Новости
Реформе — труба: общественники выразили недоверие директору ГБР По результатам исследований аналитическо-консультативной компании Gallup, проведенных в 2018 году, только 9% украинцев... 20.04.2019
Что изменится в оплате коммуналки уже с 1 мая? Украинцы всегда с нетерпением ждут окончание отопительного сезона, когда цифры в платежках значительно уменьшатся.... 19.04.2019
Европейские депутаты присоединились к акции "День вышиванки - день солидарности с Украиной" Европейские депутаты, надев вышиванки, записали короткие видеообращения в поддержку Украины. Таким образом они... 19.04.2019
В Instagram могут убрать счетчик лайков Instagram готовит радикальные изменения для платформы для поддержания здоровой атмосферы 19.04.2019
У Национального банка Украины может появиться собственный интернет-магазин Будет торговать монетами и рулонами денег 19.04.2019
Состояние Билла Гейтса перевалило за отметку в 100 млрд долларов Богатство основателя компании Microsoft Билла Гейтса превысило отметку в 100 миллиардов долларов, что произошло впервые... 19.04.2019
В России начали массово утилизировать атомные подводные лодки Россия пустит на металлолом еще четыре стратегические подлодки 19.04.2019
Школы в Украине подвергнутся серьезным проверкам. Что будут проверять? В украинских школах пройдут проверки. Соответствующий механизм уже утвердили в профильном министерстве 19.04.2019
Почетный Патриарх ПЦУ обратился к верующим украинцам Патриарх Филарет поделился мнением о предстоящих выборах Президента и рассказал о попытках опорочить память Героев... 19.04.2019
В Нью-Йорке на автосалоне объявили лучший автомобиль года Стало известно, какой автомобиль признан лучшим в этом году 19.04.2019
Киберполиция поймала преступника, взломавшего крупный интернет-магазин Злоумышленник использовал криптовалюту, чтобы не попасться 19.04.2019
Украинскую военную технику будут модернизировать согласно стандартам НАТО На Центральной артиллерийской базе вооружения впервые в Вооруженных Силах Украины начата модернизация комплекса машин... 19.04.2019
Украинским водителям следует готовиться к очередному подорожанию бензина Бензин в Украине может снова подорожать 19.04.2019
В Украине собираются строить «умные дороги», используя технологию 5G Vodafone и Nokia создадут в Украине «умную дорогу» на основе 5G и технологий «Интернета вещей» 19.04.2019
Китай разработал первый в мире невидимый беспилотный корабль Китай похвастался созданием уникального корабля-амфибии для войны в Южно-Китайском море 19.04.2019




Магазин сантехники
Предлагаем купить сантехнику в Киеве. Отличная цена!
dushik.com.ua

Курс банковских металлов НБУ Курсы валют Стоимость нефти (ICE)
грн./тр.унциюИзм., %
Золото34257.610-0.002
Серебро401.601-0.239
Платина23900.033+0.513
 ПродажаПокупкаНБУ
USD27.15026.87526.854
EUR30.60030.10030.211
RUB0.4310.3300.420
$/баррельИзм., %Дата
BRENT71.97+0.52Apr
WTI67.49-0.8446Aug
GAS OIL630.25-0.5157Aug
Эксперт-Авто / №11(340) 26 МАРТА 2012
Электроперекресток    Печатная версия    в избранное
ТЕХНОЛОГИИ
Почему в Украине почти не продаются гибриды и электромобили

Мир стоит на пороге транспортной революции: к 2020 году в развитых странах до 20% транспортных средств будут иметь гибридные и/или электрические силовые агрегаты. Просыпается в этом смысле и Украина. Но если количество гибридов у нас уже исчисляется сотнями, то электромобили можно сосчитать по пальцам одной руки.

