Новости
Skoda представила свой новый компактный кроссовер Vision In. (ВИДЕО) Компания Skoda презентовала новый компактный кроссовер Vision In. 24.01.2020
Собаки, участвующие в боевых операциях армии США, получат защитные головные уборы В США разрабатывают для собак, которые участвуют в боевых операциях, специальный головной убор, нацеленный на... 24.01.2020
В Германии неизвестный стрелял по людям: есть погибшие В Германии неизвестный устроил стрельбу, в результате которой, по предварительной информации, погибли 6 человек. 24.01.2020
Стало известно, как название марки BMW произносится на разных языках (ВИДЕО) С произношением марки BMW не всё так просто: дело в том, что на разных языках она звучит по-разному. Поэтому компания... 24.01.2020
В Китае опубликовали первое фото нового смертельного коронавируса Национальный банк патогенных микроорганизмов Китая опубликовал информацию о новом типе коронавируса 2019-nCoV и первую... 24.01.2020
В Швейцарии отчеканили самую маленькую в мире монету Швейцария выпустила партию самых маленьких в мире золотых монет. 24.01.2020
Uber и Nissan заключат взаимовыгодную сделку Nissan предоставит 2000 электрокаров Leaf водителям Uber. 24.01.2020
В английской "Википедии" появилась рекордная 6-миллионная статья Шестимиллионная английская статья «Википедии» посвящена Марии Элизе Тернер Лаудер — канадской школьной учительнице XIX... 24.01.2020
В «Укрзализныце» рассказали, когда в «Интерсити» будет Wi-Fi Скоростной интернет в поездах может появиться в течение года. 24.01.2020
Аномальное тепло: под Одессой рыба готовится к нересту, а птицы вьют гнезда А многие рыбы Придунавья готовятся к скорому нересту. 24.01.2020
Что изменится для британского автопрома, если будет подписана торговая сделка с США Любая торговая сделка с США также может серьезно изменить британский автомобильный рынок, потенциально наводняя его... 24.01.2020
Компания General Dynamics провела испытания подводного беспилотника Bluefin-9 (ВИДЕО) Американская аэрокосмическая и оборонная компания General Dynamics Corp выпустила видео о морских испытаниях подводного... 24.01.2020
В Украине могут ввести финансовый паспорт. Что это значит? В Украине народные депутаты подали законопроект об экономическом паспорте для граждан страны.
24.01.2020
Япония построила перспективную гусеничную платформу (ФОТО) В Сеть выложили снимки, демонстрирующие перспективную гусеничную платформу от Mitsubishi Heavy Industries. 24.01.2020
За деньги от штрафов полицейский департамент в США купил спорткар Ford Mustang (ФОТО) Полицейский департамент города Пасадена, штат Техас, купил новое купе Ford Mustang GT за 49 275,82 доллара.  24.01.2020




Магазин сантехники
Предлагаем купить сантехнику в Киеве. Отличная цена!
dushik.com.ua

Курс банковских металлов НБУ Курсы валют Стоимость нефти (ICE)
грн./тр.унциюИзм., %
Золото34625.613-0.205
Серебро399.427-0.005
Платина21727.344-0.667
 ПродажаПокупкаНБУ
USD24.55024.17525.144
EUR27.22526.57527.749
RUB0.4040.3070.378
$/баррельИзм., %Дата
BRENT60.69-2.43Jan
WTI67.49-0.8446Aug
GAS OIL630.25-0.5157Aug
Эксперт-Авто / №4 (149) 28 ЯНВАРЯ 2008
Разрушительная cборка    Печатная версия    в избранное
ПРОИЗВОДСТВО
Национальный автопром начнет развиваться только тогда, когда отечественные предприятия станут импортировать технологии. Для этого государству необходимо обеспечить особые условия для инвестиций в производство автокомплектующих

Производители и сборщики автомобилей оказались в равных условиях. С наступлением 2008 года истек срок действия Закона «О стимулировании производства автомобилей в Украине», освобождавшего национальных производителей от таможенных пошлин на ввоз отдельных узлов и компонентов, НДС и других налогов. В его рамках работали Запорожский автомобилестроительный завод (корпорация «УкрАвто»), входящие в корпорацию «Богдан» Луцкий автомобильный завод и Завод коммунального транспорта (бывший Львовский автомобильный завод). Попытка продлить действие этого закона в условиях политической нестабильности не увенчалась успехом. В результате автопроизводители, пообещав не повышать цены из-за отмены льгот, не смогли этого избежать — многие модели в январе подорожали на три-восемь процентов.

