Новости
Посланник США в Пакистане пытается положить конец 17-летней афганской войне Американский посланник мира Залмай Халилзад прибыл в Пакистан в четверг, последний этап регионального тура,... 18.01.2019
В Китае появится крупнейший завод по производству кормов для животных Американская Mars Inc. подписала соглашение о строительстве завода по производству кормов для домашних животных в... 18.01.2019
Эммануэль Макрон пообещал десантникам, что прыгнет с парашютом Президент Франции Франсуа Макрон, посетивший военную базу в Тулузе, пообещал прыгнуть с парашютом. 18.01.2019
Более 14 тысяч электромобилей Tesla будут отозваны из-за проблем с подушками безопасности В Китае рассказали об опасности электромобилей, произведенных в 2014-2016 годах 18.01.2019
США могут отменить импортные пошлины на китайские товары, - Wall Street Journal Идея принадлежит министерству финансов США 18.01.2019
Белгород-Днестровская крепость может попасть в список ЮНЕСКО Национальная комиссия Украины по делам ЮНЕСКО изучает заявку на включение Аккерманской крепости в предварительный... 18.01.2019
Кровавое суперлуние-2019: где и когда смотреть В ночь с 20 на 21 января 2019 года произойдет полное лунное затмение (total lunar eclipse). 18.01.2019
Компания Xiaomi переживает крупнейший спад за свою историю Производитель смартфонов Xiaomi, которого когда-то называли китайской Apple, переживает глубокий спад на бирже. Главная... 18.01.2019
В Швеции хотят заняться подготовкой киберсорлдат Пилотный проект предусматривает набор 30 солдат в кибербригаду 18.01.2019
В Польше легализовали продажу марихуаны в медицинских целях С 17 января в Польше легализировали марихуану, которую теперь можно приобрести по медицинскому рецепту. 18.01.2019
В список 10 глобальных угроз человечеству ВОЗ внесла отказ от прививок В список ВОЗ впервые попал тренд на сознательный отказ от вакцинации. 18.01.2019
ГФС добавила новый сервис, который автоматически заполнит декларацию о доходах Заполнение декларации лучше корректировать вручную, проверяя данные 18.01.2019
Инвестируя в биткоин, американцы потеряли почти 1,7 млрд долларов 35% опрошенных считают, что они не обязаны уведомлять об успехах или неудачах, связанных с инвестированием в... 18.01.2019
Ученые выяснили, на самом ли деле смартфоны опасны для здоровья Американские ученые уверяют, что даже самым болтливым пользователям смартфонов беспокоиться не о чем: радиочастотные... 18.01.2019
В Украине хотят заменить банкноты в 5 и 10 гривен на монеты Украинцы смогут рассчитываться одновременно новыми монетами и банкнотами номиналом 1, 2, 5, 10 гривен 18.01.2019




Магазин сантехники
Предлагаем купить сантехнику в Киеве. Отличная цена!
dushik.com.ua

Курс банковских металлов НБУ Курсы валют Стоимость нефти (ICE)
грн./тр.унциюИзм., %
Золото36275.490+0.361
Серебро435.642-0.295
Платина22426.887-0.160
 ПродажаПокупкаНБУ
USD28.15027.77528.034
EUR32.19531.44531.947
RUB0.4400.3300.422
$/баррельИзм., %Дата
BRENT61.56+0.62Jan
WTI67.49-0.8446Aug
GAS OIL630.25-0.5157Aug
Наука и технологии / №26(353) 09 ИЮЛЯ 2012
Куда катятся диски?    Печатная версия    в избранное
ВЕЛИКИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Развитие компьютерных технологий и неуемный аппетит звукозаписывающих компаний ведут к отмиранию CD. Перспективы DVD тоже не вселяют оптимизма

Борьба пленки и диска как носителей видеосигналов длится почти сто лет. Пленка, как известно, была первой и появилась еще в конце XIX века. Видеодиски увидели свет в Великобритании в 1928 году и представляли собой… граммофонные пластинки, на которые записывалось преобразованное в звуковой сигнал движущееся изображение. Из-за схожести процессов записи музыки и видео первые видеодиски получили название Phonovision.

Первородное телевидение было электромеханическим. Тогда телекамера представляла собой сундук на ножках, в котором вращался диск Нипкова. На него по спирали наносились крошечные отверстия, за которыми располагался фотоэлемент. При вращении диск раскладывал картинку на отдельные фрагменты, яркость которых регистрировалась фотоэлементом. В телевизоре за диском Нипкова ставилась неоновая лампочка, яркость свечения которой повторяла изменение сигнала на выходе телекамеры. При синхронизации передающего и приемного дисков на экране телевизора возникала движущаяся картинка.

