Новости
Грета, Меркель, большая нефть и налоговое перемирие: основные моменты ВЭФ в Давосе Вот основные моменты 3-го дня ежегодной встречи Всемирного экономического форума (WEF) на швейцарском горнолыжном... 24.01.2020
В леопардовой юбке и элегантном пальто: Кейт Миддлтон посетила детский центр в столице Уэльса (ФОТО) Супруга принца Уильяма посетила детский центр Кардиффа. 23.01.2020
В Украине в этом году построят 9 новых объездных дорог Укравтодор в текущем году будет строить 9 новых объездных дорог. 23.01.2020
Дубилет рассказал, почему население Украины сокращается Министр Кабинета министров Дмитрий Дубилет назвал причины сокращения населения Украины. 23.01.2020
В Украине начали массово закрывать школы из-за гриппа В Украине начали массово закрывать школы на карантин из-за резкой заболеваемости гриппом и ОРВИ. 23.01.2020
Потоп возле ТЦ Ocean Plaza: сколько заплатили пострадавшим А герою охраннику обещали дать премию. 23.01.2020
Королева Елизавета ІІ одобрила законопроект о Brexit Закон о Brexit, то есть выходе Великобритании из Европейского Союза, в четверг, 23 января, был одобрен королевой... 23.01.2020
Очередной электромобильный стартап показал свой новый кроссовер (ФОТО) Чего сегодня в мире достаточно – так это электромобильных стартапов. Калифорнийский Neuron (созданный на китайские... 23.01.2020
Самолет Ил-76МД Воздушных Сил ВСУ получит обновление в соответствии с требованиями ICAO Государственное предприятие «Николаевский авиаремонтный завод «НАРП» объявило тендер на дооборудование самолета Ил-76МД... 23.01.2020
Захотелось погулять: в России из зоопарка сбежали слоны (ВИДЕО) Из Екатеринбургского цирка (РФ) сбежали слоны. 23.01.2020
У экс-главы Volkswagen не будут отбирать бонус в размере $12 млн, несмотря на обвинения Винтеркорн подал в отставку с поста генерального директора вскоре после выхода разоблачающих компанию сведений. 23.01.2020
Украинцам пообещали новую услугу в телефоне Пенсия онлайн - услуга, которая будет доступна украинцам в ближайшее время 23.01.2020
Армия США заключила контракт на $400 млн на производство бронетехники нового поколения Во вторник министерство обороны объявило о соглашении на сумму около $400,9 млн для закупки 160 бронированных... 23.01.2020
В Узбекистане произвели рекордное количество автомобилей В прошлом году в Узбекистане было произведено более 271 тыс. легковых автомобилей. Это на 22,86% больше, чем годом... 23.01.2020
Европа будет платить Украине миллионы на возобновляемую энергетику Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и Европейский Союз решили выделить Украине и еще трем странам 50 млн... 23.01.2020




Магазин сантехники
Предлагаем купить сантехнику в Киеве. Отличная цена!
dushik.com.ua

Курс банковских металлов НБУ Курсы валют Стоимость нефти (ICE)
грн./тр.унциюИзм., %
Золото34625.613-0.205
Серебро399.427-0.005
Платина21727.344-0.667
 ПродажаПокупкаНБУ
USD24.54524.22525.144
EUR27.45026.55027.749
RUB0.4050.3100.378
$/баррельИзм., %Дата
BRENT61.62-2.52Jan
WTI67.49-0.8446Aug
GAS OIL630.25-0.5157Aug
Эксперт-Авто / №11(340) 26 МАРТА 2012
Электроперекресток    Печатная версия    в избранное
ТЕХНОЛОГИИ
Почему в Украине почти не продаются гибриды и электромобили

Мир стоит на пороге транспортной революции: к 2020 году в развитых странах до 20% транспортных средств будут иметь гибридные и/или электрические силовые агрегаты. Просыпается в этом смысле и Украина. Но если количество гибридов у нас уже исчисляется сотнями, то электромобили можно сосчитать по пальцам одной руки.

Ангидриды и гибриды

Серийное производство автомобилей с гибридным силовым агрегатом (ГСА) началось в 1997 году. Для первых гибридомобилей была характерна параллельно-синергетическая компоновка ГСА, при которой двигатель внутреннего сгорания (ДВС) и электромотор сообща передают крутящий момент на ведущие колеса через планетарную передачу. Она же обеспечивает отбор мощности ДВС на генератор. Однако главная особенность ГСА не в этом.

