Новости
Google Play получил очередное обновление: что изменилось? Не проходит и пары недель, чтобы поисковый гигант не выкатил очередной апдейт для фирменного каталога приложений, внеся... 16.01.2019
Соглашение о ЗСТ между Грузией и Украиной будет пересмотрено Правительство Украины распорядилось пересмотреть Соглашение о свободной торговле с Грузией. 16.01.2019
В Нью-Йорке взорвали мост через Гудзон (ВИДЕО) В Нью-Йорке снесли восточную часть старого гудзонского моста Таппан Зи. 16.01.2019
Итальянский министр заявил, что Италия никогда не выйдет из Евросоюза Италия никогда не рассматривала сценарий выхода из Евросоюза. 16.01.2019
МВФ назвал ключевые вызовы для Украины в 2019 году МВФ определил четыре главных вызова для экономики страны.
16.01.2019
Мадонна может выступить на Евровидении–2019 в Израиле Популярная американская певица Мадонна может выступить на Евровидении–2019 в Израиле в качестве приглашённой звезды. 16.01.2019
Андрей Рева озвучил дату, когда начнутся выплаты налички по субсидиям В стране будут параллельно работать два типа монетизации 16.01.2019
Ульяна Супрун рассказала, сколько украинцев уже подписали декларации с врачами Медучреждениям уже выплачено 3,5 миллиарда гривен за обслуживание пациентов, рассказала Супрун 16.01.2019
YouTube ввел новые запреты на публикуемые видео Видеохостинг YouTube запретил публиковать видео с челленджами, которые могут привести к серьезным травмам или смерти,... 16.01.2019
ТОП-5 самых невидимых самолетов-истребителей в мире На протяжении многих лет только американцы могли похвастать наличием стелс-истребителей в своих ВВС. Образ... 16.01.2019
Борщевой набор за 2018 год подорожал почти вдвое, - эксперт Любимое блюдо украинцев, борщ, за этот год очень серьезно прибавил в цене, чем расстроил потребителей 16.01.2019
Украинские больницы в этом году получат современное медицинское оборудование из Китая В течение 2019 украинские больницы получат 230 единиц современного медицинского оборудования из Китая. 16.01.2019
Украинцы еще 3 месяца могут летать в Таиланд по бесплатным визам Правительство Таиланда продлило отмену платы за визу для украинцев до 14 апреля 2019 года. 16.01.2019
Украина ужесточит требования к импортерам и производителям косметики В Минздраве разработали новый техрегламент для косметических изделий 16.01.2019
Трудоустройство за границей: куда лучше всего поехать на заработки украинцам? Шесть главных направлений — сколько заплатят и как отнесутся 16.01.2019




Магазин сантехники
Предлагаем купить сантехнику в Киеве. Отличная цена!
dushik.com.ua

Курс банковских металлов НБУ Курсы валют Стоимость нефти (ICE)
грн./тр.унциюИзм., %
Золото36316.875+0.173
Серебро439.825+0.094
Платина22730.615-1.323
 ПродажаПокупкаНБУ
USD28.20027.84028.167
EUR32.40031.55032.178
RUB0.4380.3300.420
$/баррельИзм., %Дата
BRENT60.75+0.18Jan
WTI67.49-0.8446Aug
GAS OIL630.25-0.5157Aug
Наука и технологии / №49–50(374) 24 ДЕКАБРЯ 2012
Крылья Украины    Печатная версия    в избранное
1913–2013 / АВИАЦИЯ
Биплан-гигант «Илья Муромец» поднялся в воздух 23 декабря 1913 года. Задуманный как разведчик-бомбардировщик, он стал первым пассажирским самолетом в мире

В истории авиации 1913 год занимает особое место. К этому времени были разработаны основные компоновки летательных аппаратов. В этом же году аэроплан надел солдатский мундир — болгарские войска использовали самолеты для разведки и обстрела турок во время Первой Балканской войны. Украина в то время играла в развитии авиации не последнюю роль.