Первые телепередатчики выдавали в эфир видео в формате 30 строк при 12,5–15 кадрах в секунду (в немом кино начала прошлого века было 16 кадров, потом стандартом стали 24 кадра в секунду). Правда, качество картинки было таким, что понять происходящее на экране мог человек с фантазией художников Дали и Пикассо. Картинка Phonovision была еще хуже, поскольку в ней кадры менялись всего четыре раза в секунду при 30 строках. Зато подобное изображение без труда втискивалось в полосу частот обычного граммофонного диска.

Предтечи

Потом на долгое время носителем движущейся картинки стала лента — кино- и магнитная (см. «Кассета, изменившая мир»). Но история движется по спирали: уже после того как бытовые видеомагнитофоны завоевали себе место под солнцем, производители продолжили активные разработки видеодисков. Ибо главный и неустранимый недостаток ленточного носителя — затрудненность поиска нужного фрагмента на нем. Предшественниками DVD стали диски форматов VHD и LD (LaserDisc).

VHD был разработан компанией JVC в 1983 году и представлял собой виниловый диск диаметром 25 см с металлизированной поверхностью. Она образовывала с кончиком иглы сигналоснимателя виртуальный конденсатор, изменение емкости которого содержало в себе кодированный аудиовидеосигнал. Одна сторона VHD вмещала до 60 минут аудиовидеозаписи. И поскольку VHD-диски штамповались на оборудовании по производству грампластинок, этот формат мог стать самым доступным. Однако быстрый износ иглы и диска, который вращался с огромной скоростью, оказались неустранимым недостатком. Тем не менее именно VHD стал первым носителем стерескопического кино (3D), долгое время был основным для караоке, на базе него продавались продвинутые видеоигры.

Лазерные видеодиски (LD, LV, LVD) появились в конце 1970-х годов благодаря американской корпорации MCA и компании Magnavox — заокеанскому подразделению концерна Philips. Огромную роль в совершенствовании лазерных видеодисков сыграла японская компания Pioneer. На лазерных дисках видео записывалось в аналоговом формате (по этой причине LD-картинка до сих пор считается самой натуралистичной), а звук — в цифровом. Отсутствие механического контакта между диском и сигналоснимателем (лазерным лучом) теоретически делало диск вечным. Однако у LD было несколько недостатков. Диаметр полноформатного диска составлял 30 см (как у винилового «гиганта»); в качестве зеркального покрытия использовалось золото; длительность видеофонограммы на одной стороне диска не превышала 47 минут. Но самое главное, рынок требовал универсального компактного диска, пригодного как для аудио, так и для видео.

Как помирились конкуренты

Традиционные звуковые компакт-диски диаметром 12 см появились 40 лет тому назад (см. «Пять дюймов Девятой симфонии»). Пять лет спустя был разработан диск CD-Video, вмещавший пять минут аналоговой видеозаписи с цифровым стереозвуком. Но для их воспроизведения требовались дорогостоящие проигрыватели, что ограничивало массовый доступ к новому видеоносителю. Поэтому в 1993 году усилиями компаний Sony, Philips, Matsushita (Panasonic) и JVC на рынок был выпущен Video CD с цифровой записью изображения. Именно он стал первым носителем, на котором сигнал при записи подвергался глубокой компрессии (формат MPEG-1).

Качество изображения на обоих носителях было сопоставимо с картинкой, выдаваемой видеомагнитофонами VHS. Причем на динамических сюжетах при воспроизведении Video CD были хорошо заметны изъяны — «кирпичики». Несмотря на это, V-CD получил очень широкое распространение. Особенно в Юго-Восточной Азии. Секрет тут вот в чем. Проигрыватели V-CD представляют собой обычный CD-плеер, в который добавляется плата стоимостью в три доллара. Китайские производители электроники быстро смекнули, что превратив обычный аудиоплеер в мультимедийный, они потеснят на локальном рынке японских конкурентов. Так оно и случилось.

Голливуд возлагает большие надежды на Blu-ray диски (BD), ставшие коммерческим продуктом в 2006 году. Их емкость — около 50 гигабайт на стороне, что в десять раз больше, чем у DVD

В том же 1993 году были завершены работы над принципиально новыми универсальными носителями информации Multimedia Compact Disc (MMCD) и Super Density Disc (SDD). В первую очередь они предназначались для записи высококачественного цифрового изображения и многоканального звука. Формат MMCD продвигали творцы компакт-диска Philips и Sony. За SDD стояли Toshiba, Time Warner, Matsushita Electric (Panasonic), Hitachi, Mitsubishi Electric, Pioneer, Thomson и JVC.

