Новости
В сирийском городе арестовали 5 вооруженных боевиков, готовивших теракт, - Анадолу В нескольких домах в сирийском городе Талль-Абьяд схвачены пять вооруженных боевиков PKK/YPG, готовивших теракт в зоне... 25.02.2020
В Париже на аукционе продали "Мону Лизу", собранную из кубиков Рубика (ФОТО) В Париже на торгах аукционного дома Articurial репродукция из кубиков Рубика знаменитой картины «Мона Лиза» Леонардо да... 25.02.2020
В Николаеве из-за штормового ветра рушатся мосты (ФОТО) В Николаеве 24 февраля порывами штормового ветра повреждены Ингульский понтонный пешеходный мост и Аляудский... 25.02.2020
Южнокорейцев с круизного лайнера Diamond Princess заберет президентский борт Южная Корея отправила президентский борт в Японию для эвакуации своих граждан с круизного лайнера Diamond Princess. 25.02.2020
Армия США случайно раскрыла изображения своей новейшей стратегической пушки Пушка способна вести массированный огонь на стратегических дистанциях для многодоменных операций. 24.02.2020
В Киеве установлен рекорд по количеству эвакуированных авто нарушителей - 141 автомобиль В ближайшее время в Киеве планируют расширить штат инспекторов по парковке и увеличить количество эвакуаторов. 24.02.2020
В Африке собираются испытывать самый большой в мире автомобиль на водородном топливе Anglo American утверждает, что автомобиль будет способен работать так же хорошо, если не лучше, чем его дизельные... 24.02.2020
Украина оказалась в ТОП-15 самых милитаризованных стран мира Пять постсоветских стран, включая Украину, вошли в перечень 15 наиболее милитаризованных стран мира в 2019 году... 24.02.2020
В Сети показали дом, в котором возможно будут жить Меган Маркл и принц Гарри (ФОТО) Когда-то в этом роскошном доме жил актер, снимавшийся в "Спасателях Малибу" 24.02.2020
ВВС США испытали новый вертолет MH-139A Grey Wolf (ФОТО) Новый вертолет ВВС США MH-139A Grey Wolf завершил свой первый испытательный полет. 24.02.2020
Mazda объявила о перерыве в производстве на 2 года: готовится крупный прорыв Ближайшие два года Mazda использует для подготовки к штурму премиального сегмента рынка 24.02.2020
В Дубае открылся отель, который допускает размещение с животными (ФОТО) Турист с домашним питомцем не должен доплачивать за животное, достаточно предупредить персонал отеля. 24.02.2020
США предоставит Индии военной техники на сумму $3 млрд По словам американского лидера, соответствующие сделки будут подписаны 25 февраля. 24.02.2020
Возле Центрального ж/д вокзала в Киеве появились первые зарядки для электромобилей (ФОТО) Зарядить электромобиль теперь можно на площади перед Центральным вокзалом. 24.02.2020
США потеряли в Сирии оружия на 715 млрд долларов, - Пентагон Тысячи единиц оружия и боеприпасов, которые США поставляли своим союзникам в Сирии в 2017-2018 годах, могли быть... 24.02.2020




Магазин сантехники
Предлагаем купить сантехнику в Киеве. Отличная цена!
dushik.com.ua

Курс банковских металлов НБУ Курсы валют Стоимость нефти (ICE)
грн./тр.унциюИзм., %
Золото34625.613-0.205
Серебро399.427-0.005
Платина21727.344-0.667
 ПродажаПокупкаНБУ
USD24.59024.27525.144
EUR26.62526.12527.749
RUB0.3900.3020.378
$/баррельИзм., %Дата
BRENT55.59-4.97Feb
WTI67.49-0.8446Aug
GAS OIL630.25-0.5157Aug
Эксперт-Авто / №45(370) 26 НОЯБРЯ 2012
Утилизационизм    Печатная версия    в избранное
НАЛОГИ
Ноябрьское законотворчество может спровоцировать обвал украинского автомобильного рынка в 2013 году

Автомобильный рынок уже несколько лет не дает покоя народным избранникам и чиновникам. У этих категорий наших сограждан до сих пор маячат перед глазами достижения 2008 года. Тогда на гребне кредитного психоза и последовавшим мощным витком девальвационных ожиданий Украина стала седьмым по значимости европейским рынком. За 2008 год было продано 620 тыс. легковых автомобилей, а украинский автопром выпустил 480 тыс. машин.

