Новости
Робот-пингвин поможет родителям в воспитании детей (ФОТО) В Японии разработали робота, внешне напоминающего пингвина. Этот железный зверек умеет воспитывать детей. 19.12.2018
NASA бьет тревогу: Сатурн может потерять все свои кольца (ВИДЕО) Причиной разрушения колец Сатурна являются гравитация и магнитное поле. 19.12.2018
В Китае построили шикарный общественный туалет (ФОТО) Китайцы решили развенчать все стереотипы об общественных туалетах. В годе Чунцин построили роскошную люксовую... 18.12.2018
Известный американский актер назвал Трампа "карой американцам за их грехи" «Трамп — кара нам за грехи». Популярный актер назвал президента проклятием для США 18.12.2018
Volkswagen кардинально пересмотрит свои планы по развитию электромобилей Германский автомобилестроительный концерн Volkswagen AG (VW) намерен пересмотреть свои планы по развитию технологий для... 18.12.2018
Президент Румынии просит защитить права румынских граждан, которые проживают в Великобритании Президент Румынии Клаус Йоханнис во вторник обратился к премьеру страны Виорике Данчилэ и попросил включить в повестку... 18.12.2018
Чернобыльская зона становится все более популярной для посещений Министерство экологии и природных ресурсов Украины констатирует значительный рост численности посетителей зоны... 18.12.2018
Старший дизайнер Tesla перешел на работу в Apple Эндрю Ким покинул свой пост старшего дизайнера в автокомпании Tesla и присоединился к известному производителю... 18.12.2018
США начали работу над модернизацией ядерной бомбы В декабре Центру ядерного оружия ВВС дали разрешение на производство нового управляемого хвостового комплекта для... 18.12.2018
Пока Балканы накрывают морозы, на Австралию обрушились проливные дожди (ВИДЕО) Из-за дождей в штате Квинсленд, на северо-востоке Австралии, разрушены дороги. 18.12.2018




Магазин сантехники
Предлагаем купить сантехнику в Киеве. Отличная цена!
dushik.com.ua

Курс банковских металлов НБУ Курсы валют Стоимость нефти (ICE)
грн./тр.унциюИзм., %
Золото33970.671-0.317
Серебро403.595+0.875
Платина23487.475+0.062
 ПродажаПокупкаНБУ
USD28.07527.79527.796
EUR31.95531.31031.554
RUB0.4400.3300.423
$/баррельИзм., %Дата
BRENT60.18+2.35Nov
WTI67.49-0.8446Aug
GAS OIL630.25-0.5157Aug
Эксперт-Авто / №7(337) 27 ФЕВРАЛЯ 2012
Господство качества и умеренной цены    Печатная версия    в избранное
ПРОДАЖИ
По итогам 2011 года украинский автомобильный рынок вырос на 35 процентов. Но вызвано это в основном ажиотажным спросом и покупками в кредит

Минувший год знаменовался стремительным увеличением популярности авто А-класса. Традиционно быстро рос сегмент люксовых и спортивных автомобилей. Кроме того, значительно увеличился объем первичных продаж легковых машин С-класса. Данный сегмент сегодня составляет половину продаж на всём украинском авторынке. По подсчетам агентства AUTO-Consulting, в прошлом году в Украине было продано 220 619 новых легковых авто. А это означает, что рынок вырос на 35%. Опрошенные «Экспертом» аналитики полагают, что столь приличный рост был вызван тремя составляющими: реальным увеличением спроса (реальный рост зарплат граждан составил в 2011-м 8,7%), развитием кредитно-лизинговых программ и… паническими настроениями. Последние были спровоцированы намерением отечественных автопроизводителей защитить жителей страны от качественно собранных иномарок, а также высокими инфляционно-девальвационными ожиданиями.

Автомобильный рынок показывает, что истекший год был посткризисным. Результат продаж 2011-го — переформатирование рынка. Речь идет об изменении как классовых, так и брендовых предпочтений украинских покупателей.

Беби-бум

Наибольшая неожиданность года — взрывной рост объема продаж автомобилей А-класса (в 2,25 раза). Несмотря на то что львиная доля продаж здесь приходится на микролитражку Daewoo Matiz (59% сегмента), завидную динамику показали также Peugeot 107 (+567%) и Citroen C1 (+3857%). Благодаря агрессивному маркетингу и более привлекательным ценам французам удалось обойти корейских конкурентов KIA Piccanto и Hyundai i10.

