Новости
В США хотят создать новую криптовалюту вместо биткоина Новая цифровая валюта сможет обрабатывать до 10 000 транзакций в секунду. 18.01.2019
376 мигрантов сделали подкоп на мексиканской границе и проникли в США Нелегалы тут же сдались американским властям и попросили предоставить им политическое убежище. 18.01.2019
Стало известно, когда Microsoft закроет Windows 10 Mobile Обновления и поддержку операционной системы компания пообещала прекратить после 10 декабря 2019 года. 18.01.2019
В Украине могут разрешить двойное гражданство Министр иностранных дел Украины Павел Климкин поддержал дискуссию о двойном гражданстве в стране. 18.01.2019
Цена на нефть продолжает бить рекорды Черное золото завершает ростом третью неделю подряд 18.01.2019
Что было бы с украинской экономикой, если бы доллар был по 10 грн? Влиятельное издание The Economist составило рейтинг по так называемому рейтингу "Биг Мак", согласно которому украинская... 18.01.2019
Названа новая культурная столица Европы Пловдив считается одним из самых древних городов Европы. 18.01.2019
Украинцы покупают все больше электромобилей После отмены ряда налогов такие машины подешевели в среднем на 20 процентов. 18.01.2019
В Украине появятся европейские остановки общественного траснпорта Удобные бордюры “busbord” сделают среду доступной. 18.01.2019
В миграционной службе рассказали, сколько украинцев оформили биометрические паспорта Спрос на биометрику за последний год вырос еще больше. 18.01.2019
2019 год будет годом технологий - какие изобретения окажут наибольшее влияние? В 2019 году можно ждать технологических прорывов в таких сферах, как здравоохранение и цифровые активы, а также хорошо... 18.01.2019
В Тунисе почти все госслужащие вышли на массовую акцию протеста Госслужащие протестуют против планов Кабмина снизить зарплату бюджетникам 18.01.2019
Кофе может стать новым биткоином? Кофейным зернам осталось расти на планете не более ста лет, потому вскоре они могут стать очень ценными. 18.01.2019
В Шотландии обнаружили самый старый экземпляр таблицы Менделеева (ФОТО) Возраст плаката оценивается примерно в 140 лет и выпущен не позже чем через 20 после открытия периодической системы. 18.01.2019
Украинская молочная продукция продолжает дорожать Также аналитики рынка рассказали, как менялась цена на молочную продукцию в 2018. 18.01.2019




Магазин сантехники
Предлагаем купить сантехнику в Киеве. Отличная цена!
dushik.com.ua

Курс банковских металлов НБУ Курсы валют Стоимость нефти (ICE)
грн./тр.унциюИзм., %
Золото35956.768-0.879
Серебро435.801+0.036
Платина22524.570+0.436
 ПродажаПокупкаНБУ
USD28.11027.75527.981
EUR32.17531.40031.904
RUB0.4380.3300.422
$/баррельИзм., %Дата
BRENT62.700.00Jan
WTI67.49-0.8446Aug
GAS OIL630.25-0.5157Aug
Наука и технологии / №49–50(374) 24 ДЕКАБРЯ 2012
Огонь цивилизации    Печатная версия    в избранное
1913–2013 / ЭНЕРГЕТИКА
За прошедшие сто лет в мировом энергопотреблении твердое топливо — уголь и дрова — решительно уступило позиции нефти и нефтепродуктам. Предпосылок для изменения ситуации пока нет

Двадцатый век Российская империя встретила с паровыми машинами в качестве основных поставщиков механической энергии. Паровые одно- и многоцилиндровые машины производились российскими заводами с конца 1870-х годов. За 40 лет в стране был освоен выпуск агрегатов мощностью от 80 до 2500 л. с. В частности, машины для речных и морских судов изготовляли 12 заводов России, средняя мощность двигателя достигала 600–900 л. с., но попадались и монстры в 2400 «лошадей».

