Новости
Во Франции продолжают гибнуть участники протестов "желтых жилетов" По данным телеканала, 23-летний молодой человек погиб после наезда грузовика. Водителя задержали. 13.12.2018
США стремятся противостоять растущему влиянию Китая в Африке Администрация Трампа хочет видеть увеличение американских инвестиций и торговли в Африке в рамках новой стратегии,... 13.12.2018
Глава ООН на климатических переговорах призывает к компромиссу и жертвам Генеральный секретарь ООН призвал страны пойти на компромиссы в борьбе с глобальным потеплением на фоне обеспокоенности... 13.12.2018
Ученые в шоке: с Марса куда-то исчез весь метан Метан — это один из маркеров присутствия жизни, а потому астрономы уделяют его поискам особое внимание. Недавно ученые... 13.12.2018
Жителям Японии устроят искусственный звездопад Любоваться необычным зрелищем смогут жители Хиросимы и окрестностей в радиусе примерно 200 километров. Шоу намечается... 13.12.2018
Стало известно, как будут работать банковские учреждения в новогодние праздники Национальный банк Украины обнародовал порядок работы банковской системы и регламент работы системы электронных платежей... 13.12.2018
В столице Венгрии вспыхнули акции протеста (ФОТО, ВИДЕО) В столице Венгрии Будапеште вечером 12 декабря несколько тысяч человек вышли на акцию протеста. 13.12.2018
Из-за снегопада Киев сковали многочисленные пробки и ДТП В Киеве в четверг, 13 декабря, снегопады привели к серьезным затруднениям движения. Трафик осложнен не только пробками,... 13.12.2018
В Украине значительно выросло производство яиц и мяса Производство мяса и яиц в Украине за 11 месяцев выросло, а молока — снизилось. 13.12.2018
Из Украины в Польшу запустят новый поезд Из Украины в Польшу будет курсировать новый поезд № 90/89. 13.12.2018




Магазин сантехники
Предлагаем купить сантехнику в Киеве. Отличная цена!
dushik.com.ua

Курс банковских металлов НБУ Курсы валют Стоимость нефти (ICE)
грн./тр.унциюИзм., %
Золото33970.671-0.317
Серебро403.595+0.875
Платина23487.475+0.062
 ПродажаПокупкаНБУ
USD28.04027.81027.796
EUR32.05031.42531.554
RUB0.4400.3300.423
$/баррельИзм., %Дата
BRENT60.18+2.35Nov
WTI67.49-0.8446Aug
GAS OIL630.25-0.5157Aug
Культура / №7(337) 27 ФЕВРАЛЯ 2012
Семь фишек Бориса Эйфмана    Печатная версия    в избранное
БАЛЕТ
Киевские гастроли санкт-петербургского театра балета Бориса Эйфмана еще раз доказали, что лучшая театральная стратегия — это ориентация на зрителя

Первые гастроли санкт-петербургского Государственного академического театра балета Бориса Эйфмана в октябре 1977-го прошли в Киеве. Сам театр появился на свет в Ленинграде за месяц до этого. «И сразу во Дворце "Украина" и с большим скандалом, — рассказывает российский хореограф, балетмейстер и художественный руководитель театра Борис Эйфман, — потому что мы привезли балет на музыку Pink Floyd, и буквально за несколько часов до начала спектакля нам передали, что местные партийные руководители запретили представление. И тогда Алла Осипенко, которая должна была танцевать в нем, сказала, что если нам не разрешат выйти на сцену, она покончит жизнь самоубийством. И, видимо, партийное руководство испугалось, что та действительно это сделает, и разрешило спектакль. Был большой скандал и огромный успех».  

С тех пор многое изменилось, но одно осталось неизменным — балет Эйфмана всегда пользуется огромным успехом у зрителей. Это подтвердилось и неделю назад в Киеве, где во время дважды показанного театром спектакля «Анна Каренина» зал то и дело аплодировал, а после окончания представления вставал и устраивал овацию. С точки зрения профессионалов, главное отличие хореографии питерского балетмейстера от традиционного советского и постсоветского «большого стиля» заключается в сочетании неоклассического балета с современным танцем. Однако простому зрителю это не так уж важно. Его в балетах Эйфмана привлекает прежде всего яркая эмоциональность и бьющая в глаза красота, что в полной мере сказалось в показанной в украинской столице постановке.