В А-классе Daewoo Matiz — бесспорный лидер, занимающий 58,9% рынка новых авто этого класса

Динамика роста объема продаж авто В-класса скромнее, зато по абсолютным показателям таких машин продается намного больше. Локомотивом сегмента остается Chevrolet Aveo, имеющий привлекательную стоимость (от 98 тыс. гривен), признанное рынком соотношение между ценой и качеством и широкие возможности персонализации. Зато второе место хетчбэка Volkswagen Polo (от 15 513 долларов) говорит о том, что «беби-мобили» обретают всё бОльшую популярность у обеспеченных клиентов. Эту сентенцию подтверждает и третья позиция собрата Polo по платформе хетчбэка Skoda Fabia: имея те же потребительские характеристики и более привлекательную цену (от 12 332 долларов), чешское авто украшено менее престижными логотипами. Что же касается занявшего с большим отставанием четвертое место хетчбэка Peugeot 207, то здесь виной всему стоимость. С точки зрения техники и дизайна французское авто интересней Polo и Fabia, но при начальной стоимости 15 690 долларов за пятидверную версию 207-я модель — не самое привлекательное предложение в сегменте.

Малые автомобильные классы по-прежнему имеют хорошие перспективы и, скорее всего, автомобильный «беби-бум» в Украине продолжится. Однако из-за нерешенной проблемы поставок узбекских микролитражек в 2012-м темпы продаж в А-классе замедлятся (см. «”УзДэу” возвращается»). Кроме того, по информации «Эксперта», «УзДэу» собирается заменить в своей производственной программе Matiz на более современный мини-хетч Spark. Эта модель под брендом Chevrolet уже представлена в нашей стране. Цены на нее стартуют от 101,1 тыс. гривен — слишком дорого для обаятельной микролитражки с посредственными параметрами. Это открывает широкие перспективы перед авто B-класса, чья динамика продаж будет только прогрессировать (в 2011-м сегмент вырос лишь на 12,8%).

Господствующий класс

Автомобили С-класса традиционно пользуются в Украине наибольшим спросом. В группе иномарок сразу два лидера. В народном сегменте это Hyundai Accent (от 15 тыс. долларов), в условно премиальном сегменте C-High — Skoda Octavia A5 (от 20 тыс. долларов). Показательно, что Accent опередил по продажам Renault Logan (от 11 тыс. долларов). Это показывает, что в С-классе наши соотечественники тоже отдают предпочтение не минимальной стоимости, а качеству сборки, безопасности, оснащенности и престижу.

Hyundai Accent оправдал ожидания корейского концерна: в 2011-м в Украине продано 6,4 тысячи этих автомобилей, которые являются одними из самых дешевых в С-классе

Однако по сути лидером С-класса является дуэт Lanos & Sens (суммарные продажи — 16 240 авто). Наше утверждение основано на том, что при подсчете количества проданных в Украине ВАЗов вместе считаются все тольяттинские модели, а также экземпляры отечественной и российской сборки. Между тем объемы продаж самой популярной «Лады» ВАЗ-2115 почти в три раза меньше объема реализации одной модели ZAZ Lanos. А это говорит о том, что уровень доверия украинских покупателей к семейству Lanos/Sens выше, чем к автомобилям из РФ. Просто среди продукции «АвтоВАЗа» проще найти модель, соответствующую размеру кошелька и потребностям клиента.

ZAZ Lanos остается единственной моделью на украинском рынке, которой по плечу десятитысячные продажи

Зроблено в Україні

Автомобили отечественной сборки стабильно демонстрируют положительную динамику продаж. Исключение составили только «древнерусские» модели, снятые с производства самим Тольятти.

Так, рост продаж по марке ZAZ составил без малого 37%. Продажи Geely возросли на 62,3%, Ssang Yong — на 8,8%. Эти цифры доказывают, что требования защитить отечественного производителя от иномарок надуманны и продуцируются для того, чтобы провести реконструкцию находящихся в частной собственности предприятий за счет государства и потребителей.

Стремясь сохранить монополию на внутреннем рынке, отечественные автопроизводители сделали всё, чтобы заблокировать строительство у нас современных заводов мировых автоконцернов. В результате такие предприятия заполучили Словения, Чехия, Турция, Россия и Румыния. Сейчас к их числу может присоединиться Болгария. При этом некоторые из перечисленных стран (в первую очередь, Румыния и РФ) нацеливают свои заводы в том числе и на Украину.

В таких условиях возведение новых производственных мощностей в нашей стране лишено всякого смысла. Следовательно, существующие предприятия не представляют ценности для иностранных производителей, а их капитализация определяется внутриукраинской конъюнктурой.

