Новости
В Мининфраструктуры рассказали, какие украинские аэропорты ждет реконструкция Глава министерства заявил, что аэропорты Днепра, Мукачево и Измаила реконструируют, а Херсона, Черновцов и Запорожья -... 12.11.2019
Японцы представили самый мощный электромобиль на планете (ФОТО) Японская компания Aspark презентовала на автосалоне в Дубае электрический гиперкар Owl. 12.11.2019
По югу и центру Израиля ударили около 50 ракет Утром 12 ноября из сектора Газа по Израилю было выпущено около 50-ти ракет. Об этом сообщает Армия обороны Израиля в... 12.11.2019
В Киеве составили "черный список" пассажиров, которых нельзя пускать в метрополитен В киевское метро запретили пускать попрошаек, мелких продавцов и расклейщиков рекламы. 12.11.2019
Украинская армия начала получать первые серийные ракеты "Ольха" В январе 2020 года прибудет следующая партия ракет украинского производства 12.11.2019
На важнейшей украинской дороге продолжается капитальный ремонт Обновление дороги проходит в рамках реализации Проекта развития дорожной отрасли между Укравтодором и World Bank... 12.11.2019
Женщины-служащие ВСУ получат новую форму: подробности В Вооруженных Силах Украины завершилось тестирование сугубо женской повседневной формы одежды. 12.11.2019
Шведские гранатометы Carl-Gustaf оборудуют управляемыми боеприпасами Американская компания Raytheon разработала для шведских гранатомётов производства Saab первый образец управляемого... 12.11.2019
В Сети показали жуткие снимки заброшенного на 25 лет аэропорта (ФОТО) На побережье Черного моря в Западной Азии находится аэропорт, заброшенный 25 лет назад. 12.11.2019
Неделя безопасности дорожного движения в Украине: какие меры будут проводиться С 11 по 17 ноября в Украине проходит Неделя безопасности дорожного движения. 12.11.2019
Синоптики предупреждают украинцев о новой волне похолодания Прохладная погода возвращается в нашу страну. Согласно прогнозу синоптиков, пока дождей не предвидится. 12.11.2019
В аэропорту "Борисполь" озвучили самые пунктуальные авиакомпании Лидерами стали авиакомпании Swiss и Scandinavian Airlines со 100-процентным показателем пунктуальности. 12.11.2019
В Сеть утекли свежие снимки новинки от Kia (ФОТО) Южнокорейская компания продолжает дорожные тесты Kia Sorento. Новые фото появились в открытом доступе. 12.11.2019
Швейцарская компания перенесет свои производственные мощности в Украину Украина выгодно отличается от европейских соседей наличием доступной рабочей силы. 12.11.2019
Жилье в украинских новостройках в ближайшие годы может подорожать в 2 раза В течение ближайших лет новые дома сильно вырастут в цене

12.11.2019




Магазин сантехники
Предлагаем купить сантехнику в Киеве. Отличная цена!
dushik.com.ua

Курс банковских металлов НБУ Курсы валют Стоимость нефти (ICE)
грн./тр.унциюИзм., %
Золото35920.897-0.055
Серебро412.030-4.072
Платина21765.784-4.378
 ПродажаПокупкаНБУ
USD24.69024.35025.144
EUR27.28526.72527.749
RUB0.3940.3020.378
$/баррельИзм., %Дата
BRENT62.78+0.96Nov
WTI67.49-0.8446Aug
GAS OIL630.25-0.5157Aug
Эксперт-Авто / №30–31(399) 26 АВГУСТА 2013
Авангард из Поднебесной    Печатная версия    в избранное
ТЕСТ-ДРАЙВ
«Эксперт» тщательно протестировал полноразмерный электромобиль BYD e6, способный до 300 км ехать без подзарядки. Эта китайская машина являет собой новый сегмент в области электромобилестроения

Словосочетание «китайский представительский электромобиль» звучит так же двусмысленно, как и реплика Фаины Раневской о двух настоящих извращениях: хоккее на траве и балете на льду. Но с некоторых пор КНР перестала быть глобальной мануфактурой и зоной нарушения авторских прав. Китайская компания Lenovo завоевала звание крупнейшего производителя компьютеров. Китайская ZTE разворачивает в США сети мобильной связи 4G. Пекин превратился в главного кредитора американского правительства. С Китаем больше не шутят: его уважают и ненавидят.