Ангидриды и гибриды

Серийное производство автомобилей с гибридным силовым агрегатом (ГСА) началось в 1997 году. Для первых гибридомобилей была характерна параллельно-синергетическая компоновка ГСА, при которой двигатель внутреннего сгорания (ДВС) и электромотор сообща передают крутящий момент на ведущие колеса через планетарную передачу. Она же обеспечивает отбор мощности ДВС на генератор. Однако главная особенность ГСА не в этом.

Невостребованность гибридов и EV в Украине объясняется не столько их более высокой стоимостью, сколько опасениями по поводу высокой цены обслуживания силовых агрегатов и срока службы аккумуляторных батарей

Для обеспечения максимальной экономичности ДВС японских гибридов работает по циклу Джеймса Аткинсона. В отличие от мотора, функционирующего по четырехтактному циклу Николауса Отто, такой двигатель имеет повышенную степень сжатия и растянутый во времени рабочий ход (третий такт цикла Отто). Благодаря этому мотор потребляет меньше топлива, но оптимальные параметры развивает при более высоких оборотах. Кроме того, на «низах» он выдает настолько малый крутящий момент, что нередко глохнет при трогании с места.

В ГСА данный недостаток компенсируется тем, что в начале движения основную нагрузку берет на себя электромотор, а ДВС подключается к ведущей оси планетарной передачей по достижении определенной скорости. Именно по этой причине гибриды расходуют в городском цикле меньше горючего, чем за городом. Однако есть у столь замечательного свойства и оборотная сторона медали.

Работающему по циклу Аткинсона двигателю требуется качественный высокооктановый бензин без металлосодержащих присадок. В противном случае даже иридиевые свечи зажигания быстро покрываются токопроводящим налетом, сводящим с ума бортовой компьютер. А он на гибридах контролирует буквально всё! Кроме того, в составе ГСА двигатель Аткинсона постоянно функционирует в недогруженном режиме. Это приводит к тому, что ДВС не прогревается до температуры самоочистки и быстро загрязняется лакообразными ангидридами. При взаимодействии с водой они превращаются в кислоту и разъедают металл.

По этой причине ДВС Аткинсона, установленные на гибридах с параллельным ГСА, нужно чистить каждые 25–30 тыс. километров. В наших условиях — каждые 15–20 тыс. километров. Узнайте расценки фирменных СТО и подсчитайте, перекрывает ли экономия топлива дополнительные сервисные расходы…

Презентация Honda Micro Commuter Concept на треке Монтеги привлекла большое внимание журналистов

Смена ориентиров

В Европе широкое распространение получили гибридные агрегаты «одновальной» компоновки (название условное), которым не нужна планетарная передача с трансмиссионным компьютером. Схема ее работы проста: плоский электромотор-генератор «надевается» на удлиненный вал ДВС, который затем сочленяется с трансмиссией любого типа.

Компания BMW стала первой в мире компанией, освоившей параллельный выпуск ГСА на базе литий-ионных и металлогидридных батарей. Первые установлены в премиальном седане BMW ActiveHybrid 7 и являются основой «мягкого» ГСА, где электромотор играет вспомогательную роль. Металлогидридная ГСА, которой оснащено кросс-купе BMW X6, содержит два электромотора, установленные на передней и задней оси, и позволяет проехать некоторое расстояние в электромобильном режиме.

Благодаря одновальной схеме на гибридах можно использовать серийные коробки переключения передач, а для запуска в серию гибридной версии популярной модели достаточно разместить батарею в подполье салона или под задним диваном, перепрограммировать бортовой компьютер и установить под капотом одновальный ГСА. Но по уровню топливной эффективности такая компоновка уступает синергетическим ГСА (как у Toyota Prius). С одной стороны, электромотору приходится вхолостую вращать вал ДВС, что в электромобильном режиме значительно снижает пробег на батареях. С другой — параметры трансмиссии приходится оптимизировать под силовые агрегаты с различными тяговыми характеристиками. Если крутящий момент ДВС растет с увеличением оборотов по экспоненте, то у электромоторов этот параметр слабо зависит от скорости вращения ротора.