Сахар, женщины, самолеты

Отечественное авиастроение родилось в 1910 году, когда сахаропромышленник и меценат Федор Терещенко открыл недалеко от родового имения в селе Червонном под Винницей первую украинскую аэромастерскую. Она считалась опытной базой по разработке и доводке новых самолетов. Над их конструкцией, кроме самого Федора Федоровича, работали инженеры небольшого конструкторского бюро. Среди них были создатель первых гидропланов Дмитрий Григорович, а также Владимир Григорьев — авиаконструктор и основатель «Государственного авиационного завода №9» в Александровке (с 1921 года — Запорожье), со временем трансформировавшегося во всемирно известное предприятие «Мотор Січ». С бюро Терещенко сотрудничали творец первого российского аэроплана князь Александр Кудашев (его первый полет состоялся на Сырецком поле под Киевом 23 мая 1910 года), авиаконструктор Игорь Сикорский, авиаинженер и летчик-испытатель Альфред Пишоф. В тесном взаимодействии с Терещенко по заказу российского военного ведомства он создал прообраз палубных самолетов — моноплан «Терещенко №5». Конструкция этого летательного аппарата позволяла переводить самолет в транспортное положение (складывать крылья и регуляторы высоты) в течение трех минут — даже сегодня такой показатель считается выдающимся достижением.

Терещенко открыл небо для профессиональных летчиц. В 1913 году он пригласил на должность летчика-испытателя Любовь Голанчикову. Будучи известной актрисой (псевдоним Мили Моле), Любовь Александровна заболела авиацией и окончила авиашколу Товарищества воздухоплавания «Гамаюн». Поначалу гастролировала с показательными выступлениями, но после установления мирового рекорда высоты для женщин стала летчицей-испытателем на фирме Антона Фоккера. Наибольшую известность этому голландскому пилоту, авиаконструктору и предпринимателю принесли триплан Fokker Dr.1, на котором летал «красный барон» Манфред фон Рихтхоффен, и синхронизатор, позволявший носовым пулеметам стрелять сквозь лопасти тянущего винта.

Российская пилотесса тестировала все ранние (а значит, самые опасные) самолеты Фоккера. Именно она научила летать первый военный учебно-тренировочный моноплан Fokker Spin M.3, ставший «летающей партой» для немецких летчиков. Она же помогла довести до ума первый в мире военный самолет Fikker Spin M.2 — один из самых ранних летательных аппаратов, преодолевших скоростную отметку 100 км/ч. Но увы — сегодня ее почти не знают ни в Европе, ни в Украине. Эмигрировав в Америку, Голанчикова зарабатывала на жизнь водителем такси…

Возможно, пришедшие к власти большевики нуждались в легенде об отсталости Российской империи — дабы приписать себе большинство достижений СССР. Личности, подобные Голанчиковой, Терещенко, Кудашеву, Сикорскому, разрушали этот миф, а стало быть, подлежали забвению или уничтожению.

Но вернемся еще раз на сто лет назад.

Полет аэроплана начало ХХ века

Киевский «Илья Муромец»

В мае 1913 года сын профессора Киевского университета, выпускник Киевского политехнического института Игорь Сикорский поднял в воздух первый в мире четырехмоторный аэроплан «Русский витязь». Двадцатиметровый биплан взлетной массой 4940 кг был изготовлен в Риге на Русско-Балтийском вагонном заводе. В августе того же года он установил мировой рекорд продолжительности полета — 1 час 54 минуты. Изначально летательный аппарат, вызывавший у экспертов полное неприятие — «крылатый вагон летать не будет», — разрабатывался как стратегический разведчик. Однако его просторная кабина позволяла перевозить не только трех авиаторов, но и принять на борт четырех пассажиров. Поэтому «Русский витязь» можно по праву считать прототипом пассажирских самолетов.

Первый аэрогигант Сикорского летал недолго и был разобран осенью 1913 года. Однако полученный опыт позволил отработать конструкцию самого знаменитого аэроплана того же конструктора «Илья Муромец» (ИМ).

Этого гиганта можно было использовать в качестве дальнего бомбардировщика, стратегического разведчика или пассажирского аэроплана. В последнем случае ИМ мог принять на борт дюжину пассажиров в отделенный от кабины экипажа уютный салон с прогулочной палубой, спальными комнатами, санузлом и ванной. Команда Сикорского снабдила свое детище системой отопления и электрическим освещением. Кстати, в этой команде работали преимущественно киевляне: Константин Эргант, Георгий Адлер, Михаил Климексеев, Георгий Янковский, Анатолий Серебренников, Александр Кудашев и др.

Первый полет «Ильи Муромца» состоялся 23 декабря 1913 года. Гигант сразу побил мировые рекорды по грузоподъемности, дальности и продолжительности полета.

