Новости
Skoda представила свой новый компактный кроссовер Vision In. (ВИДЕО) Компания Skoda презентовала новый компактный кроссовер Vision In. 24.01.2020
Собаки, участвующие в боевых операциях армии США, получат защитные головные уборы В США разрабатывают для собак, которые участвуют в боевых операциях, специальный головной убор, нацеленный на... 24.01.2020
В Германии неизвестный стрелял по людям: есть погибшие В Германии неизвестный устроил стрельбу, в результате которой, по предварительной информации, погибли 6 человек. 24.01.2020
Стало известно, как название марки BMW произносится на разных языках (ВИДЕО) С произношением марки BMW не всё так просто: дело в том, что на разных языках она звучит по-разному. Поэтому компания... 24.01.2020
В Китае опубликовали первое фото нового смертельного коронавируса Национальный банк патогенных микроорганизмов Китая опубликовал информацию о новом типе коронавируса 2019-nCoV и первую... 24.01.2020
В Швейцарии отчеканили самую маленькую в мире монету Швейцария выпустила партию самых маленьких в мире золотых монет. 24.01.2020
Uber и Nissan заключат взаимовыгодную сделку Nissan предоставит 2000 электрокаров Leaf водителям Uber. 24.01.2020
В английской "Википедии" появилась рекордная 6-миллионная статья Шестимиллионная английская статья «Википедии» посвящена Марии Элизе Тернер Лаудер — канадской школьной учительнице XIX... 24.01.2020
В «Укрзализныце» рассказали, когда в «Интерсити» будет Wi-Fi Скоростной интернет в поездах может появиться в течение года. 24.01.2020
Аномальное тепло: под Одессой рыба готовится к нересту, а птицы вьют гнезда А многие рыбы Придунавья готовятся к скорому нересту. 24.01.2020
Что изменится для британского автопрома, если будет подписана торговая сделка с США Любая торговая сделка с США также может серьезно изменить британский автомобильный рынок, потенциально наводняя его... 24.01.2020
Компания General Dynamics провела испытания подводного беспилотника Bluefin-9 (ВИДЕО) Американская аэрокосмическая и оборонная компания General Dynamics Corp выпустила видео о морских испытаниях подводного... 24.01.2020
В Украине могут ввести финансовый паспорт. Что это значит? В Украине народные депутаты подали законопроект об экономическом паспорте для граждан страны.
24.01.2020
Япония построила перспективную гусеничную платформу (ФОТО) В Сеть выложили снимки, демонстрирующие перспективную гусеничную платформу от Mitsubishi Heavy Industries. 24.01.2020
За деньги от штрафов полицейский департамент в США купил спорткар Ford Mustang (ФОТО) Полицейский департамент города Пасадена, штат Техас, купил новое купе Ford Mustang GT за 49 275,82 доллара.  24.01.2020




Магазин сантехники
Предлагаем купить сантехнику в Киеве. Отличная цена!
dushik.com.ua

Курс банковских металлов НБУ Курсы валют Стоимость нефти (ICE)
грн./тр.унциюИзм., %
Золото34625.613-0.205
Серебро399.427-0.005
Платина21727.344-0.667
 ПродажаПокупкаНБУ
USD24.55024.17525.144
EUR27.22526.57527.749
RUB0.4040.3070.378
$/баррельИзм., %Дата
BRENT60.69-2.43Jan
WTI67.49-0.8446Aug
GAS OIL630.25-0.5157Aug
Эксперт-Авто / №21 (118) 28 МАЯ 2007
«Крайслер» достанется «Церберу»    Печатная версия    в избранное
АВТОПРОМ
Десятилетние попытки немецкого автогиганта закрепиться на американском рынке и стать подлинно транснациональной корпорацией потерпели крах

Председатель совета директоров DaimlerChrysler Дитер Цетше официально объявил о продаже американской дочки концерна — автопроизводителя Chrysler. Трансатлантическое партнерство немецкого и американского автогигантов, в свое время гордо названное руководителем Daimler-Benz Юргеном Шремппом «браком, заключенным на небесах», оказалось провальным по всем показателям. Финансовые проблемы Chrysler так и не решены, а Daimler в своем развитии отброшен как минимум на десять лет назад.

