Новости
Грета, Меркель, большая нефть и налоговое перемирие: основные моменты ВЭФ в Давосе Вот основные моменты 3-го дня ежегодной встречи Всемирного экономического форума (WEF) на швейцарском горнолыжном... 24.01.2020
В леопардовой юбке и элегантном пальто: Кейт Миддлтон посетила детский центр в столице Уэльса (ФОТО) Супруга принца Уильяма посетила детский центр Кардиффа. 23.01.2020
В Украине в этом году построят 9 новых объездных дорог Укравтодор в текущем году будет строить 9 новых объездных дорог. 23.01.2020
Дубилет рассказал, почему население Украины сокращается Министр Кабинета министров Дмитрий Дубилет назвал причины сокращения населения Украины. 23.01.2020
В Украине начали массово закрывать школы из-за гриппа В Украине начали массово закрывать школы на карантин из-за резкой заболеваемости гриппом и ОРВИ. 23.01.2020
Потоп возле ТЦ Ocean Plaza: сколько заплатили пострадавшим А герою охраннику обещали дать премию. 23.01.2020
Королева Елизавета ІІ одобрила законопроект о Brexit Закон о Brexit, то есть выходе Великобритании из Европейского Союза, в четверг, 23 января, был одобрен королевой... 23.01.2020
Очередной электромобильный стартап показал свой новый кроссовер (ФОТО) Чего сегодня в мире достаточно – так это электромобильных стартапов. Калифорнийский Neuron (созданный на китайские... 23.01.2020
Самолет Ил-76МД Воздушных Сил ВСУ получит обновление в соответствии с требованиями ICAO Государственное предприятие «Николаевский авиаремонтный завод «НАРП» объявило тендер на дооборудование самолета Ил-76МД... 23.01.2020
Захотелось погулять: в России из зоопарка сбежали слоны (ВИДЕО) Из Екатеринбургского цирка (РФ) сбежали слоны. 23.01.2020
У экс-главы Volkswagen не будут отбирать бонус в размере $12 млн, несмотря на обвинения Винтеркорн подал в отставку с поста генерального директора вскоре после выхода разоблачающих компанию сведений. 23.01.2020
Украинцам пообещали новую услугу в телефоне Пенсия онлайн - услуга, которая будет доступна украинцам в ближайшее время 23.01.2020
Армия США заключила контракт на $400 млн на производство бронетехники нового поколения Во вторник министерство обороны объявило о соглашении на сумму около $400,9 млн для закупки 160 бронированных... 23.01.2020
В Узбекистане произвели рекордное количество автомобилей В прошлом году в Узбекистане было произведено более 271 тыс. легковых автомобилей. Это на 22,86% больше, чем годом... 23.01.2020
Европа будет платить Украине миллионы на возобновляемую энергетику Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и Европейский Союз решили выделить Украине и еще трем странам 50 млн... 23.01.2020




Магазин сантехники
Предлагаем купить сантехнику в Киеве. Отличная цена!
dushik.com.ua

Курс банковских металлов НБУ Курсы валют Стоимость нефти (ICE)
грн./тр.унциюИзм., %
Золото34625.613-0.205
Серебро399.427-0.005
Платина21727.344-0.667
 ПродажаПокупкаНБУ
USD24.54524.22525.144
EUR27.45026.55027.749
RUB0.4050.3100.378
$/баррельИзм., %Дата
BRENT61.62-2.52Jan
WTI67.49-0.8446Aug
GAS OIL630.25-0.5157Aug
Эксперт-Авто / №22 (166) 02 ИЮНЯ 2008
Статус напрокат    Печатная версия    в избранное
АВТОПРОКАТ
Сдавать автомобиль в аренду не менее выгодно, чем его продавать. В Украине этот вид бизнеса только начинает развиваться

Первое, что видит турист, пройдя паспортный контроль в любом европейском аэропорту, — череду ярких неоновых стендов, рекламирующих компании, которые предоставляют авто на прокат. Чтобы отыскать хоть какую-нибудь информацию о прокате машины в главном аэропорту Украины «Борисполе», нужно хорошенько постараться. Только в багажном зале на одной из колонн прикреплен неприглядный информационный плакат европейской компании, сдающей автомобили в аренду.