Ситуация изменится к лучшему, если поставить на конвейер интересные для рынка модели. В этом смысле начало производства ZAZ Vida в Запорожье выглядит достаточно смелым и сильным шагом. Но при условии, что Vida не будет дороже Aveo.

После снятия с конвейера «Таврии» самым дешевым автомобилем стал доминант А-класса Matiz стоимостью от 48 тыс. гривен. Но ни один из украинских автопроизводителей не пытается организовать сборку подобных моделей. В качестве альтернативы надежным, но надоевшим Lanos нам предложили ZAZ Forza (локализованная версия Chery A13) по цене от десяти тысяч долларов. Кстати, машин с шильдиком Forza, которые собираются в Запорожье с февраля 2011-го, в прошлом году продано немало — около 2,6 тыс. штук.

Good-bye, Китай!

Ушедший год подтвердил прогноз «Эксперта» о том, что по мере роста качества китайские автомобили будут приближаться по стоимости к корейским одноклассникам, поэтому их покупка потеряет смысл.

Самым ярким провалом 2011-го стал крах программы возвращения в Украину авто марки Brilliance. Эти экспрессивные модели, возможно, — лучшее, что сегодня делает автопром КНР. Но завышенная самооценка китайских менеджеров уже привела к банкротству американских и европейских дилеров Brilliance и стала источником проблем для холдинга «Атлант-М». Заводские цены автопроизводителя не выдерживают критики — нужно очень любить всё китайское, чтобы приобрести тамошний седан по цене Skoda Octavia или хетчбэк В-класса по цене Peugeot 207.

Поражает скромностью второй приход в Украину Great Wall. Опыт эксплуатации показал, что автомобили этой марки надежны и неприхотливы, но из-за высоких цен в минувшем году в Украине было продано всего 15 Great Wall. И это при том, что теперь кроме пикапов и внедорожников китайская компания выпускает интересные легковые авто. Несколько лучше продаются автомобили Lifan, но 173 машины — ничтожно мало.

Марка Chery снизила свои продажи в 2011-м на 43,8%. И снова главную роль сыграли высокие цены. Так, если собранный «УзДэу» из корейских комплектующих Matiz доступен в нашей стране по цене от 48 тыс. гривен, то за его китайский клон Chery QQ придется выложить от 54 тыс. гривен. Хотя по уровню безопасности QQ значительно хуже. Что же касается «внедорожника» Chery Tiggo, то его стоимость списана с ценников Renault Duster — престижной полноприводной и действительно внедорожной версии.

Особых слов заслуживает «Сенсація року» по имени BYD S6. Стоимость этого переднеприводного автомобиля (его ошибочно относят к классу SUV) в 22–28 тыс. долларов просто не поддается логике.

Единственным прогрессирующим китайским брендом остался Geely. Важную роль здесь играет украинская сборка авто указанной марки. Это позволяет устанавливать адекватные рыночной ситуации цены и эффективно контролировать качество сборки.

Прогрессирующий рост продаж французских и корейских машин, а также смещение покупательского интереса в сторону более дорогих и качественных моделей пока оставляет брендам из КНР минимум шансов для расширения в Украине. Очевидно, либо до очередного кризиса, либо до нового рывка качества от производителей из Китая.

Кредитная докупка

Смена классовых и брендовых предпочтений украинских покупателей заслуживает особого разговора. Прежде всего бросается в глаза тот факт, что продажи более качественных и дорогих моделей растут быстрее, чем равных им по классу бюджетных авто. Это можно было бы объяснить развитием кредитно-лизинговых программ, однако в прошлом году продажа машин в рассрочку имела долю 11–13% и не играла решающей роли. «Эксперту» удалось найти интересное объяснение этому парадоксу.

В кредитном портфеле многих автотрейдеров львиную долю занимают «кредитные докупки» — приобретение нового авто в заем с первым взносом в размере более половины стоимости машины. Украинцы стали более ответственно относиться к кредитам. Поэтому число кредитных покупок с номинальным первым взносом сократилось. В то же время, имея на руках, например, десять тысяч долларов, можно приобрести ZAZ Forza, а можно использовать эту сумму как 75-процентный взнос на Hyundai Accent нового поколения и взять заем на недостающие 25% на короткий срок.

Процесс «кредитной докупки» объясняет и брендовую переориентацию. Так, если второе место Hyundai выглядит логично — в истекшем году корейский производитель представил много доступных по цене новинок, — то иначе не объяснить четвертую позицию марки Toyota, автомобили которой нельзя назвать дешевыми. По тем же причинам возросли продажи Volkswagen.

