Новости
В Греции начались акции протестов госслужащих за повышение зарплат Чиновникам урезали зарплаты, чтоб избежать дефолта. 14.11.2018
Эксперт рассказал, какие купюры в Украине подделывают чаще всего На втором месте по популярности у фальшивомонетчиков доллары, однако подделывают евро и даже английские фунты. 14.11.2018
Гендиректор МВФ предложила создать собственную цифровую валюту По словам Лагард, это сделает более безопасными любые денежные операции с цифровыми валютами 14.11.2018
Американцы впервые в мире напечатали титановые колеса Колеса из цельного блока алюминия расходуется около 80 процентов сырья. 14.11.2018
The Washington Times: северокорейские хакеры так же опасны, как и ядерное оружие КНДР По мнению независимых экспертов, хакерская армия Северной Кореи так же опасна как и ее ядерный арсенал. Дмитрий... 14.11.2018
В Украине все более популярным становится агротуризм В Украине агротуризм только начинает зарождаться. Эксперты ЕС подсчитали, что койко-место может «заработать» фермерам... 14.11.2018
В Киеве этой зимой будут плавить снег специальной машиной Этой зимой в Киеве впервые будет работать мобильная снегоплавильная машина, которая поможет преодолеть последствия... 14.11.2018
Тереза Мэй созвала срочное заседание кабинета министров по Brexit Премьер-министр Великобритании Тереза Мэй созвала специальное заседание кабинета министров после того, как... 14.11.2018
Трамп заявил, что доверяет Ким Чен Ыну Президент США Дональд Трамп отклонил обвинения в адрес Северной Кореи и на своей страничке в твиттер сообщил, что... 14.11.2018
Гройсман рассказал, как Кабмин собирается наполнять Пенсионный фонд Премьер отметил стремительные темпы роста зарплат по стране, но признал, что доходы граждан должны расти еще быстрее 14.11.2018




Магазин сантехники
Предлагаем купить сантехнику в Киеве. Отличная цена!
dushik.com.ua

Курс банковских металлов НБУ Курсы валют Стоимость нефти (ICE)
грн./тр.унциюИзм., %
Золото33433.395-0.736
Серебро395.321-1.204
Платина23786.274-0.648
 ПродажаПокупкаНБУ
USD28.06527.82527.918
EUR31.84531.32531.439
RUB0.4360.3280.412
$/баррельИзм., %Дата
BRENT66.50+1.57Nov
WTI67.49-0.8446Aug
GAS OIL630.25-0.5157Aug
Эксперт-Авто / №28–29(355) 23 ИЮЛЯ 2012
Фантазийный стимулятор    Печатная версия    в избранное
ТЕСТ-ДРАЙВ
Футурологи предрекают электромобилям большое будущее. Тесты ситикара Mitsubishi i-MiEV показали, что речь идет об отдаленной перспективе

«Эксперт» представляет вашему вниманию первый долговременный тест серийного электромобиля. В течение недели мы испытывали Mitsubishi i-MiEV в разных условиях, дабы понять, насколько он приспособлен к потребительской эксплуатации в современных украинских условиях.

Компоновка

Корпорация Mitsubishi построила свой электромобиль на базе ситикара, сооруженного на платформе малютки Smart ForTwo. Донорский автомобильчик оснащен бензиновым двигателем с рабочим объемом 659 см3 (64 л. с./94 Нм) и четырехступенчатым автоматом. Электромобилю достался электромотор почти той же мощности (66,7 л. с.), но его крутящий момент увеличен в два раза.

Внешне это узкий аппарат, который в городском трафике выделяется своей необычностью. Электромобиль имеет удлиненный узкий кузов с приподнятой крышей — в Японии такое решение характерно для микролитражек К-класса. Футуристичен и дизайн электромобиля. При этом владельцы других машин признают в нем именно автомобиль, требуя ехать в том же ритме, что и бензиново-дизельные собратья.

Ситикар i-MiEV имеет заднеприводную компоновку. Электромотор расположен перед задней осью и соединен с ней посредством двухступенчатого редуктора с функцией дифференциала. Такое расположение силового агрегата позволило увеличить колесную базу электромобиля едва ли не до аналогичного параметра культового хэтчбека Volkswagen Golf (2570 мм). При этом не имеющие механической связи с трансмиссией передние колеса имеют выворот под 45 градусов, что позволяет разворачивать EV буквально на пятачке. Такое свойство при движении в городе является несомненным плюсом, однако на скорости сильно крутить рулевым колесом этой машины опасно для жизни.

Японское происхождение машинки выдают детали. Так, ручка открывания «капота» расположена с правой стороны.