Около 30% всех заказов приходится на международные корпорации, которые заранее арендуют авто для командируемых в нашу страну сотрудников. Работать с иностранными заказчиками удобнее и с точки зрения высоких гарантий сохранности автомобиля

В нашей стране этот рынок услуг начал развиваться в 1997 году, когда открылись офисы фирм, работающих под брендами международных компаний — Hertz и Europcar. Но лишь два года назад аренда авто в Украине стала превращаться в полноценный бизнес. Его развитию способствовал общий рост экономики, а также прирост иностранных инвестиций, сопровождающийся увеличением количества представительств международных компаний. В новые офисы иностранные специалисты зачастую приезжают всего на несколько недель и, по приобретенной в западных странах привычке, берут машины в аренду. Другим фактором роста стало повышение качества и разнообразие страховых услуг. Многие страховщики ввели в страховой договор пункт «подменный автомобиль», который берется на прокат на то время, пока машина клиента находится в ремонте. По такой же схеме работают и лизинговые фирмы.

Однако рынок остается мелким. По прогнозам компании PROConsulting, в 2008-м объем украинского рынка автопроката достигнет 20 млн долларов. А к концу года парк автомобилей, сдаваемых в аренду, увеличится всего до 2,2 тыс. штук. К примеру, в Германии нормой считается, когда парк компании, специализирующейся на прокате машин, насчитывает 16 тыс. авто. Так что у отечественных автопрокатных фирм есть огромный потенциал для развития.

Полезное свидание

В числе пионеров автопрокатного бизнеса в Украине был Джеффри Бертон. Увидев, что таким прибыльным делом у нас всерьез никто не занимается, он решил сдавать в краткосрочную аренду приобретенные в лизинг бюджетные модели и зарабатывать на разнице. Чтобы снизить затраты на создание собственного бренда, он приобрел франшизу американской компании Hertz — одного из мировых лидеров в этой отрасли. Получить франшизу не составило труда — американцы тоже хотели выйти на наш рынок. Однако добиться больших успехов Бертону не удалось, поскольку спроса на эту услугу почти не было. Активно прокатный бизнес стал развиваться только спустя шесть лет. В 2004-м компания ООО «Первая прокатная компания» (Hertz) приобрела в собственность первые двадцать автомобилей. Сейчас ее автопарк состоит из 170 машин.

Почти одновременно с Hertz на отечественном рынке появилась еще одна крупная международная сеть — Europcar, работающая в 140 странах мира и насчитывающая 2,7 тыс. станций. Сейчас в Украине присутствуют все основные игроки мирового масштаба: Hertz, Europcar, Sixt, Avis, Budget. Все они прибегают к схеме франчайзинговых представительств, что является распространенной практикой среди прокатных компаний — таким образом при минимальных затратах им удается создать широкую сеть по всему миру. Это обеспечивает единую глобальную клиентскую базу и стабильные заказы. Так, у Hertz всего восемь собственных представительств в Европе, остальные — франчайзинговые.

Основные инвестиции приходятся на формирование и содержание автопарка. К этому нужно добавить восемь процентов на страхование каждого транспортного средства и три процента — выплаты в Пенсионный фонд. Остальные затраты — аренда офиса, содержание штата сотрудников — зависят от размера фирмы. К примеру, на создание прокатной компании с парком из ста авто понадобится три миллиона долларов. Вернуть вложения можно даже в течение первого года работы. Средняя рентабельность этого бизнеса составляет не менее 25%.

По мере накопления оборотных средств украинские прокатные компании пополняют автомобильный парк приобретенными в кредит (в среднем сроком на дватри года) машинами. В автопарке Europcar до 90% авто куплены в кредит. Больше прибыли приносят маленькие автомобили, арендуемые на один-два дня. Так, модель В-класса ежемесячно может приносить до двух тысяч долларов. Поэтому прокатные фирмы, особенно начинающие, весь автопарк формируют из рабочих лошадок — авто эконом-класса. Самые распространенные марки на нашем рынке — Renault Clio и Skoda Fabiа. Компания Hertz в свое время делала ставку на модели концерна Ford — Fiesta, Focus и Mondeо. Именно благодаря первым фордовским народным автомобилям и возник такой бизнес, как автопрокат. В начале прошлого века этот автогигант выпустил недорогую модель — Ford Т. А уже в 1916-м некий Джо Сондерс предоставил такой автомобильчик в аренду одному преуспевающему бизнесмену из штата Небраска, который спешил на свидание к девушке. Через несколько лет американская компания Hertz поставила оказание таких услуг на поток.

