Хорошо без «кароши»
Ограничение количества часов, потраченных на работу, в итоге повышает ее эффективность
В постсоветское время быть безотказным винтиком в машине, работающей на родное государство, стало сомнительной доблестью. Тем более что сегодня родное социалистическое государство заменила «родная корпорация», и есть немало людей, которые не видят альтернативы работе по 12 часов в сутки. Однако у человека, чья мотивация и планы на будущее в большей степени ориентированы на положение дел в «родной компании», чем в родной семье или просто в личной жизни, самооценка неизбежно деформируется — он начинает оценивать самого себя прежде всего с точки зрения того, насколько он нужен компании. В Японии, где так много случаев смерти от перегрузок на работе, для трудоголиков даже придумали специальный термин «кароси» (или «кароши»). Им обозначают людей, готовых трудиться в офисе или заводском цеху до смертельного переутомления.
В книге «Меньше, но лучше» речь идет о предпринимателях и руководителях компаний, то есть о людях, которые имеют возможность управлять своим временем. И это повышает их ответственность за правильный тайм-менеджмент многократно — ведь когда руководитель не умеет правильно распределить приоритеты и чередует бездеятельность с лихорадочным трудовым подъемом, такая болезнь распространяется на всю компанию. А от этого страдает не только личная жизнь начальника и подчиненных, но и эффективность фирмы.
Разговор в этом ключе и является главным достоинством книги Мартина Бьяуго и Джордана Милна. В ней есть сентиментальные истории о том, как «большой босс» или просто успешный предприниматель на склоне лет обнаружил, что отдал всю жизнь работе, не получив ничего взамен. Однако основная часть ее страниц посвящена взятым из жизни десятков предпринимателей примерам того, как ограничение количества часов, потраченных на работу, и, соответственно, увеличение количества часов, отданных отдыху (расслаблению, переключению занятий), в итоге повышает эффективность работы. Как пишут авторы: «Многие из нас по-прежнему убеждены, что будут добиваться большего, работая по 70 часов в неделю вместо 50. Такая логика применима на многих промышленных предприятиях, где работают машины. Однако для решения тех задач, которые стоят перед бизнесменами, требуется совсем иная логика». И продолжают: «Превышать лимит своих сил, снижая суммарную эффективность и подрывая здоровье — это попросту глупо».
Но изменить это положение дел не так просто. «Многим из нас более по душе роль не ”супергероя”, а ”мученика”, — пишут авторы книги. — Такие люди работают 16 часов кряду, чтобы затем иметь право немного пожалеть себя. А если уж своим нытьем и жалобами нам удается вызвать жалость к себе еще и окружающих — странное мазохистское удовольствие только усиливается». Впрочем, и с «супергероями» не всё так просто. В книге описан случай, когда в 2009 году в Индии умер в результате обширного инфаркта в возрасте 42 лет глава компании SAP India Ранджан Дас. Выпускник Гарварда и Массачусетского технологического института, ухоженный, здоровый на вид молодой мужчина, который регулярно занимался фитнесом, бегал марафоны, тщательно следил за питанием, но… спал всего по четыре часа в сутки, что не такая уж редкость среди предпринимателей и топ-менеджеров.
Как правило, проблема сводится к делегированию ответственности подчиненным. Один из героев книги, успешный бизнесмен, дает такой рецепт: «Чтобы взрастить успешный бизнес, нужно взрастить отличных сотрудников. Каким образом? Слушая их. Чаще всего мы слушаем других лишь в предвкушении своего собственного ответа. Мы ждем пауз в потоке чужой речи, чтобы перебить и поделиться собственными взглядами на проблему. У каждого из нас есть эго, и зачастую в общении мы стремимся потешить его вместо того, чтобы стремиться понять, что происходит в голове у собеседника».
Нередко в книге встречаются парадоксальные на первый взгляд советы. Так, авторы цитируют Экхарта Толле, автора бестселлеров «Сила настоящего» и «Новая земля», который говорит: «Причина, почему большинство ученых не способны к креативной деятельности, — не в том, что они не умеют мыслить, а в том, что они не умеют перестать размышлять». Интуитивно, пишут Мартин Бьяуго и Джордан Милн, все мы знаем, что наш ум нуждается в передышках, и в течение дня, осознанно или не очень, даем ему эти передышки — например, когда выходим купить бутылку воды или чашку кофе, отвлекаемся на болтовню с коллегой или отправляемся на обеденный перерыв. Но мы это делаем недостаточно часто, недостаточно организованно и недостаточно эффективно. Для оптимально эффективной работы мозга требуется не пять-десять, а 50–100 передышек в день, причем передышку нужно делать тогда, когда этого просит ваш мозг, а не когда к этому вынуждают внешние обстоятельства, такие, как распорядок дня или желания коллег.
А вот еще один парадокс: «Ежегодно талантливые люди тратят впустую миллионы часов, корпя над презентациями и бизнес-планами, которые никогда не будут реализованы. Большинство проектов переживают неоднократную корректировку курса и меняются со временем. Они пишутся, как правило, на этапе, когда предприниматель располагает минимумом необходимой информации».
И в конце совет, хоть и не имеющий прямого отношения к работе, но очень толковый: «Не откладывайте свою жизнь. Наслаждайтесь ей. Чем дольше вы отсрочиваете исполнение своих истинных желаний, тем большей награды ожидаете. Такой способ жить не ведет ни к чему, кроме разочарований и растущего недовольства».
Бьяуго Мартин, Милн Джордан. Меньше, но лучше. Работать надо не 12 часов, а головой / Пер. с англ. — М.: Альпина Паблишер, 2013. — 243 с.
|