Продажа задаром

Новым владельцем Chrysler станет американский инвестиционный фонд Cerberus — именно он, а не канадский производитель автозапчастей Magna, который еще недавно рассматривался в качестве основного претендента на приобретение Chrysler, предложил немецкому концерну лучшие условия по передаче кризисного актива. Созданный пятнадцать лет назад инвестфонд (управляет компаниями общей стоимостью 20 млрд долларов и с годовым оборотом 60 млрд долларов) получит в собственность 80,1% акций Chrysler. Оставшиеся 19,9% останутся во владении Daimler.

Хотя формально Cerberus заплатит Daimler 5,5 млрд евро (в 1998 году Daimler отдал за Chrysler 36 млрд долларов), немцам из этой суммы достанутся сущие крохи — всего миллиард евро. Остальные деньги будут направлены на развитие производственного подразделения Chrysler (3,7 млрд) и санацию кредитно-финансового подразделения компании (0,8 млрд). Более того, по условиям сделки Daimler обязуется погасить полтора миллиарда евро долгов Chrysler, так что в итоге немцы еще и останутся в накладе.

Финансовая выгода Daimler состоит в другом: Cerberus берет на себя все обязательства Chrysler по пенсионному и медицинскому страхованию работников, а это примерно 18 млрд долларов.

Мечта себе в убыток

Продажа Chrysler — не просто избавление от убыточного актива, не поддающегося санации. Расставание Daimler со своей американской дочкой — это крах немецкой мечты о мировой автомобильной экспансии, жирная точка в амбициозных планах немецкого концерна по созданию транснационального автогиганта и наглядный пример того, как отказ от прагматичной политики в угоду визионерским планам может завести в глубочайший кризис даже самую успешную компанию.

«Слияние с Chrysler с самого начала было лишено экономического смысла», — критикует немецкий концерн эксперт в области автомобильного рынка Эккехарт Венгер. Еще в 1998 году Венгер выступил на собрании акционеров DaimlerChrysler и назвал приобретение американской компании «покупкой лавки с рухлядью за сумасшедшие деньги». Теперь его слова полностью подтвердились, и от этого раздражение руководства концерна становится еще более очевидным. «Я принял решение о продаже Chrysler с тяжелым сердцем. Мы вложили в это подразделение слишком много душевных и физических сил», — написал глава DaimlerChrysler Дитер Цетше в письме, направленном работникам концерна.

Председателю совета директоров DaimlerChrysler можно верить. Все десять лет, прошедшие с момента слияния Daimler-Benz и Chrysler в международный концерн DaimlerChrysler, американская дочка приносила немцам одни убытки. Чтобы изыскать средства на поддержание Chrysler на плаву, концерн регулярно сокращал рабочих на своих заводах в Европе и даже частично свернул производство перспективных экономичных миникаров Smart. На все эти меры немецкое руководство шло ради своей мечты — создания успешного транснационального автоконцерна.

Ради этой же мечты в 2000 году DaimlerChrysler приобрел 37% акций японского автопроизводителя Mitsubishi Motors. Но эта покупка тоже оказалась неудачной, и уже в 2005-м DaimlerChrysler вынужден был избавиться от японского актива, а Юрген Шремпп ушел в отставку. Пост главы концерна занял Дитер Цетше, также стремившийся сохранить присутствие концерна на американском континенте, несмотря на потери.

Однако финансовый кризис Chrysler оказался слишком тяжелым бременем даже для одержимого идеей транснационального партнерства Цетше. Если в прошлом году убытки американского подразделения составили 1,1 млрд долларов, то лишь за первый квартал 2007-го его оперативные потери уже достигли 1,4 млрд долларов, и это при пятипроцентном падении объемов производства.

Учитывая, что доналоговая прибыль Chrysler по производству легковых автомобилей Mercedes за тот же период составила 792 млн евро, а выпуск грузовиков принес компании 528 млн евро, разочарование немецкого руководства американскими показателями легко можно понять. Медлить дальше было просто нельзя, и Дитеру Цетше пришлось пойти на продажу американской дочки, даже понимая, что это решение, скорее всего, будет ему стоить поста председателя совета директоров компании.

