Новости
В США хотят создать новую криптовалюту вместо биткоина Новая цифровая валюта сможет обрабатывать до 10 000 транзакций в секунду. 18.01.2019
376 мигрантов сделали подкоп на мексиканской границе и проникли в США Нелегалы тут же сдались американским властям и попросили предоставить им политическое убежище. 18.01.2019
Стало известно, когда Microsoft закроет Windows 10 Mobile Обновления и поддержку операционной системы компания пообещала прекратить после 10 декабря 2019 года. 18.01.2019
В Украине могут разрешить двойное гражданство Министр иностранных дел Украины Павел Климкин поддержал дискуссию о двойном гражданстве в стране. 18.01.2019
Цена на нефть продолжает бить рекорды Черное золото завершает ростом третью неделю подряд 18.01.2019
Что было бы с украинской экономикой, если бы доллар был по 10 грн? Влиятельное издание The Economist составило рейтинг по так называемому рейтингу "Биг Мак", согласно которому украинская... 18.01.2019
Названа новая культурная столица Европы Пловдив считается одним из самых древних городов Европы. 18.01.2019
Украинцы покупают все больше электромобилей После отмены ряда налогов такие машины подешевели в среднем на 20 процентов. 18.01.2019
В Украине появятся европейские остановки общественного траснпорта Удобные бордюры “busbord” сделают среду доступной. 18.01.2019
В миграционной службе рассказали, сколько украинцев оформили биометрические паспорта Спрос на биометрику за последний год вырос еще больше. 18.01.2019
2019 год будет годом технологий - какие изобретения окажут наибольшее влияние? В 2019 году можно ждать технологических прорывов в таких сферах, как здравоохранение и цифровые активы, а также хорошо... 18.01.2019
В Тунисе почти все госслужащие вышли на массовую акцию протеста Госслужащие протестуют против планов Кабмина снизить зарплату бюджетникам 18.01.2019
Кофе может стать новым биткоином? Кофейным зернам осталось расти на планете не более ста лет, потому вскоре они могут стать очень ценными. 18.01.2019
В Шотландии обнаружили самый старый экземпляр таблицы Менделеева (ФОТО) Возраст плаката оценивается примерно в 140 лет и выпущен не позже чем через 20 после открытия периодической системы. 18.01.2019
Украинская молочная продукция продолжает дорожать Также аналитики рынка рассказали, как менялась цена на молочную продукцию в 2018. 18.01.2019




Магазин сантехники
Предлагаем купить сантехнику в Киеве. Отличная цена!
dushik.com.ua

Курс банковских металлов НБУ Курсы валют Стоимость нефти (ICE)
грн./тр.унциюИзм., %
Золото35956.768-0.879
Серебро435.801+0.036
Платина22524.570+0.436
 ПродажаПокупкаНБУ
USD28.11027.75527.981
EUR32.17531.42031.904
RUB0.4380.3300.422
$/баррельИзм., %Дата
BRENT62.700.00Jan
WTI67.49-0.8446Aug
GAS OIL630.25-0.5157Aug
Эксперт-Авто / №41(366) 29 ОКТЯБРЯ 2012
Шина мобилке — брат    Печатная версия    в избранное
ШИНЫ
Компания Nokian Tyres показала украинским журналистам шинный город во Всеволжске

В 1934 году фирма Nokia придумала зимние шины. Для Финляндии такое изобретение было жизненной необходимостью — классические покрышки на морозе «дубели». Это делало зимнюю эксплуатацию автомобилей опасной и даже приводило к параличу транспортной системы.

К концу 1980-х годов Nokia превратилась в многопрофильную корпорацию, выпускавшую телевизоры, мониторы, средства связи, шины и кабеля. Но в итоге приоритет был отдан производству мобильных телефонов и автомобильным покрышкам — остальные бизнесы были распроданы. При этом бренд Nokia (так называется городок, в котором родилась финская марка) достался мобильному подразделению. Шинную компанию стали именовать Nokian Tyres.

Атипичный маркетинг

Коммерческий успех Nokian Tyres обусловлен множеством факторов, в частности, специализацией и нетипичным маркетингом.