Бомбезный вопрос

Доказательство последней сентенции мы неожиданно для себя нашли на ежегодной пресс-конференции группы компаний BOSCH. На брифинге в Москве «Эксперт» задал представителям немецкой компании вопрос: «Чем руководство совместного предприятия LiMotive, учрежденного концернами BOSCH и Samsung, намерено ответить китайским производителям, запустившим в серию электровэн бизнес-класса с пробегом без подзарядки 300 км»? Вопрос произвел эффект разорвавшейся бомбы. Топ-менеджер BOSCH с огромным трудом подавил в себе желание провести мастер-класс по ненормативной немецкой лексике со вставками отборного русского мата. Китайцам досталось не только на орехи, но и на кокосы.

После такого казуса мы просто не могли не затребовать на тест виновника — BYD e6. Тот самый китайский представительский электромобиль.

BYD e6 имеет классическую автомобильную компоновку. Силовой агрегат, электромотор и его система охлаждения расположены под капотом. Там же размещены реверсивный редуктор, главные инверторы напряжения с охлаждением, вспомогательный свинцовый аккумулятор, элементы климат-контроля и рулевого управления.

Модель e6 имеет непривычно большой для электромобиля пробег без подзарядки  и габариты полноразмерного кроссовера, в то время как подавляющее большинство электромобилей миниатюрны. По массе BYD и вовсе тяготеет к мастодонтам оффроуда. Его снаряженная масса составляет без малого 2,3 тонны, почти как Toyota Land Cruiser. Багажник, правда, получился немного меньше, нежели в крупногабаритных SUV.

Двигатель и редуктор находятся под инверторами

Обыкновенное чудо

Если бы не яркая наклейка, сообщающая о том, что это тестовый электромобиль, детище китайского автопрома могло бы и затеряться в городском потоке. Дизайн получился сдержанным, хотя не лишен изящества и обладает тщательно выверенными восточными акцентами. Китайские производители сами разработали дизайн своего электромобиля, это не реплика кого-то из японских или европейских конкурентов.

Внутри машина и вовсе разительно отличается от изделий привычного для нас китайского автопрома. И дело даже не в коже и качественном пластике — в BYD e6 тщательно продуман интерьер, тут не тесно крупногабаритным седокам, нет ощущения того, что какие-то ручки отвалятся если не завтра, то послезавтра. Правда, нет мультизональной климат-системы, но нужно понимать, что е6 — электромобиль, а не Hummer с тепловозным бензобаком.

Приборная панель машины (она расположена в средней части торпедо) отображает полный спектр информации, необходимый водителю с инженерным складом ума. В отличие от спартанского инструментального кластера Mitsubishi i-MiEV, состоящего из громадного стрелочного экономайзера, в который вписаны маленький спидометр и застенчивый одометр, приборная панель китайского EV выдает космический объем информации. Тут тебе и остаток хода (в километрах, а также процент заряда), и ток потребления/рекуперации (бегунком и в киловаттах), и скорость движения, и режим работы климат-системы. Как показал наш тест, мониторинг этих данных позволяет выбрать самый оптимальный режим езды и достичь предельной автономности.

Приборная панель показывает максимум информации
Для своих габаритов е6 имеет сравнительно небольшой багажник

Китайско-украинская граница

Впрочем, поставка тестовой машины в Украину показала существенные изъяны. Бортовая информационно-навигационная система (динамики, между прочим, Infinity) хороша, но «разговаривает» она пока только на китайском. Как переключить ее на английский язык — загадка.

У официального дилера прямо в торговом зале стоит трехфазная зарядная колонка, которая может в течение часа почти полностью зарядить электрический бак BYD e6. Именно таким, заправленным под завязку, мы забрали электромобиль с дилерской станции на Оболони.