Несмотря на компактность автомобиля, процедура посадки-высадки в i-MiEV не составляет труда даже для грузных мужчин. Отметим только, что обладателям брюк 60-го размера будет комфортней на водительском кресле — штурманская зона субъективно Уже. На заднем двухместном диване тоже удобно сидеть: места достаточно для ног, рук и головы. Спинки регулируются по углу наклона. Подобная опция встречается у микрокаров нечасто.

Зато багажное отделение не вызывает особой похвалы. Оно настолько мало, что небольшой кофр для зеркальной фотокамеры сразу занял пятую часть площади грузового отсека. Впрочем, много ли поклажи нужно брать с собой, если едешь из дома в офис или за ребенком в школу? Да и в магазин можно ехать смело — содержимое одной большой супермаркетовской тележки в багажнике электрокара разместится.

При этом запаски в i-MiEV нет, поэтому пробитое колесо придется подклеивать реактивами из аварийного набора и надувать компактным компрессором.

Салон — спартанский. Приборная панель выполнена в стиле примитивизма: минимум индикаторов и шкал. Главный индикатор — экономайзер, который показывает, заряжается ли тяговая батарея или отдает накопленную в литиево-ионной утробе энергию электромотору. Однако примитивизм сей оправдан. В электромобиле, как и в космическом корабле, вес исчисляется граммами, а потребляемая от бортовой электросети мощность — милливаттами. Каждая лишняя шкала или лампочка снижает автономность хода.

Центральная консоль тоже лаконична. Над ней возвышается пустующее гнездо для автомагнитолы типоразмеров DIN1/DIN2. Поскольку протестированный i-MiEV — это первый технический образец электромобиля Mitsubishi в Украине, в целях экономии электроэнергии он не был оборудован магнитолой. Тем же, кто решит оборудовать свою EV музыкальным центром, к выбору его придется отнестись внимательно. Автостереосистемы потребляют от ста ватт, что будет ощутимой нагрузкой для сети электромобиля. «Эксперт» рекомендует бездисковые аппараты с поддержкой USB и карт памяти.

Украшением центральной консоли являются «крутилки» кондиционера, печки и вентиляции. Стоит загодя разобраться с режимами их работы, поскольку климатическое оборудование является главным потребителем электроэнергии после электромотора. Так, при автономности 120 км включение кондиционера сразу уменьшает запас хода на 15–20 км, а печки — на все тридцать.

Батарея

Расположенная в подполье салона тяговая литиево-ионная аккумуляторная батарея (АКБ) состоит из 88 ячеек, дает напряжение до 330 вольт. Батарея разработана совместно с GS Yuasa Corporation и обладает удельной энергоемкостью 80 Вт•ч/кг.

Полностью заряженной батареи нам хватило на 160 километров пути по незагруженной трассе при скорости 60–90 км/ч. В городском трафике автономия составляет около 120 километров. Это при условии неиспользования климатотехники.

Литиево-ионная батарея станет источником проблем в холодные зимы. Такие АКБ боятся мороза и заметно теряют свою емкость при температурах ниже нуля. А очень низкие температуры (ниже минус 25 градусов по Цельсию) могут стать для батареи фатальными. Поэтому установленная на i-MiEV тяговая АКБ имеет систему самоподогрева, которая расходует энергию, запасенную в установленном под «капотом» свинцовом аккумуляторе (он предназначен для питания вспомогательных систем), и частично питается от себя. Отбор запасенной в АКБ энергии на самообогрев плюс питание салонной печки в процессе движения кардинально сокращают автономность. По сообщениям зарубежных журналов, при температурах ниже 15 градусов мороза запас хода i-MiEV на одной зарядке составляет 50–70 км.

Есть еще одна проблема, характерная для «литиевых» электромобилей, — отсутствие достоверной информации по ресурсу АКБ. В качестве ориентира приводится ресурс батарей, установленных на гибридных авто Honda Insight и Toyota Prius. По данным производителей, 95% названных гибридов первого поколения уже имеют пробег от 300 тыс. км и по-прежнему не нуждаются в замене АКБ. Но при этом упускаются из виду три важных момента. Первое — в гибридном силовом агрегате тяговые батареи активно разряжаются лишь от 15 до 30% цикла движения, в то время как на электромобиле АКБ нагружена постоянно. Второе — данные об эксплуатации гибридов без замены АКБ справедливы для территорий с достаточно теплым климатом. Наконец, гибриды Insight и Prius используют металлогидридные батареи, которые в меньшей степени подвержены воздействию холода.