Топ-модели на сцене

Начнем с главного — артистов. Исполнительницы роли Анны Карениной Мария Абашова (первый спектакль) и Нина Змиевец (второй), по меткому выражению одной журналистки, присутствовавшей на киевской пресс-конференции, посвященной гастролям театра, больше похожи на моделей с подиума, чем на балерин. Они обладают яркой внешностью, худы и очень, по балетным меркам, высоки. Эйфман объяснил это так: «Балет — игра линий, поэтому танцовщицы в моем представлении должны обладать удлиненными формами». И добавил в шутку, что как мужчине ему нравятся высокие женщины.

Игрушечный паровоз сына как предвестник трагического финала (сцена из балета «Анна Каренина»)

Шутки шутками, но яркая внешность актеров — одна из фишек театра балета Эйфмана. Длинноногие красавицы нравятся не только мастеру, но и зрителям-мужчинам — точно так же, как зрительницам нравятся танцующие у Эйфмана высокие атлетичные красавцы. В привезенном в Киев балете даже муж Анны, который в романе Льва Толстого и его многочисленных экранизациях и театральных инсценировках выглядит как невзрачный немолодой чиновник, ничуть не проигрывает во внешности Вронскому. Более того, у исполнявшего в украинской столице роль Каренина Олега Маркова хореография смотрелась даже лучше, чем у Вронского (Сергея Волобуева и Олега Габышева), поскольку в ней было больше драматизма и энергетики.

Дело в том, что Каренин в «эйфмановской» версии не менее сексапилен, чем Вронский. (Вот вам еще одна фишка питерского балетмейстера — неожиданность трактовок классики.) У Толстого муж Анны страдает не столько от супружеской измены, сколько от того, что жена не скрывает ее, и тем самым делает смешным его положение в обществе. А вот в балете Эйфмана Каренин — полный сил мужчина с широкими плечами и мощными бицепсами, мучающийся из-за того, что ему отказала любимая женщина. Недаром эта сюжетная линия начинается в установленной на сцене кровати (одном из нескольких показанных в спектакле любовных лож, но об этом чуть позже). Причем и сама Анна страдает не меньше — и потому, что, полюбив другого, не может спать с мужем, и оттого, что понимает, какую боль причиняет еще недавно родному человеку. 

Балет плюс драма

Мизансцены Эйфмана смотрятся, как картины (сцена из балета «Чайковский»)

Человек, не побывавший на представлении, может удивиться — как можно показать в балетной сцене столь сложную амбивалентность чувств? Эйфману это удается за счет еще одной фирменной фишки своего театра — симбиоза балета и драматического представления. Его хореография в такого рода сценах — это не просто, как у многих, набор прыжков, поддержек и балетных поз, она наполнена психологическим смыслом. Поэтому, например, изломанные и угловатые жесты четы Карениных и потрясающая «кафкианская» пластика Анны в сцене, где она находится под воздействием морфия, — не дань современному танцевальному авангарду, а выражение внутреннего состояния героев.

Правда, в результате в театре Эйфмана, по его признанию, существует проблема новых кадров. Сам он говорит по этому поводу так: «Нам нужны актеры, которые могут выразить смысл и эмоции языком тела, через танец. Встретить индивидуальность такого уровня очень трудно, поэтому мы не пополняемся так часто, как хотелось бы, артистами одной группы крови с нами. В современном балете встречаются в основном техничные виртуозные танцовщики, но они, как правило, мягко говоря, небольшого роста и не очень "взрачной" внешности. И это, скорее, спортсмены, танцующие хореографию». А на вопрос «Эксперта», пользуется ли он услугами приглашенных актеров, Эйфман ответил: «У нас бывали такие случаи, но они почти всегда оказывались неудачными. Еще не получалось, чтобы какая-нибудь звезда другого театра "заскочила" к нам на какое-то короткое время, что-то выучила и удачно станцевала. У нас есть своя специфика, свой стиль, своя энергетика движений, и поэтому артистам, замечательно танцующим, скажем, "Баядерку" или "Спящую красавицу", не удается так же хорошо отработать у нас. Это не значит, что они не могут, просто для этого нужно больше времени, которого у них нет. Да мы и не нуждаемся в этом. Главное, чтобы наши артисты были здоровы и могли танцевать».