Брачное ложе на колесах

Международным автопрокатным брендам принадлежит 75% национального рынка. Местные компании в основном работают в супердешевом ценовом сегменте или в престиж-классе. Мелкие игроки покупают до десятка недорогих автомобилей, не брезгуя отечественными марками и подержанными экземплярами, приобретают машины в рассрочку у частных лиц. Сведя к минимуму все расходы (зачастую на фирме работают всего два человека — директор и его помощник), мелкий автопрокатчик сдает машины по ценам ниже средних. Как рассказал руководитель проекта InterAvtoRent Сергей Кабаев, его компания, где можно арендовать автомобиль от 50 долларов в сутки, не демпингует: «Я не сдаю авто ниже себестоимости. Просто у меня издержки меньше, чем у других фирм. А при рентабельности более ста процентов, можно себе позволить сбивать цены. Это мое главное преимущество». Однако такой бизнес недолговечен, поскольку его владельцы нацелены на получение быстрой прибыли, а не на развитие предприятия. По признанию Кабаева, через пару лет он намерен продать свою компанию одному международному прокатному холдингу.

Другой сегмент автопроката, который занимает незначительноеместо на рынке, — аренда лимузинов. Из-за узкой специализации создавать громоздкий автопарк нет необходимости, поэтому средняя фирма владеет не более чем пятью машинами. В собственности одного из лидеров рынка в этом сегменте — компании Vip+ — находится десять лимузинов. Самые популярные модели — Lincoln, Cadillac, Hummer. Цены на новые лимузины колеблются от 65 тыс. до 80 тыс. долларов. Украинские прокатные компании, как правило, предпочитают подержанные авто. Именно с покупкой автомобилей премиум-класса у прокатчиков возникают наибольшие трудности. «Из-за того, что в нашей стране нет официальных дилеров лимузинов, все машины приходится приобретать за рубежом, в основном в США и Германии. Их доставка в Украину обычно осуществляется по серым, а то и черным схемам. Треть лимузинов на рынке ввезена в страну нелегально», — заявил «Эксперту» директор компании «Стиль и сервис» Сергей Жорняк.

Львиная доля заказов на авто премиум-класса приходится на обслуживание свадеб, поэтому фирмы предпочитают работать при ЗАГСах. Стоимость услуги зависит от марки автомобиля, его состояния, комплектации, интерьера. В среднем один час аренды обходится от 400 до 700 гривен.

Чем у/же специализация, тем выше конкуренция. Чтобы привлечь клиентов, некоторые компании предлагают специальные тематические прогулки на лимузине. Так, Vip+ с февраля этого года предоставляет молодоженам необычную услугу — встречу рассвета на берегу моря. После вечеринки в столице клиентов забирает лимузин, в котором установлена большая брачная кровать, телевизор, запасены шампанское и другие угощения. Авто доставляет новобрачных в Одессу, где они и встречают у моря восход солнца. Обходится такая нетрадиционная брачная ночь в тысячу долларов.

Купил — сдал — продал

Прокатный бизнес сильно подвержен сезонным колебаниям. Зимой едва загружена половина автопарка. Если машины куплены в кредит, то в зимний период компания может терпеть убытки, поскольку ежемесячные платежи по ссудам (в среднем 700 долларов на один автомобиль) выше доходов от предоставления услуг. В то же время прокатчики, грамотно распределяющие свою сеть по регионам, сглаживают амплитуду колебаний. К примеру, в разгар летнего туристического сезона наибольший спрос наблюдается в южных областях страны, поэтому автомобили перегоняют в Одессу и Крым. Осенью и зимой, в период высокой деловой активности, приоритеты смещаются на восток — в Донецк, Харьков, Днепропетровск.

В европейских странах эту проблему решают просто: там автопрокатные предприятия берут автомобиль у дилера в аренду (в среднем на полгода) и в мертвый сезон просто возвращают его. Плата за аренду составляет всего полтора процента от стоимости авто в месяц. «Наш коллега из Словакии за автомобиль Volkswagen Bora ежемесячно отдает две сотни евро, — рассказывает генеральный менеджер компании Europcar в Украине Андрей Новиков. — У нас такой схемы сотрудничества нет.» Европейские дилеры идут на это, поскольку в Европе автомобильный рынок насыщен (растет всего на один-два процента в год). В Украине, где продажи новых автомобилей ежегодно увеличиваются на 50–70%, а на многие модели покупатели записываются в длинные очереди, говорить о такой модели сотрудничества между прокатчиками и автосалонами рано.

Эта особенность национального рынка напрямую влияет на формирование цен на услуги. У нас прокат автомобиля стоит дороже, чем, скажем, в Германии. Чтобы в Киеве на сутки арендовать автомобиль Nissan Almera, нужно заплатить 108 евро, тогда как в Берлине прокат такого же авто обойдется на 30% дешевле. В Украине выше и другие издержки. Так, бо/льших расходов от прокатных компаний требует обслуживание машин (выплата высоких процентов по страховке или лизингу), а также содержание резервных автомобилей.

