Новости
Коломойский снова выиграл иск у Нацбанка Нацбанк сообщил, что появилось новое решение в пользу бывших акционеров Приватбанка. 22.04.2019
Некоторые украинцы должны будут получить разовую социальную помощь Согласно существующему постановлению Кабмина №237 от 20 марта 2019 года, в Украине некоторые категории граждан должны... 22.04.2019
Стали известны меры наказания водителей за разговоры по телефону за рулем в Европе и Украине Согласно исследованиям американских ученых, около 30% всех водителей периодически отвлекаются от дороги из-за... 22.04.2019
На пороге май: какие праздники и выходные "светят" украинцам Узнайте, как украинцы отдыхают на майские праздники в 2019 году 22.04.2019
В Стамбуле в пропасть рухнул 4-этажный дом (ВИДЕО) В Стамбуле (Турция) в понедельник, 22 апреля, в результате оползня рухнул четырехэтажный жилой дом. 22.04.2019
Ученые выяснили, сколько чашек кофе в день можно пить человеку Ученые из США и Австралии выяснили, что для усиления физической работоспособности человека достаточно двух чашек кофе в... 22.04.2019
Названа дата начала тестирований ВНО-2019 Тестирование по предметам внешнего независимого оценивания в этом году начнется 21 мая - экзаменом по математике. 22.04.2019
На этой неделе Верховная Рада собирается рассматривать закон об импичменте Верховная Рада Украины планирует рассмотреть закон об импичменте на этой неделе, 25 апреля. 22.04.2019
Самые дешевые автомобили, которым не нужен ремонт, - эксперты Эксперты назвали бюджетные кроссоверы, которые не требуют частого ремонта. 22.04.2019
Samsung пока что не будет запускать в Китае производство сгибающихся смартфонов Это произошло спустя несколько дней после появления сообщении о неисправности экранов гаджетов. 22.04.2019
СМИ сообщают о 9-м взрыве на Шри-Ланке На этот раз ЧП произошло в городе Коломбо. 22.04.2019
В ЦИК подсчитано 99% протоколов - со значительным отрывом лидирует Зеленский Со значительным отрывом лидирует Владимир Зеленский - за него проголосовали 73,21%. Петр Порошенко получает голоса... 22.04.2019
США полностью запретит импорт нефти из Ирана Администрация Трампа хочет прекратить действие исключений из режима санкций 22.04.2019
В столице Японии собираются провести Марш украинских вышиванок Украинцы в Японии приглашают на Марш вышиванок 19 мая. 22.04.2019
Шри-Ланка скорбит по погибшим 21 апреля - вторник объявлен днем траура Власти распорядились без задержек провести опознание жертв террористической атаки и передать тела родным
22.04.2019




Магазин сантехники
Предлагаем купить сантехнику в Киеве. Отличная цена!
dushik.com.ua

Курс банковских металлов НБУ Курсы валют Стоимость нефти (ICE)
грн./тр.унциюИзм., %
Золото34257.610-0.002
Серебро401.601-0.239
Платина23900.033+0.513
 ПродажаПокупкаНБУ
USD27.15026.87526.854
EUR30.60030.15030.211
RUB0.4300.3300.420
$/баррельИзм., %Дата
BRENT74.09+2.95Apr
WTI67.49-0.8446Aug
GAS OIL630.25-0.5157Aug
Наука и технологии / №49–50(374) 24 ДЕКАБРЯ 2012
Огонь цивилизации    Печатная версия    в избранное
1913–2013 / ЭНЕРГЕТИКА
За прошедшие сто лет в мировом энергопотреблении твердое топливо — уголь и дрова — решительно уступило позиции нефти и нефтепродуктам. Предпосылок для изменения ситуации пока нет

Двадцатый век Российская империя встретила с паровыми машинами в качестве основных поставщиков механической энергии. Паровые одно- и многоцилиндровые машины производились российскими заводами с конца 1870-х годов. За 40 лет в стране был освоен выпуск агрегатов мощностью от 80 до 2500 л. с. В частности, машины для речных и морских судов изготовляли 12 заводов России, средняя мощность двигателя достигала 600–900 л. с., но попадались и монстры в 2400 «лошадей».