Довести до катарсиса

Что касается несколько раз появляющейся на сцене кровати, то эротика действительно играет в этом балетном спектакле Эйфмана большую роль — в отличие от романа Толстого, где она растворена в большой и подробной картине жизни общества. Питерский хореограф тоже мог пойти по этому пути и ввести в свой балет более подробный фон тогдашней Российской империи, становящейся на капиталистический путь. (Кстати, когда перечитываешь роман Толстого, сходство внешних примет того времени с нынешним поражает.) Он мог бы использовать и другие любовные линии, которые тянутся через весь роман. Однако выделил только любовный треугольник «Анна—Каренин—Вронский» и выиграл, поскольку это дало ему возможность выстроить на сцене единое сквозное действие, не отвлекаясь на побочные эпизоды.

А это, в свою очередь, позволило постановщику постепенно, по нарастающей, поднимать эмоциональный «градус» представления — вплоть до эпизода самоубийства Анны, когда внезапно включенные на полную мощность прожектора, бьющие в глаза зрителям, точно передают высшую степень эмоционального накала в зрительном зале. Музыковеды пишут о «бесшовной» музыке «Анны Карениной», составленной из фрагментов разных произведений Петра Чайковского и саунд-эффектов Леонида Еремина (Эйфман всегда сам подбирает и выстраивает музыкальное сопровождение своих балетов). Но точно так же можно говорить и об очередной фишке — «бесшовном» действии: «Анна Каренина» не воспринимается, как это часто бывает в балете, как спектакль, который можно разбить на отдельные номера. И поэтому у зрителей не создается впечатление, что они смотрят балетный концерт. Они ощущают себя свидетелями трагедии. После представления одна из зрительниц сказала: «У меня было такое ощущение, что это я, а не Анна, бросилась под поезд». И это еще одна фишка Эйфмана — умение вызывать у зрителя сильные эмоции, создавать, как говорит он сам, «театр страстей и трагедий, но трагедий, воспринимаемых не как разрушение, а как катарсис, через который человек может возродиться».

Неоклассицизм плюс авангард (сцена из балета «Онегин»)

Свет, цвет, кордебалет

Я уже сбился со счета, перечисляя эйфмановские фишки, но к этому списку надо добавить как минимум еще две — художественное оформление спектакля и кордебалет. Световое оформление Олега Фильштинского можно сравнить с ролью кинооператора в кино — свет в балете то выделяет одного-двух актеров, погружая остальную сцену во тьму, то придает им рельефные скульптурные очертания, то бежит вслед за танцовщиком. Декорациям по эскизам Зиновия Марголина удается быть одновременно роскошными и легкими, почти условными. Костюмы по эскизам Вячеслава Окунева элегантны и разнообразны, а их количество просто поражает воображение — один только кордебалет переодевается в «Анне Карениной» семь раз.

Правда, кордебалет того стоит, он у Эйфмана — не мальчики и девочки «на подтанцовках», а самостоятельная творческая единица с эффектными самодостаточными номерами, от яркого характерного танца до авангардной психоделической хореографии. Так, в «Анне Карениной» на сцене одновременно находятся до тридцати человек, которые в бешеном темпе движутся по расписанным Эйфманом сложным траекториям, то сливаясь в пары и группки, то снова распадаясь, как капельки ртути. И диву даешься, как им удается при этом ни разу не сфальшивить. А финальная сцена самоубийства Анны, где кордебалет во всё убыстряющемся угрожающем темпе изображает поршни и колеса поезда, — просто шедевр.

Кордебалет — одно из главных действующих лиц в театре Эйфмана (сцена из балета «Карамазовы»)

Остается добавить интересный факт — трое из четырех артистов, исполнивших в Киеве главные роли, не просто уроженцы нашей страны, но и учились здесь в хореографических училищах. Как говорит сам Эйфман, украинская балетная школа сегодня питает весь мир очень профессиональными кадрами. Кроме того, считает он, украинские танцоры — это южные темперамент и красота, открытые эмоции, то есть то, что нужно сейчас театру.

Так что шансы на будущее у нашего балета есть — нам бы только овладеть хотя бы двумя третями эйфмановских фишек. А театр балета Бориса Эйфмана после Киева поедет показывать «Анну Каренину» на лучших сценах Лондона, Берлина, Токио и Вены (в Нью-Йорке и Париже он уже побывал).

Надо удивлять
Борис Эйфман — российский хореограф, балетмейстер и художественный руководитель санкт-петербургского Государственного академического театра балета Бориса Эйфмана

— Для балетоманов всего мира театр балета Эйфмана — такой же бренд, как Мариинский и Большой театры. К чему это вас обязывает?