Туманное будущее

Хотя окончательная передача Chrysler в руки Cerberus состоится лишь осенью этого года, судьба компании уже сегодня вызывает горячие споры. Дело в том, что это первый случай в мировой истории, когда инвестфонд приобретает автомобильного производителя мирового уровня. Пока совершенно непонятно, как именно новые владельцы будут управляться с полученным активом. То, что Cerberus уже владеет американской компанией по аренде автомашин Vanguard Car Rental, а также немецким производителем запчастей для автомобилей Peguform, никак не проясняет сложившуюся ситуацию, как не проясняет ее и заявление главы Cerberus Джона Сноу, в котором он заверил работников Chrysler: «Cerberus не является финансовым жонглером и станет для Chrysler долгосрочным инвестором».

Инвестиционный фонд, принцип работы которого заключается в скорейшей санации приобретенной компании и перепродаже ее новому владельцу (в этом году Cerberus уже продал купленные три года назад компании по аренде автомобилей Alamo и National), в силу объективных причин не может быть стратегическим инвестором. Так что мнения по поводу перспектив развития Chrysler кардинально разделились.

Президент американского профсоюза работников автомобильной промышленности UAW Рон Геттельфингер приветствовал приобретение Chrysler инвестфондом, заявив, что «переход в руки Cerberus полностью соответствует интересам работников компании». В свою очередь, президент канадского профсоюза работников автомобильной промышленности CAW Базз Харгров выразил опасения по поводу планов Cerberus провести массовые сокращения персонала ради оздоровления компании и даже потребовал от инвесторов письменных гарантий сохранения за работниками их мест, которых ему, правда, не дали. Разработанный еще в рамках концерна DaimlerChrysler план санации американского автопроизводителя в нынешнем году предусматривает сокращение 13 тыс. рабочих мест. Вряд ли руководство Cerberus найдет причины для уменьшения этой цифры, тем более что это далеко не самое массовое сокращение рабочих в американской автомобильной промышленности. Так, переживающий глубокий кризис концерн General Motors лишь за два последних года расстался с 34 тыс. своих сотрудников.

Близкое прошлое

С гораздо большей точностью можно прогнозировать последствия сделки для компании Daimler. По мнению большинства экспертов, отказ от американской дочки ставит жирный крест на экспансионистской политике Daimler и отбрасывает компанию как минимум на десять лет назад. Дело не столько в том, что, избавившись от убыточной структуры, Daimler потеряет треть своего оборота. (В прошлом году оборот концерна DaimlerChrysler составил 152,8 млрд евро, из которых на долю Chrysler пришлось 54,2 млрд. Таким образом, оборот нового немецкого автопроизводителя Daimler AG окажется чуть меньше 100 млрд евро, и впервые за многие годы Daimler уступит свое лидерство среди немецких автопроизводителей концерну Volkswagen, оборот которого в 2006-м равнялся 105 млрд евро.)

Намного большей неприятностью для немцев является то, что вновь ставший исключительно немецкой компанией Daimler стратегически окажется в гораздо более тяжелом положении, чем Daimler-Benz образца 1997-го. Ведь за те десять лет, которые компания впустую растратила на попытки создания успешного германо-американского концерна, конкуренция в сегменте автомобилей класса люкс значительно выросла.

Главный конкурент Daimler — BMW — успешно избавился от своего убыточного дочернего предприятия Rover и стал одним из наиболее прибыльных автопроизводителей Германии. В отличие от концерна DaimlerChrysler, экономившего на миникарах Smart, компания BMW успешно развивала свое подразделение Mini, которое теперь показывает отличные результаты. В затылок немецким производителям также дышит люксовая дочка японской компании Toyota — Lexus. Наиболее опасным конкурентом в сегменте автомобилей класса люкс выступает триада Audi—Porsche—Volkswagen. Объединение проектных центров этих компаний под одной крышей и оптимизация их производства (например, некоторые детали VW Toureg, Audi Q7 и Porsche Cayenne сходят с одних и тех же конвейеров) дают им большое конкурентное преимущество. Сейчас совершенно непонятно, в чем может заключаться ответ Daimler на вызовы своих более успешных соперников. У этой компании нет ни новых идей, способных разрушить конкурентное преимущество BMW, Audi или Porsche, ни материальных ресурсов, достаточных для того, чтобы потеснить эти бренды.