Компания Audi предложила принципиально новую схему ГСА, которая использована при создании болида R18 e-tron. Дебют этого прототипа состоится 5 мая на шестичасовых гонках в Спа (Бельгия), а 16–17 июня он примет участие в 24-часовых гонках в Ле-Мане (Франция).

В упрощенном виде новая конструкция ГСА такова. Задняя ось приводится в движение компактным 3,7-литровым турбодизелем TDi (510 л. с., 850 Нм). Передние колеса получают крутящий момент от двух электромоторов мощностью по 75 кВт каждый. Энергию для них вырабатывает генератор, связанный через планетарную передачу с установленным в вакуумной камере маховиком-аккумулятором. Он накапливает кинетическую энергию в процессе торможения, а при разгоне отдает ее генератору. Емкости аккумулятора хватает для того, чтобы придавать болиду мощное ускорение между двумя циклами торможения. Но, по мнению экспертов, подобная схема ГСА пока пригодна только для гоночных автомобилей.

Основные потребительские параметры некоторых серийных EV

Лучше больше, чем побольше?

В нынешнем году на Женевском автосалоне компания Volkswagen представила на суд общественности близкий к серийному производству гибридный прототип Cross Coupe. Его изюминка — трехмоторный ГСА.

Дизель (два литра, 190 л. с.) и первый электромотор мощностью 54 л. с. передают крутящий момент на переднюю ось. Второй электромотор мощностью 115 «лошадей» связан только с задней. При этом дизельный двигатель работает на движение и подзарядку батареи.

В электромобильном режиме Cross Coupe способен проехать на одной зарядке батарей 40 км. В гибридном режиме он имеет рекордно низкий расход горючего — 1,8 л/100 км и превосходит по экономичности электромобили. Это не опечатка — последние действительно потребляют топливо. Только не жидкое, а условное. Ведь электричество не берется из воздуха, а вырабатывается тепловыми, атомными и гидроэлектростанциями. Американцы даже подсчитали, сколько условного горючего «съедают» EV. Результат оказался неожиданным: эквивалент двух с лишним литров на «сотню».

Если трехмоторный VW Cross Coupe пойдет в серию, то применительно к топливной эффективности аксиомой станет фраза «Лучше больше (автомобиля) и побольше (моторов)». Таковы парадоксы третьего тысячелетия.

В электромобильном режиме Cross Coupe способен проехать на одной зарядке батарей 40 км

А вот еще один парадокс. Стремясь до предела снизить расход безусловного углеводородного топлива, некоторые производители вернулись к идее Фердинанда Порше-старшего, реализованной еще в конце XIX века, — к «электромобилю», у которого роль аккумуляторной батареи (АКБ) выполняла пара ДВС — генератор. Первым представителем агрегатного неоклассицизма стал хетчбэк Chevrolet Volt.

В электромобильном режиме он способен проехать на одной зарядке батареи до 80 км. Но после включения ДВС, который крутит генератор зарядки АКБ, по данным Американского агентства по защите окружающей среды (ЕРА), Volt имеет расход горючего 6,4–6,7 л/100 км в городском цикле и 5,9 л/100 км в загородном. Такой же аппетит сегодня имеют более крупные авто с бензиновым двигателем объемом полтора-два литра. Поэтому спрос на данный «электромобиль» настолько мал, что его производство было временно приостановлено. Но свято место пусто не бывает.

На стендах Женевского автосалона компания Hyundai представила собственный бензо-EV под названием i-oniq. Его ГСА тоже работает по последовательному циклу. Но при этом очень изящное спорт-купе имеет батарейную автономию 120 км, а с полным баком бензина может преодолеть 700 км. Расход топлива у концепта составляет 1,9 л/100 км.