Невостребованность гибридов и EV в Украине объясняется не столько их более высокой стоимостью, сколько опасениями по поводу высокой цены обслуживания силовых агрегатов и срока службы аккумуляторных батарей

Для обеспечения максимальной экономичности ДВС японских гибридов работает по циклу Джеймса Аткинсона. В отличие от мотора, функционирующего по четырехтактному циклу Николауса Отто, такой двигатель имеет повышенную степень сжатия и растянутый во времени рабочий ход (третий такт цикла Отто). Благодаря этому мотор потребляет меньше топлива, но оптимальные параметры развивает при более высоких оборотах. Кроме того, на «низах» он выдает настолько малый крутящий момент, что нередко глохнет при трогании с места.

В ГСА данный недостаток компенсируется тем, что в начале движения основную нагрузку берет на себя электромотор, а ДВС подключается к ведущей оси планетарной передачей по достижении определенной скорости. Именно по этой причине гибриды расходуют в городском цикле меньше горючего, чем за городом. Однако есть у столь замечательного свойства и оборотная сторона медали.

Работающему по циклу Аткинсона двигателю требуется качественный высокооктановый бензин без металлосодержащих присадок. В противном случае даже иридиевые свечи зажигания быстро покрываются токопроводящим налетом, сводящим с ума бортовой компьютер. А он на гибридах контролирует буквально всё! Кроме того, в составе ГСА двигатель Аткинсона постоянно функционирует в недогруженном режиме. Это приводит к тому, что ДВС не прогревается до температуры самоочистки и быстро загрязняется лакообразными ангидридами. При взаимодействии с водой они превращаются в кислоту и разъедают металл.

По этой причине ДВС Аткинсона, установленные на гибридах с параллельным ГСА, нужно чистить каждые 25–30 тыс. километров. В наших условиях — каждые 15–20 тыс. километров. Узнайте расценки фирменных СТО и подсчитайте, перекрывает ли экономия топлива дополнительные сервисные расходы…

Презентация Honda Micro Commuter Concept на треке Монтеги привлекла большое внимание журналистов

Смена ориентиров

В Европе широкое распространение получили гибридные агрегаты «одновальной» компоновки (название условное), которым не нужна планетарная передача с трансмиссионным компьютером. Схема ее работы проста: плоский электромотор-генератор «надевается» на удлиненный вал ДВС, который затем сочленяется с трансмиссией любого типа.

Компания BMW стала первой в мире компанией, освоившей параллельный выпуск ГСА на базе литий-ионных и металлогидридных батарей. Первые установлены в премиальном седане BMW ActiveHybrid 7 и являются основой «мягкого» ГСА, где электромотор играет вспомогательную роль. Металлогидридная ГСА, которой оснащено кросс-купе BMW X6, содержит два электромотора, установленные на передней и задней оси, и позволяет проехать некоторое расстояние в электромобильном режиме.

Благодаря одновальной схеме на гибридах можно использовать серийные коробки переключения передач, а для запуска в серию гибридной версии популярной модели достаточно разместить батарею в подполье салона или под задним диваном, перепрограммировать бортовой компьютер и установить под капотом одновальный ГСА. Но по уровню топливной эффективности такая компоновка уступает синергетическим ГСА (как у Toyota Prius). С одной стороны, электромотору приходится вхолостую вращать вал ДВС, что в электромобильном режиме значительно снижает пробег на батареях. С другой — параметры трансмиссии приходится оптимизировать под силовые агрегаты с различными тяговыми характеристиками. Если крутящий момент ДВС растет с увеличением оборотов по экспоненте, то у электромоторов этот параметр слабо зависит от скорости вращения ротора.

Компания Audi предложила принципиально новую схему ГСА, которая использована при создании болида R18 e-tron. Дебют этого прототипа состоится 5 мая на шестичасовых гонках в Спа (Бельгия), а 16–17 июня он примет участие в 24-часовых гонках в Ле-Мане (Франция).

В упрощенном виде новая конструкция ГСА такова. Задняя ось приводится в движение компактным 3,7-литровым турбодизелем TDi (510 л. с., 850 Нм). Передние колеса получают крутящий момент от двух электромоторов мощностью по 75 кВт каждый. Энергию для них вырабатывает генератор, связанный через планетарную передачу с установленным в вакуумной камере маховиком-аккумулятором. Он накапливает кинетическую энергию в процессе торможения, а при разгоне отдает ее генератору. Емкости аккумулятора хватает для того, чтобы придавать болиду мощное ускорение между двумя циклами торможения. Но, по мнению экспертов, подобная схема ГСА пока пригодна только для гоночных автомобилей.

Основные потребительские параметры некоторых серийных EV

Лучше больше, чем побольше?