Наши прокатные фирмы часто вынуждены заниматься техническим обслуживанием своих транспортных средств. При этом из-за плохого качества дорог и низкой культуры вождения клиентов отечественные прокатные авто чаще нуждаются в ремонте, чем за рубежом. Самые большие неудобства, связанные с ремонтом, испытывают компании, занимающиеся прокатом лимузинов. Под габариты этих моделей не рассчитана ни одна украинская станция техобслуживания, поэтому их чинят на автобусных СТО. Но справиться со сложной электроникой могут далеко не все мастера, и прокатчикам приходится нанимать редких умельцев, чьи услуги стоят очень дорого.

Компания Hertz построила СТО в Киеве и Донецке. На этих станциях предусмотрены слесарный, малярный и рихтовочный цеха, а также автомойка (по четыре поста на каждом предприятии). Наличие собственной СТО позволяет не только экономить на обслуживании машин и запасных частях (скидка для оптовой закупки может составлять до 40%), но и зарабатывать на обслуживании чужих авто.

Криминальные риски

Серьезной проблемой для прокатных предприятий в Украине является угон автомобилей. Зачастую получить страховое возмещение невозможно, ведь стандартное условие страховщиков для выплаты компенсации — предоставление ключей от машины и техпаспорта. Однако угонщиком чаще всего становится клиент, у которого остаются документы на автомобиль. «У нас совсем недавно, в конце апреля, угнали дорогой автомобиль Lexus LX470, — говорит Андрей Новиков. — Такая машина стоит восемьдесят пять тысяч долларов. Не помогла даже дорогая система безопасности. Это уже второй случай в нашей практике.»

Рейтинг самых популярных в Украине арендуемых автомобилей

В группу риска попадают только дорогие модели, стоимостью свыше 60 тыс. долларов. «После первого угона четыре года назад мы поняли, что милиция не торопится искать вора, — рассказала ”Эксперту” генеральный директор компании ООО «Первая прокатная компания» (Hertz) Алла Шенье. — После второго угона мы стали ставить на авто системы спутникового слежения, а после третьего — компания создала собственную систему безопасности.» Подобные подразделения в прокатных фирмах занимаются проверкой личности потенциального клиентапо базе данных милиции, собирают информацию о наличии задолженности по банковским кредитам и прочих компрометирующих фактах биографии. Кроме того, менеджеров по продажам специально обучают давать психологическую оценку поведению клиентов, а также идентифицировать поддельные документы. У вызвавшего сомнения человека менеджеры могут попросить контактные телефоны родственников.

Но все равно риск угона в прокатном бизнесе остается всегда. Полностью оградить компанию от таких издержек невозможно. У автопрокатчиков в европейских странах нормой считается пять угнанных машин в год при общем парке 16 тыс. автомобилей.

Найти своего клиента

В Украине авто на прокат в основном берут для служебных целей. Тогда как во многих зарубежных странах статистика иная: более 50% машин арендуют туристы. Изучая потребности клиента, автопрокатчики отдают предпочтение буклетам и постерам, которые размещают в аэропортах, гостиницах, турагентствах и ресторанах, порой они оплачивают рекламу на ТВ и билбордах. Так, Первая прокатная компания (Hertz) наладила у нас сотрудничество с более чем тремя десятками отелей по всей стране. С гостиницами автопрокатчики работают на условиях комиссионных — на счет отеля с каждого заказа в среднем перечисляется десять процентов.

Среди главных преимуществ предприятий, работающих под международными брендами, — стабильные и надежные заказы из-за рубежа, поступающие благодаря широкой сети по всему миру. Многие прокатные компании в Украине только за счет этого и зарабатывают. Около 30% всех заказов приходится на международные корпорации, которые заранее арендуют авто для командируемых в нашу страну сотрудников. Сотрудничать с иностранными заказчиками удобнее и с точки зрения высоких гарантий сохранности автомобиля.

Еще столько же заказов приходится на украинских корпоративных клиентов. Зачастую к аренде машин прибегают только открывшиеся компании, которые еще не могут взять автомобиль в лизинг, а тем более его купить, но при этом должны обеспечить транспортом сотрудников, деятельность которых связана с частыми разъездами (торговых и медицинских представителейфармацевтических компаний, доставщиков на дом различных товаров, пр.).

