Министерство сельского хозяйства США подозревается в странных экспериментах над животными В новом отчете утверждается, что Министерство сельского хозяйства США (USDA) закупало кошек и собак на мясных рынках за... 24.04.2019
В Samsung начали работу над Galaxy Fold, которые будут сгибаться и разгибаться в виде букв G и S Пока что подробностей мало, но из опубликованного материала можно сделать несколько ключевых выводов: похоже, Samsung... 24.04.2019
Украинских водителей предупредили о скором подорожании бензина Украинцам придется тратить больше денег на бензин 24.04.2019
Определены ТОП-10 стран с самым большим золотым резервом, - Business Insider Международный валютный фонд и Всемирный совет по золоту собрали информацию о золотом резерве стран на начало апреля... 24.04.2019
В Японии открылось кафе, в котором работают парализованные люди (ВИДЕО) Для работы в кафе наняли 10 человек с травмами спинного мозга и боковым амиотрофическим склерозом. 24.04.2019
Японцам, которые подвергались принудительной стерилизации, выплатят компенсацию Большинство операций по стерилизации провели в 1960-1970 годах 24.04.2019
Дональда и Меланию Трамп не пустят остановиться в Букингмеском дворце Президент США Дональд Трамп и его супруга Меланья Трамп не смогут жить в Букингмеском дворце во время предстоящего... 24.04.2019
Епифаний рассказал, сколько капелланов служит в украинской армии Митрополит Киевский и всея Украины Епифаний в Свято-Михайловском Златоверхом соборе рассказал, сколько капелланов... 24.04.2019
Британские активисты планируют встретить Трампа воздушным шаром "малыш Трамп" (ФОТО) Британские активисты планируют запустить воздушный шар «малыш Трамп» во время визита президента США Дональда Трампа в... 24.04.2019
В Генштабе ВСУ рассказали, какая техника примет участие в учениях «Си Бриз-2019» Украинские-американские военные учения «Си Бриз-2019» пройдут летом в Николаевской, Херсонской и Одесской областях24.04.2019
В Минобразования рассказали, какие новшества в сдаче экзаменов ждут школьников в 2019 году Министр образования Украины Лилия Гриневич заявила, что в 2019 году система экзаменов в школах после 4, 9 или 11 класса... 24.04.2019
Определен размер финансовых выплат в Украине к 9 мая. Кто сколько получит? Отличившиеся ветераны получат максимум по 3850 грн. 24.04.2019
В Украине подорожает стоимость выдачи гражданских и загранпаспортов Правительство повышает стоимость услуг в сфере миграции 24.04.2019
В Нацбанке ответили, стоит ли украинцам ждать курс доллара по 8 грн В Национальном банке Украины объяснили, почему не стоит ждать курса доллара по 8.

24.04.2019

Золото33985.844-0.502
Серебро399.119-0.326
Платина23752.327-0.326
USD26.90026.60026.688
EUR30.32529.82530.011
RUB0.4290.3300.418
BRENT74.52+0.01Apr
WTI67.49-0.8446Aug
GAS OIL630.25-0.5157Aug
Книги / №32(357) 27 АВГУСТА 2012
Гадание на научной гуще    Печатная версия    в избранное

Профессор теоретической физики — о будущем человечества на ближайшие сто лет

Вначале пару слов об авторе, ибо он един в двух лицах.

Митио Каку — именитый физик, один из создателей теории струн, сотрудник Нью-Йоркского университета и Института перспективных исследований в Принстоне, преподаватель Нью-Йоркского Сити-колледжа. Физикой он занимается еще с подросткового возраста. Будучи старшеклассником, с разрешения мамы построил в гараже ускоритель-бетатрон. О себе ученый пишет так: «Мир, в котором я живу, представляет собой Вселенную одиннадцатимерного гиперпространства, черных дыр и проходов в Мультивселенную».

При этом Каку — известный популяризатор науки, автор бестселлеров «Гиперпространство» и «Физика невозможного». Много лет он создавал и вел научно-популярные передачи для ВВС и Discovery. Так что господин профессор — одновременно и ученый, и журналист.

Как журналист он берется описывать самые странные идеи, черпая их как из окружающей действительности, так и из научно-фантастических фильмов вроде «Звездного пути» или «Звездных войн». При этом книги Жюля Верна или Айзека Азимова в качестве источника вдохновения использует меньше (возможно, это специфика американской культуры). А как ученый — препарирует эти идеи, соотнося их с законами физики и здравым смыслом. Например, недоумевает, почему в одном из фильмов герой, ставший призраком, помимо своей воли проходит сквозь стены, но не проваливается сквозь пол. При этом Каку не отвергает с ходу возможность прохождения сквозь стены, ибо атом, по большому счету, пуст внутри.