В тени утилизационного сбора

На прошлой неделе Кабинет министров направил в парламент законопроект под названием «О внесении изменений в Налоговый кодекс и некоторые законодательные акты относительно утилизационного сбора». Однако 20 ноября изредка приходящие на работу депутаты ВР VI созыва одобрили в первом чтении законопроекты №11259 (235 голосов) и №11260 (232 голоса), предложенные регионалом Ярославом Сухим и представителем фракции «БЮТ-Батьківщина» Валерием Крайним. Кабминовский документ народные избранники рассматривать не стали.

Принятые в первом чтении законопроекты предусматривают базовый размер утилизационного сбора в размере 5,5 тыс. гривен для легковых авто и 38 тыс. гривен для остальных транспортных средств (ТС). При этом для различных категорий ТС вводятся нормирующие коэффициенты от 0,86 до 5,5. Нормирующие коэффициенты для подержанных авто в депутатских законопроектах колеблются в пределах 6,2–8,2.

Предложенные Сухим и Крайним законопроекты выравнивают украинский и российский утилизационный сборы. Но если в отношении собранных в Российской Федерации автомобилей такой шаг выглядит ответной мерой, то его распространение на все иномарки пахнет утилизационным протекционизмом.

Для отечественных производителей полного цикла предусмотрены процедуры освобождения от его уплаты, что создает мощные преференции для двух украинских корпораций: «УкрАвто» и «Богдан». При этом появление утилизационного сбора в отношении импортируемых в Украину автомобилей приведет к тому, что бюджетные иномарки подорожают на шесть–десять процентов.

Поэтому украинские производители, не имеющие полного цикла, уже критикуют этот документ. По словам маркетинг-директора группы компаний АИС Сергея Боровика, без комплексной программы развития украинской автомобильной промышленности подобные инициативы ведут к дальнейшей дестабилизации отрасли. Генеральный директор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олег Назаренко высказался жестче: «С помощью этого закона с рынка хотят устранить импортеров и некоторых местных производителей». Под «некоторыми» Назаренко, скорее всего, подразумевал ЧАО «Еврокар» и группу компаний АИС. Первый максимально приблизился к полному производственному циклу, второй ограничивается крупноузловой сборкой легковых автомобилей.

Новые пошлины, новые сборы

Однако во второй половине ноября интерес украинских чиновников к автомобильному рынку был обозначен не только утилизационизмом.

Столкнувшись с хроническим дефицитом валюты из-за дефицита счета текущих операций — иными словами, постоянного превышения импорта над экспортом, в бой вступило Министерство экономического развития и торговли, которое возглавляет фактический руководитель корпорации «Богдан» Петр Порошенко. Министерством подготовлен законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно регулирования состояния платежного баланса Украины», предусматривающий введение «дополнительного импортного сбора» в размере около десяти процентов таможенной стоимости товара. Право на введение такой надбавки правительство получит в «случае значительного ухудшения состояния платежного баланса страны или существенного сокращения золотовалютных резервов, или достижения ими минимального размера».

Право на введение дополнительного импортного сбора предлагается делегировать Межведомственной комиссии по международной торговле (МКМТ), которой руководит Порошенко. Весной этого года МКМТ рекомендовала Минэкономразвития и торговли ввести спецпошлины на автоимпорт. Причем дополнительную финансовую нагрузки предполагалось ввести только для «народных» сегментов — представительские автомобили с объемом двигателя свыше трех литров из-под действия спецпошлины комиссия вывела.

Таможенная надбавка за кризис уже действовала в Украине в январе-сентябре 2009 года. Ее размер составлял 13%, и этот дополнительный импортный побор распространялся на автомобили и холодильники. Отменить его пришлось по решению Конституционного суда (КС) Украины, который признал, что правительство Юлии Тимошенко превысило полномочия.

Впрочем, одно подорожание уже состоялось. Теперь в Пенсионный фонд необходимо отчислять сбор в размере от трех до пяти процентов на все транспортные средства, впервые регистрируемые в Украине (ранее было три процента для всех машин). В частности, пять процентов надо платить при покупке новеньких машин ценой от 307,4 тыс. гривен.

