Новости
Украину избавят от "убитых" маршруток. В правительстве раскрыли детали 24.01.2021
Водителям четко пояснили, как и где с большой скидкой заплатить штраф за нарушение ПДД Украинские водители продолжают получать достаточно большое количество штрафов за нарушение ПДД, но до сих пор многие не... 24.01.2021
Дональд Трамп рассказал, чем займется в ближайшее будущее Бывший президент США Дональд Трамп ответил на вопрос о планах на свое ближайшее будущее. 24.01.2021
Штурмовикам Капитолия заплатили огромную сумму в биткоинах, - Reuters За месяц до атаки сторонников действующего президента США Дональда Трампа на здание Капитолия в Вашингтоне ультраправые... 24.01.2021
Спортивный врач рассказала, какие тренировки вредны для переболевших COVID-19 Переболевшим коронавирусом нельзя заниматься на улице при низких температурах. 24.01.2021
Греция приобретает французские истребители Rafale Греция одобрила закупку 18 французских истребителей Rafale 24.01.2021
В Китае военные получили новые самоходные гаубицы PLC-181 (ФОТО) В Китае военные получили новые самоходные 155-мм гаубицы PLC-181 24.01.2021
Шмыгаль рассказал о транше МВФ Денис Шмыгаль рассказал о транше МВФ 24.01.2021
Топ-10 лучших электрокаров 2020 года Названы Топ-10 лучших электрокаров 2020 года 24.01.2021
В Китае презентовали супербыстрый поезд будущего В китайском городе Чэнду презентовали супербыстрый поезд будущего 24.01.2021
Украинцы будут получать COVID-паспорта, - Степанов Министр здравоохранения сообщил, что украинцы будут получать COVID-паспорта так же, как и европейцы 24.01.2021
Топ-5 лучших двухдверных внедорожников Эксперты Hotcars назвали Топ-5 лучших двухдверных внедорожников 24.01.2021
Северная Корея представила новую баллистическую ракету Pukguksong-5 Северная Корея представила новую баллистическую ракету для подлодок Pukguksong-5 24.01.2021
Из жизни ушел знаменитый американский телеведущий Ларри Кинг Умер телеведущий Ларри Кинг. 24.01.2021
Топ-5 самых "выносливых" кроссоверов Названы Топ-5 самых "выносливых" кроссоверов 23.01.2021




Магазин сантехники
Предлагаем купить сантехнику в Киеве. Отличная цена!
dushik.com.ua

Рейтинг игровых клубов
Здесь

Курс банковских металлов НБУ Курсы валют Стоимость нефти (ICE)
грн./тр.унциюИзм., %
Золото34625.613-0.205
Серебро399.427-0.005
Платина21727.344-0.667
 ПродажаПокупкаНБУ
USD28.37528.05025.144
EUR34.60033.92527.749
RUB0.4150.2850.378
$/баррельИзм., %Дата
BRENT55.410.00Jan
WTI51.98-2.16Jan
GAS OIL452.00-1.26Jan
Наука и технологии / №30–31(399) 26 АВГУСТА 2013
По звездам и спутникам    Печатная версия    в избранное
НАВИГАЦИЯ
Глава Best Business Group Евгения Дубинская рассказала о том, как с помощью GPS бороться с человеческим фактором

В наше время GPS-навигацией мало кого можно удивить — вещь удобная, полезная и бесплатная (если не считать покупку самого аппарата). При этом в Украине есть компании, которые умудряются на ней зарабатывать, предлагая бизнесу специфические услуги наблюдения за транспортом и планирования логистических потоков. Услуги, основанные на собственных IT-разработках. Что это за сервис, кто его покупает и как фирма из его потребителя стала продавцом, «Эксперту» рассказала президент группы компаний Best Business Group Евгения Дубинская.

Кстати, начинала она в Кривом Роге, а теперь у предприятия офис в самом центре Киева. Видимо, рынок неплохо развивается. Ибо в кризис все хотят сэкономить, а возможность с небес приглядывать за своими авто позволяет снижать себестоимость — и за счет правильно проложенных маршрутов, и за счет того, что персонал меньше ездит «налево».

— Как у компании появилась идея заниматься именно спутниковой навигацией?