Первые котлы в середине XIX века изготовлялись из медных и железных листов с помощью заклепок, что допускало использование пара очень низкого давления — около 0,5 кг/кв. см. Тем не менее взрыв парового котла долго оставался одной из главных причин катастроф на море. Первоначально топливом служили дрова, замененные примерно в 1830-х углем, а в 1905–1915 годах — сырой нефтью.

Ездил на пару и наземный транспорт — причем не только рельсовый. Первым в империи начал производить локомобили — эдакие трактора на паровой тяге — Людиновский завод в Московской губернии (ныне Людиновский тепловозостроительный завод) еще в 1874 году. Локомобиль был оснащен паровым двигателем мощностью десять лошадиных сил, весил восемь тонн и был способен тянуть до десятка колесных прицепов-платформ с грузом. В основном такие локомобили использовались в сельском хозяйстве.

Применение же паровых машин в производстве выглядело так. В торце или вне цеха был установлен один мощный мотор, от которого под потолком тянулся вращающийся вал с насаженными на него приводными колесами-шкивами. А уже с них сбегали к станкам плоские кожаные ремни. Именно поэтому старые производственные здания такие длинные и узкие. Цех был словно опутан паутиной, причем весьма опасной: ремни обычно не закрывались никакими кожухами, и рабочий легко мог стать жертвой несчастного случая.

Проволочный стан в цехе Днепровского завода Южно-Русского Днепровского металлургического общества. Село Каменское Екатеринославской губернии, 1896

Но в целом такая одноваловая энергетика была прорывом. Раньше в производстве использовались ветряные и водяные мельницы (не только в мукомольном деле — все старые металлургические заводы России строились около воды, а в Голландии первые промышленные лесопилки работали на энергии ветра). Однако подходящих мест для строительства заводов по принципу «рядом с мощной рекой» не так много. Переход на пар дал возможность для промышленного рывка. Так, выпуск сахара в Украине с 1861-го по 1897 год возрос в 15 раз. К середине 90-х годов позапрошлого века 153 сахарных завода Украины производили 23,9 млн пудов сахара (примерно 0,4 млн тонн; сегодняшние объемы — около 2 млн тонн).

Переход же на электричество позволил поместить станок на одном основании с электродвигателем, что означало настоящую революцию. Если раньше производственная логистика отталкивалась от энергетики (станок устанавливался поближе к общему валу), то теперь ее можно было строить, отталкиваясь от процесса изготовления. Путь обрабатываемой детали от черновой заготовки до готового изделия стал короче и рациональнее. Повысилась и безопасность труда. Словом, в производстве произошел плавный переход от коллективного к индивидуальному энергопотреблению. Но массово это случилось уже в 1920–30-е годы.

Век электричества

Двадцатый век считается веком электричества. На самом деле история украинской, да и всей мировой промышленной электроэнергетики берет начало в 1891 году, когда выдающийся ученый Михаил Доливо-Добровольский осуществил практическую передачу электрической мощности около 220 кВт на расстояние 175 км. Результирующий КПД линии электропередачи, равный 77,4%, оказался сенсационно высоким для такой сложной многоэлементной конструкции.

В Российской империи мощность всех электростанций составляла лишь 1,1 млн кВт, а годовая выработка электроэнергии равнялась 1,9 млрд кВт•ч. Для сравнения: в Украине на конец 2011 года Объединенная энергосистема включала электростанции суммарной установленной мощностью 53,3 млн кВт.

В деревнях электричество было в диковинку — крупные землевладельцы устанавливали небольшие электростанции, но их было очень мало.