Первая попытка подзарядить машину оказалась неудачной. Величайшая ошибка конструкторов BYD заключается в том, что штатное зарядное устройство, предназначенное для работы с бытовыми розетками, ориентировано на работу в диапазоне напряжений 220–240 вольт. Уже при 210 В оно хандрит, а при напряжении 205 В отказалось заряжать батарею, выдавая на системный дисплей ошибку. Так что в частном секторе, где напряжение было неустойчивым и ниже регламентных 220 В (хотя другие бытовые приборы работают), нам зарядиться не удалось.

Слева — американская розетка Type I; справа — евророзетка Type II

Этот трюк пришлось проделать у редакционного офиса. Благо, у нас есть внутренний двор-колодец, где можно при помощи выброшенной из окна переноски проводить требуемую манипуляцию, не привлекая внимания посетителей соседних магазинов и работников бизнес-центров. Процесс зарядки электромобиля сродни зарядке ноутбука, разница только в вольт-амперных характеристиках. От бытовой розетки ток поступает на преобразователь, откуда уже по штатному электрошлангу подается на клеммы, подключаемые непосредственно к точке запитывания на электромобиле. На заднем левом крыле BYD e6 расположен лючок, под которым притаились, словно близнецы, два гнезда — одно для промышленной зарядки Type I, второе — для промышленно-бытовой зарядки Type II. (На японских электромобилях, как правило, бытовая зарядка подключается по одному борту, а промышленная — по противоположному.)

Процесс подключения электромобиля к бытовой сети собрал немало любопытных. Тест-пилоты «Эксперта» почувствовали себя братьями Райт перед первым полетом. Китайские инженеры рекомендуют включать напряжение и только потом присоединять зарядку к горловине бака. Очевидно, это связано с тем, что компьютер должен одновременно увидеть не только физическое соединение, но и достаточное напряжение на конце шланга.

Проверив качество соединения, через десяток секунд бортовой компьютер выдал информацию о начале процесса зарядки. И тут же сообщил, что до полной зарядки нам остается подождать всего-навсего… 46 часов! Как оказалось, из-за особенностей бытового зарядного устройства вы никогда не сможете зарядить батарею от 0 до 80% за декларируемые производителем шесть часов.

Кстати, японцы решили эту проблему без затей: бытовое зарядное устройство от Mitsubishi i-MiEV работает в диапазоне напряжений 100–250 вольт, поэтому «трехалмазную» кроху можно зарядить где угодно. В наших условиях Mitsubishi набирал 70 км хода за шесть часов. При этом потребление электроэнергии составило один кВт•ч на четыре километра.

Еще один «китайский сюрприз» поджидал нас у немецкого терминала быстрой зарядки, который «Эксперту» предоставили инженеры компании Walther. Китайцы предусмотрительно разместили под крышечкой лючка «бензобака» розетки типов I (США/Канада/Япония) и II (Европа/Азия). Но сделали это не без иронии: защитный ключ на китайских разъемах развернут на 90о. То есть даже если вам удастся найти вожделенный терминал, зарядить батарею не удастся.

Условная автономность

Когда электромобиль полностью заряжен, а водитель придерживается равномерно-поступательного движения со скоростью 50–70 км/ч, бортовой компьютер выдает автономию, немного превышающую 300 км. Максимальная скорость электромобиля составила 141 км/ч, однако первые 100 км/ч машина набирает резво — чуть более десяти секунд. При этом информация энергетической установки об оптимальном расходе мощности батареи требовала от водителя выбора вальяжно-ленивого городского режима движения 20-летней давности. Так что по Киеву BYD e6 преимущественно перемещался в правой полосе движения вместе с «Волгами», «Москвичами» и троллейбусами.

В процессе равномерного движения мощность, потребляемая электромотором, составляет 12–17 кВт. При штатном разгоне она возрастает до 22–30 кВт, а на пиках взрывного ускорения достигает 60 кВт. При движении на скоростях свыше 100 км/ч расход близок к состоянию взрывного ускорения.

Тестирование электромобиля мы проводили в жаркие летние дни, поэтому активно пользовались кондиционером. Его работа на потреблении машиной энергии сказывается несущественно. В режиме интенсивного охлаждения салона кондиционер потребляет около киловатта.