В Украине гарантийные обязательства импортера в отношении аккумуляторной батареи составляют пять лет, что позволяет оценить гарантийный ресурс АКБ более чем в сотню тысяч километров. Но как она поведет себя дальше, доподлинно неизвестно. По данным корпорации Mitsubishi, жизненный цикл батарей равен десяти годам и зависит не столько от количества зарядов/разрядов, сколько от соблюдения правил эксплуатации электромобиля. По данным «Эксперта», за десять лет емкость АКБ уменьшится до 70% от стартовой, а ее замена может обойтись владельцу i-MiEV в 20 тыс. евро при ориентировочной стоимости электромобиля 35 тыс. евро. Окончательно обе суммы будут определены в 2013 году к моменту начала свободной продажи i-MiEV в Украине.

Еще одна серьезная проблема, с которой столкнутся владельцы электромобиля, —  длительная зарядка АКБ от бытовой розетки (шесть-семь часов от нуля до ста процентов емкости). Частично эта проблема может быть решена трейдерами. Например, компания «Торговый дом — НИКО» намерена установить посты быстрой зарядки электромобильных батарей (20–30 минут на 80% емкости) во всех дилерских центрах Mitsubishi.

В июне прошлого года корпорация Mitsubishi анонсировала использование на i-MiEV новой литиево-титановой батареи (SCiB), разработанной концерном Toshiba. По данным разработчика, SCiB выдерживает в 2,5 раза больше циклов заряда/разряда и значительно быстрее заряжается от промышленных электрозарядных станций (ЭЗС). Так, для пополнения запасов энергии SCiB на 80% емкости достаточно 15 минут.

Ready!

Силовой агрегат i-MiEV активизируется с помощью ключа зажигания. На холостых оборотах его работа не слышна по определению. О том, что электромобиль готов начинать движение, сигнализирует крупная зеленая надпись READY и звуковой сигнал.

Селектор трансмиссии стилизован под рукоятку автоматической коробки переключения передач, имеющую семь положений: (P)arking, (R)everse, (N)eutral, (D)rive, (B)rake (укороченный во времени разгон/ускоренный заряд батареи в процессе рекуперации) и (C)omfort (режим плавного разгона и максимальной экономичности).

На взгляд тест-пилотов «Эксперта», Comfort — наиболее предпочтительный режим езды, поскольку при нем обеспечивается максимальная автономность. Drive — это компромисс между разгонной динамикой и потреблением электроэнергии. Его стоит использовать, когда автомобиль движется в гору. Break предназначен для эксплуатации в условиях, когда i-MiEV частенько идет накатом: на спусках, перед светофорами. Именно в этом режиме обеспечивается максимальная рекуперация энергии. Так, тестируемый автомобиль показывал запас хода 120 км, однако после проезда затяжного спуска с холма в В-режиме мы довели автономность EV до 140 км.

Впрочем, здесь стоит знать о важном нюансе — в реальности батарея пополняется электричеством в меньшей степени. Бортовой компьютер попросту пересчитывает запас хода с учетом экономичности езды и расхода энергии. Иными словами, он полагает, что и в дальнейшем автомобиль будет частенько катиться с подобных холмов.

Желание до предела снизить снаряженную массу электромобиля привело к тому, что i-MiEV имеет облегченную ходовую. Поэтому работу амортизаторов и стабилизаторов поперечной устойчивости не только ощущаешь, но и слышишь. Тем не менее подвеска комфортна: у многих микрокаров она жестче.

Ходовую мы протестировали в жестких условиях сельских трактов и технологических дорог на территории строящихся коттеджных городков. К чести японских инженеров, их творение успешно прошло испытание украинским «полудорожьем» — ни пробоев, ни опасных кренов, ни клевков.

При движении в городском цикле настройки ходовой и динамика электромобиля стремятся к идеалу. Однако соотношение колесная база/колея придает i-MiEV неприятную особенность: очень важно всё время контролировать скорость прохождения виражей и шпилек. Там, где обычные ситикары вписываются в поворот на скорости 70 км/ч, для нашего электромобиля критичной скоростью оказалась 55 км/ч. При более агрессивном прохождении виража поперечные крены становятся угрожающими, особенно при несимметричной загрузке салона.

Законам физики верны

Это авто — отменный аппарат для изучения динамических законов и убедительный аргумент для тех, кому нужно срочно перевоспитаться из дорожного гонщика-хулигана в благовоспитанного чопорного водителя.