MiEV идеологи корпорации Mitsubishi сделали сродни домашнему электроприбору

EVрейский стазабат

Специфическими особенностями еврейского менталитета считаются юмор, остроумие и талант. Американо-израильский проект Better Place — яркий пример того, как инженеры Земли обетованной с юмором относятся к решению сложных технических задач.

Среди множества проблем, стоящих перед потенциальными владельцами EV, — дефицит электрозарядочных станций (ЭЗС). Но даже если удастся отыскать спасительную розетку, пополнять энергетические запасы аккумулятора придется долго. Ведь оптимальная зарядка аккумулятора длится пять-восемь часов. Производители гибридов и EV приводят другую цифру: 15–30 мин., но при этом внимание потенциальных клиентов не заостряется на трех моментах. Первое — быстрая зарядка требует мощных трехфазных постов, которых мало даже в развитых странах. Второе — ускоренная зарядка АКБ сокращает срок ее службы. Наконец, в большинстве случаев длительность быстрой зарядки указана для 70–80-процентного восполнения запасов энергии. В условиях, когда электромобиль имеет автономность хода около сотни километров, сокращение пробега на 30 км становится большим изъяном.

Инженеры Европы, Кореи, Японии и Соединенных Штатов решают эту проблему основательно и всерьез. Ведутся работы над повышением экономичности электромобилей, поиском дополнительных источников энергии и созданием быстро заряжающихся батарей новых типов. Но такой подход требует длительного времени и крупных капиталовложений.

Commuters Cars Tango — ультраузкий (один метр) спортивный электромобиль, способный разогнаться до 100 км/ч всего за четыре секунды

В рамках проекта Better Place израильтяне предложили остроумный выход. Зачем заряжать батарею, если ее можно заменить?! Предложенная ими схема выглядит так: вы подъезжаете к станции замены батареи (назовем ее созвучным шабату неологизмом «стазабат»), оператор снимает разряженную АКБ и ставит на ее место полностью заряженную. На это уходит около минуты. Первый автоматизированный стазабат, разработанный группой под руководством главного инженера Better Place Йоава Хейшаля, открылся в японской Йокогаме 12 мая 2009 года. Благодаря применению робототехники процесс замены батареи на первой станции занял менее двух минут. В следующем году на токийском стазабате на замену АКБ на электротакси Nissan Rogue (североамериканская версия кроссовера Nissan Qashqai) ушло всего 59 секунд. В настоящее время стазабаты СП Better Place обслуживают электротакси, работающие на океанском побережье Сан-Франциско и Сан-Хосе (США).

У предложенного израильтянами решения есть большой недостаток: сегодня электромобили с быстросъемными батареями серийно не выпускаются. Но поскольку еврейское государство взялось за электромобилизацию всерьез и намерено закупать электромобили тысячами, производители EV адаптируют батарейные экипажи под требования Better Place. К тому же данный проект предусматривает использование станций замены батарей и EV с быстросъемными АКБ в Дании и на Гавайских островах. Поэтому вероятность широкого распространения электромобилей с «EVрейскими батарейками» в туристических Мекках и компактных государствах высока.

Xетчбэк Chevrolet Volt — первый представитель агрегатного неоклассицизма

Ресурс, финансы и мороз

Невостребованность гибридов в Украине объясняется не столько их более высокой ценой, сколько опасениями по поводу стоимости обслуживания ГСА и срока службы АКБ. Каков же срок службы батареи и сколько стоит ее замена?

Японские инженеры Toyota заявили «Эксперту», что в их стране и Америке пробег многих гибридов Prius первого поколения превысил 300 тыс. км при десятилетней эксплуатации — замена батареи ветеранам не потребовалась. Инженеры компании Honda солидарны с конкурентами. По их сведениям, на июнь 2008 года было продано 100 тыс. гибридов Insight. Замена АКБ оказалась нужна только в 200 случаях. Поэтому в октябре 2009-го Honda продлила гарантию на аккумуляторы до 250 тыс. км пробега, или десять лет эксплуатации. С оговоркой: для стран с мягким климатом.