В один из таких знойных дней «Эксперт» и столкнулся с проблемой, когда электромобиль начал глохнуть, несмотря на то что бортовой компьютер показывал 18-процентный запас хода (около 50 км). Возможно, китайские инженеры сочли «кондиционерный киловатт» исчезающе малым и не ввели поправочный коэффициент в формулу расчета компьютером запаса автономности. Если верить инструментальной панели, запас автономности при включенном кондиционере не уменьшается, хотя в реальной жизни он проседает примерно на семь процентов. Впрочем, тут тест-пилотам пригодился опыт пользования в пионерском детстве севшими батарейками. Через несколько десятков минут батарея остыла и частично самовосстановилась, после чего электромобиль завелся и спокойно проехал пару километров, остававшихся до базы. При этом уровень зарядки аккумулятора уверенно оставался на прежней отметке 18%.

Тест «Эксперта» показал, что реальная (то есть без проблем и остановок) автономия электромобиля в летний период всё-таки составляет около 250 км. Наверняка это следует учесть китайскому производителю, ведь в самом Китае е6 используется как электротаксомотор для местных и силовых структур. А вот за рубежом машина предлагается только для нужд корпоративного парка.

Поющий инвертор

Процедура запуска силового агрегата е6 занимает больше времени, чем у большинства электромобилей. На борту китайского EV установлена очень мощная и нетрадиционная литиево-железо-фосфатная батарея, поэтому перед запуском бортовой компьютер придирчиво проверяет основные узлы и агрегаты. Кроме того, у е6 необычный селектор режимов работы трансмиссии, который выполнен в виде маленького космического джойстика. Режим выбирается его перемещением в нужную сторону по крестообразной направляющей, после чего джойстик возвращается в нулевое положение.

BYD e6 имеет два динамических режима: экономичный и спортивный. В экономичном режиме электромобиль трогается с места вяло, но аккуратно. В спортивном можно «стрелять» машиной под светофором. Однако во втором случае заряд батареи расходуется намного быстрее. Кроме того, в спортивном режиме е6 чутко реагирует на режим «газ в пол». Он стартует с легкой пробуксовкой, достигает максимальной скорости примерно за 15 секунд, но 15–20 минут езды в подобном стиле истощат батарею примерно на треть. Поэтому спортивный режим нужно использовать только в крайних случаях.

Есть смысл активизировать его и при старте под горку. В режиме ECO из-за отсутствия трансмиссии (ее роль в электромобилях выполняет реверсивный редуктор) в момент начала движения электромотор работает в сильный натяг и с трудом срывает машину с места. Но уже после небольшого разгона всё становится на свои места: мотор е6 обладает оффроудерским крутящим моментом и протащит электромобиль везде, где позволят 138 мм дорожного просвета.

Кстати, о клиренсе. Сначала кажется, что клиренс электромобиля составляет не меньше 160 мм, так что можно пытаться давать ему и внедорожные занятия. Но такую охоту отбивает изучение днища автомобиля, где нижней точкой является аккумуляторный отсек, который торчит вниз на 20 см. От неприятностей при парковке на бровках спасает только то, что начинается этот отсек за передней осью, и его передняя кромка имеет глубокий скос.

Из-за свисающей вниз АКБ реальный клиренс меньше кажущегося

Из-за особенностей подвески и развесовки ощущения от управления этим электромобилем необычны. Руль американский: малоинформативный, легкий и чувствительный. Машина имеет вальяжную длинноходную подвеску, при этом на крутых виражах допускает глубокие крены кузова. Но перевернуть этот электромобиль почти невозможно: прижатая к дорожному полотну тяжеленная батарея (ее массу мы оценили в полтонны — официальной информации по этому поводу нет) твердо держит машину на трассе. Так, агрессивная экстренная переставка на скорости под 100 км/ч для любого другого вэна могла бы закончиться укладкой на бок, но благодаря очень низкому центру тяжести е6 не дал даже намека на такую вероятность исхода.