Одно рабочее место в автопроме обеспечивает семь мест в смежных отраслях. Государству необходимо побудить иностранные компании расширять производство комплектующих в нашей стране

Между тем сборка (в крупных объемах) осталась более выгодным бизнесом по сравнению с ввозом готовых авто благодаря разнице в таможенных тарифах. Промышленной сборке способствует и Закон «О развитии автомобильной промышленности Украины», действие положений которого будет остановлено в конце 2008 года. Однако этот документ не предоставляет преференций заводам, локализующим производство, по сравнению с предприятиями, собирающими автомобили из импортных компонентов. Чтобы Украина не превратилась в сборочную площадку для иностранных производителей, а привлекала инвестиции в развитие технологий, необходимо вернуть льготы компаниям, использующим украинские комплектующие.

Классификация типов сборки автомобилей

Автомобильный конструктор

Разница в пошлинах (25% на ввоз готовых машин и максимум пять процентов на ввоз кузовов и комплектующих) вынуждает официальных представителей многих автомобильных фирм переходить от чистого импорта к сборке автомобилей внутри страны. Так, корпорация «Богдан» в 2005 году на Луцком автомобильном заводе ввела в строй конвейер для сборки моделей Kia и Hyundai (позже их сборка была перенесена на завод в Черкассах). Аналогичные модели больше не импортируются в Украину. В 2005 году в Соломоново Закарпатской области была запущена вторая очередь завода «Еврокар» — предприятия, являющегося представителем чешской компании Skoda в Украине. Заключив договор с корейским концерном Ssang Yong, корпорация АИС, построившая еще в 1995 году Кременчугский автосборочный завод, в прошлом году помимо ВАЗов стала на нем собирать модели корейской марки. Недавно АИС также начала сборку китайских Geely и Great Wall.

По подсчетам президента корпорации «Богдан» Олега Свинарчука, производство, включающее сварку, покраску и сборку (CKD) при годовом объеме выпуска 60 тыс. единиц обойдется инвестору в 150 млн долларов, при объеме 120–150 тыс. единиц — в 300–350 млн долларов, при объеме 250–300 тыс. единиц — в 500–600 млн долларов. «При производстве меньше шестидесяти тысяч автомобилей в год инвестиционные затраты не окупаются. Как правило, выгодным считается проект, рассчитанный на сто-сто двадцать тысяч единиц», — раскрывает секреты бизнеса зампредседателя правления корпорации «УкрАвто» Олег Папашев. Это если производство полномасштабное. Для крупноузловой сборки, как утверждает директор производственного департамента компании «Випос» Александр Федык (недавно запустившей автосборочный завод в Херсоне), достаточно ежегодно выпускать 15 тыс. машин. По данным корпорации «Богдан», завод будет иметь нулевую рентабельность, если он загружен на 70%. Для ежегодного выпуска 120 тыс. автомобилей понадобится около 60 га земли.

Определившись с моделями, начинающий автомобилестроитель проводит анализ рынка, выясняет объемы продаж этих моделей в Украине и соседних государствах, выбирает направления сбыта. Если на отечественном рынке продажи невелики, придется ориентироваться на экспорт (без экспортных пошлин поставлять за рубеж можно только автомобили, имеющие как минимум половину украинских компонентов). Затем приобретается лицензия на производство (сборку) у автомобильной компании — собственницы бренда. Это может быть разовый платеж, либо роялти (определенная сумма отчисляется с каждого реализованного автомобиля): «Сумма эта немалая. Хорошо, если вы договоритесь о пяти процентах с автомобиля», — говорит Папашев. Под выбранную модель (модели) и объем производства нужно заказать типовой проект у одной из международных компаний, которые специализируются на разработке и строительстве автомобильных заводов. Реализация проекта под ключ в среднем стоит 350 млн долларов. Проектные работы придется согласовать с местными санитарными, пожарными и другими разрешительными органами. Устранение бюрократических препон обойдется еще в 50 млн долларов.