Электромобиль i-MiEV оказался шустрым транспортным средством. Продавливание акселератора в пол приводит к мгновенному взрывному ускорению. Поначалу выполнение обгонов доставляло наслаждение: физиономии владельцев солидных авто, которых обгоняла «машинка для блондинки», изображали неподдельное удивление. Однако через десять минут такого драйва ресурс АКБ сократился вдвое — со 120 до 60 километров, хотя одометр показал прохождение лишь 15 километров.

А дальше пришлось задуматься о том, куда едем, зачем и как быстро. Психологическое состояние такое, словно едешь на обычном авто с давно горящей лампочкой, указывающей на почти пересохший бак. Усердно просчитываешь, на сколько километров еще хватит этих капель и где бы можно подзаправиться хотя бы парочкой литров (в нашем случае — кратковременно подзарядиться). Делая большой круг вокруг Киева, маршрут пришлось тщательно просчитывать, чтобы вдруг не оказаться на проселке с разряженной батареей.

Максимальная разумная скорость электромобиля находится у отметки 110 км/ч. Тестируемый Mitsubishi i-MiEV честно разогнался до 135 км/ч по GPS, но при этом машина начала откровенно «скакать» по дороге, так что от греха подальше скорость пришлось сбросить.

Оптимальная скорость на трассе составила 75–90 км/ч. Именно такой режим езды характеризуется минимальным расходом энергии и полной предсказуемостью электромобиля.

Рулевое управление у i-MiEV мягкое, какое-то женское, но острое. Ноль руля точен, как у самолета. Из-за этого на малых скоростях машину приходится подруливать, а при езде выше 90 км/ч — «ловить». Стоит отметить и спортивные тормоза электромобиля. Они начинают работать сразу после нажатия на педаль и не имеют характерного для «японцев» длинного хода притормаживания. Но и рулевое, и тормозная система прогнозируемы и предсказуемы. Связка ABS/ESP дает похулиганить: при некоторой сноровке электромобиль легко пускается в занос.

Эксплуатация авто в режиме достижения максимальной автономности напомнила тест-пилотам «Эксперта» давние ощущения учебы в автошколе. В первую очередь прилежное выполнение скоростных ограничений. Шестьдесят километров в час в городе и никаких агрессивных ускорений; на трассе — до 90 км/ч. Светофоры видишь загодя и вовсю используешь торможение двигателем. Индикатор при этом показывает зарядку АКБ. В режиме Break торможение достаточно жесткое, оно стремительнее движения на пониженной передаче на авто с бензиновым двигателем. Скорость в этом случае падает тоже быстро: так, заходя с отпущенным акселератором на затяжной пологий спуск на Краснозвездном проспекте в Киеве на скорости 70 км/ч, мы выходили из него на велосипедных 39 км/ч. Главный урок — при езде на электромобилях нужно научиться по максимуму использовать инерцию и, следовательно, как можно реже нажимать на тормоз. Это позволяет выигрывать до семи километров автономии в течение одной поездки протяженностью 30 км.

Бытовые неурядицы

Автомобиль хоть и футуристичен, однако вполне похож на небольшие авто с двигателями внутреннего сгорания, массово колесящие по просторам родины. А потому на одной из заправок, куда мы направились с детьми купить воды, с нами произошел курьезный случай. Только припарковались — тут же словно из-под земли вырастает заправщик:

— Сколько бензина вам залить?

— Киловатт десять!

— Это что, электромобиль? — выдавливает из себя наш собеседник после минутного замешательства.

— Ага, — не растерялся ребенок.

— И что, бензин совсем-совсем не нужен? — не верит оператор АЗС.

— Не-е-е, дяденька, эта машинка ездит на батарейках. Где у вас тут розетка? Папа зарядиться хочет.

Розетку нам тут же нашли, хотя запас хода позволял спокойно доехать до базы. Пока машина заряжалась, сотрудники АЗС с любопытством рассматривали электромобиль.

Позднее наш экипаж не раз подзаряжал свое транспортное средство — уже по необходимости — на АЗС, стоянках, в придорожных кафе и даже у частников. Платой за дармовое электричество стали лекции на тему «Электромобиль сегодня и завтра». И эти импровизированные лекции показали, что народ жаждет альтернативы. А потому наилучший путь для повышения доверия к электромобилям — отдать их прокатным компаниям, чтобы люди могли недельку-другую поездить, приноровиться, просчитать, насколько электричество дешевле углеводородов.

На наш взгляд, удовольствие от использования в быту EV первыми получат владельцы коттеджей и частных домов. Подключился к розетке в гараже, сарае или протянутому из дома удлинителю — и побежали электроны. «Полный бак» i-MiEV (то есть более ста километров автономии) обходился нам в восемь гривен. При этом сейчас самые экономичные дизели облегчают кошелек на 40 гривен за каждые сто километров пути.