— Искали возможности диверсификации бизнеса. К нам поступило интересное предложение от двух молодых ребят — вложить в их проект сравнительно небольшие деньги. Разработка началась еще до нас: они нарисовали карту, создали систему прокладки маршрутов при помощи трекеров. Мы поставили такие устройства на несколько своих автомобилей. Помню, на презентации ребята вывели на экран карту и показывали, где именно машины находятся. Нас впечатлило, я увидела в этом тренд. Ведь в то время учет поездок автотранспорта велся на бумаге — журналы, путевые листы. Это было еще недавно, в 2007 году, тогда такие приборчики были в диковинку.

— А «сравнительно небольшие деньги» — это сколько?

— Несколько десятков тысяч долларов. Существовавшие тогда зарубежные аналоги стоили намного дороже: сотни тысяч, а то и миллионы.

— И что эти молодые ребята получили в итоге?

— Хорошие зарплаты, места разработчиков и доли в компании. Причем они не стали заниматься маркетингом, продвижением. Весь менеджмент мы взяли на себя.

— Они до сих пор с вами?

— Один с нами, с другим мы расстались.

— Этот другой получает какое-то роялти за свою разработку? Или вы с ним полностью рассчитались?

— Мы расстались друзьями. А тот, что остался, сегодня — старший разработчик, получает роялти. Система ведь постоянно модернизируется.

Деньги со спутника

«Такова политика: тот, кто ставит соответствующий чип для GPS-навигации, например, в телефон, по сути, осуществляет отчисления на развитие навигационной спутниковой системы. Спутники — американские»

— Что является основой системы? Откуда берутся те «коробочки», что вы вешаете на автомобили клиента?

— У нас есть отдел, который разрабатывает эти приборы.

— Но ведь вы не сами паяете эти блоки?

— Нет, мы размещаем заказы на нескольких заводах в Украине. Чипы, которые связываются со спутниками, европейского производства.

— Информация у клиента выводится на персональный компьютер?

— Она приходит на наши серверы, обрабатывается и поступает на компьютер клиента в том виде, который ему нужен.

— Сколько времени и денег ушло на доработку прототипа до состояния первой коммерческой версии?

— Мы начали с продажи именно прототипа. Он успешно выполнял свои функции. Софт пришлось дописывать, сильно менять. А оборудование изменилось года через три после старта и с тех пор менялось всего несколько раз. Более того, сегодня по-прежнему работают приборы, установленные в первые годы.

— Как искали первых клиентов?

— Мы сами были первыми клиентами. Вначале три-четыре года, конечно, было тяжело: люди не понимали, зачем им такое нужно. В этом секторе оказался длительный предпродажный цикл — до одного года. Наша компания родом из Кривого Рога, там потребитель не столь прогрессивный, как в Киеве, за новинками не особо следит. В регионах сложнее.

— И кого удалось убедить стать первыми клиентами?

— Например, компании «Геркулес» и «Ласка», занимающиеся изготовлением продуктов питания. Это крупные фирмы, у которых транспортная составляющая в себестоимости велика. Вот они и начали ее считать. Тем более что горюче-смазочные материалы с тех пор существенно подорожали.

Кто и как платит хозяину спутника?

— Производители чипов. Такова политика: тот, кто ставит соответствующий чип для GPS-навигации, например, в телефон, по сути, осуществляет отчисления на развитие навигационной спутниковой системы. Спутники — американские. А для конечного потребителя пользование сигналом ничего не стоит.

— В России государство не доверяет американской системе GPS. И там не любят пускать, например, западные локомотивы, снабженные спутниковыми блочками, на свои железные дороги — это-де стратегические объекты. Поэтому пытаются развивать собственную систему ГЛОНАСС. Что в Украине? Наши спецслужбы интересуются вопросами безопасности навигации?

— У нас в стране только начинаются дебаты на эту тему. Национальному космическому агентству поручено разработать законопроект по GPS. Мы участвуем в разработке. Формируется ассоциация компаний, занимающихся GPS-мониторингом. Наверное, это правильно. Ведь не может государственная структура, например, милиция, пользоваться серверами, расположенными в другой стране.

— Почему, если спутник всё равно американский?

— Спутник только передает точные временные кодовые посылки, а чип эти сигналы обрабатывает и преобразует в координаты.

Большой сателлит смотрит на тебя

— Вы начинали, когда рынок был пустой. Но сейчас его заполнила масса планшетов и смартфонов с функцией навигатора. Зачем ваши услуги нужны сегодня?