В нынешнем году на Женевском автосалоне компания Volkswagen представила на суд общественности близкий к серийному производству гибридный прототип Cross Coupe. Его изюминка — трехмоторный ГСА.

Дизель (два литра, 190 л. с.) и первый электромотор мощностью 54 л. с. передают крутящий момент на переднюю ось. Второй электромотор мощностью 115 «лошадей» связан только с задней. При этом дизельный двигатель работает на движение и подзарядку батареи.

В электромобильном режиме Cross Coupe способен проехать на одной зарядке батарей 40 км. В гибридном режиме он имеет рекордно низкий расход горючего — 1,8 л/100 км и превосходит по экономичности электромобили. Это не опечатка — последние действительно потребляют топливо. Только не жидкое, а условное. Ведь электричество не берется из воздуха, а вырабатывается тепловыми, атомными и гидроэлектростанциями. Американцы даже подсчитали, сколько условного горючего «съедают» EV. Результат оказался неожиданным: эквивалент двух с лишним литров на «сотню».

Если трехмоторный VW Cross Coupe пойдет в серию, то применительно к топливной эффективности аксиомой станет фраза «Лучше больше (автомобиля) и побольше (моторов)». Таковы парадоксы третьего тысячелетия.

В электромобильном режиме Cross Coupe способен проехать на одной зарядке батарей 40 км

А вот еще один парадокс. Стремясь до предела снизить расход безусловного углеводородного топлива, некоторые производители вернулись к идее Фердинанда Порше-старшего, реализованной еще в конце XIX века, — к «электромобилю», у которого роль аккумуляторной батареи (АКБ) выполняла пара ДВС — генератор. Первым представителем агрегатного неоклассицизма стал хетчбэк Chevrolet Volt.

В электромобильном режиме он способен проехать на одной зарядке батареи до 80 км. Но после включения ДВС, который крутит генератор зарядки АКБ, по данным Американского агентства по защите окружающей среды (ЕРА), Volt имеет расход горючего 6,4–6,7 л/100 км в городском цикле и 5,9 л/100 км в загородном. Такой же аппетит сегодня имеют более крупные авто с бензиновым двигателем объемом полтора-два литра. Поэтому спрос на данный «электромобиль» настолько мал, что его производство было временно приостановлено. Но свято место пусто не бывает.

На стендах Женевского автосалона компания Hyundai представила собственный бензо-EV под названием i-oniq. Его ГСА тоже работает по последовательному циклу. Но при этом очень изящное спорт-купе имеет батарейную автономию 120 км, а с полным баком бензина может преодолеть 700 км. Расход топлива у концепта составляет 1,9 л/100 км.

MiEV идеологи корпорации Mitsubishi сделали сродни домашнему электроприбору

EVрейский стазабат

Специфическими особенностями еврейского менталитета считаются юмор, остроумие и талант. Американо-израильский проект Better Place — яркий пример того, как инженеры Земли обетованной с юмором относятся к решению сложных технических задач.

Среди множества проблем, стоящих перед потенциальными владельцами EV, — дефицит электрозарядочных станций (ЭЗС). Но даже если удастся отыскать спасительную розетку, пополнять энергетические запасы аккумулятора придется долго. Ведь оптимальная зарядка аккумулятора длится пять-восемь часов. Производители гибридов и EV приводят другую цифру: 15–30 мин., но при этом внимание потенциальных клиентов не заостряется на трех моментах. Первое — быстрая зарядка требует мощных трехфазных постов, которых мало даже в развитых странах. Второе — ускоренная зарядка АКБ сокращает срок ее службы. Наконец, в большинстве случаев длительность быстрой зарядки указана для 70–80-процентного восполнения запасов энергии. В условиях, когда электромобиль имеет автономность хода около сотни километров, сокращение пробега на 30 км становится большим изъяном.

Инженеры Европы, Кореи, Японии и Соединенных Штатов решают эту проблему основательно и всерьез. Ведутся работы над повышением экономичности электромобилей, поиском дополнительных источников энергии и созданием быстро заряжающихся батарей новых типов. Но такой подход требует длительного времени и крупных капиталовложений.

Commuters Cars Tango — ультраузкий (один метр) спортивный электромобиль, способный разогнаться до 100 км/ч всего за четыре секунды

В рамках проекта Better Place израильтяне предложили остроумный выход. Зачем заряжать батарею, если ее можно заменить?! Предложенная ими схема выглядит так: вы подъезжаете к станции замены батареи (назовем ее созвучным шабату неологизмом «стазабат»), оператор снимает разряженную АКБ и ставит на ее место полностью заряженную. На это уходит около минуты. Первый автоматизированный стазабат, разработанный группой под руководством главного инженера Better Place Йоава Хейшаля, открылся в японской Йокогаме 12 мая 2009 года. Благодаря применению робототехники процесс замены батареи на первой станции занял менее двух минут. В следующем году на токийском стазабате на замену АКБ на электротакси Nissan Rogue (североамериканская версия кроссовера Nissan Qashqai) ушло всего 59 секунд. В настоящее время стазабаты СП Better Place обслуживают электротакси, работающие на океанском побережье Сан-Франциско и Сан-Хосе (США).