Компания позиционирует себя как производитель легковых премиальных покрышек категорий «А» и «В». Грузовые покрышки она только разрабатывает — их выпуск отдает на аутсорсинг, а доля индустриальных шин в производственной программе компании составляет менее 6,5%. Производством «народных» легковых шин группы «С» финны не занимаются, поскольку рентабельность подобных продуктов стремится к нулю. Поэтому их производители могут выжить только в странах с низкой оплатой труда: в первую очередь в России и Китае. По причине низкой рентабельности Nokian Tyres не поставляет свою продукцию и на конвейеры ведущих автомобильных корпораций.

Компания делает ставку на вторичный рынок. Бизнес-стратегия основана на том, что в регионах с морозной зимой владельцы большинства новых автомобилей меняют колеса на зиму. Логика понятна: убедившись в высоком качестве зимних покрышек Nokian, потребители с большой вероятностью отдадут предпочтение этой марке и при выборе летней резины.

Сезонная смена резины — добровольная вещь в Украине. Однако во многих странах (скандинавские государства, Германия, входящие в зимний пояс территории США и Канады) использование сезонной резины предусмотрено страховыми полисами. А это — результат эффективного лоббирования. То, что сезонное переобувание колес уменьшает аварийность зимой, подтверждено статистикой дорожной полиции и страховых компаний. Но достоянием общественности это стало не без участия производителей зимней резины. По информации «Эксперта», в скором времени сезонная смена резины должна стать обязательной и в России. Так, благодаря лоббированию своих интересов Nokian Tyres сотоварищи получает новые рынки сбыта со стабильно высоким спросом.

Made in Russia

Завод приютился в лесозаболоченной зоне в пяти километрах от Всеволжска. Посреди промышленной площадки высится большой ангар сероватого цвета с небольшими пластиковыми окнами. Рядом готовится место для второго корпуса, хотя в первом ангаре еще достаточно свободного места, и новая производственная линия будет наверняка монтироваться здесь.

Как такового цельного конвейера нет, однако есть подвесные передвижные блоки. При этом персонал обычно контролирует работу машин и роботов, а также перевозит на электрокарах продукцию из цеха в цех. Лишь на некоторых участках (например, вулканизации) задействован интенсивный ручной труд: сырье надо подавать вручную.

Любопытно, что рабочие трудятся тут по 12 часов в сутки два дня подряд, после чего у них два дня выходных. Как сообщили «Эксперту» на предприятии, это пожелание самих рабочих, многие из которых живут в Питере и им неудобно пять дней в неделю добираться почти полтора часа в одну сторону.

Впрочем, в цехах тихо и спокойно, так что вполне возможно провести здесь полсуток, не сильно устав. К тому же высокий уровень автоматизации технологических процессов во Всеволжске виден с первого взгляда. Людей в цехах мало — бóльшую часть работы выполняют роботы и роботизированные станки. Большинство тружеников Всеволжского шинного завода Nokian Tyres по сути являются операторами, и задача персонала сводится к выбору нужной программы и недопущению форс-мажорных обстоятельств. К тому же всюду установлены сенсоры, и когда человек слишком близко подходит к прессу, роботу или вулканизатору, то чтобы он не пострадал, станки тут же отключаются.

Но больше всего поразило отсутствие запахов шинного производства во всех производственных помещениях, кроме участка приготовления резиновых смесей и в непосредственной близости от вулканизаторов. Нет их и на улице — воздухоочистительное оборудование работает настолько эффективно, что недалеко от завода строятся коттеджи влиятельных в Ленинградской области лиц: природа здесь очень красивая.

Генеральный директор предприятия во Всеволжске и вице-президент компании Nokian Tyres Андрей Пантюхов ответил на вопрос, который чаще всего задают покупатели произведенных в России изделий зарубежных брендов: насколько качество российской продукции отличается от оригинала? Он считает, что самую объективную оценку качеству изготовленных под Питером покрышек дали иностранные покупатели. Бóльшая часть продукции российского завода экспортируется в 42 государства Северного полушария, включая такие избалованные качественными товарами рынки, как Германия, Франция, Италия, США, Япония. Рекламаций оттуда не приходило, а доля Nokian Tyres, поставляющих в эти страны российские покрышки, растет.