На горизонте снова замаячила битва форматов. Вот тут-то и случилось то, чего никто не ожидал.

В начале 1990-х годов бездонность рынка персональных компьютеров (ПК) стала очевидной. Неудивительно, что производители компьютеров и программного обеспечения оказались заинтересованы в принятии международного стандарта, позволявшего использовать единый диск для хранения аудио, видео и больших массивов информации. С этой целью в 1993 году извечные конкуренты Apple, Dell, IBM, Microsoft и Sun Microsystem сотоварищи объединили свои усилия и создали рабочую группу TWG, которая начала деятельность с ультиматума. Представители TWG уведомили разработчиков MMCD и SDD о том, что если те не договорятся между собой о совместной работе над общим форматом, то трест компьютерных гигантов на корню погубит оба диска. Угроза подействовала, и в декабре 1995 года был утвержден единый для обеих групп разработчиков стандарт DVD.

У DVD есть ряд принципиальных отличий от CD. Прежде всего, это более высокая емкость (4,7 ГБ против 0,7 ГБ). Во-вторых, DVD могут быть двухслойными и двухсторонними. В-третьих, в отличие от LD, все сигналы на DVD записываются в цифровой форме, что позволяет получать любые спецэффекты: воспроизведение с повышенной и пониженной скоростью, стоп-кадр, масштабирование картинки, изменение угла зрения…

Существенную роль в том, что DVD быстро завоевал мир, сыграл тот факт, что к его разработке оказались причастными корпорации, в структуру которых входили киностудии Sony, Time Warner и прочие. Это позволило повторить трюк, апробированный при запуске CD: параллельно с новыми проигрывателями на рынке появились диски с фильмами и музыкальными программами. Поэтому уже к моменту начала тестовых продаж DVD-плееров в США (1997 год) каталог DVD-дисков насчитывал сотни позиций.

Жадность RIAA погубит?

Президент Ассоциации американской индустрии звукозаписи (RIAA) Кери Шерман однажды заметил, что CD перестал быть главным музыкальным носителем. По этой причине звукозаписывающие компании переносят бизнес во Всемирную паутину, продавая лицензии онлайн-ресурсам или музыкальный контент конечным пользователям. «В 2004 году индустрия звукозаписи заработала в Интернете 190 миллионов долларов. В 2011-м эта сумма составила 3,5 миллиарда долларов», — отметил президент RIAA.

Существует две группы факторов, ведущих к отмиранию CD. С технической точки зрения это новые звуковые форматы — MP3, WAV, AAC, WMA, плюс доступность широкополосного Интернета. Но главная причина кроется в неуемных аппетитах участников картеля звукозаписывающих компаний, коим на самом деле является RIAA. При себестоимости одного CD в 0,83 доллара (включая коробку и полиграфию) в США цена звездного CD, изданного на именитом лейбле, составляет 15 долларов.

Факт сознательного завышения стоимости компактов легко проверяется без инсайдерской информации. Издаваемые ограниченным тиражом аудиофильские виниловые диски-гиганты (LP) предлагаются за океаном по цене от 16 долларов. И это притом, что себестоимость производства LP (особенно с учетом малых тиражей и сложной полиграфии) много выше аналогичного показателя для CD.

На популярном портале Amazon.com можно легально скачать музыку. Стоимость виртуального альбома популярного исполнителя, распространяемого в формате MP3, составляет 12 долларов. Без носителя, упаковки, полиграфии и в качестве неизмеримо худшем, чем на аудио-CD.

Завышенная стоимость CD уже привела к тому, что такие титулованные производители высококачественной аппаратуры, как Linn, отказываются от разработки новых моделей CD-плееров. В то же время маститые аудиобренды — Bang&Olufsen, Harman/Kardon, Yamaha и другие — активно поддерживают альтернативные носители аудиовидеофайлов: флешки, карты памяти (в основном SD), внешние жесткие диски и «яблочные» гаджеты.

Нечто подобное происходит и с DVD, продажи которых за 2004–2008 годы упали в США в 2,36 раза. Причины те же: дороговизна дисков и доступность широкополосного Интернета. К тому же в мире всё большую популярность обретают онлайн-кинотеатры, в которых за небольшую плату можно просмотреть шедевры мировой кинематографии и новинки кинорынка. Но одним из самых опасных для будущего DVD факторов является быстрое распространение новых носителей информации и типов оборудования.

Спасительный голубой луч?