VW Passat стал лидером продаж в D-классе. Новые авто этой модели купили в прошлом году две тысячи украинцев

Лузеры

Среди брендов удивило падение продаж очень популярных у нас авто Lexus (–5,6%). По мнению «Эксперта», этот феномен имеет несколько объяснений. Главное — отсутствие новинок. В прошлом году люксовое подразделение компании Toyota не баловало почитателей новинками, в то время как Audi и Mercedes-Benz вывели на рынок ряд знаковых моделей. Нынешний год будет для японской марки также непростым — на 2012-й она запланировала всего одну украинскую премьеру. Менее очевидная причина — переориентация обеспеченных покупателей и государственных чиновников на немецкие премиальные модели.

Фантастическими темпами падают продажи машин марки Acura (–61,6%). Для компании Honda, которая намерена вывести продукцию премиального подразделения на украинский рынок в 2014 году, это тревожный сигнал. В свое время Lexus и Infiniti официально зашли в нашу страну на пике популярности этих авто у «серых» дилеров.

Стабильно валится итальянский сегмент — все апеннинские марки, кроме Ferrari и Fiat, демонстрируют падение продаж. Применительно к Alfa Romeo (–60,2%) и Lancia (–80,3%) впору говорить лишь о номинальном присутствии брендов в Украине. Основная причина такого падения — маркетинговая пассивность импортера и нулевая рекламная эффективность. У этих автомобилей плохой имидж в нашей стране (есть даже шутка на данную тему: почему владельцы Alfa-Romeo не здороваются днем? — потому что каждое утро они здороваются на СТО). Стереотип ненадежных и очень капризных машин просто-таки довлеет над итальянскими авто. Хотя реальность говорит об обратном. Однако импортер ничего не делает, чтобы доказать потребителю конкурентные преимущества своих автомобилей. Вероятно, итальянские бренды должны самостоятельно представлять свои интересы в Украине.

Падение объема продаж суперкаров и спорткаров — тренд 2011 года. Скорее всего, это спровоцировано переключением внимания обеспеченных покупателей на премиальные роскошные модели немецкого производства

О нелюбви отечественного покупателя к «итальянцам» говорит и падение продаж элитарных моделей Maserati (–35,7%). Хотя недавно за ними выстраивались очереди.

Падение продаж суперкаров и чистокровных «спортсменов» стало трендом 2011 года. Однозначно говорить о падении их популярности как класса пока рано — покупателей, способных приобрести такие авто, немного, и в этих покупках мало экономической логики. Но переориентация на роскошные автомобили с немецкими корнями налицо.

Утратила треть рынка и Mazda (–29,9%). Но в данном случае на отсутствие маркетингового креатива накладывается еще и удивительная сосредоточенность импортера едва ли не на единственном информационном носителе. К тому же многие машины упомянутой марки дороги в обслуживании.

А вот причин падения продаж Subaru множество, как звезд в созвездии Плеяд. И не зря японские производители хотят поменять свой логотип (сменить созвездие на Кентавра), что в их стране является признаком радикальных перемен. Subaru позиционирует себя как производитель для активных драйверов, гонщиков и прочих «избранных», что изначально отсекает часть покупателей. Украинский промоушен Subaru тоже проходит под девизом эксклюзивности: на все корпоративные ивенты обязательно приглашаются не только журналисты, но и автоспортсмены, и владельцы автомобилей Subaru. Такая стратегия позволяет сохранить лояльность «автомобилистов-субаристов», но не способствует привлечению новых покупателей. Результат налицо — в ушедшем году «Плеяды» сократили свои продажи на украинском рынке на 17%.

Рост замедлится

«Эксперт» свел воедино прогнозы специалистов по авторынку на нынешний год. Согласно оптимистическим ожиданиям, в 2012-м в Украине будет продано 280 тыс. новых легковых авто. Согласно пессимистическим — около 250 тыс. штук. А это означает увеличение объема продаж минимум на 14%.

Ожидания ценовой стабильности и сохранения слабого экономического роста (см. «Девальвация неизбежна») дают людям возможность откладывать средства на покупку новых автомобилей. Пожалуй, самая драматичная ситуация сложится в «славянском» сегменте С-класса, где начало массовой сборки Lada Granta вытеснит с российского рынка запорожский Chance. Это станет причиной переизбытка машин семейства Lanos в нашей стране. Положение на нем станет катастрофическим в случае массовых поставок Lada Granta на наш рынок. В такой ситуации «АвтоЗАЗ» будет вынужден обрушить цены на Lanos/Sens либо переключиться на сборку ZAZ Vida. Судьба ZAZ Forza в любом случае остается туманной.