— Мы обслуживаем корпоративных клиентов, у которых есть определенные потребности. К смартфону невозможно подключить ни датчик уровня топлива, ни идентификатор прицепного устройства, ни валидатор для безналичных расчетов в транспорте. Корпоративного клиента не устроят sms-сообщения с координатами транспортного средства. Это неудобно: обрабатывать около сотни сообщений в день с каждого автомобиля. Да и стоимость такого решения в итоге оказывается гораздо выше.

— Сколько может стоить такая система для заказчика?

— Софт бесплатный. А один комплект оборудования, который ставится на машину, будет стоить от полутора до двух с половиной тысяч гривен в зависимости от задач. Но он окупается за два-три месяца, максимум за четыре. Плюс есть абонплата за пользование серверами, за доработки и обновления.

Велика ли она?

— С одного комплекта — 70–120 гривен в месяц.

Впрочем, у нас ведь предусмотрена и другая схема продажи: мы устанавливаем всё бесплатно, а потом сэкономленные заказчиком деньги делим в соотношении 50:50.

— Но для этого клиент должен пустить вас в свою бухгалтерию, чтобы вы эту экономию видели!

— Необязательно. Мы берем затраты на транспорт до и после внедрения системы. Есть определенные алгоритмы, позволяющие это отследить. Но такая схема чуть более затратна для клиента в итоге.

— Я правильно понимаю, что ваша система позволяет заказчику экономить за счет того, что водителю не дают левачить?

— Прежде всего это рациональное использование времени: во сколько автомобиль выехал, во сколько приехал. Если шофер поехал на обед, то сколько это занимает времени и километров. Когда человек знает, что ведется контроль, дисциплина повышается. Раньше ездили сливать бензин на сторону, теперь перестали. Раньше просто было приписать себе сотню километров, накрутив спидометр, теперь сложно. А ведь это не только горюче-смазочные материалы, это еще и техобслуживание, замена шин. Таким образом, затраты на транспорт можно уменьшить на 50 процентов, а то и на 70.

Есть компании, где люди не воруют, но человеческий фактор присутствует. Например, водитель ездит по маршруту, к которому привык. А система позволяет поездки оптимизировать.

— Классическая «задача коммивояжера»? Проехать через N точек на карте наиболее выгодным (по заранее оговоренному критерию) путем?

— Да. Основная ценность системы сегодня уже не в слежении, а в оптимизации, планировании. Например, во Львове мы установили ее на городской транспорт и добились того, что опоздания составляют не более двух минут.

Львов — единственный подобный случай в вашей практике?

— Львов — город прогрессивный. Сейчас этим вопросом активно занимается Винница. Кроме того, власти областного центра хотят внедрить систему безналичных расчетов в транспорте (электронный билет). Государство дает дотации на пенсионеров, студентов и прочих льготников. И толком это не контролируется. В итоге должна получиться комплексная система, которую можно модернизировать и расширить. Например, поставить табло на каждой остановке, на котором будет написано: такой-то автобус придет через столько-то минут. Как в цивилизованном мире.

Обхитрить электронный глаз

— Насколько систему легко обмануть? Обычный навигатор в железобетонном здании сбоит.

«Основная ценность системы сегодня уже не в слежении, а в оптимизации, планировании. Например, во Львове мы установили ее на городской транспорт и добились того, что опоздания составляют не более двух минут»

— Действительно, старые чипы не позволяли видеть машину, заехавшую в здание. Современные — позволяют, если только это не какой-то особо глубокий подвал. В принципе, если у заказчика гараж находится в таком труднодоступном для сигнала месте, проблему можно решить, поставив усилители.

— А случаи саботажа у клиентов были?

— А как же! Когда-то компания Х, занимающаяся перевозкой нефтепродуктов, купила новые машины-бензовозы. Установили наши приборы. Через месяц звонят: «Система работает некорректно, показатели на спидометрах в два раза выше, чем по данным компьютера». Выезжаем на место. Ставим наше устройство на личное авто директора, проезжаем километров десять. Полное совпадение данных по GPS и по спидометру, плюс-минус двадцать метров. А рядом идет бензовоз — там по спидометру 20 километров! Оказалось, что при покупке этих машин договорились то ли с производителем, то ли с сервисом и испортили спидометры. Был скандал.