У предложенного израильтянами решения есть большой недостаток: сегодня электромобили с быстросъемными батареями серийно не выпускаются. Но поскольку еврейское государство взялось за электромобилизацию всерьез и намерено закупать электромобили тысячами, производители EV адаптируют батарейные экипажи под требования Better Place. К тому же данный проект предусматривает использование станций замены батарей и EV с быстросъемными АКБ в Дании и на Гавайских островах. Поэтому вероятность широкого распространения электромобилей с «EVрейскими батарейками» в туристических Мекках и компактных государствах высока.

Xетчбэк Chevrolet Volt — первый представитель агрегатного неоклассицизма

Ресурс, финансы и мороз

Невостребованность гибридов в Украине объясняется не столько их более высокой ценой, сколько опасениями по поводу стоимости обслуживания ГСА и срока службы АКБ. Каков же срок службы батареи и сколько стоит ее замена?

Японские инженеры Toyota заявили «Эксперту», что в их стране и Америке пробег многих гибридов Prius первого поколения превысил 300 тыс. км при десятилетней эксплуатации — замена батареи ветеранам не потребовалась. Инженеры компании Honda солидарны с конкурентами. По их сведениям, на июнь 2008 года было продано 100 тыс. гибридов Insight. Замена АКБ оказалась нужна только в 200 случаях. Поэтому в октябре 2009-го Honda продлила гарантию на аккумуляторы до 250 тыс. км пробега, или десять лет эксплуатации. С оговоркой: для стран с мягким климатом.

Стоимость новой батареи для Honda Insight составляет в США 1968 долларов плюс 900 долларов за инсталляцию. По данным портала Autogear.ru, новая батарея для Toyota Prius в Японии стоит 3800 долларов. А вот со штучными европейскими микро-EV ситуация иная. Так, батарея электромобиля Kewet Buddy рассчитана на эксплуатацию в течение двух-пяти лет и пробег 20 тыс. км. При этом ее замена обойдется почти в четыре тысячи долларов. Представители норвежской компании объясняют столь малый ресурс суровыми зимами. А в морозы металлогидридные батареи теряют свою емкость существенно, а литий-ионные — катастрофически.

По данным тестов «Эксперта», при морозах ниже 12 градусов автономность одного из самых известных серийных EV падала со 130 до 60–80 км. А это помимо больших неудобств ведет к заметному сокращению ресурса АКБ. Ведь чем чаще ее заряжать, тем быстрее она выйдет из строя. Поэтому без отапливаемого гаража зимняя эксплуатация EV в Украине проблематична. На нынешнем этапе развития технологий с ноября по март электромобили у нас — попросту дорогая и рискованная игрушка.

Город будущего

Компания Honda предложила иной способ увеличения пробега на одной зарядке батарей. Показанный в декабре прошлого года на Токийском автосалоне электрохетчбэк Honda FIT EV оснащен особой системой управления силовым агрегатом и батареями. Она имеет три режима работы: Normal, Econ и Sport. В первом режиме бортовой компьютер соблюдает разумный компромисс между экономичностью и динамичностью. В режиме Sport, который пришел на FIT EV с водородного экомобиля Honda FCX Clarity, электроника отдает предпочтение динамическим показателям. При активизации режима Econ система управления стремится максимально снизить расход электроэнергии. Благодаря этому в городском цикле электромобиль без подзарядки преодолевает почти 200 км (на трассе — свыше 150 км). Для американского рынка рекомендованная производителем стоимость электромобиля составляет 36,6 тыс. долларов.

Чтобы сделать EV более доступным, Honda предлагает другую концепцию — ультракомпактный городской электромобиль Micro Commuter Concept (МСС). Это транспортное средство имеет длину 2500 мм при колесной базе 1860 мм. В салоне установлено три сиденья: воодительское расположено спереди по центру, два пассажирских — сзади по бокам. ММС приводится в движение электромотором, который питается от съемной литий-ионной аккумуляторной батареи. Ее можно быстро извлечь из контейнера, а также заменить свежезаряженной. А можно использовать в качестве мощного источника энергии дома или в саду. Несмотря на сравнительно малую емкость (3,3 кВт) емкости батареи ее достаточно для езды по городу со скоростью свыше 60 км/ч и запасом автономности более 60 км.

