Утилизация во имя корпорации
УТИЛИЗАЦИОННЫЙ СБОР
Какие цели преследуют борцы за автоэкологию
С 1 сентября 2013 года вступает в силу Закон №422-VII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно уплаты экологического налога по утилизации снятых с эксплуатации транспортных средств и совершенствования некоторых налоговых норм». Именно он регулирует правила взимания нового утилизационного налога (УН) с юридических и физических лиц, который появился в стране после вступления в августе в силу Закона №421-VII «Об утилизации транспортных средств». Формально оба документа должны предотвратить экологическую катастрофу в Украине.
Авторы утилизационного налога — бывший заместитель генерального директора запорожского ОАО «Мотор Січ» Ярослав Сухой и заместитель председателя правления ЗАО «ЗАЗ» Валерий Крайний (правая рука почетного президента корпорации «УкрАвто» и фактического владельца ЗАО «ЗАЗ» Тариэла Васадзе). Авторы инициативы считают, что наибольшую опасность для нашей страны представляют старые автомобили, которые несознательное население выбрасывает в леса, поля и даже реки.
Закон №422-VII оперирует двумя базовыми ставками. Для легковых автомобилей она составляет 5500 гривен, а для грузовых — 38 тыс. гривен. Но фокус заключается в том, что дополнительно вводятся так называемые поправочные коэффициенты. Для новых легковушек они составляют 86–550% от базовой ставки (4,73–30,2 тыс. гривен), а для легковых автомобилей старше трех лет — 530–3501% (29,1–192,5 тыс. гривен). Для новых грузовиков поправочный коэффициент колеблется в пределах 50–290% (19–110,2 тыс. гривен), а для подержанных — 88–1180% (33,4–448,4 тыс. гривен).
Закон №422-VII настолько возмутил Европу, что 6 августа представительство ЕС в Украине передало президенту Украины Виктору Януковичу ультиматум с требованием до 1 сентября 2013 года привести данный закон в соответствие с правилами Всемирной торговой организации. В противном случае ассоциация с ЕС Украине не светит.
Аргументы европейцев подействовали, поэтому президент Украины поручил премьер-министру Николаю Азарову незамедлительно доработать законы №№421 и 422. По мнению канцелярии главы государства, оба документа не защищали права и экономические интересы собственников сдаваемых в утиль транспортных средств. Кроме того, по мнению президента Украины, необходимо изъять из спорных законов поправочные коэффициенты. При их диапазоне от 86 до 3501% чиновников, задействованных в растаможивании и первой регистрации автомобилей, может бес попутать.
По данным «Эксперта», последнее требование Виктора Януковича будет учтено. Надо только дождаться открытия новой сессии Верховной Рады. Ставки налогообложения станут едиными для всех и составят 5,5 тыс. гривен для легковых авто и 11 тыс. гривен для грузовиков и спецтехники. Однако требование президента о введении в закон Крайнего—Сухого статей по защите экономических интересов владельцев утилизируемых транспортных средств будет проигнорировано.
Если до 1 сентября из закона будут выброшены коррупционно-поправочные коэффициенты, то иномарки, в зависимости от класса, подорожают на 1,5–5%. Это усилит падение продаж в С-классе.
В начальном ценовом сегменте, по логике вещей, должен возрасти спрос на продукцию украинского автопрома. Однако результаты производства автомобилей за первые семь месяцев нынешнего года ставят такой прогноз под сомнение. Несмотря на очередной виток протекционизма, по данным ассоциации «Укравтопром», производство легковых автомобилей за январь-июль 2013 года сократилось в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 50%. Производство грузовых автомобилей за первые семь месяцев этого года упало на 51,4%. Однако если сравнивать июльские показатели 2013 и 2012 годов, то рост производства легковых авто составил 16,7%.

Равнее других
Нет сомнения в том, что утилизационный налог принят в интересах украинских автомобильных предприятий. Но не всех. После введения с помощью партнеров по ассоциации «Укравтопром» заградительных пошлин на автоимпорт корпорации «Богдан» и «УкрАвто» добились того, что Кабинет министров принял любопытное постановление. Право считаться украинским автомобильным заводом имеют только те предприятия, которые ежегодно выпускают от 25 тыс. авто, имеют собственное кузовное производство и обеспечивают уровень локализации не менее 20%. Заводы «Еврокар» и КрАСЗ однозначно не попадают под последнее требование, поэтому не исключено, что им уже в скором времени придется платить утилизационный налог при ввозе на территорию Украины чешских и китайских машинокомплектов.