Все пассажирские версии машины (серия «Б», иначе «ИМ-Б Киевъ», тираж — семь экземпляров) были доработаны и собраны в Киеве. Эти самолеты летали со скоростью 120 км/ч, что превышало скорость большинства военных аэропланов той эпохи.

В начале 1950-х годов реноме Киева как одной из авиационных столиц страны предопределило перевод ОКБ-153 Олега Антонова из Новосибирска на берега Днепра. Позже на базе Киевского механического завода был создан опытный авиационный завод. Он стал родиной одного из самых уникальных и самых секретных самолетов в истории мировой авиации.

Реактор вместо бака

«Отец» первого серийного вертолета Игорь Сикорский

Согласно постановлению ЦК КПСС и СМ СССР от 26/10/1965 года на базе транспортного самолета Ан-22 «Антей» в Киеве началась разработка самолета Ан-22ПЛО. Дальность полета без дозаправки составляла 27,5 тыс. км, а штатная продолжительность полета — 50 часов. В случае необходимости Ан-22ПЛО мог летать неделями без посадки и без дозаправки. Ибо сверхдальний маловысотный самолет противолодочной обороны (отсюда индекс ПЛО) предполагалось оснастить, помимо стандартных турбовинтовых двигателей, крейсерскими моторами НК-14А (А — атомные). Энергию для них вырабатывал компактный ядерный реактор Анатолия Александрова. Обычные движки предполагалось использовать при взлете, посадке и маневрировании, атомные — для полета с крейсерской скоростью.

В мире было построено три атомных самолета: NB-36H (1956, США), Ту-95ЛАЛ (1961, СССР) и Ан-22ПЛО (СССР). Антоновская машина в августе 1972 года была оснащена атомным реактором в свинцовой оболочке. После этого Ан-22ПЛО (серийный номер 01-07) своим ходом долетел до Семипалатинского атомного полигона, где совершил 23 испытательных полета.

В процессе доводки Ан-22ПЛО конструкторам удалось разработать систему безопасности атомного реактора на случай падения уникального «Антея». Это позволило начать разработку летающей базы для стратегических ракет на базе Ан-22. Она могла бы барражировать по периметру СССР неделями. Но после аварии на ЧАЭС здравый смысл победил, и от идеи атомных самолетов отказались по обе стороны Атлантики.

Без разведки полный вакуум

После развала СССР Государственное авиастроительное предприятие «Антонов» оказалось в непростой ситуации.

Киевский авиационный завод почти не строил самолеты большими сериями. Исключением был турбовинтовой лайнер для местных авиалиний Ан-24 (суммарный тираж — 1332 шт., 1959–1979 годы, около тысячи штук произведено в Киеве).

Сегодня преемником Ан-24 считается Ан-140. Головной самолет с таким индексом был собран в далеком 1997 году. Ан-140 облетан, сертифицирован и получил высокие оценки экспертов. Его производством параллельно занимаются Харьковское государственное авиационное производственное предприятие (ХГАПП) и Самарский авиационный завод «Авиакор». Но за 15 лет было собрано всего 27 Ан-140. И это притом, что только России требуется 500 подобных лайнеров.

Думается, дело вот в чем. Производство, продажа и обслуживание самолетов — очень прибыльный бизнес. Особенно для посредников, которые сбывают нашим странам подержанные машины. Так, авиационный деловой портал Ato.ru сообщает, что компания Fokker Service предлагает российским авиаперевозчикам заменить подлежащие списанию Ан-24 на бывшие в употреблении Fokker 50 (1987–1997). Последние имеют остаточный взлетно-посадочный ресурс около 30% и предлагаются по цене 1,5–2,0 млн евро. Новый Ан-140 обойдется в 22 млн долларов, а Bombardier Q400 — на 8 млн дороже.

Но с учетом эксплуатационных затрат реальная стоимость бэушных машин возрастет в два-три раза. К тому же эти самолеты уже невозможно будет перепродавать. Сегодня в Европе эксплуатируется 190 турбовинтовых лайнеров Fokker 50. Исходя из этого, получаем, что оборот по данной сделке составит примерно полмиллиарда долларов. Столько же принесет компании Fokker Service поставка запчастей, технологического оборудования, обслуживание лайнеров и обучение персонала. Но для того чтобы сделка состоялась, требуется «альтернативный вакуум» — ситуация, при которой у подержанных голландских самолетов не будет российской или украинской альтернативы.

Малотиражность Ан-140 — главная причина их высокой стоимости. По тем же причинам слишком дорогими оказываются и новейшие авиалайнеры Туполева и Сухого.