Аэродинамика BYD e6 характерна для большинства SUV и MPV. При открытых форточках поток воздуха пульсирует. Такие пульсации повышают сопротивление встречному потоку воздуха на три процента. Так что экономия энергии за счет отключения кондиционера в е6 бессмысленна.

Ну и нельзя не упомянуть об очень низком уровне шумов в салоне е6. В процессе езды при закрытых окнах сюда проникают только шуршание шин и «пение» высоковольтного инвертора, которое меняется синхронно с изменением скорости. Одно из первых впечатлений — ты управляешь новеньким микротроллейбусом.

Аналитические думы

Это не первый электромобиль, который «Эксперт» взялся тестировать в украинских условиях. Год тому назад мы изучали потребительские свойства и технические возможности Mitsubishi i-MiEV (см. «Фантазийный стимулятор»).

Обе модели исповедуют абсолютно разные идеологии. Mitsubishi — микроэлектромобиль, в основе которого лежит микролитражка Mitsubishi-i, предназначенная для внутреннего рынка. Отсюда главные особенности японского электромобиля: ультракомпактность, предельная простота и проработка каждого кубического сантиметра внутреннего пространства. Установить в этот электромобиль большую батарею просто невозможно. Поэтому реальная дальнобойность Mitsubishi не превышает 120 км.

Правда, японцы пошли на один трюк. Нулевой запас хода на самом деле соответствует 15% запаса заряда батареи. Инженеры Mitsubishi сознательно скрыли от водителя энергетический неприкасаемый запас. И тут дело не только в психологии (многие автолюбители, не только наши, любят ездить «на лампочке», играя в игру «хватит — не хватит»), но и в безопасности батареи (литиевые АКБ боятся глубокого разряда).

Уровень заряда тяговой батареи в 20% сигнализирует о необходимости немедленно поставить авто на зарядку

Китайцы честны — данные, выводимые на панель управления, показывают реальное состояние батарей. Однако при уровне заряда АКБ около 15% компьютер начинает уменьшать потребляемую от нее мощность, в том числе и за счет блокировки силового агрегата. А поскольку используемая на е6 «ферумная» батарея способна самовосстанавливаться, после часа-другого простоя компьютер снова позволит машине проехать расстояние в пределах пяти километров. Так что если радиус удаления от базы для iMiEV мы определили в 60 км, то для е6 он составляет 125 км.

Впрочем, отправляясь за город на длительное время, нужно помнить, что это не классический бензиновый автомобиль, в котором при плотно закрытой горловине и через год будет приблизительно столько же бензина, сколько и было перед постановкой на прикол. Батарея в течение месяца теряет около пяти процентов заряда (зависит от температуры окружающего воздуха, влажности, других параметров воздуха, например, степени насыщения солями). Так что, приехав на электромобиле на дачу в июне, в августе можете обнаружить, что его автономия упала более чем на десять процентов.

Поэтому и i-MiEV, и е6, столь разные по размерам и автономности, мы записываем в категорию городских электрокаров, то есть тех, которым каждый вечер желательно парковаться у электрического гнезда. Тогда на следующий день автономии будет достаточно для деловых поездок по такому крупному европейскому городу, как Киев. Разница в том, что для электрокара Mitsubishi это обязательное условие, а для BYD такую парковку необходимо обеспечивать хотя бы раз в две-три ночи.

В китайских городах сегодня эксплуатируется 800 BYD e6, а их суммарный пробег за время эксплуатации в городских таксопарках составил почти 30 млн километров. Насколько известно «Эксперту», без капитальных ремонтов и замены батарей. Таким образом, уже доказан на практике ресурс е6 в режиме жесткой эксплуатации как минимум на уровне 350 тыс. км. Что касается ресурса литиево-железо-фосфатной батареи, то четырехтысячного цикла заряда/разряда достаточно для того, чтобы при ежедневной зарядке BYD e6 эксплуатировался с заводской батареей 11 лет.

В отличие от большинства серийных электромобилей, е6 имеет модульную конструкцию. С помощью второго электромотора и доработанной задней оси он легко превращается в полноприводное транспортное средство. BYD e6 может комплектоваться различными типами батарей, которые обеспечивают автономность хода в 200, 300 и 350 км. Электромоторы, кстати, тоже могут иметь различную мощность.