Первые котлы в середине XIX века изготовлялись из медных и железных листов с помощью заклепок, что допускало использование пара очень низкого давления — около 0,5 кг/кв. см. Тем не менее взрыв парового котла долго оставался одной из главных причин катастроф на море. Первоначально топливом служили дрова, замененные примерно в 1830-х углем, а в 1905–1915 годах — сырой нефтью.

Ездил на пару и наземный транспорт — причем не только рельсовый. Первым в империи начал производить локомобили — эдакие трактора на паровой тяге — Людиновский завод в Московской губернии (ныне Людиновский тепловозостроительный завод) еще в 1874 году. Локомобиль был оснащен паровым двигателем мощностью десять лошадиных сил, весил восемь тонн и был способен тянуть до десятка колесных прицепов-платформ с грузом. В основном такие локомобили использовались в сельском хозяйстве.

Применение же паровых машин в производстве выглядело так. В торце или вне цеха был установлен один мощный мотор, от которого под потолком тянулся вращающийся вал с насаженными на него приводными колесами-шкивами. А уже с них сбегали к станкам плоские кожаные ремни. Именно поэтому старые производственные здания такие длинные и узкие. Цех был словно опутан паутиной, причем весьма опасной: ремни обычно не закрывались никакими кожухами, и рабочий легко мог стать жертвой несчастного случая.

Проволочный стан в цехе Днепровского завода Южно-Русского Днепровского металлургического общества. Село Каменское Екатеринославской губернии, 1896

Но в целом такая одноваловая энергетика была прорывом. Раньше в производстве использовались ветряные и водяные мельницы (не только в мукомольном деле — все старые металлургические заводы России строились около воды, а в Голландии первые промышленные лесопилки работали на энергии ветра). Однако подходящих мест для строительства заводов по принципу «рядом с мощной рекой» не так много. Переход на пар дал возможность для промышленного рывка. Так, выпуск сахара в Украине с 1861-го по 1897 год возрос в 15 раз. К середине 90-х годов позапрошлого века 153 сахарных завода Украины производили 23,9 млн пудов сахара (примерно 0,4 млн тонн; сегодняшние объемы — около 2 млн тонн).

Переход же на электричество позволил поместить станок на одном основании с электродвигателем, что означало настоящую революцию. Если раньше производственная логистика отталкивалась от энергетики (станок устанавливался поближе к общему валу), то теперь ее можно было строить, отталкиваясь от процесса изготовления. Путь обрабатываемой детали от черновой заготовки до готового изделия стал короче и рациональнее. Повысилась и безопасность труда. Словом, в производстве произошел плавный переход от коллективного к индивидуальному энергопотреблению. Но массово это случилось уже в 1920–30-е годы.

Век электричества

Двадцатый век считается веком электричества. На самом деле история украинской, да и всей мировой промышленной электроэнергетики берет начало в 1891 году, когда выдающийся ученый Михаил Доливо-Добровольский осуществил практическую передачу электрической мощности около 220 кВт на расстояние 175 км. Результирующий КПД линии электропередачи, равный 77,4%, оказался сенсационно высоким для такой сложной многоэлементной конструкции.

В Российской империи мощность всех электростанций составляла лишь 1,1 млн кВт, а годовая выработка электроэнергии равнялась 1,9 млрд кВт•ч. Для сравнения: в Украине на конец 2011 года Объединенная энергосистема включала электростанции суммарной установленной мощностью 53,3 млн кВт.

В деревнях электричество было в диковинку — крупные землевладельцы устанавливали небольшие электростанции, но их было очень мало.