Audi, Geely и пост-аудит

Новая редакция Таможенного кодекса дала таможенникам право проводить так называемый постаудит-контроль таможенной документации любого предприятия за последние три года деятельности. На одной из недавних пресс-конференций первый заместитель Гостаможслужбы Александр Дороховский отметил, что с июня 2012 года его ведомство провело около тысячи постаудитных проверок. Их результатом стало доначисление в госбюджет около 500 млн гривен. В числе нарушителей Таможенного кодекса попали и автотрейдеры: компания «Порше Украина» и группа компаний АИС.

По сообщению таможенников, оба юридических лица использовали схемы оптимизации налогов. Так, «Порше Украина» не указывала в таможенной декларации стоимость доставки импортируемых автомобилей из Европы в Украину, за что и была наказана на 13 млн гривен. Группа компаний АИС, по утверждению Гостаможни, в 2010–2011 годах ввезла в нашу страну две тысячи автомобилей марки Geely, закупленных в Китае по семь тысяч долларов за штуку. Но в декларации эти легковушки были оформлены как запчасти, что снизило их стоимость вдвое. Такую схему оптимизации налогов таможенники оценили доначислением к уплате 31 млн гривен.

На первый взгляд, украинские таможенники проявили принципиальность и доначислили значительные суммы не только иностранной компании, но и корпорации, почетным президентом которой является регионал Дмитрий Святаш. Однако если задаться вопросом, кому, кроме государства, выгодны таможенные розги, то получается следующее.

Компания «Порше Украина» импортирует автомобили Volkswagen и Audi. Последний бренд является возмутителем спокойствия в премиальном сегменте. За январь-октябрь в Украине продано 2072 новых автомобиля Mercedes-Benz и 1989 автомобилей Audi. Но у «властелинов колец» динамика продаж составила 58,1%, а Mercedes-Benz, интересы которой в Украине представляет компания «АвтоКапитал» — структурное подразделение корпорации «УкрАвто», эта цифра составила 49,5%. При таких тенденциях в следующем году Audi имеет шансы стать в Украине премиальным брендом номер один. Между тем таможенные доначисления в размере 13 млн гривен заметно их уменьшают: ведь в пересчете на каждое проданное авто это означает дополнительные расходы около 6500 гривен.

Продаваемые группой компаний АИС автомобили Geely по итогам продаж в январе-октябре вошли в топ-десятку. При этом бренд показывает завидную динамику продаж (+85,8%). Главным конкурентом Geely по китайскому сегменту в Украине является марка Chery. Ее дистрибуцией занимается структурное подразделение корпорации «УкрАвто» — компания CA Automotive. По итогам десяти месяцев 2012-го бренд Chery занял 16-е место при провальной динамике продаж (–26,3%). Вернемся к калькулятору и разделим 38 млн гривен доначислений на 9200 проданных в этом году автомобилей Geely. Получаем, что детище Святаша должно накинуть на каждое проданное авто по 4130 гривен. Для бюджетного сегмента, где счет идет буквально на каждую сотню гривен, это слишком большая сумма.

Пятая семья

Украинские чиновники постоянно приводят в пример Россию, где после введения 30-процентной таможенной пошлины стали расти новые автосборочные заводы ведущих мировых марок, словно грибы после дождя. Суммарные инвестиции всех иностранных автопроизводителей в экономику нашего северо-восточного соседа уже превысили четыре миллиарда долларов. Но важно другое — построенные на территории РФ предприятия становятся собственностью инвесторов, включая землю, производственное оборудование, расположенные на территории заводов элементы коммуникаций, здания и интеллектуальную собственность. При этом российское государство само подводит инженерные коммуникации, решает юридические проблемы, предоставляет специальные таможенные льготы.

В Украине происходит по-другому. Производство автомобилей в нашей стране контролируют четыре семьи. В период расцвета отечественного авторынка каждая из них вела переговоры с иностранными инвесторами о создании совместных предприятий. Не срослось — именитые инвесторы предпочли Россию, Болгарию, Румынию, Словакию.