В Китае для покупателей электромобилей действуют государственные премии, позволяющие заметно снизить стоимость EV в автосалоне. Так, при начальной стоимости 56 тыс. долларов в Китае е6 обходится конечному покупателю в 38 тыс. долларов. Цена для Украины еще не определена, но неофициально называется в пределах 70–80 тыс. долларов.

Время смеяться над китайским автопромом прошло. Так же, как в 1960–1970-е годы исчезли ироничные реплики по поводу японских электронных корпораций.

Редакция благодарит компанию «Автомотив Юроп Корпорейшн» за предоставленный на тест автомобиль



Авторы: Андрей Блинов, Игорь Мягченков

 печать  отправить ссылку другу  в избранное
КОММЕНТАРИИ


Нет комментариев.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ



ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ В РУБРИКЕ "ЭКСПЕРТ-АВТО"
Электродиета
Электромобили
Электромобили продаются очень вяло. Тем не менее к их разработке и производству подключаются концерны с мировым именем, что сулит прорыв в этой области в ближайшие десять лет
Утилизация во имя корпорации
Утилизационный сбор
Какие цели преследуют борцы за автоэкологию
Заповеди автомобильного паломника
Безопасность
Соблюдая во время автомобильных путешествий несложные правила, можно свести связанные с ними расходы и риски к минимуму
Куда пойдет прокат?
Прокат
Гибель Вадима Нестерчука, основателя крупнейшего оператора по прокату автомобилей в Украине, чревата переменами в этом бизнесе
Генераторы адреналина
Тет-а-тест
Спорткары ассоциируются с многолитровыми моторами ракетной мощности. Испытания «Эксперта» показали, что для генерации адреналина достаточно 1600 «кубиков» и турбины
Летние премьеры’2013
Новинки
Семеро одного ждут
Тест-драйв
Корпорация Nissan представила новый семиместный внедорожник. «Эксперт» протестировал автомобиль на венгерских дорогах, хотя в Европе он будет продаваться исключительно на российском и украинском рынках
Спринт без обжорства
Тест-драйв
«Эксперт» протестировал в Германии третье поколение многофункционального вэна Sprinter. Новинка стала больше, экономичнее, безопаснее и при этом сохранила привлекательную стоимость
Двойной дауншифтинг
Салоны
Бедная экспозиция, катастрофическое сужение марочного портфеля и полное доминирование двух украинских финансово-промышленных групп — вот чем запомнился XXI Киевский международный автосалон SIA’2013
Доступные, но с характером
Тет-а-тест
Весной в Украине появилось несколько новых бюджетных седанов. Кроме приемлемой цены, их объединяет еще одна общая черта: эти модели имеют ярко выраженный характер






Размещение пресс-релизов
Новости компаний
Обзор игрового клуба LotoBar Современные азартные игры позволяют ощутить необъяснимые эмоции, получить порцию адреналина и провести время с... 24.06.2019
Новостройки в Броварах «Квартал Аллей» — современное качественное жильё нового уровня комфорта Красота природы, свежий воздух и тишина — то, в чём нуждается каждый из нас. В современном крупном мегаполисе, каким... 16.05.2019
Спорт в жизни каждого Спорт ушел на последний план у большинства людей. Всё меньше люди уделяют своему здоровью хотя бы немного времени. Без... 15.05.2019
Выбираем матрас для всей семьи по скидкам Многие так долго и тщательно подбирают кровать, что сил на поиски идеального матраса уже не остается. Вместе с тем... 06.05.2019
Главные качества наушников — ТОП-5 параметров 01.03.2019




Публикации
Александр Черныш: Украинская История Молодого Предпринимателя 23.10.2019
Кондрашов Станислав Дмитриевич: криминальный след Дениса Вороненкова задел невиновного 26.08.2019









Главная Реклама на сайте
Материалы помеченные значком имеют ограниченный доступ. Использование материалов Эксперт.in.UA разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на expert.in.ua
©2018-2019 Эксперт.in.ua   Реклама на сайте