По прогнозам экспертов, в течение ближайших двенадцати месяцев объем украинского автопрокатного рынка удвоится. Основная пятерка игроков будет не только расширять автопарк, но и повышать качество обслуживания, причем не только за счет автоматизации (а, значит, ускорения) процедуры сдачи/приема авто, но и путем расширения сети региональных представительств. Это позволит многим бизнесменам, которые ведут дела в различных областях страны, отказаться от распространенной ныне практики ездить в командировки на собственном транспорте.

Есть куда расти

Александр Радин, директор «ВіДі АвтоМаркет» (ViDi Group):

— Украинский автопрокатный бизнес пока ориентирован на бизнесменов и клиентов, которые предпочитают арендовать машины представительского класса. Хотя в последнее время расширяется и сегмент моделей среднего класса. Бизнес прокатных компаний в основном сосредоточен в столице — в совокупной емкости отечественного рынка аренды авто на Киев приходится около семидесяти процентов. Однако со временем этот сегмент может децентрализоваться, то есть его объемы будут прирастать за счет регионов.

В ближайшие несколько лет темпы развития автопрокатного рынка составят семьдесят-семьдесят пять процентов ежегодно. Каждые шесть месяцев в Киеве открываются три-четыре новые компании, предоставляющие услуги по аренде автомобилей. Важным фактором, стимулирующим развитие этого рынка, является проведение в Украине чемпионата Европы по футболу в 2012 году, что повлечет прирост инвестиций и в автопрокатный бизнес (благодаря выходу на рынок новых операторов, в том числе в регионах). Кроме того, сейчас почти полностью остается невостребованной аренда машин туристами — в целом в нашей стране на их долю приходится не более пяти процентов дохода компаний. Тогда как в мире этот сегмент приносит автопрокатным фирмам более половины дохода. Потенциал для роста рынка есть, и он огромный.



Автор: Светлана Плаксина

 печать  отправить ссылку другу  в избранное
КОММЕНТАРИИ


Нет комментариев.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ



ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ В РУБРИКЕ "ЭКСПЕРТ-АВТО"
Авангард из Поднебесной
Тест-драйв
«Эксперт» тщательно протестировал полноразмерный электромобиль BYD e6, способный до 300 км ехать без подзарядки. Эта китайская машина являет собой новый сегмент в области электромобилестроения
Электродиета
Электромобили
Электромобили продаются очень вяло. Тем не менее к их разработке и производству подключаются концерны с мировым именем, что сулит прорыв в этой области в ближайшие десять лет
Утилизация во имя корпорации
Утилизационный сбор
Какие цели преследуют борцы за автоэкологию
Заповеди автомобильного паломника
Безопасность
Соблюдая во время автомобильных путешествий несложные правила, можно свести связанные с ними расходы и риски к минимуму
Куда пойдет прокат?
Прокат
Гибель Вадима Нестерчука, основателя крупнейшего оператора по прокату автомобилей в Украине, чревата переменами в этом бизнесе
Генераторы адреналина
Тет-а-тест
Спорткары ассоциируются с многолитровыми моторами ракетной мощности. Испытания «Эксперта» показали, что для генерации адреналина достаточно 1600 «кубиков» и турбины
Летние премьеры’2013
Новинки
Семеро одного ждут
Тест-драйв
Корпорация Nissan представила новый семиместный внедорожник. «Эксперт» протестировал автомобиль на венгерских дорогах, хотя в Европе он будет продаваться исключительно на российском и украинском рынках
Спринт без обжорства
Тест-драйв
«Эксперт» протестировал в Германии третье поколение многофункционального вэна Sprinter. Новинка стала больше, экономичнее, безопаснее и при этом сохранила привлекательную стоимость
Двойной дауншифтинг
Салоны
Бедная экспозиция, катастрофическое сужение марочного портфеля и полное доминирование двух украинских финансово-промышленных групп — вот чем запомнился XXI Киевский международный автосалон SIA’2013






Размещение пресс-релизов
Новости компаний
Обзор игрового клуба LotoBar Современные азартные игры позволяют ощутить необъяснимые эмоции, получить порцию адреналина и провести время с... 24.06.2019
Новостройки в Броварах «Квартал Аллей» — современное качественное жильё нового уровня комфорта Красота природы, свежий воздух и тишина — то, в чём нуждается каждый из нас. В современном крупном мегаполисе, каким... 16.05.2019






Публикации
Налоговая скидка: что это и как ее оформить в Украине? 26.12.2019
Александр Черныш: Украинская История Молодого Предпринимателя 23.10.2019









Главная Реклама на сайте
Материалы помеченные значком имеют ограниченный доступ. Использование материалов Эксперт.in.UA разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на expert.in.ua
©2018-2020 Эксперт.in.ua   Реклама на сайте