Многочисленные поездки в российскую глубинку убеждают: локальные авиаперевозчики используют древние Як-40, Як-42, старые Ту и бэушные самолеты иностранного производства.

Да, самолеты для местных авиакомпаний нужны не только России. Нашему авиапрому необходимо привлекать к сотрудничеству резидентов, знающих и частично контролирующих ситуацию на азиатских и латиноамериканских рынках. Для того чтобы стать субъектом мирового рынка, мало разработать и собрать хороший лайнер. Не менее важно знать, по какой цене его предлагать конкретному клиенту, на каких условиях сдавать в лизинг, какие формы сервиса особо ценятся на конкретном рынке. А для ответа на эти вопросы необходима поддержка государства и даже спецслужб. В первую очередь службы внешней разведки Украины и Главного управления разведки Министерства обороны Украины. Коммерческий провал лайнеров Ан-148, Ан-158 и Ан-168 показал, что без активной разведподготовки отечественное авиастроение перспектив не имеет.



Автор: Игорь Мягченков

 печать  отправить ссылку другу  в избранное
КОММЕНТАРИИ


Нет комментариев.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ



ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ В РУБРИКЕ "НАУКА И ТЕХНОЛОГИИ"
Сланцев бряг
Точки бифуркации
Сколько будет стоить и во что выльется Украине добыча нетрадиционного газа
По звездам и спутникам
Навигация
Глава Best Business Group Евгения Дубинская рассказала о том, как с помощью GPS бороться с человеческим фактором
Проколы в броне
Годовщина отечественной войны
В первые месяцы Великой Отечественной войны Красная армия потеряла почти все свои танки. Но вовсе не потому что их было мало и они были устаревшими, как утверждает советская историография
Новая эпоха медицины
Мнение
Здравоохранение станет непрерывным процессом и войдет в нашу повседневную жизнь (пока оно представляет собой серию эпизодических событий вроде визитов к врачу). Например, каждое утро, чистя перед зеркалом зубы, мы будем проходить беглый медицинский осмотр
Что Гейтс в грядущем нам готовит?
It
Начало продаж операционной системы Windows 8 не остановило проседание рынка персональных компьютеров, но открыло новые возможности для производителей электроники
Прокрустово ложе энергоальтернатив
Энергетика
Борис Костюковский, заведующий отделом прогнозирования атомной и возобновляемой энергии Института общей энергетики НАН Украины, пояснил, почему «зеленая» и прочая альтернативная энергетика не решит проблем энергобаланса страны
ОООперация «Дигитализация»
Цифровое тв
До 1 января 2015 года Украина обязана отказаться от аналогового телевидения. Миллиардные прибыли достанутся частным компаниям
Сотня атомных лет
Энергетика
О том, чем жили, живут и будут жить атомная физика и энергетика в мире и в Украине
Парник для человечества
1913–2013 / природа
Температура на планете растет. Если так пойдет и дальше, то еще каких-то сто лет — и почти всё население Земли будет жить в тропиках. Правда, суши станет меньше, а значительная часть континентов покроется пустынями
Что век грядущий нам готовит
1913–2013 / наука и технологии
Попытка футурологического анализа с прогнозом и литературными реминисценциями






Новости компаний
Вся правда о портативных зарядных устройствах Power Bank В новых моделях гаджетов все заметнее и заметнее улучшается качество экранов, мощность камер, устройства обрастают... 04.12.2018
Как провести выходные? Сидеть дома на выходные не очень хочется. Разве что после того, как вся рабочая неделя прошла под невероятным... 28.11.2018
Эффективное оборудование для ресторанов и бара На прибыльность любого предприятия общественного питания, влияет и привлекательный дизайн помещения, и оригинальность... 20.11.2018
Что лучше: онлайн кредит на карту или деньги в долг от частного лица
Кредит онлайн на любую карту считается наиболее распространенным видом займов. Они настолько популярны, обходят... 15.11.2018
Онлайн игровые клубы Украины 10.11.2018



Публикации
Большая стирка с Александром Клименко, Максимом Слуцким и Артуром Золотаревским 14.12.2018
Новая партия Бродского и Насирова: за «банкет» платит госбюджет Украины 15.11.2018









Главная Реклама на сайте
Материалы помеченные значком имеют ограниченный доступ. Использование материалов Эксперт.UA разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на expert.in.ua
©2004-2019 Эксперт.in.ua   Реклама на сайте