«Богдан», кстати, тоже попадает в двусмысленное положение. После того как «АвтоВАЗ» отказался выдать Черкассам лицензию на производство модели Lada Priora, а продажи ВАЗов десятого семейства просто рухнули, корпорация Олега Свинарчука делает ставку на сборку автомобилей из китайских машинокомплектов. Локализация тут нулевая.
Утилизационный налог вводится во имя двух корпораций. При этом продукция украинского автопрома освобождается на несколько лет от уплаты утилизационного налога в обмен на письменные обязательства производителей утилизировать свои автомобили собственными силами через неопределенное время.
То есть жестких обязательств нет. При этом Минфин прикинул, что новый налог позволит пополнить госбюджет на 2,2 млрд гривен. Из них 70% (1,54 млрд гривен) осядет на специальных счетах Министерства экологии и природных ресурсов. Интересно, сколько денег из этих полутора миллиардов гривен действительно уйдет на экологию?
Современных утилизационных пунктов в Украине нет. В лучших советско-показушных традициях ко времени Ч планируется построить десять образцово-показательных утильзаводов. Остальные предприятия (а их, по различным оценкам, предполагается построить от ста до 200) будут представлять из себя кое-как оборудованные площадки с площадью свыше 500 кв. м. В лучшем случае там будут разбирать снятые с эксплуатации авто, сортировать детали на металлические, стеклянные и полимерные и отправлять остов кузова под пресс или в промышленный шредер. Но более вероятен сценарий, при котором периферийные утилпункты окажутся отличными донорами запчастей для гаражей и авторынков.
Предприятий по утилизации автомобилей еще нет, а PR-кампания в их поддержку уже развернута. На круглом столе, посвященном проблемам УН, президент клуба автомобильных журналистов Украины Максим Моргунский поднял вопрос о том, что следует немедленно отработать парадигму стабильной и максимальной загрузки утилизационных предприятий. Для этого журналист предлагает ввести спецналог на подержанные авто, который будет расти по мере старения транспортных средств. Проще говоря, владельцев старых автомобилей, прежде всего пенсионеров, будут заставлять с помощью налогового рэкета отдавать свои «ласточки» на принудительную утилизацию. Никаких программ по стимулированию обмена старого автомобиля на новый не предлагается. А это значит, что лишившийся старого автомобиля во имя государственных интересов старичок никогда в жизни не сможет накопить как минимум 60 тыс. гривен на покупку «Сенса» или Geely CK.
Утилизация по-российски |
Введение утилизационного налога в Украине предлагалось в качестве симметричного ответа на введение Российской Федерацией утилизационного сбора (УС) 1 августа 2012 года. Он был призван компенсировать потери от снижения таможенных пошлин на автоимпорт, что являлось одним из важных условий вступления России во Всемирную торговую организацию.
Базовая ставка УС составляет 20 тыс. рублей (примерно 5 тыс. гривен) для легкового авто, 150 тыс. рублей (37 тыс. гривен) для грузовика и 300 тыс. рублей (75 тыс. гривен) для автобуса. На подержанные авто, в зависимости от объема двигателя и возраста транспортного средства, введены поправочные коэффициенты от 4,1 до 30,7. Иными словами, российский УС был направлен в первую очередь на импорт подержанных иномарок из Японии и ЕС. В большинстве европейских государств размер УС не превышает ста долларов США.
При ввозе автомобиля в Россию УС оплачивается либо на границе при растаможке, либо при первой регистрации ТС. Деньги, полученные от УС, идут в федеральный бюджет, из которого впоследствии будут перечисляться структурам, занятым утилизацией старых авто.
От уплаты УС освобождаются работающие на территории РФ автомобильные предприятия (в т. ч. иностранные). Однако под давлением ЕС, который подал иск против России 9 июля 2013 года, Госдума, вероятно, ликвидирует утилизационные льготы для отечественных производителей. Украина, кстати, присоединилась к этому требованию Евросоюза.
Как рассказал начальник главного управления федеральных таможенных доходов Рустам Хакимов, за первые два месяца действия УС в российский бюджет было перечислено 7,3 млрд рублей или около 80 млрд рублей (20 млрд гривен) в годовом исчислении. Когда введение УС обсуждалось в Госдуме, лоббисты утилизационного сбора обещали ежегодно пополнять бюджет на 202,5 млрд рублей. Реальность оказалась значительно скромнее.
Что же касается косвенной выгоды, то, по расчетам экспертов Евросоюза, российский автопром ежегодно получает посредством УС три миллиарда евро преференций.
|
|
|