Сегодня только Lanos и «Таврия», несколько моделей ВАЗ, собираемых на запорожском заводе, а также автобусы «Богдан» имеют локализацию свыше 50%, а значит, украинское происхождение

Многое зависит и от политики компании — собственницы бренда. Так, сборка автомобилей Opel возможна только для потребностей местного рынка: эта фирма предпочитает налаживать производство в каждой стране отдельно. Поэтому даже при желании «УкрАвто» пока не сможет полностью перейти на модельный ряд Opel — объемы продаж автомобилей этой марки на украинском рынке слишком малы. Некоторые автомобильные концерны, например, японский Toyota, не работают с местными партнерами, а строят собственные заводы. Однако продажи всех моделей этого бренда на украинском рынке не превышают 30 тыс. автомобилей в год, чего недостаточно для организации производства.

Локальная адаптация

Все сборочные предприятия начинают с метода SKD — крупноузловой сборки, при которой почти все узлы ввозятся из-за рубежа. Однако со временем производители переходят к мелко- и среднеузловой сборке с использованием местных комплектующих. Причины просты: стоимость перевозок любыми видами транспорта растет, и ввозить полные машинокомплекты становится слишком дорого, особенно на большие расстояния. «При транспортировке морем в сорокафутовом контейнере поместится лишь три с половиной-четыре стопроцентных комплекта, — приводит пример Папашев. — В таком случае транспортные затраты могут достигать тридцати-пятидесяти процентов стоимости автомобиля.»

Для базовой модели Lanos 20% комплектующих «УкрАвто» производит самостоятельно, еще 15% компонентов закупает у отечественных поставщиков. Около 17% себестоимости составляют сборка, покраска и сварка, осуществляемые на предприятии. Таким образом, локализация превышает 50%. Сегодня только Lanos и «Таврия», несколько моделей ВАЗ, собираемых на запорожском заводе, а также автобусы «Богдан» соответствуют этому критерию, а значит, имеют украинское происхождение. Каждый второй такой автомобиль экспортируется — в основном, в Россию. В 2007 году корпорация «УкрАвто» приобрела польский автозавод FSO, на котором собирается выпускать модель Chevrolet Aveo. Она будет продаваться в странах Евросоюза без необходимости уплаты таможенной пошлины (ее размер для производителей, не входящих в ЕС, составляет 10%).

Украинские предприятия по производству автомобилей

Автомобили, собираемые методом CKD (когда производитель получает штампованные детали, самостоятельно производит покраску и сборку), считаются произведенными в Украине и предназначаются для местного рынка. Это собираемые на заводе «Еврокар» модели Skoda, запорожский Opel Astra, ВАЗы луцкой сборки. К такому способу производства намерены перейти и другие предприятия — свои планы по выходу на полномасштабное производство подтверждают Кременчугский автосборочный завод, Черкасский автосборочный завод и предприятие «УкрАвто» в Ильичевске. Приступивший недавно к CKD-сборке «Випос» работает в рамках программы по созданию производственных мощностей и рабочих мест, утвержденной для получения льгот по Закону «О развитии автомобильной промышленности Украины». «В течение трех лет мы обязаны создать полный цикл производства, включая покраску и сварку кузовов», — говорит Федык.

Прежде чем открывать рынки, необходимо защитить внутреннее производство, тем более что переходный период при вступлении в ВТО позволяет это сделать

С этого года повышение локализации сдерживает законодательство. Если по ранее действовавшим законодательным нормам инвестор был обязан постепенно увеличивать долю местных комплектующих, то теперь их можно в полном объеме ввозить из-за рубежа — например, из Польши, России, Чехии. Шины, колеса, аккумуляторы, подшипники, радиаторы, заготовки, литье производители могут закупать в Украине. Но некоторые ключевые агрегаты — двигатели и коробки передач, внутренняя электроника — в стране не производятся. Кроме того, в стране, почти треть ВВП которой формирует металлургия, не научились выпускать качественный автомобильный лист для внешних компонентов.