— Датчики еще можно сломать или заставить потеряться?

— Сплошь и рядом. И ломали, и фольгой обматывали, чтоб заэкранировать. Конечно, водителям не нравится, что за ними следят. Но в итоге у нас нет ни одного примера, когда клиент отказался от системы.

— Вашим сотрудникам предлагали взятки, чтобы они что-то подкрутили или сломали?

— Да, и не раз. Но такой человек сразу будет уволен из компании.

— Были случаи?

— Нет пока. У нас хорошая мотивация.

— А ваша система защищена? Не может ли ваш клиент А получить данные о машинах вашего же клиента В — своего конкурента?

— Мы постоянно работаем над защитой данных. Претензий не было.

— А просто взломать систему, чтобы ею торговать от своего имени, пытались?

— Был один случай. Участвовал один из наших разработчиков, пытался продать часть кода. Это было давно, в самом начале. Риски есть всегда. Условно говоря, и в ресторане шеф-повар может уйти к конкуренту и унести рецепты. Защита в том, чтобы всё время развиваться, адаптироваться к новым условиям. Даже похитив часть разработки и разобравшись в ней, злоумышленники получат устаревшее решение.

Ваш софт ориентирован на персональные компьютеры. А сейчас в моду входят планшеты и им подобные гаджеты, в основном на основе Android. Будете под них создавать версию?

— Мы делаем web-интерфейс. Но, по нашим наблюдениям, сейчас клиентов устраивает PC-вариант. А некоторые и вовсе заинтересованы в аутсорсинге диспетчеризации. То есть чтобы не он сам, а мы управляли его машинами, если у него парк не слишком велик.

Экономия и экономика

— А не бывает такого, что система отжала у клиента все резервы экономии — и всё, себестоимость выходит на некое плато?

— Так обычно и происходит. Экономия не может быть бесконечной. Но предприятия используют систему для снижения себестоимости только на первых этапах. В дальнейшем — для оптимизации и планирования своих бизнес-процессов. Если приборы демонтировать, то себестоимость опять начнет расти.

— Прикрепление блочков к автомобилям и установка софта занимает около часа?

— В случае отслеживания нахождения транспорта — да. В случае установки, например, датчика уровня топлива, конечно, требуется больше времени.

Всего система снимает до восьми параметров. Как правило, экономия идет на километраже, на том, что компания понимает, что ей нужно не десять, а лишь семь автомобилей.

— Службы такси с вами работают?

— Это не наш рынок. Там собственник обычно владеет только диспетчерской системой, а водители ездят на своих авто. А вот если компания нанимает человека с машиной, но оплачивает ему издержки, например, бензин — это уже может быть наш клиент. Вообще, заказчики самые разные: перевозчики, дистрибуторы, даже компании, владеющие собственной сельхозтехникой.

— И по какому параметру оптимизируется работа сельхозтехники?

— Например, она распыляет удобрения. Можно оптимизировать по обрабатываемой площади, можно — по расходу вещества. Бывает, с риском для жизни тракторист подлезает под работающий агрегат, чтобы слить в бочку часть этого реактива и продать на сторону, заработав 20 гривен.

У компании, перевозившей замороженные полуфабрикаты, был случай: чтобы сэкономить немного бензина, шофер отключил рефрижератор, и тем самым нанес убытки на сумму 15 тысяч гривен.

— Система могла бы это предотвратить? Она может отследить температуру внутри фургона?

— Может.

— Но для этого вам датчики нужно ставить внутри рефрижератора. Как это согласовывать с производителем, с гарантийным обслуживанием?

— Если это новый рефрижератор, то там соответствующие датчики уже установлены, как и система GPS, мы к ним только подключаемся. А если он старый, то тогда на кнопку, которой запускается охладительное оборудование, крепится дополнительный проводок. Это если схематично.

— Вы работаете только с наземным транспортом?

— Да, корабли-самолеты — это не наше. Но мы сейчас начинаем работать с жилищно-коммунальным хозяйством, чтобы передавать показания счетчиков, исключив человеческий фактор.

— Сейчас, в кризис, люди должны бы больше заботиться об экономии. Был после 2008 года всплеск интереса?

— Был. Не могу сказать, что колоссальный, но интересоваться стали гораздо больше. Мы каждый год растем раза в два.