— Мариинский и Большой театры создали свои бренды много лет назад, мы же — относительно недавно. И это обязывает нас к тому, чтобы постоянно искать новые идеи и новые формы, создавать спектакли, которые не разочаровывали бы, а поднимали репутацию театра. Вот мы сделали три премьеры на основе русской классики — «Анна Каренина» по Льву Толстому на музыку Петра Чайковского, «Чайка» по Антону Чехову на музыку Сергея Рахманинова и «Онегин» по Пушкину на музыку Чайковского и современного композитора Александра Ситковецкого. Казалось бы, можно немножко передохнуть и погреться в лучах славы. Но не получается.

А не получается потому, что наши импресарио во всём мире спрашивают: «Что привезете нового? Какой балет будет следующим?» И поэтому приходится крутиться. Конечно, это непросто мне и моим артистам, ведь зрителей надо постоянно удивлять. Знаете наверное, что Сергей Дягилев (один из самых знаменитых деятелей балета прошлого века. — «Эксперт»), собирая в очередной раз свою команду, всегда спрашивал: «Чем будем удивлять?» Вот этот вопрос для меня всегда актуален — в отношении и себя, и труппы. И своей последней премьерой в ноябре, балетом «Роден», мы доказали, что являемся «живым театром», постоянно создающим новый, конкурентоспособный в мире репертуар.    

— Если говорить об упомянутом вами балете «Анна Каренина», то в романе Толстого параллельно роману Анны и Вронского развиваются еще две сюжетные линии: любовь Кити и Левина и крах семейной жизни Долли и Стивы, которые обогащают эту тему новыми смыслами. У вас не было сожалений, когда вы отказались от них?

— Нет, не было. Нельзя объять необъятное. Есть огромный роман Толстого, и есть балетный спектакль. Главное, что мы сделали, — почувствовали и показали, что Толстой задолго до Фрейда совершил психоаналитическое погружение в глубины души Анны, показал ее трансформацию и неизбежность падения. Если читать роман внимательно, то видишь там знаки, что вся трагедия Анны была предрешена заранее. И чтобы воплотить всё это на сцене, одного балета не хватит.

Мы показали по-новому и мужа Анны, который далеко не такая простая и уж, во всяком случае, не отрицательная фигура. Он хороший семьянин и отец, а если постоянно занят на работе… я тоже постоянно занят на работе, но это же не повод, чтобы жена от меня сбежала к любовнику. Вы увидите сцену, где Анна принимает морфий — эту тему раньше все обходили стороной, но ведь сам Толстой пишет, что она без морфия существовать уже не могла. Для меня эти слова открыли бездну, в которую Анна ушла и не вернулась.

Мы попытались в этом спектакле разрушить прежние стереотипы, открыть неизвестное в известном. Это наше видение, с которым можно соглашаться или не соглашаться.

— Вы сказали «новое видение». Но с точки зрения современной общественной морали у Анны особых причин бросаться под поезд нет…

— Тут надо вспомнить, как Толстой писал, что в Анне зародилось другое существо. И оно уничтожало ее прежнюю сущность и порождало эту сатанинскую, черную, разлагающую страсть, делало ее всецело сексуально зависимой. И она убила не себя, не Анну Каренину, мать и жену, а то существо, которое было несовместимо с ней, прежней Анной. Вот она и бросилась под поезд. А некоторые на ее месте действительно прекрасно живут с этим.

— Балетный театр с роскошными, как у вас, костюмами и эффектными декорациями — дорогое удовольствие. Насколько важна для театра балета Эйфмана коммерческая составляющая?

— Деньги для нас важны. Для того чтобы быть на уровне мировых балетных стандартов, мы вкладываем большие средства в совершенствование технического оборудования, покупаем дорогостоящую световую, звуковую и видеоаппаратуру. Не жалеем денег на декорации и костюмы, платим хорошие зарплаты актерам. Они вам всё равно скажут, что мало (смеется), но я руковожу театром балета уже тридцать пять лет, и помню времена, когда наши артисты завидовали своим западным коллегам, уходили из хороших театров и убегали на Запад в плохие провинциальные труппы для того, чтобы получать больше денег, и ломали свою судьбу. Подобных трагедий было очень много, поэтому я всю жизнь стремился создать такую финансовую базу, чтобы мои артисты не завидовали западным. И, на мой взгляд, я этого добился. У нас в театре актеры получают зарплату, гонорары, премии. Здесь создан фонд, из средств которого театр оплачивает лечение травм и болезней. Естественно, для всего этого нужны деньги.