Но после революции 1917 года был развернут знаменитый план ГОЭЛРО (Государственная комиссия по электрификации России). Он предусматривал возведение 30 электростанций суммарной мощностью 1,5 млн кВт, что и было реализовано к 1931 году, а к 1935-му план был перевыполнен в три раза. Реализация ГОЭЛРО была частично привязана и к развитию промышленности. Например, в рамках этого проекта был построен в 1927 году Сталинский тракторный завод (ныне Волгоградский тракторный завод), началось освоение Кузнецкого угольного бассейна, вокруг которого возник новый промышленный район. По некоторым данным, отцами ГОЭЛРО были отнюдь не большевики. Подготовка проекта масштабной электрификации России велась еще до революции немецкими инженерами, работавшими на Петербургскую электрическую компанию.

Твердое против жидкого

На рубеже веков в Российской империи начали также производство двигателей внутреннего сгорания, нарастив их выпуск с 1909-го по 1913 год на 283,5%. Но, несмотря на это и на проникновение электричества в производство и быт, паровые двигатели долго продолжали служить цивилизации. На паровой тяге крупные суда ходили еще во Вторую мировую (отчасти по инерции, отчасти потому, что строить крупные дизельные двигатели человечество научилось сравнительно поздно, хотя первые теплоходы появились в Российской империи в 1903 году). Да и основу всех железнодорожных сообщений вплоть до середины прошлого века составляли паровозы. Частично это объясняется тем, что паровой двигатель куда менее требователен к качеству и даже к виду топлива. Условно говоря, котел можно греть хоть дровами, хоть углем, хоть нефтью, хоть ядерным реактором (последнее, кстати, и происходит на современных атомных станциях, только полученный пар направляется не в цилиндр паровой машины, а на лопатки турбины).

Однако жидкое топливо постепенно, шаг за шагом вытесняло твердое. Его удобнее перегружать, и подавать в топку (не нужен кочегар, достаточно насоса). Да и теплотворная способность у нефтепродуктов выше. К примеру, построенная в 1904 году «Товариществом братьев Нобель» самоходная баржа «Сармат» на дизельном ходу в сутки потребляла 1,15 тонны сырой нефти, солярового масла или мазута, в то время как пароход аналогичных размеров и мощности сжигал 6,5 тонны угля.

И всё же решающую роль в переходе энергетики и транспорта на жидкое топливо сыграло массовое распространение автомобилей. Правда, в царской России до 1916 года единственным заводом, выпускавшим «самодвижущиеся повозки», был Русско-Балтийский вагонный завод, и объемы производства были более чем скромными — от 60 до 200 единиц в год. Причем речь шла об отверточной сборке из заграничных деталей. В 1913 году автопарк империи составлял около девяти тысяч автомобилей, в основном привозных. Для сравнения: в США в 1913–1914 годах производилось ежегодно 569 тыс., в Англии — примерно 34 тыс., в Германии — 20 тыс. машин. Массовая автомобилизация СССР началась сравнительно поздно, в 1932 году, после введения в строй Горьковского автозавода, который наладил крупносерийный выпуск автомобилей (в 1940 году страна произвела 145,4 тыс. авто).

Кроме того, у жидкого топлива появились новые потребители — развивалась авиация. Так, в последние три года Великой Отечественной войны советская авиационная промышленность выпускала около 40 тыс. самолетов в год.

В итоге в ХХ веке среднегодовой темп прироста потребления угля составил 1,8%, нефти — 5,7%, газа — 6,6%. Всего энергопотребление за весь ХХ век увеличилось примерно в 20 раз. При этом доля угля сократилась в мировом топливно-энергетическом балансе с 89 до 29%, а доля нефти увеличилась с 3,5 до 33% (по другим оценкам — до 40%), газа — с одного до 24%. Уголь быстрее уступил бы позиции, но многие электростанции работали как раз на нём. Тем не менее с начала 1960-х годов по настоящее время ведущую роль в энергоснабжении цивилизации занимает нефть.

Примерно с того же времени на пятки углеродному топливу наступает атомное. Первая в мире промышленная атомная электростанция была построена в СССР в 1954 году в подмосковном Обнинске. В Украине атомная энергетика началась с печально знаменитой Чернобыльской АЭС (строительство стартовало в 1970-м). Сегодня доля «Энергоатома» в общей структуре производства украинского электричества — примерно 45%.