— Сколько сегодня сотрудников в компании?

— До ста человек. Офис в Киеве, офис в Кривом Роге. Также дилеры в различных регионах — около сорока.

— Сколько у вас конкурентов на рынке?

— Достаточно много. Но, как правило, это дистрибуторы, продающие чужие разработки. А вот владеющих собственным софтом, собственными серверами — не более пяти.

У конкурентов софт импортный или свой?

— Бывает по-разному. Но больше иностранного.

— Конкуренты предлагали купить ваш бизнес?

— Нет. Рынок только формируется.



Автор: Александр Данковский

 печать  отправить ссылку другу  в избранное
КОММЕНТАРИИ


Нет комментариев.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ



ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ В РУБРИКЕ "НАУКА И ТЕХНОЛОГИИ"
Сланцев бряг
Точки бифуркации
Сколько будет стоить и во что выльется Украине добыча нетрадиционного газа
Проколы в броне
Годовщина отечественной войны
В первые месяцы Великой Отечественной войны Красная армия потеряла почти все свои танки. Но вовсе не потому что их было мало и они были устаревшими, как утверждает советская историография
Новая эпоха медицины
Мнение
Здравоохранение станет непрерывным процессом и войдет в нашу повседневную жизнь (пока оно представляет собой серию эпизодических событий вроде визитов к врачу). Например, каждое утро, чистя перед зеркалом зубы, мы будем проходить беглый медицинский осмотр
Что Гейтс в грядущем нам готовит?
It
Начало продаж операционной системы Windows 8 не остановило проседание рынка персональных компьютеров, но открыло новые возможности для производителей электроники
Прокрустово ложе энергоальтернатив
Энергетика
Борис Костюковский, заведующий отделом прогнозирования атомной и возобновляемой энергии Института общей энергетики НАН Украины, пояснил, почему «зеленая» и прочая альтернативная энергетика не решит проблем энергобаланса страны
ОООперация «Дигитализация»
Цифровое тв
До 1 января 2015 года Украина обязана отказаться от аналогового телевидения. Миллиардные прибыли достанутся частным компаниям
Сотня атомных лет
Энергетика
О том, чем жили, живут и будут жить атомная физика и энергетика в мире и в Украине
Парник для человечества
1913–2013 / природа
Температура на планете растет. Если так пойдет и дальше, то еще каких-то сто лет — и почти всё население Земли будет жить в тропиках. Правда, суши станет меньше, а значительная часть континентов покроется пустынями
Что век грядущий нам готовит
1913–2013 / наука и технологии
Попытка футурологического анализа с прогнозом и литературными реминисценциями
Великий железный путь
1913–2013 / железная дорога
Основу железных дорог СССР заложили при царе. Между тем в отрасли и тогда процветала коррупция, а техника была гораздо слабее нынешней







Размещение пресс-релизов
Популярные новости
Фейками о «тайной вакцинации» чиновников Бродский помогает открыть украинский рынок для российской вакцины, — Иванов Михаил Бродский распространяет фейки о якобы «тайной вакцинации» украинских топ-чиновников американской вакциной... 20.01.2021
Опубликован полный текст прощальной речи 45-го президента Соединенных Штатов Америки Дональда Трампа Представляем полный текст прощального обращения 45-го президента Соединенных Штатов Дональда Трампа к американцам.... 20.01.2021
Британские истребители F-35 получат крылатые ракеты Британские Королевские ВВС (RAF) объявили, что министерство обороны Великобритании заключило контракт с MBDA на... 18.01.2021
В Украине отменили красные дипломы: что теперь ждет выпускников 2020 год стал последним годом, когда выпускники получили "красные дипломы". 17.01.2021
Житель Британии сдал экзамен на водительские права со 158-й попытки Всего житель Великобритании потратил на сдачу теоретического экзамена три тысячи фунтов стерлингов. 18.01.2021




Публикации
Вадим Машуров поделился мнением о будущем биткоина 11.01.2021
«Университет — наш дом. Дом должен быть теплым», — юрист Вячеслав Труба 18.12.2020









Главная Реклама на сайте
Материалы помеченные значком имеют ограниченный доступ. Использование материалов Эксперт.in.UA разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на expert.in.ua
©2018-2021 Эксперт.in.ua   Реклама на сайте