Автопроизводители могут помочь смежным отраслям, была бы экономическая целесообразность. «Только при определенном объеме производства (как минимум триста тысяч машин в год) мы говорили бы о целесообразности не везти откуда-то агрегат, а изготовлять его внутри страны, а также о необходимости организовать собственное прессовое хозяйство», — считает Свинарчук. В прошлом году ЛуАЗ произвел 3,25 тыс. автобусов. При выходе на шесть тысяч штук объемы потребления автомобильного листа, например, составят 600 тонн. Этого недостаточно, чтобы инвестировать в новые производства компонентов. Сегодня собственное прессовое хозяйство имеет только компания «УкрАвто», выпустившая в прошлом году 282 тыс. автомобилей. Она же инвестировала в разработку и изготовление двигателей для «Таврий», а также моделей Daewoo — Sens и Lanos — на Мелитопольском моторном заводе. А иностранные автомобильные компании, оценивая инвестиционный климат в стране, не видят оснований вкладывать средства в локальное производство.

Между тем в России, не меньше нашего стремящейся в ВТО, еще в 2005-м было принято решение, предоставившее инвесторам, подписавшим соглашение с Министерством экономического развития и торговли (МЭРТ) РФ до определенной даты, налоговые льготы на ввоз комплектующих при условии выхода в течение трех лет на полный цикл производства. За пять лет необходимо довести долю местных компонентов до 30%, а в течение семивосьми лет — локализовать половину производства, при этом вся прибыль вкладывается в развитие. «Если у нашего северного соседа с более дешевыми энергоресурсами и втрое большей численностью населения политика по отношению к автомобилестроению предполагает большие преференции, неудивительно, что иностранные инвестиции пойдут в Россию, а не к нам», — пожимает плечами Свинарчук. Соглашение с МЭРТ о промышленной сборке подписали 22 компании, в том числе такие гиганты, как Ford, Toyota, Nissan, General Motors, Volkswagen, Mitsubishi (в итоге многие популярные марки в РФ стоят гораздо дешевле, чем у нас). Все они построят (или уже построили) в этой стране свои заводы. До 2012 года общий объем инвестиций этих производителей в российскую экономику составит 4,2 млрд долларов. А ведь часть этих средств могла достаться Украине.

Собирая, не разрушай

Местное производство любым методом, будь то крупно-, средне- или мелкоузловая сборка, выгоднее, чем импорт: это не только снижение цен (по данным компании Autoconsulting, стоимость автомобилей при организации их сборки внутри страны падает на 5–10%), но и создание дополнительных рабочих мест. В SKDсборке задействовано гораздо меньше персонала, чем в производстве по полному циклу. Кроме того, чем глубже локализация автомобилестроения, тем больше рабочих мест появляется в металлургии и производстве труб, легкой промышленности, радиоэлектронике, двигателестроении. В мире одно рабочее место в автопроме обеспечивает семь мест в смежных отраслях. Благодаря временному возврату льгот производителям и введению в строй новых сборочных мощностей в прошлом году производство автомобилей увеличилось на 42% и отрасль стала одним из локомотивов экономики.

Все страны-лидеры по объему ВВП в свое время стимулировали локализацию автопрома как отрасли, дающей толчок к развитию технологий и промышленности в целом. Так, в США для поддержки этой отрасли государство выделяло льготные кредитные линии. В Японии долгое время импорт автомобилей прямо ограничивался законодательством, а инвестиции в сборку позволялись, только если они поддерживали отечественное производство и экспорт. Некоторые государства вводили высокие пошлины на импорт готовой продукции. К примеру, в Польше в 1999 году совокупный налог на ввоз авто с учетом акциза и НДС достигал 80%, что дало возможность местным производствам, в том числе совместным предприятиям с мировыми лидерами, получить 80% рынка. В Китае и поныне действуют обязательные условия создания СП и постепенного (в течение трех лет) доведения локализации до 80%. Сейчас китайские автомобилестроители догоняют в технологическом плане корейские и европейские компании. Даже для машин из стран-членов ВТО китайская пошлина составляет 26%.

Удельный вес продаж легковых автомобилей в Украине

Для Украины дальнейшая политика «железного занавеса», при которой импорт ограничивался бы квотами или заградительными пошлинами, невозможна — слишком велико давление со стороны ВТО. Однако прежде чем открывать рынки, необходимо защитить внутреннее производство, тем более что переходный период при вступлении в мировой торговый клуб позволяет это сделать. Помимо действующих относительно высоких пошлин на импорт (сейчас они составляют 25%), а также налоговых льгот для сборочных предприятий, нужны особые условия для производителей, использующих отечественные компоненты. Только в этом случае начнут развиваться такие технологичные отрасли, как двигателестроение и радиоэлектроника.