С тех пор мало что изменилось. Нефть и газ по-прежнему являются основным топливом как в мире, так и в Украине. Последнее десятилетие, о чем «Эксперт» неоднократно писал (см. «Большой ветер с Востока»), наметилась тенденция к развитию альтернативных видов производства энергии, но пока существенных сдвигов в изменении структуры энергопотребления не наблюдается.



Автор: Дарья Кутецкая

 печать  отправить ссылку другу  в избранное
КОММЕНТАРИИ


Нет комментариев.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ



ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ В РУБРИКЕ "НАУКА И ТЕХНОЛОГИИ"
Сланцев бряг
Точки бифуркации
Сколько будет стоить и во что выльется Украине добыча нетрадиционного газа
По звездам и спутникам
Навигация
Глава Best Business Group Евгения Дубинская рассказала о том, как с помощью GPS бороться с человеческим фактором
Проколы в броне
Годовщина отечественной войны
В первые месяцы Великой Отечественной войны Красная армия потеряла почти все свои танки. Но вовсе не потому что их было мало и они были устаревшими, как утверждает советская историография
Новая эпоха медицины
Мнение
Здравоохранение станет непрерывным процессом и войдет в нашу повседневную жизнь (пока оно представляет собой серию эпизодических событий вроде визитов к врачу). Например, каждое утро, чистя перед зеркалом зубы, мы будем проходить беглый медицинский осмотр
Что Гейтс в грядущем нам готовит?
It
Начало продаж операционной системы Windows 8 не остановило проседание рынка персональных компьютеров, но открыло новые возможности для производителей электроники
Прокрустово ложе энергоальтернатив
Энергетика
Борис Костюковский, заведующий отделом прогнозирования атомной и возобновляемой энергии Института общей энергетики НАН Украины, пояснил, почему «зеленая» и прочая альтернативная энергетика не решит проблем энергобаланса страны
ОООперация «Дигитализация»
Цифровое тв
До 1 января 2015 года Украина обязана отказаться от аналогового телевидения. Миллиардные прибыли достанутся частным компаниям
Сотня атомных лет
Энергетика
О том, чем жили, живут и будут жить атомная физика и энергетика в мире и в Украине
Парник для человечества
1913–2013 / природа
Температура на планете растет. Если так пойдет и дальше, то еще каких-то сто лет — и почти всё население Земли будет жить в тропиках. Правда, суши станет меньше, а значительная часть континентов покроется пустынями
Что век грядущий нам готовит
1913–2013 / наука и технологии
Попытка футурологического анализа с прогнозом и литературными реминисценциями






Новости компаний
Вся правда о портативных зарядных устройствах Power Bank В новых моделях гаджетов все заметнее и заметнее улучшается качество экранов, мощность камер, устройства обрастают... 04.12.2018
Как провести выходные? Сидеть дома на выходные не очень хочется. Разве что после того, как вся рабочая неделя прошла под невероятным... 28.11.2018
Эффективное оборудование для ресторанов и бара На прибыльность любого предприятия общественного питания, влияет и привлекательный дизайн помещения, и оригинальность... 20.11.2018
Что лучше: онлайн кредит на карту или деньги в долг от частного лица
Кредит онлайн на любую карту считается наиболее распространенным видом займов. Они настолько популярны, обходят... 15.11.2018
Онлайн игровые клубы Украины 10.11.2018



Публикации
Большая стирка с Александром Клименко, Максимом Слуцким и Артуром Золотаревским 14.12.2018
Новая партия Бродского и Насирова: за «банкет» платит госбюджет Украины 15.11.2018









Главная Реклама на сайте
Материалы помеченные значком имеют ограниченный доступ. Использование материалов Эксперт.UA разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на expert.in.ua
©2004-2019 Эксперт.in.ua   Реклама на сайте