По словам Пантюхова, наибольшую проблему для завода представляет синдром постсоветской неполноценности: мол, мы не умеем выпускать качественную продукцию. Поэтому в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке многие предпочитают надпись made in China шильдику «сделано в России».

Свои доказательства высокого качества изготовленной во Всеволжске продукции привел директор по производству и техническому обеспечению Александр Уставщиков. По его словам, уровень брака составляет на заводе около одного процента. Это обеспечивается не только современным оборудованием. Все без исключения покрышки проходят визуальный контроль по 144 параметрам, после чего направляются на систему автоматического тестирования. Здесь контроль качества шин происходит в условиях, максимально приближенных к эксплуатационным. Отметим, что на многих конкурирующих предприятиях контроль качества продукции основан на выборочной проверке покрышек.

Российский завод выпускает тот же ассортимент шин, что и финское предприятие. При этом во Всеволжске и Нокии используются одинаковое сырье, рецептуры и техпроцессы. А поскольку предприятие под Питером построено позже, здесь установлено новейшее оборудование, которое разрабатывалось при участии шинников обеих стран. Неслучайно финский завод всё чаще отправляет своих инженеров, экономистов и рабочих на стажировку во Всеволжск.

С 2004 года в российский проект было инвестировано 750 млн евро, причем всеволжский завод окупился за шесть лет. Сегодня инвесторам он ежегодно приносит доход в размере около 150 млн евро. Будь качество российских шин невысоким, о такой рентабельности не могло бы быть и речи.

Призвание варягов: дубль два

Ленинградская область сегодня просто насыщена предприятиями с иностранными инвестициями. Поэтому территория вокруг Санкт-Петербурга — зона острого дефицита рабочей силы. Только во Всеволжском промышленном кластере работают предприятия автомобильного гиганта Ford, производителя бытовой техники Ariston, одна из крупнейших региональных типографий Neo Print и шинный завод Nokian Tyres. Это позволило на сравнительно небольшой территории создать около семи тысяч новых рабочих мест.

Большую роль тут сыграло законодательство. Если в РФ приходит крупный инвестор, приносящий современные технологии и новые рабочие места, для него автоматически создаются стабильные и благоприятные условия: налоговые льготы на ввоз оборудования, нулевые таможенные ставки на экспорт продукции, помощь в проведении инженерных и транспортных коммуникаций, передача земли под новыми объектами в полную собственность инвестора. В результате шинный завод во Всеволжске был построен с нуля за 12 месяцев. В Европе строительство подобного объекта заняло бы не менее двух лет.

Уровень зарплат на предприятии является закрытой информацией, очевидно, чтобы не демонстрировать, что он во Всеволжске ниже, чем в странах ЕС. Однако питерским заработкам не уступает: зарплата рабочих на шинном заводе составляет от 750 до 2000 евро в месяц. Впрочем, как признались руководители предприятия, они привлекают персонал не столько зарплатой, сколько решением жилищной проблемы. Многим работникам квартира в Санкт-Петербурге не светит из-за высокой стоимости. Поэтому сразу после запуска первой очереди предприятия и подтверждения правильности бизнес-планов акционеры финской компании одобрили программу строительства жилья для сотрудников предприятия.

Стоимость квадратного метра жилья в деревне Hakkapeliitta Village, названной в честь самой известной зимней покрышки Nokian, на 30–40% дешевле, чем в областном центре, где квадратный метр сегодня стоит от двух до пяти тысяч долларов. При этом ипотека выдается работникам завода на срок до 20 лет под 7,7% годовых — меньше не позволяет российское законодательство. Дома в «шинной деревне» проектировал финский архитектор, а строил шведский подрядчик. Причем всё жилье сооружается под ключ: вплоть до того, что все отделочные работы выполняются с учетом пожеланий владельцев, а кухни-студии оснащены мебелью. Ввод второй очереди жилья позволит обеспечить квартирами свыше 30% сотрудников российского завода Nokian Tyres.