Голливуд возлагает большие надежды на Blu-ray диски (BD), ставшие коммерческим продуктом в 2006 году. Их емкость — около 50 Гб на стороне, что в десять раз больше, чем у DVD. Предназначены такие диски в первую очередь для записи видео в формате высокого разрешения или в формате 3D. Проблема заключается в высокой стоимости BD-плееров и компьютерных приводов (в три-пять раз дороже DVD-устройств равного класса) и ограниченности ассортимента дисков.

В 2004 году индустрия звукозаписи заработала в Интернете 190 миллионов долларов. В 2011-м эта сумма составила 3,5 миллиарда долларов

Перспективы BD неоднозначны. По данным тайваньской Ассоциации индустрии оптоэлектроники (PIDA), в нынешнем году мировые продажи BD могут достигнуть 400 млн штук (+52,5%). Прогнозы аналитиков PIDA поддержала компания Global Industry Analysts. Ее эксперты считают, что к 2018 году объем мирового рынка BD в денежном выражении достигнет семи миллиардов долларов. Однако оба аналитических центра не уточняют принципиальный момент: идет ли речь только о фабричных дисках с предзаписанным контентом, или прогнозы включают в себя чистые BD, предназначенные для самостоятельной записи на компьютерных приводах.

Но наибольшую опасность для всех типов дисков представляют собой медиацентры (МЦ). В сущности, это специализированные персональные компьютеры, операционная система и «железо» которых ориентированы на работу с файлами мультимедиа. Хранилищем информации МЦ является жесткий диск большой емкости, поэтому все музыкальные композиции, фотографии и фильмы можно хранить в едином архиве. А поскольку медиацентры имеют встроенные модули Bluetooth и Wi-Fi, в пределах квартиры/офиса пользователи могут использовать общий МЦ для одновременного доступа к различным типам контента.

Стабильный рост спроса на МЦ ведет к их быстрому удешевлению. Сегодня в Украине можно приобрести базовый медиацентр по цене от 250 гривен без встроенного жесткого диска.

 

КОММЕНТАРИЙ

Сергей Семёнов

Принцип пиццы

Когда я слышу, что эпоха CD и DVD подходит к концу, а музыка и кино перемещаются на новые, намного более емкие носители и в Интернет, то вспоминаю, как познакомился в пресс-туре с юной журналисткой-меломанкой. И мы, как водится, из-за какого-то пустяка поссорились. Идем по старинной улице и молчим. Две минуты молчим, пять минут, десять… Наконец, она говорит: «Ну, расскажи хоть что-нибудь». Я спрашиваю: «Зачем? Представь себе, что ты среди этой красоты идешь одна». Она отвечает: «Когда я иду одна, то слушаю музыку, записанную на мобильном телефоне. А сегодня наушники в гостинице оставила»… И тут мне стало жаль наше юное поколение любителей музыки, кино и литературы (легко догадаться, что у моей попутчицы рядом с мобильным телефоном лежал в сумке ридер, а в гостинице стоял ноутбук с парой-тройкой новых фильмов).

Конечно, с одной стороны, они сейчас за несколько минут и почти бесплатно могут получить всё то, что я и мои ровесники в их возрасте искали долго (а иногда безуспешно) и доставали или по блату, или за большие деньги. Но, с другой стороны, счастье от обладания новым диском (тогда еще виниловым) или книгой было у нас прямо пропорционально затраченным усилиям. И, что самое главное, коэффициент полезного действия этого диска или книги на нас был гораздо больше. Уж если вы на LP-альбом King Crimson или изданные под одной обложкой три романа Михаила Булгакова потратили сумму, которая больше вашей месячной стипендии, то книгу вы перечитаете и обдумаете, а альбом послушаете не один раз. И, помимо текста и музыки, обратите внимание на остальное — например, концептуальную работу художника-оформителя книги и альбома. Сегодня всё это почти невозможно.

Представьте себе, что вы приехали в гости к приятелю, который живет где-нибудь в Западной Европе, и пошли с ним в пафосный ресторан, где столики надо заказывать загодя. Причем именно ресторан, а не клуб, то есть заведение, где наслаждаются кухней, а не чем-то сопутствующим ей. Долго смаковали еду и вина, делились друг с другом вкусовыми ощущениями, а в конце выложили солидную сумму, но встали из-за стола в полной уверенности, что ужин того стоил. И запомните вы его надолго.

А теперь представьте себе, что точно такую же еду вы можете заказать по телефону, как пиццу. И что привезут ее вам через четверть часа. А обойдется она вам в очень скромную сумму. Поймете ли вы, разложив ужин на картонных тарелочках рядом с компьютером, что на самом деле ели? Оцените ли труд гениального повара, который трудился над всем этим? Вряд ли.