Мы получаем их из трех источников. Первый — государственное финансирование. Второй — грант от правительства, который для нас очень важен, потому что выделенных бюджетных средств недостаточно. Третий источник — то, что мы зарабатываем сами. Это небольшие деньги, потому что у нас пока нет своей сцены, мы зависим от гастролей и не можем торговаться с нашими импресарио, говоря: «Вот за такую-то сумму мы поедем, а если она будет меньше, мы лучше будем танцевать дома и больше заработаем». Кроме того, артисты должны танцевать, чтобы быть в форме, гастроли им интересны, это их жизнь и престиж театра. Но доход от гастролей, повторю, небольшой, и в основном он уходит как раз на то, чтобы мои актеры не завидовали западным.





Автор: Сергей Семёнов

 печать  отправить ссылку другу  в избранное
КОММЕНТАРИИ


Нет комментариев.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ



ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ В РУБРИКЕ "КУЛЬТУРА"
Лондон станет украинским
В Лондоне 17–19 октября впервые состоится масштабный культурный фестиваль «Дни Украины в Великобритании», инициатором и организатором которого стал благотворительный фонд Firtash Foundation при финансовой поддержке международной группы компаний Group DF
Юбилейный джаз
В первые выходные дни осени, 4–8 сентября, в поселке Коктебель в пятый раз к шуму морского бриза присоединяется джаз
Музей, в котором не скучно
Изобразительное искусство
Столичный «Мистецький Арсенал» переворачивает традиционные представления о том, какой должна быть музейная экспозиция
Радуга на экспорт
Кинематограф
Обладательница «Золотой камеры» Каннского кинофестиваля и номинантка на «Оскар» Нана Джорджадзе рассказала «Эксперту» о том, что считает главным в кино и в жизни
Зависимые независимые
Точки бифуркации
Открывшийся в комплексе «Мистецький Арсенал» масштабный проект «Незалежні» показывает, как за двадцать лет независимости менялись представления отечественных художников о том, что такое Украина
Образцовое село Леонида Кучмы
Новые дворянские гнезда
Малая родина второго президента Украины выглядит такой, каким хотелось бы видеть каждое украинское село — зажиточным, отстроенным со вкусом, но без излишеств
Школа, техника, душа
Кинематограф
Кинофестиваль в Одессе наглядно показывает, что молодой мировой кинематограф, вопреки всем прогнозам, продолжает развиваться, а мастерство, раньше доступное лишь единицам, становится достоянием многих
Рок-колокола Новоселицы
Фестивали
Крупнейший рок-фестиваль страны может в следующем году переехать из-под Днепропетровска в Киев
Украинская мечта Татьяны Засухи
Новые дворянские гнезда
Пока Украина еще только собирается когда-нибудь стать членом Евросоюза, село Ковалёвка, судя по виду его центра, в него уже вступило
Дорогое качество
Компания Steinway Musical Instruments, производящая уникальные рояли и другие музыкальные инструменты, будет продана





   карта сайта


Новости компаний
Вся правда о портативных зарядных устройствах Power Bank В новых моделях гаджетов все заметнее и заметнее улучшается качество экранов, мощность камер, устройства обрастают... 04.12.2018
Как провести выходные? Сидеть дома на выходные не очень хочется. Разве что после того, как вся рабочая неделя прошла под невероятным... 28.11.2018
Эффективное оборудование для ресторанов и бара На прибыльность любого предприятия общественного питания, влияет и привлекательный дизайн помещения, и оригинальность... 20.11.2018
Что лучше: онлайн кредит на карту или деньги в долг от частного лица
Кредит онлайн на любую карту считается наиболее распространенным видом займов. Они настолько популярны, обходят... 15.11.2018
Онлайн игровые клубы Украины 10.11.2018


Публикации
Новая партия Бродского и Насирова: за «банкет» платит госбюджет Украины 15.11.2018
Как сделать выходные яркими с ivi.ru 11.10.2018









Главная Реклама на сайте
Материалы помеченные значком имеют ограниченный доступ. Использование материалов Эксперт.UA разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на expert.in.ua
©2004-2018 Эксперт.in.ua   Реклама на сайте