Стоимость новой батареи для Honda Insight составляет в США 1968 долларов плюс 900 долларов за инсталляцию. По данным портала Autogear.ru, новая батарея для Toyota Prius в Японии стоит 3800 долларов. А вот со штучными европейскими микро-EV ситуация иная. Так, батарея электромобиля Kewet Buddy рассчитана на эксплуатацию в течение двух-пяти лет и пробег 20 тыс. км. При этом ее замена обойдется почти в четыре тысячи долларов. Представители норвежской компании объясняют столь малый ресурс суровыми зимами. А в морозы металлогидридные батареи теряют свою емкость существенно, а литий-ионные — катастрофически.

По данным тестов «Эксперта», при морозах ниже 12 градусов автономность одного из самых известных серийных EV падала со 130 до 60–80 км. А это помимо больших неудобств ведет к заметному сокращению ресурса АКБ. Ведь чем чаще ее заряжать, тем быстрее она выйдет из строя. Поэтому без отапливаемого гаража зимняя эксплуатация EV в Украине проблематична. На нынешнем этапе развития технологий с ноября по март электромобили у нас — попросту дорогая и рискованная игрушка.

Город будущего

Компания Honda предложила иной способ увеличения пробега на одной зарядке батарей. Показанный в декабре прошлого года на Токийском автосалоне электрохетчбэк Honda FIT EV оснащен особой системой управления силовым агрегатом и батареями. Она имеет три режима работы: Normal, Econ и Sport. В первом режиме бортовой компьютер соблюдает разумный компромисс между экономичностью и динамичностью. В режиме Sport, который пришел на FIT EV с водородного экомобиля Honda FCX Clarity, электроника отдает предпочтение динамическим показателям. При активизации режима Econ система управления стремится максимально снизить расход электроэнергии. Благодаря этому в городском цикле электромобиль без подзарядки преодолевает почти 200 км (на трассе — свыше 150 км). Для американского рынка рекомендованная производителем стоимость электромобиля составляет 36,6 тыс. долларов.

Чтобы сделать EV более доступным, Honda предлагает другую концепцию — ультракомпактный городской электромобиль Micro Commuter Concept (МСС). Это транспортное средство имеет длину 2500 мм при колесной базе 1860 мм. В салоне установлено три сиденья: воодительское расположено спереди по центру, два пассажирских — сзади по бокам. ММС приводится в движение электромотором, который питается от съемной литий-ионной аккумуляторной батареи. Ее можно быстро извлечь из контейнера, а также заменить свежезаряженной. А можно использовать в качестве мощного источника энергии дома или в саду. Несмотря на сравнительно малую емкость (3,3 кВт) емкости батареи ее достаточно для езды по городу со скоростью свыше 60 км/ч и запасом автономности более 60 км.

Разработкой электромобилей будущего и сопутствующей сервисной инфраструктуры занимается специальное подразделение компании, расположенной в городке Вако. Внешне он напоминает советский городок атомщиков или какой-либо иной инноград. Сразу бросающаяся в глаза особенность — в обеденный перерыв инженеры ходят небольшим строем, до десяти человек, причем активно работают руками. Японцы говорят, что таким образом они стимулируют мышечную деятельность, не давая конечностям атрофироваться в условиях длительной сидячей работы.

Но главная достопримечательность Вако — заправка на солнечных батареях. Представители компании Honda сообщили, что пока она экспериментальная, но они надеются, что в ближайшее десятилетие таковые появятся во всей Японии. И вот на станцию плавно заруливает Honda FIT EV. Вышедший из нее мужчина привычным движением руки — но не торопясь, давая фотооператорам возможность вволю отснять репортаж, — снимает с терминала пистолет, вставляя его в разъем, скрытый привычным нам люком. Идет процесс так называемой быстрой зарядки, который длится около получаса. За время заправки «Эксперту» удается рассмотреть и двигатель, и аксессуары автомобиля. В частности, под полом багажника спрятан не традиционный набор инструментов, а электрический чемоданчик, в котором есть тестор, переходники, разъемы.