Кроме того, Каку по долгу службы встречается с другими светилами: «Эта книга основана на беседах с более чем тремя сотнями лучших ученых, работающих на переднем крае науки». И по итогам таких бесед время от времени оказывается, что над самыми фантастическими проектами работы уже ведутся, и кое-какие результаты достигнуты. Например, «ученые добились замечательного прогресса в решении задачи, которая прежде считалась нерешаемой: сфотографировать воспоминание и, может быть, сон».

Сама же книга состоит из глав «Будущее компьютера», «Будущее искусственного интеллекта», «Будущее медицины», «Нанотехнологии», «Будущее энергии», «Будущее космических путешествий» и даже «Будущее богатства». Так что непонятно, почему в заглавие вынесена только физика.

В каждой главе автор дает прогнозы на три периода: «Ближайшее будущее (с настоящего момента до 2030 года)», «Середина века (2030–2070)» и «Далекое будущее (2070–2100)». Так как ученый пытается предсказывать судьбу не только техники, но и человечества в целом, ему то и дело приходится углубляться в смежные области — медицину, социологию, историю, психологию и т. д. Например, он вводит весьма любопытный Принцип пещерного человека, которому необходимо было «доказательство успешной охоты». Поэтому-де сегодня люди не доверяют электронным документам, требуя распечатки, предпочитают посмотреть на Тадж-Махал вживую, а не на экране самого лучшего компьютера, и ходят на концерты, невзирая на наличие записей. А сам принцип таков: «всякий раз, когда возникает конфликт между современной техникой и желаниями наших примитивных предков, эти самые примитивные желания всегда побеждают. Всегда… Мы хотим всё и сразу, но если приходится выбирать, то выбираем, подобно нашим пещерным предкам, личное присутствие». Поэтому не умрут ни традиционные виды обучения, ни традиционные виды развлечений.

Вообще же предсказаний в книге множество — от новых способов получения видеоинформации из компьютера (специальные линзы в глазах, прототипы которых уже есть) до автомобилей на магнитной подушке. В ней упоминается и о прекращении действия закона Мура, в соответствии с которым мощность компьютера удваивается каждые 18 месяцев, и об использовании вирусов для генетической коррекции (вирус играет роль наноробота, запущенного в организм, дабы чинить поврежденные цепочки ДНК).

Попутно автор доступно объясняет значение многих понятий, которыми оперирует современная наука. Это квантовый компьютер, нанотехнологии, генная инженерия, искусственный интеллект, клонирование, расшифровка генома. К примеру, Каку подробно описывает, как ученый Роберт Ланца клонировал для зоопарка Сан-Диего бантенга (это такой вымирающий бык), выделив ДНК из туши животного, умершего 25 лет назад. Оказывается, уже есть фермы, где разводят клонированный скот, причем с прицелом на коммерцию.

Журнал «Эксперт Украина», конечно, больше заинтересовали не сами по себе технические чудеса, описываемые автором, а их экономические последствия. Например, «переход от вещного капитализма к интеллектуальному». По мнению Митио Каку, несмотря на развитие роботов, «профессии мусорщика, полицейского, строительного рабочего, садовника и сантехника будут существовать и в будущем». Потому что этим людям приходится принимать нестандартные решения, чего машины не умеют. Останутся также художники. Нужны будут программисты, потому что «технику можно производить в любых количествах, да и вычислительные мощности увеличивать тоже, а вот массовое производство мозгов невозможно». Любой компьютер умен ровно настолько, насколько умную программу в него вложили.

Особенно хотелось бы отметить работу переводчицы Натальи Лисовой и редактора Марии Миловидовой. Судя по всему, их не смутили многочисленные регалии Каку, и в «прим. пер.» с ним то и дело затевается заочная дискуссия. Причем приводятся веские аргументы, возражения и дополнения. С одной стороны, это придает книге дополнительную полифоничность. С другой — заставляет усомниться: а ну, как господин профессор и еще в чём-то наврал, а редактор с переводчиком не заметили? К тому же всё это заставляет читателя самого думать и интересоваться описанными вопросами, что, безусловно, полезно.

Каку Митио. Физика будущего / Пер. с англ. — М.: Альпина нон-фикшн, 2012. — 584 с.

Автор: Александр Данковский