В А-классе главным фактором неопределенности станет Matiz. Если импорт узбекской микролитражки будет возобновлен, продажи в субкомпактном сегменте снова окажутся рекордными. Если Matiz останется под запретом, то в 2012-м продажи здесь рухнут. Хотя заметно вырастет объем продаж китайских микролитражек Chery QQ.

Нынешний год может пройти в Украине под французским флагом. Представители корпорации PSA Peugeot Citroen намерены вывести в 2012-м на наш рынок более десяти новинок, значительная часть из которых приходится на fashion-группу. Между тем тотальная персонализация массовых автомобилей уже стала глобальным трендом.

Среди всех кроссоверов больше всего продано Nissan Qashqai (2,8 тыс. шт.), который относится к подклассу городских SUV

Стабильно ужасное состояние украинских дорог после непогоды поддержит высокий спрос на SUV. Рост продаж в данном сегменте составит традиционные для него 32–35%, хотя в сегменте mini-SUV показатели могут оказаться выше. Особенно если конкуренты найдут достойный ответ для таких экстраординарных моделей, как Nissan Juke (см. «И ракета, и игрушка») и Range Rover Evoque (см. «Вызывающий чувства»).



Автор: Игорь Мягченков

 печать  отправить ссылку другу  в избранное
КОММЕНТАРИИ


Нет комментариев.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ



ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ В РУБРИКЕ "ЭКСПЕРТ-АВТО"
Авангард из Поднебесной
Тест-драйв
«Эксперт» тщательно протестировал полноразмерный электромобиль BYD e6, способный до 300 км ехать без подзарядки. Эта китайская машина являет собой новый сегмент в области электромобилестроения
Электродиета
Электромобили
Электромобили продаются очень вяло. Тем не менее к их разработке и производству подключаются концерны с мировым именем, что сулит прорыв в этой области в ближайшие десять лет
Утилизация во имя корпорации
Утилизационный сбор
Какие цели преследуют борцы за автоэкологию
Заповеди автомобильного паломника
Безопасность
Соблюдая во время автомобильных путешествий несложные правила, можно свести связанные с ними расходы и риски к минимуму
Куда пойдет прокат?
Прокат
Гибель Вадима Нестерчука, основателя крупнейшего оператора по прокату автомобилей в Украине, чревата переменами в этом бизнесе
Генераторы адреналина
Тет-а-тест
Спорткары ассоциируются с многолитровыми моторами ракетной мощности. Испытания «Эксперта» показали, что для генерации адреналина достаточно 1600 «кубиков» и турбины
Летние премьеры’2013
Новинки
Семеро одного ждут
Тест-драйв
Корпорация Nissan представила новый семиместный внедорожник. «Эксперт» протестировал автомобиль на венгерских дорогах, хотя в Европе он будет продаваться исключительно на российском и украинском рынках
Спринт без обжорства
Тест-драйв
«Эксперт» протестировал в Германии третье поколение многофункционального вэна Sprinter. Новинка стала больше, экономичнее, безопаснее и при этом сохранила привлекательную стоимость
Двойной дауншифтинг
Салоны
Бедная экспозиция, катастрофическое сужение марочного портфеля и полное доминирование двух украинских финансово-промышленных групп — вот чем запомнился XXI Киевский международный автосалон SIA’2013





   карта сайта


Новости компаний
Вся правда о портативных зарядных устройствах Power Bank В новых моделях гаджетов все заметнее и заметнее улучшается качество экранов, мощность камер, устройства обрастают... 04.12.2018
Как провести выходные? Сидеть дома на выходные не очень хочется. Разве что после того, как вся рабочая неделя прошла под невероятным... 28.11.2018
Эффективное оборудование для ресторанов и бара На прибыльность любого предприятия общественного питания, влияет и привлекательный дизайн помещения, и оригинальность... 20.11.2018
Что лучше: онлайн кредит на карту или деньги в долг от частного лица
Кредит онлайн на любую карту считается наиболее распространенным видом займов. Они настолько популярны, обходят... 15.11.2018
Онлайн игровые клубы Украины 10.11.2018


Публикации
Большая стирка с Александром Клименко, Максимом Слуцким и Артуром Золотаревским 14.12.2018
Новая партия Бродского и Насирова: за «банкет» платит госбюджет Украины 15.11.2018









Главная Реклама на сайте
Материалы помеченные значком имеют ограниченный доступ. Использование материалов Эксперт.UA разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на expert.in.ua
©2004-2018 Эксперт.in.ua   Реклама на сайте