Непоследовательная поддержка отрасли

Глубокий кризис 90-х резко снизил платежеспособность украинцев, а беспошлинный ввоз иномарок обрушил спрос на отечественные модели автомашин. В результате только за 1996 год единственный производитель легковушек — Запорожский автомобильный завод («АвтоЗАЗ») — снизил объемы выпуска на 85,7% (до 6881 единиц), Луцкий автомобильный завод (ЛуАЗ) — на 82,7%, а Кременчугский автомобильный завод (КрАЗ) — на 72,1%. В 1997-м в стране было выпущено 7,1 тыс. единиц легковых и грузовых автомобилей и автобусов (в 1990-м Украина произвела 196 тыс. авто всех модификаций). Когда корпорация Daewoo (Южная Корея) предложила «АвтоЗАЗу» создать совместное предприятие (СП), совокупные долги завода составляли 98 млн долларов. Корейцы оказались единственными, кто представил серьезную программу инвестирования — организацию полного цикла производства современных авто с использованием местных комплектующих. Взамен корпорация потребовала от государства законодательно закрепить ограничение импорта, а также налоговые и таможенные льготы. Так с подачи единственного инвестора в 1997 году парламент принял Закон «О стимулировании производства автомобилей в Украине», оказавший сильное влияние на дальнейшее развитие отрасли.

Закон был прописан под конкретного производителя. От уплаты НДС, таможенной пошлины на ввоз комплектующих и сбора в Государственный инновационный фонд освобождались компании, инвестирующие в автопром и смежные отрасли не менее 150 млн долларов (именно столько внесла корпорация Daewoo в уставный фонд СП) и обязующиеся выйти на использование 70% компонентов украинского производства в течение десяти лет. Кроме того, от налогообложения освобождались земля, на которой расположено производство, и часть прибыли, реинвестированная в развитие. Соответствующую инвестпрограмму нужно было зарегистрировать до 1 января 2004 года. Совместное предприятие «АвтоЗАЗ — Daewoo» обязалось ежегодно выпускать 230 тыс. автомобилей: не только «Таврии», но и несколько моделей Daewoo, а также Opel Vectra. Половину этого объема предполагалось экспортировать. Но этим планам не суждено было осуществиться: в 1998-м СП выпустило 24 тыс. единиц, в 1999-м — 6 тыс., в 2000 году — 12 тыс. единиц В 2002-м корейский партнер (чуть позже корпорация Daewoo была признана банкротом) вышел из проекта, сообщив, что достичь намеченных объемов невозможно. Собственником госпакета предприятия стала компания «УкрАвто», ее новым партнером — компания Hirsch&Cie, зарегистрированная в Швейцарии. В тот же год объем производства сравнялся с продажами и составил 24 тыс. машин. Не последнюю роль в увеличении продаж сыграли введенные в 2002-м пошлины на ввоз автопродукции из России, принятые в ответ на заградительные меры по импорту украинских труб.

Тем временем к преференциям приобщились и другие предприятия: Львовский автомобильный завод (ЛАЗ), ЛуАЗ, а также опытный завод «Энергоавтоматика» (Днепропетровск) по выпуску аккумуляторов для авто. У ЛуАЗа проблемы начались сразу. Спустя несколько месяцев после утверждения инвестпрограммы, в октябре 2003-го, президент Леонид Кучма отменил льготы для луцкого предприятия, сочтя их экономически неоправданными (ЛуАЗу удалось добиться отмены указа только через год). После этого глава государства поручил Кабинету министров разработать законопроект об отмене Закона «О стимулировании производства автомобилей в Украине» как не соответствующего требованиям ВТО.

Принятый в 2004-м Закон «О развитии автомобильной промышленности», сохранив прежние льготы для ЛАЗа и «АвтоЗАЗа», установил новые правила для остальных производителей. Теперь от таможенной пошлины освобождались все комплектующие для авто, в которых стоимость использования украинских компонентов превышала 50% от общей стоимости и при их производстве кроме сборки проводилась сварка и покраска кузовов. Отмена налогообложения той части прибыли, которая реинвестировалась в собственное производство, сохранялась, однако НДС и земельный налог автопроизводителям приходилось платить на общих основаниях. В то же время они освобождались от акцизного сбора на обороты по реализации, если объемы производства составляли не менее 10 тыс. автомобилей и 1000 единиц мототехники.