Но после революции 1917 года был развернут знаменитый план ГОЭЛРО (Государственная комиссия по электрификации России). Он предусматривал возведение 30 электростанций суммарной мощностью 1,5 млн кВт, что и было реализовано к 1931 году, а к 1935-му план был перевыполнен в три раза. Реализация ГОЭЛРО была частично привязана и к развитию промышленности. Например, в рамках этого проекта был построен в 1927 году Сталинский тракторный завод (ныне Волгоградский тракторный завод), началось освоение Кузнецкого угольного бассейна, вокруг которого возник новый промышленный район. По некоторым данным, отцами ГОЭЛРО были отнюдь не большевики. Подготовка проекта масштабной электрификации России велась еще до революции немецкими инженерами, работавшими на Петербургскую электрическую компанию.

Твердое против жидкого

На рубеже веков в Российской империи начали также производство двигателей внутреннего сгорания, нарастив их выпуск с 1909-го по 1913 год на 283,5%. Но, несмотря на это и на проникновение электричества в производство и быт, паровые двигатели долго продолжали служить цивилизации. На паровой тяге крупные суда ходили еще во Вторую мировую (отчасти по инерции, отчасти потому, что строить крупные дизельные двигатели человечество научилось сравнительно поздно, хотя первые теплоходы появились в Российской империи в 1903 году). Да и основу всех железнодорожных сообщений вплоть до середины прошлого века составляли паровозы. Частично это объясняется тем, что паровой двигатель куда менее требователен к качеству и даже к виду топлива. Условно говоря, котел можно греть хоть дровами, хоть углем, хоть нефтью, хоть ядерным реактором (последнее, кстати, и происходит на современных атомных станциях, только полученный пар направляется не в цилиндр паровой машины, а на лопатки турбины).

Однако жидкое топливо постепенно, шаг за шагом вытесняло твердое. Его удобнее перегружать, и подавать в топку (не нужен кочегар, достаточно насоса). Да и теплотворная способность у нефтепродуктов выше. К примеру, построенная в 1904 году «Товариществом братьев Нобель» самоходная баржа «Сармат» на дизельном ходу в сутки потребляла 1,15 тонны сырой нефти, солярового масла или мазута, в то время как пароход аналогичных размеров и мощности сжигал 6,5 тонны угля.

И всё же решающую роль в переходе энергетики и транспорта на жидкое топливо сыграло массовое распространение автомобилей. Правда, в царской России до 1916 года единственным заводом, выпускавшим «самодвижущиеся повозки», был Русско-Балтийский вагонный завод, и объемы производства были более чем скромными — от 60 до 200 единиц в год. Причем речь шла об отверточной сборке из заграничных деталей. В 1913 году автопарк империи составлял около девяти тысяч автомобилей, в основном привозных. Для сравнения: в США в 1913–1914 годах производилось ежегодно 569 тыс., в Англии — примерно 34 тыс., в Германии — 20 тыс. машин. Массовая автомобилизация СССР началась сравнительно поздно, в 1932 году, после введения в строй Горьковского автозавода, который наладил крупносерийный выпуск автомобилей (в 1940 году страна произвела 145,4 тыс. авто).

Кроме того, у жидкого топлива появились новые потребители — развивалась авиация. Так, в последние три года Великой Отечественной войны советская авиационная промышленность выпускала около 40 тыс. самолетов в год.

В итоге в ХХ веке среднегодовой темп прироста потребления угля составил 1,8%, нефти — 5,7%, газа — 6,6%. Всего энергопотребление за весь ХХ век увеличилось примерно в 20 раз. При этом доля угля сократилась в мировом топливно-энергетическом балансе с 89 до 29%, а доля нефти увеличилась с 3,5 до 33% (по другим оценкам — до 40%), газа — с одного до 24%. Уголь быстрее уступил бы позиции, но многие электростанции работали как раз на нём. Тем не менее с начала 1960-х годов по настоящее время ведущую роль в энергоснабжении цивилизации занимает нефть.

Примерно с того же времени на пятки углеродному топливу наступает атомное. Первая в мире промышленная атомная электростанция была построена в СССР в 1954 году в подмосковном Обнинске. В Украине атомная энергетика началась с печально знаменитой Чернобыльской АЭС (строительство стартовало в 1970-м). Сегодня доля «Энергоатома» в общей структуре производства украинского электричества — примерно 45%.

