Армения объявила о бесплатных онкологических операциях для своих граждан Министр здравоохранения Армении Арсен Торосян объявил 23 января, что граждане Армении больше не будут оплачивать из... 23.01.2019
Глава парламента Венесуэлы попросил военных встать на сторону народа Глава парламента Венесуэлы призвал военных "встать на сторону народа". 23.01.2019
Все меньше украинцев получают в Польше статус беженца За прошлый год количество украинцев, получивших статус беженца в Польше, сократилось втрое. 23.01.2019
Международная группа компаний ASSTRA активно внедряет LEAN MANAGEMENT С 2018 года AsstrA-Associated Traffic AG внедряет принципы «бережливого производства». Компания придерживается... 23.01.2019
В Сети опубликовали потрясающие снимки замерзшего Ниагарского водопада (ФОТО) Ниагарский водопад во льду — фото
23.01.2019
Какими будут смартфоны будущего? Компании Meizu и Vivo намекают на анонс полностью монолитного смартфона. 23.01.2019
В Украине появилась универсальная платформа цифровой доставки документов В Украине появилась первая универсальная платформа для обмена е-документами между предприятиями 23.01.2019
Украина собирается закупить 13 новых самолетов МВД Украины планирует закупить 13 самолетов АН-74, АН-32 и АН-178 на сумму $450 млн для нужд Нацгвардии и ГСЧС 23.01.2019
Определены 5 областей Украины с самым большим оттоком населения Наибольший показатель миграционного оттока показала Донецкая область. 23.01.2019
ВОЗ дала печальный прогноз об увеличении смертности из-за изменения климата Согласно последнему исследованию, в ближайшие десятилетия более четверти миллиона человек могут ежегодно умирать в... 23.01.2019
Центризбирком призвал проводить тщательный отбор наблюдателей на выборы украинского президента Центральная избирательная комиссия Украины призывает иностранные государства и международные организации, которые... 23.01.2019
Иракский ученый рассказал, зачем он начал делать химическое оружие для ИГИЛ, - Washington Post По его мнению, в этом не было «ничего страшного» и он только хотел сохранить свою работу. 23.01.2019
В Украине изменят процедуру сдачи водительских экзаменов Ходить в автошколу больше не нужно будет, а лица «автостудентов» автоматически просканируют.

23.01.2019
Украина почти на 30% нарастила экспорт рыбной продукции По итогам 11 месяцев 2018 года украинскими производителями на внешние рынки было поставлено 4596 тонн готовой и... 23.01.2019
Apple выпустит гибридный ноутбук на основе iPhone XS Компания получила патент на мобильное устройство, "сердцем" которого станет Айфон 23.01.2019

Золото35839.178+0.283
Серебро425.690-1.544
Платина22260.879-0.563
USD28.00027.65027.896
EUR31.95031.23531.673
RUB0.4350.3310.419
BRENT61.36-0.23Jan
WTI67.49-0.8446Aug
GAS OIL630.25-0.5157Aug
Книги / №32(357) 27 АВГУСТА 2012
Гадание на научной гуще    Печатная версия    в избранное

Профессор теоретической физики — о будущем человечества на ближайшие сто лет

Вначале пару слов об авторе, ибо он един в двух лицах.

Митио Каку — именитый физик, один из создателей теории струн, сотрудник Нью-Йоркского университета и Института перспективных исследований в Принстоне, преподаватель Нью-Йоркского Сити-колледжа. Физикой он занимается еще с подросткового возраста. Будучи старшеклассником, с разрешения мамы построил в гараже ускоритель-бетатрон. О себе ученый пишет так: «Мир, в котором я живу, представляет собой Вселенную одиннадцатимерного гиперпространства, черных дыр и проходов в Мультивселенную».

При этом Каку — известный популяризатор науки, автор бестселлеров «Гиперпространство» и «Физика невозможного». Много лет он создавал и вел научно-популярные передачи для ВВС и Discovery. Так что господин профессор — одновременно и ученый, и журналист.

Как журналист он берется описывать самые странные идеи, черпая их как из окружающей действительности, так и из научно-фантастических фильмов вроде «Звездного пути» или «Звездных войн». При этом книги Жюля Верна или Айзека Азимова в качестве источника вдохновения использует меньше (возможно, это специфика американской культуры). А как ученый — препарирует эти идеи, соотнося их с законами физики и здравым смыслом. Например, недоумевает, почему в одном из фильмов герой, ставший призраком, помимо своей воли проходит сквозь стены, но не проваливается сквозь пол. При этом Каку не отвергает с ходу возможность прохождения сквозь стены, ибо атом, по большому счету, пуст внутри.