Разработкой электромобилей будущего и сопутствующей сервисной инфраструктуры занимается специальное подразделение компании, расположенной в городке Вако. Внешне он напоминает советский городок атомщиков или какой-либо иной инноград. Сразу бросающаяся в глаза особенность — в обеденный перерыв инженеры ходят небольшим строем, до десяти человек, причем активно работают руками. Японцы говорят, что таким образом они стимулируют мышечную деятельность, не давая конечностям атрофироваться в условиях длительной сидячей работы.

Но главная достопримечательность Вако — заправка на солнечных батареях. Представители компании Honda сообщили, что пока она экспериментальная, но они надеются, что в ближайшее десятилетие таковые появятся во всей Японии. И вот на станцию плавно заруливает Honda FIT EV. Вышедший из нее мужчина привычным движением руки — но не торопясь, давая фотооператорам возможность вволю отснять репортаж, — снимает с терминала пистолет, вставляя его в разъем, скрытый привычным нам люком. Идет процесс так называемой быстрой зарядки, который длится около получаса. За время заправки «Эксперту» удается рассмотреть и двигатель, и аксессуары автомобиля. В частности, под полом багажника спрятан не традиционный набор инструментов, а электрический чемоданчик, в котором есть тестор, переходники, разъемы.

А потом японец, прочитав небольшую лекцию и ответив на интересующие журналистов вопросы, неторопливо вынул (точнее — отключил) пистолет из бака, закрыл люк и плавно, но уверенно выехал с заправки, пообещав, что этот автомобиль спокойно проедет километров сто пятьдесят.

Андрей Блинов





Автор: Игорь Мягченков

 печать  отправить ссылку другу  в избранное
КОММЕНТАРИИ


Нет комментариев.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ



ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ В РУБРИКЕ "ЭКСПЕРТ-АВТО"
Авангард из Поднебесной
Тест-драйв
«Эксперт» тщательно протестировал полноразмерный электромобиль BYD e6, способный до 300 км ехать без подзарядки. Эта китайская машина являет собой новый сегмент в области электромобилестроения
Электродиета
Электромобили
Электромобили продаются очень вяло. Тем не менее к их разработке и производству подключаются концерны с мировым именем, что сулит прорыв в этой области в ближайшие десять лет
Утилизация во имя корпорации
Утилизационный сбор
Какие цели преследуют борцы за автоэкологию
Заповеди автомобильного паломника
Безопасность
Соблюдая во время автомобильных путешествий несложные правила, можно свести связанные с ними расходы и риски к минимуму
Куда пойдет прокат?
Прокат
Гибель Вадима Нестерчука, основателя крупнейшего оператора по прокату автомобилей в Украине, чревата переменами в этом бизнесе
Генераторы адреналина
Тет-а-тест
Спорткары ассоциируются с многолитровыми моторами ракетной мощности. Испытания «Эксперта» показали, что для генерации адреналина достаточно 1600 «кубиков» и турбины
Летние премьеры’2013
Новинки
Семеро одного ждут
Тест-драйв
Корпорация Nissan представила новый семиместный внедорожник. «Эксперт» протестировал автомобиль на венгерских дорогах, хотя в Европе он будет продаваться исключительно на российском и украинском рынках
Спринт без обжорства
Тест-драйв
«Эксперт» протестировал в Германии третье поколение многофункционального вэна Sprinter. Новинка стала больше, экономичнее, безопаснее и при этом сохранила привлекательную стоимость
Двойной дауншифтинг
Салоны
Бедная экспозиция, катастрофическое сужение марочного портфеля и полное доминирование двух украинских финансово-промышленных групп — вот чем запомнился XXI Киевский международный автосалон SIA’2013






Размещение пресс-релизов
Новости компаний
Обзор игрового клуба LotoBar Современные азартные игры позволяют ощутить необъяснимые эмоции, получить порцию адреналина и провести время с... 24.06.2019
Новостройки в Броварах «Квартал Аллей» — современное качественное жильё нового уровня комфорта Красота природы, свежий воздух и тишина — то, в чём нуждается каждый из нас. В современном крупном мегаполисе, каким... 16.05.2019






Публикации
Налоговая скидка: что это и как ее оформить в Украине? 26.12.2019
Александр Черныш: Украинская История Молодого Предпринимателя 23.10.2019









Главная Реклама на сайте
Материалы помеченные значком имеют ограниченный доступ. Использование материалов Эксперт.in.UA разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на expert.in.ua
©2018-2020 Эксперт.in.ua   Реклама на сайте