Представители украинских автобизнес-групп скрывают важный нюанс. Предоставляя промышленные площадки иностранным автомобильным компаниям, Москва гарантировала инвесторам доступ не только к огромному российскому рынку, но и к рынкам своих соседей. В подобных условиях компаниям, имеющим заводы в РФ, не имеет никакого смысла строить заводы в Украине. И такое положение вещей останется неизменным до тех пор, пока отечественный автопром будут контролировать бизнес-группы, которые в тепличных условиях 1996–2004 годов освоили выпуск Daewoo Lanos (модель 1996 года), заднеприводных ВАЗов (фактически Fiat 124, выпускавшийся в 1966–1972 годах) и Opel Astra G образца 1997 года. Кстати, немецкий автомобиль простоял на украинском конвейере недолго.

Остальные легковушки собирались в нашей стране методом SKD, о котором ратующий за утилизационизм народный депутат Ярослав Сухой высказался так: «Крупноузловая сборка автомобилей — это схема импорта готовых авто, при которой бюджет не дополучает на одном автомобиле от 1,2 до двух тысяч евро налогов и сборов».

С весны 2012 года в кругу аналитиков и операторов автомобильного рынка циркулируют слухи о том, что контроль над производством автомобилей в Украине намерена взять в свои руки пятая семья. Именно с ее подачи в стране блокируются любые попытки стабилизировать ситуацию в автопроме. Доведя ситуацию до абсурда, семья скупит промплощадки разоренных конкурентов за символические деньги. Затем будут приняты невиданные ранее преференции для отечественных автопроизводителей (а их останется двое) с фактическим закрытием границ для автоимпорта.

Таков план. И, глядя на концентрацию в других отраслях украинской экономики, похоже, нет причин, чтобы он не стал реальностью.



Автор: Игорь Малишевский

 печать  отправить ссылку другу  в избранное
КОММЕНТАРИИ


Нет комментариев.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ



ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ В РУБРИКЕ "ЭКСПЕРТ-АВТО"
Авангард из Поднебесной
Тест-драйв
«Эксперт» тщательно протестировал полноразмерный электромобиль BYD e6, способный до 300 км ехать без подзарядки. Эта китайская машина являет собой новый сегмент в области электромобилестроения
Электродиета
Электромобили
Электромобили продаются очень вяло. Тем не менее к их разработке и производству подключаются концерны с мировым именем, что сулит прорыв в этой области в ближайшие десять лет
Утилизация во имя корпорации
Утилизационный сбор
Какие цели преследуют борцы за автоэкологию
Заповеди автомобильного паломника
Безопасность
Соблюдая во время автомобильных путешествий несложные правила, можно свести связанные с ними расходы и риски к минимуму
Куда пойдет прокат?
Прокат
Гибель Вадима Нестерчука, основателя крупнейшего оператора по прокату автомобилей в Украине, чревата переменами в этом бизнесе
Генераторы адреналина
Тет-а-тест
Спорткары ассоциируются с многолитровыми моторами ракетной мощности. Испытания «Эксперта» показали, что для генерации адреналина достаточно 1600 «кубиков» и турбины
Летние премьеры’2013
Новинки
Семеро одного ждут
Тест-драйв
Корпорация Nissan представила новый семиместный внедорожник. «Эксперт» протестировал автомобиль на венгерских дорогах, хотя в Европе он будет продаваться исключительно на российском и украинском рынках
Спринт без обжорства
Тест-драйв
«Эксперт» протестировал в Германии третье поколение многофункционального вэна Sprinter. Новинка стала больше, экономичнее, безопаснее и при этом сохранила привлекательную стоимость
Двойной дауншифтинг
Салоны
Бедная экспозиция, катастрофическое сужение марочного портфеля и полное доминирование двух украинских финансово-промышленных групп — вот чем запомнился XXI Киевский международный автосалон SIA’2013






Размещение пресс-релизов
Новости компаний
Обзор игрового клуба LotoBar Современные азартные игры позволяют ощутить необъяснимые эмоции, получить порцию адреналина и провести время с... 24.06.2019
Новостройки в Броварах «Квартал Аллей» — современное качественное жильё нового уровня комфорта Красота природы, свежий воздух и тишина — то, в чём нуждается каждый из нас. В современном крупном мегаполисе, каким... 16.05.2019





Публикации
Налоговая скидка: что это и как ее оформить в Украине? 26.12.2019
Александр Черныш: Украинская История Молодого Предпринимателя 23.10.2019









Главная Реклама на сайте
Материалы помеченные значком имеют ограниченный доступ. Использование материалов Эксперт.in.UA разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на expert.in.ua
©2018-2020 Эксперт.in.ua   Реклама на сайте