увеличение спроса на топливо»

— Сейчас мы рассматриваем разные варианты укрупнения компании. Это может быть как покупка участников рынка, так и органичное развитие — строительство новых предприятий.

— Когда будет принято решение?

— Через пару месяцев вы поймете, каким путем мы пошли.

— До кризиса вы заявляли о развитии сети торговых центров (ТЦ)…

— У нас есть земельные участки во многих областных центрах для строительства ТЦ, но из-за недоступности заемных средств мы пока приостановили развитие этих проектов. Сейчас реализуются только два крупных проекта: строительство торгово-развлекательных центров — в Луцке площадью в 50 тысяч квадратных метров и в Мариуполе на 80 тысяч квадратов.

— Для Луцка и Мариуполя это очень крупные торговые центры.

— Существует несколько точек зрения на развитие подобных проектов. Приведу пример. Когда провели исследование, в каких населенных пунктах количество интернет-пользователей постоянно растет и где люди больше всего времени проводят в Сети, то оказалось, что в небольших городах. Почему? Да потому что там нет развитой инфраструктуры и народу просто некуда пойти. А такие ТЦ станут центрами досуга жителей этих городов.

 

P. S. На прошлой неделе стало известно, что Хозяйственный суд Волынской области наложил арест на денежные средства в сумме 240 млн гривен, принадлежащие ООО «Нафто-Кредит-Инвест» и ООО «Евротон» (входят в группу компаний «Континиум»). Иски подавали банк «Форум» и некая аффилированная с группой Commerzbank компания, к которой перешли права требования по части кредитов, выданных «Форумом». Как сообщил «Эксперту» источник в банке, всего «Континиум» задолжал около 200 млн долларов. Но иски, по данным юридической фирмы «Ильяшев и партнеры», представляющей интересы кредиторов, поданы примерно на 60 млн долларов.

Пресс-служба «Континиума» сообщила, что Еремеев находится за границей и сможет прокомментировать ситуацию позже.

Чужие здесь ходят

Поставки российской нефти в Украину в январе-апреле этого года по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом сократились на 53,2%. По данным пресс-службы правительства, в целом украинские НПЗ получили 1,878 млн тонн нефти, что на 27,2% меньше, чем в январе-апреле 2011-го. Объем переработки нефтяного сырья уменьшился на 30,8%.

Бензина за январь-апрель нынешнего года в стране произвели на 19% меньше, чем годом ранее (746,4 тыс. тонн), выпуск дизельного топлива упал на 33% — до 592,5 тыс. тонн.

В стране существует семь крупных предприятий, производящих моторные топлива, но в апреле полноценно работали только два — «Укртатнафта» и Шебелинский газоперерабатывающий завод. Оба потребляют отечественное сырье.

Снижение объемов нефтепереработки в Украине продолжается не первый год. В целом НПЗ за истекший год получили 8,453 млн тонн нефти, что на 15% меньше, чем в 2010-м.





Автор: Дарья Кутецкая

 печать  отправить ссылку другу  в избранное
КОММЕНТАРИИ


Нет комментариев.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ



ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ В РУБРИКЕ "УКРАИНСКИЙ БИЗНЕС"
Проигрыш «чертовой дюжины»
Лотереи
О том, как Кабмин продлил срок действия лицензий всех операторов лотерей на 13 лет без их ведома и согласия
Кукурузник по-кубински
Корпорация кубинской авиации создает на острове Свободы производственную базу для модернизации собственного парка самолетов Ан-2
Семиголовое «Гидро…»
На минувшей неделе был обнародован приказ Министерства энергетики и угольной промышленности от 5 сентября, согласно которому стоимость основных средств энергетической компании «Укргидроэнерго» составляет 12,488 млрд гривен
На машинах под горой
Машиностроение
На что Ринат Ахметов делает ставки в своем бизнесе по производству горнодобывающей техники
Операция «компенсация»
Автопром
Кабинет министров разрабатывает процедуру денежной компенсации для тех покупателей украинских легковушек, которые сдали на утилизацию старые авто. Такой шаг даст краткосрочный положительный эффект, но вызовет проблемы в среднесрочной перспективе
Адреналин за свой счет
Туризм
Активный туризм в Украине становится модным увлечением. Но соответствующий сегмент всё еще остается нишевым и диковатым: не хватает квалифицированных специалистов и правил игры
Родник для фотона
Репортажи
Менее чем за год в Крыму построено около 30 МВт солнечных мощностей. В ближайшие несколько лет они увеличатся в десятки раз
Берут на снежную пушку
Репортажи
Владельцы горнолыжных трасс в Украинских Карпатах прилагают большие усилия, чтобы составить конкуренцию европейским горнолыжным курортам. Однако во многих местах создание необходимой инфраструктуры находится в зачаточном состоянии. Таковы основные результаты пробега «Лыжный патруль-2010»
Крюковать или хюндаить?
Расследования
Прежде чем решать, у кого закупать скоростные поезда для украинских железных дорог, чиновникам не мешало бы выяснить, где такую технику у нас применить
Киев-гор-строй-мой-твой-стой
Расследования
Переход «Киевгорстроя» в частные руки вызовет удорожание жилья в столице






Новости компаний
Покупка запчастей Volkswagen Polo в «Рipicar» – выгодно и быстро Найти по-настоящему надежные автозапчасти порой бывает нелегко и это известно каждому опытному автовладельцу. Если ваша... 19.02.2019
«Элит-Такси» анонсировала выход обновленного приложения Web-Cab Дизайн обновленного приложения стал не только интуитивно понятным, но и включил в себя большое количество новых... 01.02.2019
Вся правда о портативных зарядных устройствах Power Bank В новых моделях гаджетов все заметнее и заметнее улучшается качество экранов, мощность камер, устройства обрастают... 04.12.2018
Как провести выходные? Сидеть дома на выходные не очень хочется. Разве что после того, как вся рабочая неделя прошла под невероятным... 28.11.2018
Эффективное оборудование для ресторанов и бара На прибыльность любого предприятия общественного питания, влияет и привлекательный дизайн помещения, и оригинальность... 20.11.2018



Публикации
Золотаревский, Слуцкий и Израилит. Украинская тюрьма приютит немецких проходимцев 18.02.2019
Как сделать выходные яркими с ivi.ru 11.01.2019









Главная Реклама на сайте
Материалы помеченные значком имеют ограниченный доступ. Использование материалов Эксперт.in.UA разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на expert.in.ua
©2018-2019 Эксперт.in.ua   Реклама на сайте