То же самое происходит сейчас в сфере культуры. При этом мне жалко не DVD и CD — они как носители особо добрых слов не заслуживают. Так, пару лет назад я разговаривал с директором кинотеатра. Она сказала, что не любит, когда фильмы показывают с DVD. Мол, на кинопленке изображение живое, в нем есть «зерно», контраст, а на DVD всё «зализано». Придя домой, проверил это ее утверждение на одном из ранних черно-белых фильмов Микеланджело Антониони. И действительно — кадры, которые на видеокассете смотрелись как шедевр операторского искусства, на DVD выглядели плоскими, границы межу светом и тенью сглаживались, переходили в серую муть, и оттого отношения между героями тоже казались мутными и скучными. То же самое любой музыкант скажет вам о разнице между музыкой, записанной на виниловом диске и CD.

Исчезновение последних материальных носителей конкретных произведений, нивелирование музыкального альбома, фильма или книги до одной из десятков записей на флешке, доступность их в Интернете «здесь и сейчас» опасно тем, что низведет наше общение с культурой до «принципа пиццы».

И тогда мы очень быстро разучимся ощущать подлинный вкус того, что готовили для нас великие повара духа. Разве что если сходим на живые концерты или театральные постановки.



Автор: Игорь Мягченков

 печать  отправить ссылку другу  в избранное
КОММЕНТАРИИ


Нет комментариев.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ



ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ В РУБРИКЕ "НАУКА И ТЕХНОЛОГИИ"
Сланцев бряг
Точки бифуркации
Сколько будет стоить и во что выльется Украине добыча нетрадиционного газа
По звездам и спутникам
Навигация
Глава Best Business Group Евгения Дубинская рассказала о том, как с помощью GPS бороться с человеческим фактором
Проколы в броне
Годовщина отечественной войны
В первые месяцы Великой Отечественной войны Красная армия потеряла почти все свои танки. Но вовсе не потому что их было мало и они были устаревшими, как утверждает советская историография
Новая эпоха медицины
Мнение
Здравоохранение станет непрерывным процессом и войдет в нашу повседневную жизнь (пока оно представляет собой серию эпизодических событий вроде визитов к врачу). Например, каждое утро, чистя перед зеркалом зубы, мы будем проходить беглый медицинский осмотр
Что Гейтс в грядущем нам готовит?
It
Начало продаж операционной системы Windows 8 не остановило проседание рынка персональных компьютеров, но открыло новые возможности для производителей электроники
Прокрустово ложе энергоальтернатив
Энергетика
Борис Костюковский, заведующий отделом прогнозирования атомной и возобновляемой энергии Института общей энергетики НАН Украины, пояснил, почему «зеленая» и прочая альтернативная энергетика не решит проблем энергобаланса страны
ОООперация «Дигитализация»
Цифровое тв
До 1 января 2015 года Украина обязана отказаться от аналогового телевидения. Миллиардные прибыли достанутся частным компаниям
Сотня атомных лет
Энергетика
О том, чем жили, живут и будут жить атомная физика и энергетика в мире и в Украине
Парник для человечества
1913–2013 / природа
Температура на планете растет. Если так пойдет и дальше, то еще каких-то сто лет — и почти всё население Земли будет жить в тропиках. Правда, суши станет меньше, а значительная часть континентов покроется пустынями
Что век грядущий нам готовит
1913–2013 / наука и технологии
Попытка футурологического анализа с прогнозом и литературными реминисценциями






Новости компаний
Вся правда о портативных зарядных устройствах Power Bank В новых моделях гаджетов все заметнее и заметнее улучшается качество экранов, мощность камер, устройства обрастают... 04.12.2018
Как провести выходные? Сидеть дома на выходные не очень хочется. Разве что после того, как вся рабочая неделя прошла под невероятным... 28.11.2018
Эффективное оборудование для ресторанов и бара На прибыльность любого предприятия общественного питания, влияет и привлекательный дизайн помещения, и оригинальность... 20.11.2018
Что лучше: онлайн кредит на карту или деньги в долг от частного лица
Кредит онлайн на любую карту считается наиболее распространенным видом займов. Они настолько популярны, обходят... 15.11.2018
Онлайн игровые клубы Украины 10.11.2018



Публикации
Большая стирка с Александром Клименко, Максимом Слуцким и Артуром Золотаревским 14.12.2018
Новая партия Бродского и Насирова: за «банкет» платит госбюджет Украины 15.11.2018









Главная Реклама на сайте
Материалы помеченные значком имеют ограниченный доступ. Использование материалов Эксперт.UA разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на expert.in.ua
©2004-2019 Эксперт.in.ua   Реклама на сайте