Другая серьезная проблема Daimler — весьма распыленная по сравнению с конкурентами структура собственности. «В то время как, скажем, BMW имеет дело со стратегическими инвесторами, значительная доля акций Daimler находится на руках у огромного количества частных лиц и может легко стать объектом скупки. Поскольку ближайший год будет для Daimler весьма тяжелым, компания окажется весьма уязвимой для враждебного поглощения. Соблазн поглотить ее будет очень велик», — пояснил «Эксперту» аналитик Центра исследований автомобильной промышленности Института экономики FHDW Штефан Братцель. Таким образом, вслед за потерей Chrysler Daimler и сам может лишиться независимости. Столь высокой может оказаться цена за заблуждение, в котором руководство концерна упорствовало целых десять лет.



Авторы: Сергей Сумленный, Франкфурт-на-Майне

 печать  отправить ссылку другу  в избранное
КОММЕНТАРИИ


Нет комментариев.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ



ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ В РУБРИКЕ "ЭКСПЕРТ-АВТО"
Авангард из Поднебесной
Тест-драйв
«Эксперт» тщательно протестировал полноразмерный электромобиль BYD e6, способный до 300 км ехать без подзарядки. Эта китайская машина являет собой новый сегмент в области электромобилестроения
Электродиета
Электромобили
Электромобили продаются очень вяло. Тем не менее к их разработке и производству подключаются концерны с мировым именем, что сулит прорыв в этой области в ближайшие десять лет
Утилизация во имя корпорации
Утилизационный сбор
Какие цели преследуют борцы за автоэкологию
Заповеди автомобильного паломника
Безопасность
Соблюдая во время автомобильных путешествий несложные правила, можно свести связанные с ними расходы и риски к минимуму
Куда пойдет прокат?
Прокат
Гибель Вадима Нестерчука, основателя крупнейшего оператора по прокату автомобилей в Украине, чревата переменами в этом бизнесе
Генераторы адреналина
Тет-а-тест
Спорткары ассоциируются с многолитровыми моторами ракетной мощности. Испытания «Эксперта» показали, что для генерации адреналина достаточно 1600 «кубиков» и турбины
Летние премьеры’2013
Новинки
Семеро одного ждут
Тест-драйв
Корпорация Nissan представила новый семиместный внедорожник. «Эксперт» протестировал автомобиль на венгерских дорогах, хотя в Европе он будет продаваться исключительно на российском и украинском рынках
Спринт без обжорства
Тест-драйв
«Эксперт» протестировал в Германии третье поколение многофункционального вэна Sprinter. Новинка стала больше, экономичнее, безопаснее и при этом сохранила привлекательную стоимость
Двойной дауншифтинг
Салоны
Бедная экспозиция, катастрофическое сужение марочного портфеля и полное доминирование двух украинских финансово-промышленных групп — вот чем запомнился XXI Киевский международный автосалон SIA’2013






Размещение пресс-релизов
Новости компаний
Обзор игрового клуба LotoBar Современные азартные игры позволяют ощутить необъяснимые эмоции, получить порцию адреналина и провести время с... 24.06.2019
Новостройки в Броварах «Квартал Аллей» — современное качественное жильё нового уровня комфорта Красота природы, свежий воздух и тишина — то, в чём нуждается каждый из нас. В современном крупном мегаполисе, каким... 16.05.2019






Публикации
Налоговая скидка: что это и как ее оформить в Украине? 26.12.2019
Александр Черныш: Украинская История Молодого Предпринимателя 23.10.2019









Главная Реклама на сайте
Материалы помеченные значком имеют ограниченный доступ. Использование материалов Эксперт.in.UA разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на expert.in.ua
©2018-2020 Эксперт.in.ua   Реклама на сайте