Год спустя Верховная Рада с подачи правительства утвердила социально-ориентированный бюджет, в котором не нашлось места промышленным льготам. Были отменены налоговые преференции для предприятий, защитивших инвестпрограммув рамках Закона «О стимулировании производства автомобилей в Украине», особый режим налогообложения для специальных экономических зон, а также нормы Закона «О развитии автомобильного производства», касающиеся его локализации. ЗАЗ, ЛуАЗ и ЛАЗ подняли цены на свою продукцию и частично уступили рынок импорту — в основном, российским авто, которые тогда ввозились беспошлинно. В прошлом году запорожцам и лучанам удалось ненадолго вернуть преференции, полученные по Закону «О стимулировании производства автомобилей в Украине». «Нам не хватило совсем немного — около года, чтобы выполнить намеченную инвестиционную программу: провести модернизацию и задействовать новые производственные мощности», — с сожалением говорит президент корпорации «Богдан» (владеет ЛуАЗом и Черкасским автомобильным заводом) Олег Свинарчук.



Автор: Нелли Вернер

 печать  отправить ссылку другу  в избранное
КОММЕНТАРИИ


Нет комментариев.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ



ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ В РУБРИКЕ "ЭКСПЕРТ-АВТО"
Авангард из Поднебесной
Тест-драйв
«Эксперт» тщательно протестировал полноразмерный электромобиль BYD e6, способный до 300 км ехать без подзарядки. Эта китайская машина являет собой новый сегмент в области электромобилестроения
Электродиета
Электромобили
Электромобили продаются очень вяло. Тем не менее к их разработке и производству подключаются концерны с мировым именем, что сулит прорыв в этой области в ближайшие десять лет
Утилизация во имя корпорации
Утилизационный сбор
Какие цели преследуют борцы за автоэкологию
Заповеди автомобильного паломника
Безопасность
Соблюдая во время автомобильных путешествий несложные правила, можно свести связанные с ними расходы и риски к минимуму
Куда пойдет прокат?
Прокат
Гибель Вадима Нестерчука, основателя крупнейшего оператора по прокату автомобилей в Украине, чревата переменами в этом бизнесе
Генераторы адреналина
Тет-а-тест
Спорткары ассоциируются с многолитровыми моторами ракетной мощности. Испытания «Эксперта» показали, что для генерации адреналина достаточно 1600 «кубиков» и турбины
Летние премьеры’2013
Новинки
Семеро одного ждут
Тест-драйв
Корпорация Nissan представила новый семиместный внедорожник. «Эксперт» протестировал автомобиль на венгерских дорогах, хотя в Европе он будет продаваться исключительно на российском и украинском рынках
Спринт без обжорства
Тест-драйв
«Эксперт» протестировал в Германии третье поколение многофункционального вэна Sprinter. Новинка стала больше, экономичнее, безопаснее и при этом сохранила привлекательную стоимость
Двойной дауншифтинг
Салоны
Бедная экспозиция, катастрофическое сужение марочного портфеля и полное доминирование двух украинских финансово-промышленных групп — вот чем запомнился XXI Киевский международный автосалон SIA’2013






Размещение пресс-релизов
Новости компаний
Обзор игрового клуба LotoBar Современные азартные игры позволяют ощутить необъяснимые эмоции, получить порцию адреналина и провести время с... 24.06.2019
Новостройки в Броварах «Квартал Аллей» — современное качественное жильё нового уровня комфорта Красота природы, свежий воздух и тишина — то, в чём нуждается каждый из нас. В современном крупном мегаполисе, каким... 16.05.2019






Публикации
Налоговая скидка: что это и как ее оформить в Украине? 26.12.2019
Александр Черныш: Украинская История Молодого Предпринимателя 23.10.2019









Главная Реклама на сайте
Материалы помеченные значком имеют ограниченный доступ. Использование материалов Эксперт.in.UA разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на expert.in.ua
©2018-2020 Эксперт.in.ua   Реклама на сайте