А потом японец, прочитав небольшую лекцию и ответив на интересующие журналистов вопросы, неторопливо вынул (точнее — отключил) пистолет из бака, закрыл люк и плавно, но уверенно выехал с заправки, пообещав, что этот автомобиль спокойно проедет километров сто пятьдесят.

Андрей Блинов





Автор: Игорь Мягченков

 печать  отправить ссылку другу  в избранное
КОММЕНТАРИИ


Нет комментариев.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ



ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ В РУБРИКЕ "ЭКСПЕРТ-АВТО"
Авангард из Поднебесной
Тест-драйв
«Эксперт» тщательно протестировал полноразмерный электромобиль BYD e6, способный до 300 км ехать без подзарядки. Эта китайская машина являет собой новый сегмент в области электромобилестроения
Электродиета
Электромобили
Электромобили продаются очень вяло. Тем не менее к их разработке и производству подключаются концерны с мировым именем, что сулит прорыв в этой области в ближайшие десять лет
Утилизация во имя корпорации
Утилизационный сбор
Какие цели преследуют борцы за автоэкологию
Заповеди автомобильного паломника
Безопасность
Соблюдая во время автомобильных путешествий несложные правила, можно свести связанные с ними расходы и риски к минимуму
Куда пойдет прокат?
Прокат
Гибель Вадима Нестерчука, основателя крупнейшего оператора по прокату автомобилей в Украине, чревата переменами в этом бизнесе
Генераторы адреналина
Тет-а-тест
Спорткары ассоциируются с многолитровыми моторами ракетной мощности. Испытания «Эксперта» показали, что для генерации адреналина достаточно 1600 «кубиков» и турбины
Летние премьеры’2013
Новинки
Семеро одного ждут
Тест-драйв
Корпорация Nissan представила новый семиместный внедорожник. «Эксперт» протестировал автомобиль на венгерских дорогах, хотя в Европе он будет продаваться исключительно на российском и украинском рынках
Спринт без обжорства
Тест-драйв
«Эксперт» протестировал в Германии третье поколение многофункционального вэна Sprinter. Новинка стала больше, экономичнее, безопаснее и при этом сохранила привлекательную стоимость
Двойной дауншифтинг
Салоны
Бедная экспозиция, катастрофическое сужение марочного портфеля и полное доминирование двух украинских финансово-промышленных групп — вот чем запомнился XXI Киевский международный автосалон SIA’2013






Новости компаний
Главные качества наушников — ТОП-5 параметров 01.03.2019
Покупка запчастей Volkswagen Polo в «Рipicar» – выгодно и быстро Найти по-настоящему надежные автозапчасти порой бывает нелегко и это известно каждому опытному автовладельцу. Если ваша... 19.02.2019
«Элит-Такси» анонсировала выход обновленного приложения Web-Cab Дизайн обновленного приложения стал не только интуитивно понятным, но и включил в себя большое количество новых... 01.02.2019
Вся правда о портативных зарядных устройствах Power Bank В новых моделях гаджетов все заметнее и заметнее улучшается качество экранов, мощность камер, устройства обрастают... 04.12.2018
Как провести выходные? Сидеть дома на выходные не очень хочется. Разве что после того, как вся рабочая неделя прошла под невероятным... 28.11.2018





Публикации
Датское королевство перекрыло «Северный поток» 19.04.2019
Солнце на страже трудовых кадров: Украинский гигант стал альтернативой работе за рубежом 19.04.2019









Главная Реклама на сайте
Материалы помеченные значком имеют ограниченный доступ. Использование материалов Эксперт.in.UA разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на expert.in.ua
©2018-2019 Эксперт.in.ua   Реклама на сайте