А еще «Эксперт» обратил внимание, что здесь нет людей, которые ранее работали на советских или российских шинных заводах. По мнению психологов, человек, долгое время проработавший на отсталом предприятии с высоким уровнем брака, не сможет освоить современные технологии и выпускать качественную продукцию. Ключевую роль в обучении молодежи играют наставники. Понятное дело, постсоветские профтехучилища не способны готовить работников, умеющих обслуживать современное высокотехнологичное оборудование. Поэтому рабочие первой волны, принятые на завод в 2004–2005 годах, проходили стажировку в Финляндии, а затем стали готовить рабочие кадры для своего предприятия. Потом их лучшие ученики тоже становились наставниками, и так на заводе постепенно сформировался резерв квалифицированных «играющих тренеров».

Финны ценят советское наследие. Им очень нравится прежняя практика морального поощрения победителей соцсоревнования. Так что коридоры, ведущие к цехам, увешаны фотографиями передовиков капиталистического труда и дипломами о трудовых свершениях. Именинники, новости завода, сведения о стройке в «деревне шинников» — всё здесь.

Киев—Санкт-Петербург—Всеволжск



Автор: Игорь Мягченков

 печать  отправить ссылку другу  в избранное
КОММЕНТАРИИ


Нет комментариев.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ



ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ В РУБРИКЕ "ЭКСПЕРТ-АВТО"
Авангард из Поднебесной
Тест-драйв
«Эксперт» тщательно протестировал полноразмерный электромобиль BYD e6, способный до 300 км ехать без подзарядки. Эта китайская машина являет собой новый сегмент в области электромобилестроения
Электродиета
Электромобили
Электромобили продаются очень вяло. Тем не менее к их разработке и производству подключаются концерны с мировым именем, что сулит прорыв в этой области в ближайшие десять лет
Утилизация во имя корпорации
Утилизационный сбор
Какие цели преследуют борцы за автоэкологию
Заповеди автомобильного паломника
Безопасность
Соблюдая во время автомобильных путешествий несложные правила, можно свести связанные с ними расходы и риски к минимуму
Куда пойдет прокат?
Прокат
Гибель Вадима Нестерчука, основателя крупнейшего оператора по прокату автомобилей в Украине, чревата переменами в этом бизнесе
Генераторы адреналина
Тет-а-тест
Спорткары ассоциируются с многолитровыми моторами ракетной мощности. Испытания «Эксперта» показали, что для генерации адреналина достаточно 1600 «кубиков» и турбины
Летние премьеры’2013
Новинки
Семеро одного ждут
Тест-драйв
Корпорация Nissan представила новый семиместный внедорожник. «Эксперт» протестировал автомобиль на венгерских дорогах, хотя в Европе он будет продаваться исключительно на российском и украинском рынках
Спринт без обжорства
Тест-драйв
«Эксперт» протестировал в Германии третье поколение многофункционального вэна Sprinter. Новинка стала больше, экономичнее, безопаснее и при этом сохранила привлекательную стоимость
Двойной дауншифтинг
Салоны
Бедная экспозиция, катастрофическое сужение марочного портфеля и полное доминирование двух украинских финансово-промышленных групп — вот чем запомнился XXI Киевский международный автосалон SIA’2013






Новости компаний
Вся правда о портативных зарядных устройствах Power Bank В новых моделях гаджетов все заметнее и заметнее улучшается качество экранов, мощность камер, устройства обрастают... 04.12.2018
Как провести выходные? Сидеть дома на выходные не очень хочется. Разве что после того, как вся рабочая неделя прошла под невероятным... 28.11.2018
Эффективное оборудование для ресторанов и бара На прибыльность любого предприятия общественного питания, влияет и привлекательный дизайн помещения, и оригинальность... 20.11.2018
Что лучше: онлайн кредит на карту или деньги в долг от частного лица
Кредит онлайн на любую карту считается наиболее распространенным видом займов. Они настолько популярны, обходят... 15.11.2018
Онлайн игровые клубы Украины 10.11.2018



Публикации
Большая стирка с Александром Клименко, Максимом Слуцким и Артуром Золотаревским 14.12.2018
Новая партия Бродского и Насирова: за «банкет» платит госбюджет Украины 15.11.2018









Главная Реклама на сайте
Материалы помеченные значком имеют ограниченный доступ. Использование материалов Эксперт.UA разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на expert.in.ua
©2004-2019 Эксперт.in.ua   Реклама на сайте