Конечно, если считать амортизационные расходы, ситуация другая. Дизельный автомобильчик такого класса можно купить за 16 тыс. долларов. Если предположить, что он пройдет без капитального ремонта 200 тыс. км, то его амортизационные расходы составляют около 64 копеек на километр. Для Mitsubishi i-MiEV этот показатель значительно выше — около 1,75 гривни на километр. Суммируя энергозатраты с амортизационными отчислениями, получаем, что километр пробега обойдется владельцу EV в 1,83 гривни. Его оппонент, катающийся на дизельном ситикаре, платит за каждый километр чуть более гривни.

Но и это не всё. Автомобиль с пробегом 200 тыс. км можно продать за 60% первоначальной стоимости. Электромобиль с таким же пробегом сбыть на вторичном рынке проблематично. К тому же EV должен храниться в отапливаемом гараже.

Режим тест-драйва отличается от повседневной эксплуатации — это работа, в которой воспринимаешь ежедневную заправку машины как производственную задачу. На наш взгляд, основными для развития парка электромобилей в стране должны стать следующие условия: автономия такой машины не менее 200 километров; наличие инфраструктуры для подзарядки вокруг офисов и экспресс-зарядок на автозаправках; наконец, удешевление «электричек» как минимум до 20 тыс. долларов.

Редакция благодарит компанию «Торговый дом – НИКО» за предоставленный на тест электромобиль



Авторы: Андрей Блинов, Игорь Мягченков

 печать  отправить ссылку другу  в избранное
КОММЕНТАРИИ


Нет комментариев.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ



ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ В РУБРИКЕ "ЭКСПЕРТ-АВТО"
Авангард из Поднебесной
Тест-драйв
«Эксперт» тщательно протестировал полноразмерный электромобиль BYD e6, способный до 300 км ехать без подзарядки. Эта китайская машина являет собой новый сегмент в области электромобилестроения
Электродиета
Электромобили
Электромобили продаются очень вяло. Тем не менее к их разработке и производству подключаются концерны с мировым именем, что сулит прорыв в этой области в ближайшие десять лет
Утилизация во имя корпорации
Утилизационный сбор
Какие цели преследуют борцы за автоэкологию
Заповеди автомобильного паломника
Безопасность
Соблюдая во время автомобильных путешествий несложные правила, можно свести связанные с ними расходы и риски к минимуму
Куда пойдет прокат?
Прокат
Гибель Вадима Нестерчука, основателя крупнейшего оператора по прокату автомобилей в Украине, чревата переменами в этом бизнесе
Генераторы адреналина
Тет-а-тест
Спорткары ассоциируются с многолитровыми моторами ракетной мощности. Испытания «Эксперта» показали, что для генерации адреналина достаточно 1600 «кубиков» и турбины
Летние премьеры’2013
Новинки
Семеро одного ждут
Тест-драйв
Корпорация Nissan представила новый семиместный внедорожник. «Эксперт» протестировал автомобиль на венгерских дорогах, хотя в Европе он будет продаваться исключительно на российском и украинском рынках
Спринт без обжорства
Тест-драйв
«Эксперт» протестировал в Германии третье поколение многофункционального вэна Sprinter. Новинка стала больше, экономичнее, безопаснее и при этом сохранила привлекательную стоимость
Двойной дауншифтинг
Салоны
Бедная экспозиция, катастрофическое сужение марочного портфеля и полное доминирование двух украинских финансово-промышленных групп — вот чем запомнился XXI Киевский международный автосалон SIA’2013





   карта сайта

Новости компаний
Онлайн игровые клубы Украины 10.11.2018
Обзор клуба Лото Бар 02.11.2018
Как ухаживать за зимними ботинками? Покупая новую зимнюю пару обуви, вы наверняка хотите, чтоб она прослужила вам не один сезон. Во многом это будет... 31.10.2018
Подарок в форме рождественского венка: прикольные идеи Форма и подача подарков так же важны, как и их содержание. Интересное оформление способно даже самые обычные мелочи... 31.10.2018
Виртуальные азартные игры В сети для украинских пользователей доступно немало казино. Однако, не все они надлежащего качества. Поэтому локальная... 24.10.2018



Публикации
Как сделать выходные яркими с ivi.ru 11.10.2018
Евросоюз настаивает на отмене пошлин 07.09.2018









Главная Реклама на сайте
Материалы помеченные значком имеют ограниченный доступ. Использование материалов Эксперт.UA разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на expert.in.ua
©2004-2018 Эксперт.in.ua   Реклама на сайте