Кроме того, Каку по долгу службы встречается с другими светилами: «Эта книга основана на беседах с более чем тремя сотнями лучших ученых, работающих на переднем крае науки». И по итогам таких бесед время от времени оказывается, что над самыми фантастическими проектами работы уже ведутся, и кое-какие результаты достигнуты. Например, «ученые добились замечательного прогресса в решении задачи, которая прежде считалась нерешаемой: сфотографировать воспоминание и, может быть, сон».

Сама же книга состоит из глав «Будущее компьютера», «Будущее искусственного интеллекта», «Будущее медицины», «Нанотехнологии», «Будущее энергии», «Будущее космических путешествий» и даже «Будущее богатства». Так что непонятно, почему в заглавие вынесена только физика.

В каждой главе автор дает прогнозы на три периода: «Ближайшее будущее (с настоящего момента до 2030 года)», «Середина века (2030–2070)» и «Далекое будущее (2070–2100)». Так как ученый пытается предсказывать судьбу не только техники, но и человечества в целом, ему то и дело приходится углубляться в смежные области — медицину, социологию, историю, психологию и т. д. Например, он вводит весьма любопытный Принцип пещерного человека, которому необходимо было «доказательство успешной охоты». Поэтому-де сегодня люди не доверяют электронным документам, требуя распечатки, предпочитают посмотреть на Тадж-Махал вживую, а не на экране самого лучшего компьютера, и ходят на концерты, невзирая на наличие записей. А сам принцип таков: «всякий раз, когда возникает конфликт между современной техникой и желаниями наших примитивных предков, эти самые примитивные желания всегда побеждают. Всегда… Мы хотим всё и сразу, но если приходится выбирать, то выбираем, подобно нашим пещерным предкам, личное присутствие». Поэтому не умрут ни традиционные виды обучения, ни традиционные виды развлечений.

Вообще же предсказаний в книге множество — от новых способов получения видеоинформации из компьютера (специальные линзы в глазах, прототипы которых уже есть) до автомобилей на магнитной подушке. В ней упоминается и о прекращении действия закона Мура, в соответствии с которым мощность компьютера удваивается каждые 18 месяцев, и об использовании вирусов для генетической коррекции (вирус играет роль наноробота, запущенного в организм, дабы чинить поврежденные цепочки ДНК).

Попутно автор доступно объясняет значение многих понятий, которыми оперирует современная наука. Это квантовый компьютер, нанотехнологии, генная инженерия, искусственный интеллект, клонирование, расшифровка генома. К примеру, Каку подробно описывает, как ученый Роберт Ланца клонировал для зоопарка Сан-Диего бантенга (это такой вымирающий бык), выделив ДНК из туши животного, умершего 25 лет назад. Оказывается, уже есть фермы, где разводят клонированный скот, причем с прицелом на коммерцию.

Журнал «Эксперт Украина», конечно, больше заинтересовали не сами по себе технические чудеса, описываемые автором, а их экономические последствия. Например, «переход от вещного капитализма к интеллектуальному». По мнению Митио Каку, несмотря на развитие роботов, «профессии мусорщика, полицейского, строительного рабочего, садовника и сантехника будут существовать и в будущем». Потому что этим людям приходится принимать нестандартные решения, чего машины не умеют. Останутся также художники. Нужны будут программисты, потому что «технику можно производить в любых количествах, да и вычислительные мощности увеличивать тоже, а вот массовое производство мозгов невозможно». Любой компьютер умен ровно настолько, насколько умную программу в него вложили.

Особенно хотелось бы отметить работу переводчицы Натальи Лисовой и редактора Марии Миловидовой. Судя по всему, их не смутили многочисленные регалии Каку, и в «прим. пер.» с ним то и дело затевается заочная дискуссия. Причем приводятся веские аргументы, возражения и дополнения. С одной стороны, это придает книге дополнительную полифоничность. С другой — заставляет усомниться: а ну, как господин профессор и еще в чём-то наврал, а редактор с переводчиком не заметили? К тому же всё это заставляет читателя самого думать и интересоваться описанными вопросами, что, безусловно, полезно.

Каку Митио. Физика будущего / Пер. с англ. — М.: Альпина нон-фикшн, 2012. — 584 с.

Автор: Александр Данковский