С тех пор мало что изменилось. Нефть и газ по-прежнему являются основным топливом как в мире, так и в Украине. Последнее десятилетие, о чем «Эксперт» неоднократно писал (см. «Большой ветер с Востока»), наметилась тенденция к развитию альтернативных видов производства энергии, но пока существенных сдвигов в изменении структуры энергопотребления не наблюдается.



Автор: Дарья Кутецкая

 печать  отправить ссылку другу  в избранное
КОММЕНТАРИИ


Нет комментариев.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ



ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ В РУБРИКЕ "НАУКА И ТЕХНОЛОГИИ"
Сланцев бряг
Точки бифуркации
Сколько будет стоить и во что выльется Украине добыча нетрадиционного газа
По звездам и спутникам
Навигация
Глава Best Business Group Евгения Дубинская рассказала о том, как с помощью GPS бороться с человеческим фактором
Проколы в броне
Годовщина отечественной войны
В первые месяцы Великой Отечественной войны Красная армия потеряла почти все свои танки. Но вовсе не потому что их было мало и они были устаревшими, как утверждает советская историография
Новая эпоха медицины
Мнение
Здравоохранение станет непрерывным процессом и войдет в нашу повседневную жизнь (пока оно представляет собой серию эпизодических событий вроде визитов к врачу). Например, каждое утро, чистя перед зеркалом зубы, мы будем проходить беглый медицинский осмотр
Что Гейтс в грядущем нам готовит?
It
Начало продаж операционной системы Windows 8 не остановило проседание рынка персональных компьютеров, но открыло новые возможности для производителей электроники
Прокрустово ложе энергоальтернатив
Энергетика
Борис Костюковский, заведующий отделом прогнозирования атомной и возобновляемой энергии Института общей энергетики НАН Украины, пояснил, почему «зеленая» и прочая альтернативная энергетика не решит проблем энергобаланса страны
ОООперация «Дигитализация»
Цифровое тв
До 1 января 2015 года Украина обязана отказаться от аналогового телевидения. Миллиардные прибыли достанутся частным компаниям
Сотня атомных лет
Энергетика
О том, чем жили, живут и будут жить атомная физика и энергетика в мире и в Украине
Парник для человечества
1913–2013 / природа
Температура на планете растет. Если так пойдет и дальше, то еще каких-то сто лет — и почти всё население Земли будет жить в тропиках. Правда, суши станет меньше, а значительная часть континентов покроется пустынями
Что век грядущий нам готовит
1913–2013 / наука и технологии
Попытка футурологического анализа с прогнозом и литературными реминисценциями






Новости компаний
Главные качества наушников — ТОП-5 параметров 01.03.2019
Покупка запчастей Volkswagen Polo в «Рipicar» – выгодно и быстро Найти по-настоящему надежные автозапчасти порой бывает нелегко и это известно каждому опытному автовладельцу. Если ваша... 19.02.2019
«Элит-Такси» анонсировала выход обновленного приложения Web-Cab Дизайн обновленного приложения стал не только интуитивно понятным, но и включил в себя большое количество новых... 01.02.2019
Вся правда о портативных зарядных устройствах Power Bank В новых моделях гаджетов все заметнее и заметнее улучшается качество экранов, мощность камер, устройства обрастают... 04.12.2018
Как провести выходные? Сидеть дома на выходные не очень хочется. Разве что после того, как вся рабочая неделя прошла под невероятным... 28.11.2018





Публикации
Датское королевство перекрыло «Северный поток» 19.04.2019
Солнце на страже трудовых кадров: Украинский гигант стал альтернативой работе за рубежом 19.04.2019









Главная Реклама на сайте
Материалы помеченные значком имеют ограниченный доступ. Использование материалов Эксперт.in.UA разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на expert.in.ua
©2018-2019 Эксперт.in.ua   Реклама на сайте